Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6-7 классах «Лингвистический аукцион»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Поворино










Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6-7 классах




«Лингвистический аукцион»






Составила и провела

учитель русского языка

и литературы

Кравченко Т.Б.









г. Поворино

2015-2016 уч. год

За несколько дней до проведения аукциона инициативная группа учащихся выпускает бюллетень «Знаешь ли ты свой язык?»

В е д у щ и й - учитель русского языка.

У ч а с т н и к и - 2 команды учащихся 6-7 классов.

С ч е т н а я к о м и с с и я - несколько учащихся.

Б о л е л ь щ и к и - все остальные школьники.

В е д у щ и й . Добрый день, дорогие гости! Приветствую вас на нашем аукционе. Напоминаю, что аукцион - это публичная распродажа. Покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену. Прошу обратить внимание на то, что аукцион - лингвистический. На продажу будут выставлены вопросы по русскому языку. А покупать вы их будете за «умы». «Умов» сегодня у каждой команды по пять. В течение игры вы можете как увеличить свой «ум», так и стать банкротом. Я называю вопрос, если вы решаете отвечать, то называете цену (1-2 «ума»), и тогда право ответа остается за вами. Если ответ правильный, вы получаете дополнительный «ум» к ставке, которую сделали. Если вы ошиблись - не отчаивайтесь: вы узнаете много нового и проверите свои знания. А теперь выберите себе капитана и придумайте названия команд.

Лот №1. Язык - вещь великая!

Послушайте легенду.

Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить «самую лучшую вещь в мире». Эзоп пошел на базар и принес…язык. «Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?» - спросил Ксанф. «Конечно, - ответил Эзоп. - Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?» - «Хорошо. Иди опять на базар и принеси мне теперь самую худшую вещь в мире», - сказал Ксанф. Эзоп ушел и принес…

- Что принес Эзоп? Прав ли он? (Да, он был прав: язык может быть и самой лучшей, и самой худшей вещью в мире. Язык дает нам возможность понимать друг друга. С помощью языка писатели, поэты создают свои прекрасные произведения, борцы за свободу призывают людей к борьбе. Но словом же можно, как писал Л.Н.Толстой, служить вражде и ненависти.)

Лот №2. Этимология русских слов.

Каково происхождение названий: голубой, оранжевый, лиловый, фиолетовый, коричневый? (Голубой получил свое название от цвета оперения шейки голубя. Оранжевый - от цвета апельсина (англ. orange - апельсин). Лиловый получил название от цвета сирени (лат. lilos «сирень»). Фиолетовый - цвет фиалки (лат. viola «фиалка»). Коричневый цвет получил свое название от цвета корицы, а корица, в свою очередь, образовалось от слова «кора».)

Лот №3. Загадка русской речи.

Почему мы так говорим: прочитать от доски до доски? (У старинных книг были деревянные обложки, украшенные золотом и драгоценными камнями.)

-3-


Лот №4. Дни недели рассказывают о себе.

Что значат названия дней недели? (Названия дней недели почти все пришли к нам из славянских языков. Воскресение - образовано от кръсити « воскрешать», производного от кръсъ «оживление, здоровье». В общеславянском языке этот день назывался неделей, что означало день отдыха: не делати). Понедельник - образовано на базе формы по недъле (значит: после недели, т.е. воскресения). Вторник - буквально: второй день. Среда - середина, т.е. день, который находится в середине недели. Четверг - от общеславянского чьтвьргъ; означает «четвертый день». Пятница - от общеславянского пъть «пятый», т.е. пятый день. Слово суббота заимствовано из старославянского, в котором восходит к греческому sabbaton, в свою очередь заимствованному из древнееврейского, корень тот же, что и в слове шабаш - «отдых, конец работы».)

Как перечислить 5 дней недели, не называя ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

Лот №5. Звуки и буквы.

За 2 минуты напишите 5 слов, в которых больше будет звуков, чем букв, и 5 слов, в которых больше будет букв, чем звуков. (Например, яма, Яша, елка, яр, вьет; лестница, масса, терраса, помощь, рожь.)

Лот №6. Загадки фразеологии.

