- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6-7 классах «Лингвистический аукцион»
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6-7 классах «Лингвистический аукцион»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кравченко Т.Б. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Поворино
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6-7 классах
«Лингвистический аукцион»
Составила и провела
учитель русского языка
и литературы
Кравченко Т.Б.
г. Поворино
2015-2016 уч. год
За несколько дней до проведения аукциона инициативная группа учащихся выпускает бюллетень «Знаешь ли ты свой язык?»
В е д у щ и й - учитель русского языка.
У ч а с т н и к и - 2 команды учащихся 6-7 классов.
С ч е т н а я к о м и с с и я - несколько учащихся.
Б о л е л ь щ и к и - все остальные школьники.
В е д у щ и й . Добрый день, дорогие гости! Приветствую вас на нашем аукционе. Напоминаю, что аукцион - это публичная распродажа. Покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену. Прошу обратить внимание на то, что аукцион - лингвистический. На продажу будут выставлены вопросы по русскому языку. А покупать вы их будете за «умы». «Умов» сегодня у каждой команды по пять. В течение игры вы можете как увеличить свой «ум», так и стать банкротом. Я называю вопрос, если вы решаете отвечать, то называете цену (1-2 «ума»), и тогда право ответа остается за вами. Если ответ правильный, вы получаете дополнительный «ум» к ставке, которую сделали. Если вы ошиблись - не отчаивайтесь: вы узнаете много нового и проверите свои знания. А теперь выберите себе капитана и придумайте названия команд.
Лот №1. Язык - вещь великая!
Послушайте легенду.
Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить «самую лучшую вещь в мире». Эзоп пошел на базар и принес…язык. «Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?» - спросил Ксанф. «Конечно, - ответил Эзоп. - Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?» - «Хорошо. Иди опять на базар и принеси мне теперь самую худшую вещь в мире», - сказал Ксанф. Эзоп ушел и принес…
- Что принес Эзоп? Прав ли он? (Да, он был прав: язык может быть и самой лучшей, и самой худшей вещью в мире. Язык дает нам возможность понимать друг друга. С помощью языка писатели, поэты создают свои прекрасные произведения, борцы за свободу призывают людей к борьбе. Но словом же можно, как писал Л.Н.Толстой, служить вражде и ненависти.)
Лот №2. Этимология русских слов.
Каково происхождение названий: голубой, оранжевый, лиловый, фиолетовый, коричневый? (Голубой получил свое название от цвета оперения шейки голубя. Оранжевый - от цвета апельсина (англ. orange - апельсин). Лиловый получил название от цвета сирени (лат. lilos «сирень»). Фиолетовый - цвет фиалки (лат. viola «фиалка»). Коричневый цвет получил свое название от цвета корицы, а корица, в свою очередь, образовалось от слова «кора».)
Лот №3. Загадка русской речи.
Почему мы так говорим: прочитать от доски до доски? (У старинных книг были деревянные обложки, украшенные золотом и драгоценными камнями.)
-3-
Лот №4. Дни недели рассказывают о себе.
Что значат названия дней недели? (Названия дней недели почти все пришли к нам из славянских языков. Воскресение - образовано от кръсити « воскрешать», производного от кръсъ «оживление, здоровье». В общеславянском языке этот день назывался неделей, что означало день отдыха: не делати). Понедельник - образовано на базе формы по недъле (значит: после недели, т.е. воскресения). Вторник - буквально: второй день. Среда - середина, т.е. день, который находится в середине недели. Четверг - от общеславянского чьтвьргъ; означает «четвертый день». Пятница - от общеславянского пъть «пятый», т.е. пятый день. Слово суббота заимствовано из старославянского, в котором восходит к греческому sabbaton, в свою очередь заимствованному из древнееврейского, корень тот же, что и в слове шабаш - «отдых, конец работы».)
Как перечислить 5 дней недели, не называя ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
Лот №5. Звуки и буквы.
За 2 минуты напишите 5 слов, в которых больше будет звуков, чем букв, и 5 слов, в которых больше будет букв, чем звуков. (Например, яма, Яша, елка, яр, вьет; лестница, масса, терраса, помощь, рожь.)
