Рабочая программа внеурочной деятельности Основы мировых религиозных культур для учащихся 5 классов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА




Рабочая программа

учебного предмета

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-

нРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. Основы мировых религиозных культур»

для учащихся 5 класса



Предметная область: «Основы духовно - нравственной культуры народов России»





Разработали:

Уварова Т.В., учитель русского языка и литературы




Братск, 2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа учебного предмета «Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур» для учащихся 5 класса разработана на основе требований к результатам ООП ООО МБОУ «СОШ № 35» на 2013-2018 гг., в соответствии с ФГОС ООО.

Цели программы: формирование мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи программы:

- знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали;

- развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России и Мира;

- воспитание духовно - нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты)

Учебный курс «Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур» реализуется через план внеурочной деятельности.

Рабочая программа «Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур» для учащихся 5класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Срок реализации программы - 1 год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Выпускник научится:

- раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

- ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;

- понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

- излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

- развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

- устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

- выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

- акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Модуль: «Основы мировых религиозных культур»


Урок 1. Россия - наша Родина

Урок 2-3. Культура и религия

Урок 4. Возникновение религий

Религиозные чувства возникли у человека на самом раннем этапе его истории. Найденные захоронения древних людей сделаны с большой любовью и заботой. Это указывает на их веру в загробное существование и в высшие силы. Первобытные люди заботились о душах своих предков, верили, что эти души умерших людей продолжают участвовать в жизни своей семьи и своего племени. У них просили защиты, а иногда и боялись их.

Древние люди верили, что окружающий мир населён духами, добрыми или злыми. Эти духи обитали в деревьях и горах, ручьях и реках, огне и ветре. Люди также почитали священных животных, например медведей или оленей.

Постепенно на смену вере в духов приходит вера в богов. В древних государствах - Египте, Греции, Риме, Индии, Китае, Японии - люди верили в то, что богов много и каждый бог имеет свою «специализацию». Были боги, которые покровительствовали ремёслам или искусству, другие считались владыками морей и океанов, подземного царства. Все вместе эти боги назывались пантеоном. Религия, в которой почитается много богов, называется многобожием.

Урок 5. Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

Будда и его учение.

Введение в иудейскую духовную традицию

Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане.

Введение в православную духовную традицию.

Уроки 6-7. Священные книги религий мира

Тора - главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.

Будда и его учение. Буддийские святые.

Урок 8. Хранители предания в религиях мира

Уроки 9-10. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния

Урок 11. Человек в религиозных традициях мира

Уроки 12-13. Священные сооружения

Уроки 14-15. Искусство в религиозной культуре

Уроки 16-17. Творческая работа учащихся. Презентация творческих работ учащихся

Уроки 18-19. История религий в России

Уроки 20-21. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Урок 22. Паломничества и святыни

Уроки 23-24. Праздники и календари

Календари религий мира. Праздники в религиях мира.

Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности.

Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Мусульманское летоисчисление и календарь.

Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.

Уроки 25-26. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Урок 27. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Урок 28. Семья

Урок 29. Долг, свобода, ответственность, труд

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. . Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Виды и формы организации деятельности учащихся

Виды деятельности

Формы организации деятельности

Познавательная деятельность

Письмо (конспектирование, реферирование, сообщение)

Чтение

Решение учебных задач

Сбор и обработка информации

Редактирование текста

    Творческая деятельность

    Формы, направленные на самореализацию, самосознание, самоуправление, самокоррекцию, самоконтроль: конструирование, моделирование, конференция, творческая мастерская, создание презентаций, видеоклипа, сценария, написание эссе, сочинения, выразительное чтение, работа с портфолио, художественное творчество

      Совместно-распределенная проектная деятельность

      Формы, ориентированные на получение социально-значимого продукта: решение учебных проектных задач, учебный проект

        Учебно-исследовательская деятельность

        Формы, направленные на получение опыта экспериментирования с объектами, социального экспериментирования: учебные исследования, исторические расследования, изучение и анализ исторических документов, кинохроник, мемуаров, подбор материала, реферирование, лабораторная работа и т.д.

          Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей)

          Формы, ориентированные на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения, управления малыми группами людей: инструктаж, разновозрастное сотрудничество, консультации, взаимопроверки, дебаты, дискуссии и т.д.

            Рефлексивная деятельность

            (контрольно-оценочная деятельность)

            Тест

            Зачет

            Практическая работа

              Совместно - распределенная учебная (образовательная) деятельность

              Личностно-ориентированные формы (включающие возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции - контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.: работы с основным текстом учебника, учебных пособий (составление разных видов планов, таблиц, конспектирование и т.д.) беседы, работа в малых группах, мастерские, экскурсии, лекция, семинар, практикумы, лекции, семинары, тренинги, стажировки и т.д.).

                Игровая деятельность

                Игра с правилами, ролевая игра

                  Коммуникативная деятельность

                  Беседа, дискуссия

                  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


                  Дата

                  Тема урока

                  Кол-во часов

                  1

                  7.09

                  Россия - наша Родина

                  1

                  2

                  14.09

                  Культура и религия

                  1

                  3

                  21.09

                  Культура и религия

                  1

                  4

                  28.09

                  Возникновение религий

                  1

                  5

                  5.10

                  Возникновение религий. Религии мира и их основатели

                  1

                  6

                  12.10

                  Священные книги религий мира

                  1

                  7

                  19.10

                  Священные книги религий мира

                  1

                  8

                  2.11

                  Хранители предания в религиях мира

                  1

                  9

                  9.11

                  Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния

                  1

                  10

                  16.11

                  Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния

                  1

                  11

                  23.11

                  Человек в религиозных традициях мира

                  1

                  12

                  30.11

                  Священные сооружения

                  1

                  13

                  7.12.

                  Священные сооружения

                  1

                  14

                  14.12

                  Искусство в религиозной культуре

                  1

                  15

                  21.12

                  Искусство в религиозной культуре

                  1

                  16

                  11.01

                  Творческая работа учащихся

                  1

                  17

                  18.01

                  Презентация творческих работ учащихся

                  1

                  18

                  25.01

                  История религий в России

                  1

                  19

                  1.02

                  История религий в России

                  1

                  20

                  8.02

                  Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

                  1

                  21

                  15.02

                  Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

                  1

                  22

                  22.02

                  Паломничества и святыни

                  1

                  23

                  29.02

                  Праздники и календари

                  1

                  24

                  14.03

                  Праздники и календари

                  1

                  25

                  4.04

                  Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

                  1

                  26

                  11.04

                  Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

                  1

                  27

                  18.04

                  Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

                  1

                  28

                  25.04

                  Семья

                  1

                  29

                  2.05

                  Долг, свобода, ответственность, труд

                  1

                  30

                  9.05

                  Любовь и уважение к Отечеству

                  1

                  31-32

                  16.05

                  23.05

                  Итоговая презентация творческих проектов учащихся

                  2

                  33-34

                  Резервные уроки





                  © 2010-2022