- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа внеурочной деятельности Основы мировых религиозных культур для учащихся 5 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности Основы мировых религиозных культур для учащихся 5 классов
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Уварова Т.В. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА
Рабочая программа
учебного предмета
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-
нРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. Основы мировых религиозных культур»
для учащихся 5 класса
Предметная область: «Основы духовно - нравственной культуры народов России»
Разработали:
Уварова Т.В., учитель русского языка и литературы
Братск, 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа учебного предмета «Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур» для учащихся 5 класса разработана на основе требований к результатам ООП ООО МБОУ «СОШ № 35» на 2013-2018 гг., в соответствии с ФГОС ООО.
Цели программы: формирование мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи программы:
- знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали;
- развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России и Мира;
- воспитание духовно - нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты)
Учебный курс «Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур» реализуется через план внеурочной деятельности.
Рабочая программа «Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур» для учащихся 5класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Срок реализации программы - 1 год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Выпускник научится:
- раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
- ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;
- понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
- излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
- развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
- устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
- выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
- акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль: «Основы мировых религиозных культур»
Урок 1. Россия - наша Родина
Урок 2-3. Культура и религия
Урок 4. Возникновение религий
Религиозные чувства возникли у человека на самом раннем этапе его истории. Найденные захоронения древних людей сделаны с большой любовью и заботой. Это указывает на их веру в загробное существование и в высшие силы. Первобытные люди заботились о душах своих предков, верили, что эти души умерших людей продолжают участвовать в жизни своей семьи и своего племени. У них просили защиты, а иногда и боялись их.
Древние люди верили, что окружающий мир населён духами, добрыми или злыми. Эти духи обитали в деревьях и горах, ручьях и реках, огне и ветре. Люди также почитали священных животных, например медведей или оленей.
Постепенно на смену вере в духов приходит вера в богов. В древних государствах - Египте, Греции, Риме, Индии, Китае, Японии - люди верили в то, что богов много и каждый бог имеет свою «специализацию». Были боги, которые покровительствовали ремёслам или искусству, другие считались владыками морей и океанов, подземного царства. Все вместе эти боги назывались пантеоном. Религия, в которой почитается много богов, называется многобожием.
Урок 5. Возникновение религий. Религии мира и их основатели.
Будда и его учение.
Введение в иудейскую духовную традицию
Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане.
Введение в православную духовную традицию.
Уроки 6-7. Священные книги религий мира
Тора - главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.
Будда и его учение. Буддийские святые.
Урок 8. Хранители предания в религиях мира
Уроки 9-10. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния
Урок 11. Человек в религиозных традициях мира
Уроки 12-13. Священные сооружения
Уроки 14-15. Искусство в религиозной культуре
Уроки 16-17. Творческая работа учащихся. Презентация творческих работ учащихся
Уроки 18-19. История религий в России
Уроки 20-21. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды
Урок 22. Паломничества и святыни
Уроки 23-24. Праздники и календари
Календари религий мира. Праздники в религиях мира.
Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности.
Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Мусульманское летоисчисление и календарь.
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.
Уроки 25-26. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира
Урок 27. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Урок 28. Семья
Урок 29. Долг, свобода, ответственность, труд
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. . Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Виды и формы организации деятельности учащихся
№
Виды деятельности
Формы организации деятельности
Познавательная деятельность
Письмо (конспектирование, реферирование, сообщение)
Чтение
Решение учебных задач
Сбор и обработка информации
Редактирование текста
Творческая деятельность
Формы, направленные на самореализацию, самосознание, самоуправление, самокоррекцию, самоконтроль: конструирование, моделирование, конференция, творческая мастерская, создание презентаций, видеоклипа, сценария, написание эссе, сочинения, выразительное чтение, работа с портфолио, художественное творчество
Совместно-распределенная проектная деятельность
Формы, ориентированные на получение социально-значимого продукта: решение учебных проектных задач, учебный проект
Учебно-исследовательская деятельность
Формы, направленные на получение опыта экспериментирования с объектами, социального экспериментирования: учебные исследования, исторические расследования, изучение и анализ исторических документов, кинохроник, мемуаров, подбор материала, реферирование, лабораторная работа и т.д.
Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей)
Формы, ориентированные на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения, управления малыми группами людей: инструктаж, разновозрастное сотрудничество, консультации, взаимопроверки, дебаты, дискуссии и т.д.
Рефлексивная деятельность
(контрольно-оценочная деятельность)
Тест
Зачет
Практическая работа
Совместно - распределенная учебная (образовательная) деятельность
Личностно-ориентированные формы (включающие возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции - контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.: работы с основным текстом учебника, учебных пособий (составление разных видов планов, таблиц, конспектирование и т.д.) беседы, работа в малых группах, мастерские, экскурсии, лекция, семинар, практикумы, лекции, семинары, тренинги, стажировки и т.д.).
Игровая деятельность
Игра с правилами, ролевая игра
Коммуникативная деятельность
Беседа, дискуссия
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Дата
Тема урока
Кол-во часов
1
7.09
Россия - наша Родина
1
2
14.09
Культура и религия
1
3
21.09
Культура и религия
1
4
28.09
Возникновение религий
1
5
5.10
Возникновение религий. Религии мира и их основатели
1
6
12.10
Священные книги религий мира
1
7
19.10
Священные книги религий мира
1
8
2.11
Хранители предания в религиях мира
1
9
9.11
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния
1
10
16.11
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния
1
11
23.11
Человек в религиозных традициях мира
1
12
30.11
Священные сооружения
1
13
7.12.
Священные сооружения
1
14
14.12
Искусство в религиозной культуре
1
15
21.12
Искусство в религиозной культуре
1
16
11.01
Творческая работа учащихся
1
17
18.01
Презентация творческих работ учащихся
1
18
25.01
История религий в России
1
19
1.02
История религий в России
1
20
8.02
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды
1
21
15.02
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды
1
22
22.02
Паломничества и святыни
1
23
29.02
Праздники и календари
1
24
14.03
Праздники и календари
1
25
4.04
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира
1
26
11.04
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира
1
27
18.04
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
1
28
25.04
Семья
1
29
2.05
Долг, свобода, ответственность, труд
1
30
9.05
Любовь и уважение к Отечеству
1
31-32
16.05
23.05
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
2
33-34
Резервные уроки