Лот №6. Загадки фразеологии.
Определите значение фразеологизмов: Хватать верхи (иметь неглубокие знания); Душа нараспашку (открытый человек); Дело в шляпе (все в порядке); Вбить в голову (внушить); Ударить по рукам (заключить сделку); Шито белыми нитками (плохо скрыто); Молоко на губах не обсохло (молодой еще); Играть в бирюльки (заниматься пустяками).
Лот №7. Русское ударение.
Расставьте ударение: брала, звонит, отдали, отдала, приняли, взяли, взяло, взяла.
Лот №8. 24 мая.
Кто составил старославянскую азбуку? (Старославянская азбука была составлена Кириллом и его братом Мефодием по просьбе моравских князей. 24 мая - день славянской письменности.)
Лот № 9. У истоков…
Дайте толкование древнерусским словам:
замураветь - … заутреня - …
хоругвь - … вестимо - …
одесную - … искони - …
ошуюю - … отселе - …
пращур - … оболокивать - …
баить - … боян - …
обет - …
-4-
Пока команды думают, проводится Конкурс болельщиков.
-
Первое - нота, второе - игра, а целое встречается у столяра. (долото.)
-
В каком глаголе содержится сто отрицаний? (стонет.)
-
В каком слове 40 гласных? (сорока.)
-
Какая часть ноги содержит сто элементов танца? (стопа.)
-
Какую часть слова можно найти в земле? (корень.)
-
Какой город летает? (Орел.)
-
Чем заканчивается день и ночь? (ь)
-
Как написать сухая трава четырьмя буквами? (сено.)
-
Во время грозы мы наблюдаем гром и молнию. А что вы слышите между ними? (и)
-
Какой полуостров жалуется на свою величину? (Ямал.)
Лот № 10. Варианты для талантов.
Подберите русские варианты поговорок:
Жить как петух на откормке (франц.) - кататься как сыр в масле.
Покупать зайца в мешке (чеш.) - покупать кота в мешке.
Когда на ладони вырастут волосы (польск.) - когда рак на горе свистнет.
Когда свинья в желтых шлепанцах вскарабкается на грушу - когда рак на горе
свистнет.
Кричать в свинячий голос (укр.) - кричать на всю ивановскую.
И в хорошем огороде есть гнилые овощи (осет.) - в семье не без урода.
Лот № 11. Умная речь - умей ее изречь!
Исправьте речевые и грамматические ошибки:
У князя в сакле собрались много народу. (Собралось)
Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте. (Омываемая)
Мы приобрели средство для радикулита. (От)
Шекспира следует изучать в школе более глубже. (Творчество Шекспира,
более глубоко)
Пятеро автобусов не вышло на трассу. (Пять)
Женщина ушла в кредит на время воспитания ребенка. (В декрет)
Я получила восхищение, прочитав «Гранатовый браслет». (Испытала)
В жаркий день приятно бродить по теневым аллеям. (Затененным)
Она была очень эффективной женщиной. (Эффектной)
Прочитав это произведение, мне пришла в голову мысль написать следующее…
(После прочтения…)
Пока команды готовят ответ, проводится Конкурс болельщиков.
Послушайте вредный совет Г.Остера и назовите количество глаголов в
форме повелительного наклонения:
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома -
-5-
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты ж во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски поменьше,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками -
Ложкой больше зачерпнешь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье -
Трудно будет вынимать.
Лот № 12. Словарное золото.
-
Закончи пословицы и поговорки:
Не гордись званьем… (а гордись знаньем).
Какова пряха… (такова и рубаха).
Не спрашивай старого… (а спрашивай бывалого).
В огороде бузина… (а в Киеве дядька).
Сколько голов… (столько и умов).
Не рой другому яму… (сам в нее попадешь).
Дружба дружбой… (а служба службой).
-
Начни пословицы:
… а честь смолоду (Береги платье снову…).
… полезай в кузов (Назвался груздем…).
