Рабочий учебный план по программе дополнительного образования Введение в языкознание

Данный курс для общеобразовательной школы, а также для учебного плана МОУ ОШ №104. Курс направлен на повышение лингвистической компетенции учеников. Это позволяет неформально подойти к решению сложной задачи - сформировать у детей собственный взгляд на язык.Всего часов: 34, 1 в неделю.Цели курса:-сформировать, воспитать коммуникативную личность-создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами-формирование умения общаться, вести дискуссии, выражать свою...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема и тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Вид контроля

Дата проведения

1.

Лингвистика - наука о языке

Что такое лингвистика. Какие разделы в себя вмещает наука о языке. Появление лингвистики. Становление отечественной науки о языке.

Иметь общее представление о лингвистике. Знать основные разделы лингвистики.

Фронтальный опрос

план

факт



2.

Знаки вокруг нас. Язык - знаковая система

Понятие знака в лингвистике. Системность и целостность раздела науки о языке.

Знать понятие знака в языковой системе.

Фронтальный опрос



3.

Язык и общество. Вербальные и невербальные формы общения

Связь языка и общества. Язык - явление социальное. Общение при помощи вербальных и невербальных средств.

Уметь различать вербальные и невербальные средства общения. Иметь представление о социальной функции языка.

Устный опрос



4.

Происхождение языка

Основные теории происхождения языка. Теория звукоподражательная и междометная. Теория социального договора. Теория трудовых выкриков. Теория Божественного происхождения. Биологическая теория.

Знать основные теории происхождения языка

Фронтальный опрос



5.

Живые и мёртвые языка

Мертвые языки: санскрит, латынь, церковнославянский, кашубский, коптский, полабский. Живые языки и их развитие.

Знать понятие мёртвого языка, основные мёртвые языки. Уметь отличать от живых.

Устный опрос



6.

Естественные и искусственные языки

Понятие языка естественного. Искусственные языки. Эсперанто. Целенаправленное создание искусственных языков.

Знать языки естественные. Уметь отличать естественные языки от искусственных.

Фронтальный опрос



7.

Языки и диалекты

Формирование диалекта в истории языка. Диалекты в современном русском языка. Северное и южное наречие.

Знать понятие диалекта.

Знать северное и южное наречие. Уметь различать их.

Фронтальный опрос



8.

Предпосылки возникновения письма

Шумерская письменность. Пиктография. Рисуночное письмо.

Знать основные предпосылки возникновения письма у разных народов

Устный опрос. Беседа



9.

Пиктографическое письмо

Пиктографическое письмо в месопотамской, египетской, китайской и других культурах. Невербальная коммуникация

Знать причины возникновения пиктографии, особенности пиктографического письма

Беседа. Фронтальный опрос



10.

Идеографическое письмо

Развитие идеографии и мышления. Иероглиф. Развитие идеографии в Египте и Китае

Знать понятие идеографии. Уметь отличать от пиктографии

Устный опрос.



11.

Переход к звукобуквенному письму

Зарождение алфавита. Алфавитное письмо.

Знать время появления звукобуквенного письма, признаки и особенности алфавитной системы.

Фронтальный опрос



12.

Сравнительно-исторический метод в языкознании

Понятие сравнительно-исторического языкознания. Методы сравнительно-исторического языкознания. Основные идеи и представители данного метода. Философия Гумбольдта.

Знать метод сравнительно-исторического языкознания

Беседа



13.

Праиндоевропейцы и их языки

Зарождение праиндоиевропейских языков. Праиндоевропейские племена.

Знать предпосылки становления языков индоевропейской семьи

Устный опрос



14.

Классификация индоевропейских языков

Теории происхождения индоевропейской семьи языков. Основные ветви и группы языков, входящие в индоевропейскую семью. Романская, славянская, германская группа языков и др.

Знать основные группы, составляющую индоевропейскую. Семью языков

Беседа



15.

