Урок литературного чтения Стихи С. Д. Дрожжина, К. Д. Бальмонта, С. А. Есенина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 3-м классе по программе «Гармония», стихи С.Д. Дрожжина, К. Д. Бальмонта, С. А. Есенина.

Тема урока: «Зимние поэтические странички»

Цели урока:

- знакомство с произведениями классической литературы о зиме;

- учить анализировать произведения, используя знания теории литературы, различать литературные приёмы при описании зимнего пейзажа;

- обучение выразительному чтению, обогащение словарного запаса, расширение кругозора

- воспитание эстетических чувств, любви к природе через чтение и анализ литературного произведения;

- формирование навыков работы в группах, парах, умение сотрудничать

Оборудование: карточки с названием групп; музыка П. И. Чайковского "Времена года. На тройке"; картины детей на тему "Зима".

Ход урока

1). Организационный этап урока. Приветствие, организация внимания.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Будьте все внимательны.

А еще старательны.

Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения. Постараемся подарить друг другу хорошее настроение.

2). Дыхательная гимнастика.

Представьте, что на вашей ладошке пушинка. Мы должны на нее дуть медленно, чтобы она кружилась в воздухе над ладошкой и не улетала. Вдох через нос, выдох через род медленно. Смотрите во время выдоха на ладошку и пушинку. Приготовились. Начинаем. Молодцы.

3). Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Звучит музыка Чайковского "Времена года".

Учитель читает стихотворение:

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня.

Словно пухом устилает

Все долины и поля ...

Все в природе замирает:

И поля, и темный лес.

Снег летает и сверкает,

Тихо падая с небес.

О чем это стихотворение?

Что вы представили, когда слышали музыку П. И. Чайковского?

Как бы вы определили тему нашего сегодняшнего урока?

(Стихи русских поэтов о зиме)

4). Сегодня мы сегодня будем читать стихи Спиридона Дмитриевича Дрожжина, Константина Дмитриевича Бальмонта, Сергея Александровича Есенина.

Кто из этих поэтов вам уже знаком, а о ком вы слышите впервые?

Слайд № 1 портрет Дрожжина

Саша Кириллова подготовила нам небольшой рассказ об этом поэте.

Дрожжин Спиридон Дмитриевич родился в 1848 году в семье крепостных крестьян в деревне Низовка Тверской губернии. В школе учился две неполных зимы, потом одиннадцатилетнего сына мать отправила на заработки в Санкт-Петербург.

Следующие годы жизни Дрожжина прошли в скитаниях по России, он сменил множество профессий.

В Петербурге (1860-1871) занимался самообразованием, познакомился с произведениями Николая Некрасова, Алексея Кольцова, Ивана Никитина, Льва Толстого и др.

В 16 лет Дрожжин написал своё первое стихотворение, в 1867 году начал дневник, который вёл до конца жизни.

Давайте еще раз прочитаем стихотворение.

Чтение детьми стихотворения Дрожжина ( Заранее подготовленный )

5).Послушайте еще одно стихотворение о зиме К.Д. Бальмонта.

А) Первичное восприятие.

Чтение учителем стихотворения К. Бальмонта «Снежинка»

- Какое настроение возникло у вас после чтения? (лирическое, мечтательное, приподнятое, радостное, романтическое)

- Что вас взволновало?

- Какие картины представили? (падающую снежинку. Это произошло потому, что автор изобразил это падение словами, создал образ падающей снежинки)

Б) Чтобы точнее представить картину, описанную автором, давайте вчитаемся и поразмышляем

- Повторное чтение (дети)

В) Разбор лексического значения слов.

Есть ли непонятные слова?

Доска: лазурную, лелеющим, проносится

- Пользуясь словарем, объясните мне значение этого слова - проносится. (двигается очень быстро - стремительно)

Г) Анализ стихотворения

- Как вы почувствовали динамику стихотворения, одинаковая ли она во всех частях стихотворения? (вначале динамичное, стремительное, в конце - спокойное)

Давайте вспомним какие средства используют поэты для выразительности, неповторимости, эмоциональности своих произведений? (эпитеты, олицетворение, сравнение, метафора)

«Эпитет - это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая уже известный нам предмет» (Д.Э. Розенталь)

- Найти эпитеты, которые использовал автор.

- Какие эпитеты передают движение? (бурною, веющим, крутится бешено)

- Какой эпитет указывает на мягкость, воздушность, легкость снежинки? (светло-пушистая)

Как мы воспринимаем снежинку, как неодушевленный предмет? (Как живое существо)

- Какой литературный прием помогает в этом? (олицетворение)

- Найдите олицетворение в тексте? ( смелая, проносится, просится, утешена)

- С кем она дружит? ( с ветром, он ее качает, лелеет, утешает) Что это значит?

Работа с метафорой как средством художественной выразительности -

С чем автор сравнивает снежинку? Прочитайте (звезда кристальная). Как называется это художественное средство скрытого сравнения? (метафора)

Давайте проведем литературный эксперимент. Исключим метафору из текста, а вместо нее вставим эпитет. Прочитайте, что получилось?

Земли касается снежинка кристальная

Какая художественная роль метафоры? (автор с помощью метафоры создает яркий образ снежинки, вносит эмоциональную окраску, позволяет увидеть больше, чем снежинка)

6). Физминутка для глаз «Снежинка»

7). С. Есенин «Пороша»

А) Сейчас мы прослушаем профессиональное исполнение стихотворения «Пороша»

Закройте глаза, попробуйте увидеть то, о чем пишет С. Есенин.

Расскажите, что вы увидели.

- Какое чувство возникло, когда вы слушали стихотворение?

Б) Что такое «пороша»? Найдем в словаре.

Доска - пороша, клюка.

В). Чтение по цепочке.

Г). Работа в группах

1 группа - Кинематографисты

Вы снимаете фильм по этому произведению. За кадром звучи это стихотворение.

Какие кадры появятся?

2 группа - художники.

_ Сколько пейзажей можно нарисовать к стихотворению?

- Какие краски понадобятся для каждого пейзажа?

3 группа - музыканты.

- Найдите в тексте слова, которые «озвучивают» эти стихи?

- Много этих слов или мало?

- Почему?

- Какая музыка может сопровождать это стихотворение? (грустная или веселая, быстрая или медленная)

4 группа - журналисты

Написать статью на тему стихотворения.

Группы отчитываются о выполнении своего задания.

8) Приглашаю вас на вернисаж. Кто знает, что обозначает это слово?

(ВЕРНИСА́Ж- торжественное открытие, первый день художественной выставки)

Какие картины иллюстрируют стихи, которые мы прочитали?

Авторы, расскажите, что вы хотели нам передать своими картинами?

Большое вам спасибо, что вы принесли свои работы.

9) Рефлексия.

Какое стихотворение вам ближе по настроению, динамике?

Какое вы хотели бы выучить наизусть?

Выберете и продолжите фразу:

- урок дал мне для жизни…

- мне захотелось…

- у меня получилось…

- меня удивило…

- сегодня я узнал…

- было интересно..

- было трудно….

10). Домашнее задание - выучить одно стихотворение наизусть, остальные - читать выразительно.

Спасибо за урок.

Резерв: написать синквейн на тему « Наш сегодняшний урок чтения»

Урок.

Интересный. Захватывающий.

Удивляет. Радует. Учит.

Мне очень понравилось стихи.

Поэзия.





7


© 2010-2022