… не говори, что не дюж (Взялся за гуж…).
… по уму провожают (По одежке встречают…).
… голому - рубашка (С миру по нитке…).
… не накинешь платок (На чужой роток…).
… он все в лес смотрит (Как волка ни корми…).
… а человек - место (Не место красит человека…).
… а в несчастье утешает (Книга в счастье украшает…).
Лот № 13. Фразеологизмы «с ног до головы».
Послушайте текст и сосчитайте количество фразеологизмов, объясните их значение.
- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес!.. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей у него больше не будет!
- Да, положа руку на сердце, ведет он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда - руку даю на отсечение - он сразу перестанет распускать руки!
-6-
- Спору нет - горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но я думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову! (21 фразеологизм)
Лот № 14. Домино из пословиц.
Половинки пословиц написаны на разных карточках. Участники команд собирают пословицы на время.
Век живи - … что можно сделать сегодня.
Под лежачий камень - … поговорим ладком.
Сядем рядком - … вода не течет.
Слезами - … век учись.
Повинную голову - … товарищей нет.
Не красна изба углами - … меч не сечет.
В гостях хорошо - … а красна пирогами.
На вкус и цвет - … по уму провожают.
По одежке встречают - … а дома лучше.
Слово не воробей - … полезай в кузов.
Назвался груздем - … вылетит - не поймаешь.
Жизнь прожить - … лучше доброй ссоры.
Не откладывай на завтра то - … не поле перейти.
Уговор - … голому рубашка.
Старый конь - … дороже денег.
Худой мир - … борозды не испортит.
С миру по нитке - … горю не поможешь.
Конкурс капитанов. Занимательные задачки.
1. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой О.)
2. Есть ли у земли лицо? Докажите. (Есть: стереть с лица земли.)
3. Какую букву можно спрятать за местоимение, чтобы получить
животное? (За Я Ц - заяц.)
4.Может ли свет находиться в жидком состоянии? Докажите. (Да: пролить свет на что-либо.)
5. Есть ли ноги у книги? (Да, если ее держат вверх ногами.)
6. Я - в озерах и реках, но в воде меня нет; я - в арбузах и огурцах, но в дынях меня нет. О чем идет речь? (Буква Р.)
7. За каким звуком спрятано большое, просторное помещение? (За Л - зал.)
8. Ради какого звука русский изобретатель Попов нашел способ передавать человеческую речь без помощи провода? (Ради О - радио.)
9. Какой алфавит состоит из шести букв? (Азбука.)
10. Как написать слово глаз тремя буквами? (Око.)
11. Есть выражение дом сгорел дотла. Что такое тло? (Основание, дно.)
Итоги аукциона.
В е д у щ и й . Слово счетной комиссии (подсчет «умов», выявление команды-победительницы, которой достается переходящий знак «ять» (ъ),
-7-
поскольку известное выражение «знать на ять» означает «хорошо», «отлично»). В заключение нашей встречи прозвучит стихотворение «Дорогие слова»:
Дядя Саша огорчен.
Рассказал он вот о чем…
- Видел Настю-октябренка
Я на улице сейчас.
Настя - славная девчонка.
Настя ходит в первый класс!
Но… давно уже от Насти
Я не слышу слова…(«здрасте!»)
А слово-то какое -
Очень дорогое!
Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!..
Но, представьте, - зря от Вити
Ждал я слова… («извините!»)
А слово-то какое -
Очень дорогое!
Дед про внучку говорил:
- Экая досада!
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба.
Ну, сказала бы… («спасибо!»)
Слово-то какое -
Очень дорогое!
В е д у щ и й . Дорогие друзья, цените слова, относитесь к ним с пониманием, говорите людям побольше добрых, приятных слов…
-8-
Цель мероприятия: 1) повышение интереса учащихся к родному русскому языку, воспитание любви к русскому слову;
Задачи мероприятия:
1) проверить в занимательной игровой форме знаний учащихся в области лингвистики;
2) приобщить учащихся к совместной групповой деятельности;
3) развивать творческие способности учащихся.
-2-