Славянская и балтийская группы

Основные языки, входящие в славянскую и балтийскую группу языков. Родство славянской и балтийской группы языков

Знать основные языки славянской и балтийской группы

Фронтальный опрос



16.

Кельтская группа. Греческий, албанский, армянский языки

Кельтская группа языков. Родство и отличие греческого, армянского и албанского языков

Знать основные отличия греческого, армянского и албанского языков

Устный опрос. Беседа по вопросам



17.

Германские и романские языки

Основные языки, составляющие германскую и романскую группы. Английский, французский, немецкий

Знать языки, входящие в романскую и греческую группы

Беседа. Устный опрос



18.

Другие языковые семьи. Мировые языки

Алтайская семья, кавказская семья, алтайская, тайская семья и др.

Знать мировые семьи языков

Фронтальный опрос



19.

Пресс-конференция по теме «Классификация языков мира»

Представление и защита генеалогического древа

Уметь классифицировать основные языковые семьи мира, языки

Составление на ватмане языковых семей мира



20.

Уровни языка. Фонетический уровень

Понятие фонетики. Основные фонетические категории. Фонетика и фонология. Транскрипция

Знать понятие фонетики, основные фонетические аспекты

Устный опрос. Беседа



21.

Артикуляционная база языка. Речевой аппарат человека

Понятие артикуляции в языкознании. Формирование звуков: рот, верхние и нижние зубы, мягкое и твёрдое нёбо, лёгкие, бронхи, трахеи и др.

Знать этапы формирования звука, речевой аппарат

Устный опрос



22.

Гласные и согласные

Гласные звуки и согласные звуки. Парность по мягкости/твёрдости, глухости/звонкости. Мягкие согласные. Сонорные. Твёрдые согласные

Уметь различать гласные и согласные звуки, определять глухость и мягкость у согласных

Беседа. Устный опрос



23.

Фонема

Понятие фонемы в современном русском языке. Основные признаки фонемы. Отличие фонемы от звука

Знать понятие фонемы. Уметь различать фонему и звук

Фронтальный опрос



24.

Ударение и интонация

Русское ударение. Логическое ударение. Виды интонаций. Роль интонаций в предложении

Знать виды ударений и интонаций

Беседа по вопросам



25.

Соотношение звуков и букв в разных языках. Транскрипция

Понятие звука и буквы. Оформление звука на письме. Транскрипция. Основные знаки русской транскрипции

Знать основные знаки русской транскрипции

Письменный опрос, написание транскрипции



26.

Круглый стол по теме «Фонетический уровень языка»

Основные понятия фонетического уровня языка

Умение демонстрировать и проявлять знания, полученные на уроках фонетики

Карточки с заданиями, вопросы



27.

Слово - основная единица языка

Признаки слова. Отличие слова от предложения и словосочетания. Основные функции слова

Знать основные признаки и функции слова

Беседа, устный опрос



28.

Многозначность

Виды полисемии. Понятие многозначности. Омонимы. Разновидности омонимов.

Знать, что такое полисемия, омонимы, виды омонимов

Беседа, фронтальный опрос



29.

Виды переносных значений

Перенос значений по сходству(метафора), по смежности (метонимия, синекдоха)

Знать основные виды переносных значений

Ответы на вопросы



30.

Деление слов на классы. Тематические группы слов

Общее лексическое значение, объединяющее слова с понятием

Уметь классифицировать слова по тематическим группам

Беседа



31.

Лексический разбор слова

Определение основного лексического значения слова, определение переносного значения слова

Уметь определять основное лексическое и переносное значение

Устный опрос



32.

Семинар по теме «Слово и его значение»

Связь слова и его лексического значения. Понятие. Денотат. Сигнфикат. Коннотация

Знать основные понятия значения слова: денотат, сигнификат, коннотация

Групповая работа



33.

Систематизация и обобщение изученного






34.

Зачёт за курс 7 класса








© 2010-2022