Определите значение фразеологизмов: Хватать верхи (иметь неглубокие знания); Душа нараспашку (открытый человек); Дело в шляпе (все в порядке); Вбить в голову (внушить); Ударить по рукам (заключить сделку); Шито белыми нитками (плохо скрыто); Молоко на губах не обсохло (молодой еще); Играть в бирюльки (заниматься пустяками).

Лот №7. Русское ударение.

Расставьте ударение: брала, звонит, отдали, отдала, приняли, взяли, взяло, взяла.

Лот №8. 24 мая.

Кто составил старославянскую азбуку? (Старославянская азбука была составлена Кириллом и его братом Мефодием по просьбе моравских князей. 24 мая - день славянской письменности.)

Лот № 9. У истоков…

Дайте толкование древнерусским словам:

замураветь - … заутреня - …

хоругвь - … вестимо - …

одесную - … искони - …

ошуюю - … отселе - …

пращур - … оболокивать - …

баить - … боян - …

обет - …

-4-

Пока команды думают, проводится Конкурс болельщиков.

  1. Первое - нота, второе - игра, а целое встречается у столяра. (долото.)

  2. В каком глаголе содержится сто отрицаний? (стонет.)

  3. В каком слове 40 гласных? (сорока.)

  4. Какая часть ноги содержит сто элементов танца? (стопа.)

  5. Какую часть слова можно найти в земле? (корень.)

  6. Какой город летает? (Орел.)

  7. Чем заканчивается день и ночь? (ь)

  8. Как написать сухая трава четырьмя буквами? (сено.)

  9. Во время грозы мы наблюдаем гром и молнию. А что вы слышите между ними? (и)

  10. Какой полуостров жалуется на свою величину? (Ямал.)

Лот № 10. Варианты для талантов.

Подберите русские варианты поговорок:

Жить как петух на откормке (франц.) - кататься как сыр в масле.

Покупать зайца в мешке (чеш.) - покупать кота в мешке.

Когда на ладони вырастут волосы (польск.) - когда рак на горе свистнет.

Когда свинья в желтых шлепанцах вскарабкается на грушу - когда рак на горе

свистнет.

Кричать в свинячий голос (укр.) - кричать на всю ивановскую.

И в хорошем огороде есть гнилые овощи (осет.) - в семье не без урода.

Лот № 11. Умная речь - умей ее изречь!

Исправьте речевые и грамматические ошибки:

У князя в сакле собрались много народу. (Собралось)

Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте. (Омываемая)

Мы приобрели средство для радикулита. (От)

Шекспира следует изучать в школе более глубже. (Творчество Шекспира,

более глубоко)

Пятеро автобусов не вышло на трассу. (Пять)

Женщина ушла в кредит на время воспитания ребенка. (В декрет)

Я получила восхищение, прочитав «Гранатовый браслет». (Испытала)

В жаркий день приятно бродить по теневым аллеям. (Затененным)

Она была очень эффективной женщиной. (Эффектной)

Прочитав это произведение, мне пришла в голову мысль написать следующее…

(После прочтения…)

Пока команды готовят ответ, проводится Конкурс болельщиков.

Послушайте вредный совет Г.Остера и назовите количество глаголов в

форме повелительного наклонения:

Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома -

-5-

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом,

В разговоры не вступай:

Ты ж во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски поменьше,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками -

Ложкой больше зачерпнешь.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье -

Трудно будет вынимать.

Лот № 12. Словарное золото.

  1. Закончи пословицы и поговорки:

Не гордись званьем… (а гордись знаньем).

Какова пряха… (такова и рубаха).

Не спрашивай старого… (а спрашивай бывалого).

В огороде бузина… (а в Киеве дядька).

Сколько голов… (столько и умов).

Не рой другому яму… (сам в нее попадешь).

Дружба дружбой… (а служба службой).


  1. Начни пословицы:

… а честь смолоду (Береги платье снову…).

… полезай в кузов (Назвался груздем…).

… не говори, что не дюж (Взялся за гуж…).

… по уму провожают (По одежке встречают…).

… голому - рубашка (С миру по нитке…).

… не накинешь платок (На чужой роток…).

… он все в лес смотрит (Как волка ни корми…).

… а человек - место (Не место красит человека…).

… а в несчастье утешает (Книга в счастье украшает…).

Лот № 13. Фразеологизмы «с ног до головы».

Послушайте текст и сосчитайте количество фразеологизмов, объясните их значение.

- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес!.. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей у него больше не будет!

- Да, положа руку на сердце, ведет он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда - руку даю на отсечение - он сразу перестанет распускать руки!

-6-

- Спору нет - горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но я думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову! (21 фразеологизм)

Лот № 14. Домино из пословиц.

Половинки пословиц написаны на разных карточках. Участники команд собирают пословицы на время.

Век живи - … что можно сделать сегодня.

Под лежачий камень - … поговорим ладком.

Сядем рядком - … вода не течет.

Слезами - … век учись.

Повинную голову - … товарищей нет.

Не красна изба углами - … меч не сечет.

В гостях хорошо - … а красна пирогами.

На вкус и цвет - … по уму провожают.

По одежке встречают - … а дома лучше.

Слово не воробей - … полезай в кузов.

Назвался груздем - … вылетит - не поймаешь.

Жизнь прожить - … лучше доброй ссоры.

Не откладывай на завтра то - … не поле перейти.

Уговор - … голому рубашка.

Старый конь - … дороже денег.

Худой мир - … борозды не испортит.

С миру по нитке - … горю не поможешь.

Конкурс капитанов. Занимательные задачки.

1. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой О.)

2. Есть ли у земли лицо? Докажите. (Есть: стереть с лица земли.)

3. Какую букву можно спрятать за местоимение, чтобы получить

животное? (За Я Ц - заяц.)

4.Может ли свет находиться в жидком состоянии? Докажите. (Да: пролить свет на что-либо.)

5. Есть ли ноги у книги? (Да, если ее держат вверх ногами.)

6. Я - в озерах и реках, но в воде меня нет; я - в арбузах и огурцах, но в дынях меня нет. О чем идет речь? (Буква Р.)

7. За каким звуком спрятано большое, просторное помещение? (За Л - зал.)

8. Ради какого звука русский изобретатель Попов нашел способ передавать человеческую речь без помощи провода? (Ради О - радио.)

9. Какой алфавит состоит из шести букв? (Азбука.)

10. Как написать слово глаз тремя буквами? (Око.)

11. Есть выражение дом сгорел дотла. Что такое тло? (Основание, дно.)

Итоги аукциона.

В е д у щ и й . Слово счетной комиссии (подсчет «умов», выявление команды-победительницы, которой достается переходящий знак «ять» (ъ),

-7-

поскольку известное выражение «знать на ять» означает «хорошо», «отлично»). В заключение нашей встречи прозвучит стихотворение «Дорогие слова»:

Дядя Саша огорчен.

Рассказал он вот о чем…

- Видел Настю-октябренка

Я на улице сейчас.

Настя - славная девчонка.

Настя ходит в первый класс!

Но… давно уже от Насти

Я не слышу слова…(«здрасте!»)

А слово-то какое -

Очень дорогое!

Встретил Витю я, соседа.

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!..

Но, представьте, - зря от Вити

Ждал я слова… («извините!»)

А слово-то какое -

Очень дорогое!

Дед про внучку говорил:

- Экая досада!

Я портфель ей подарил,

Вижу: очень рада!

Но нельзя ж молчать, как рыба.

Ну, сказала бы… («спасибо!»)

Слово-то какое -

Очень дорогое!

В е д у щ и й . Дорогие друзья, цените слова, относитесь к ним с пониманием, говорите людям побольше добрых, приятных слов…







-8-

Цель мероприятия: 1) повышение интереса учащихся к родному русскому языку, воспитание любви к русскому слову;

Задачи мероприятия:

1) проверить в занимательной игровой форме знаний учащихся в области лингвистики;

2) приобщить учащихся к совместной групповой деятельности;

3) развивать творческие способности учащихся.











-2-

© 2010-2022