Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СодержаниеМетодическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

1. Введение………………………………………………..3-4

2. Историческая основа и значение «Слова о полку

Игореве»………………………...……………………….4-10

3. «Чувства добрые я лирой пробуждал» (по лирике А. С. Пушкина)……………………………………………….10-15

4. Лермонтов о времени и о себе (по лирике к «Герою нашего времени»)……………………………………...15-20

5. Идейное значение пьесы A. Н. Островского «Гроза»…………………………………………………21-24

6. В чем вина и в чем трагедия Родиона Раскольникова?...............................................................24-28

7. «Что привлекает современного читателя в личности Базарова?» (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)…………………………………………………...28-32

8. Тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне………………………………….32-35

9. Чем привлекает меня образ Чацкого……………....35-38

10. Как понимает Н. А. Некрасов роль поэта и поэзии…………………………………………………..38-42



1

ВВЕДЕНИЕМетодическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

2«Чаще поворачивай стиль» - говорили древние греки. И они, действительно, не ленились поворачивать свои стили (острые палочки для письма), чтобы стереть написанное на дощечках, покрытых воском, и написать лучше. И это выражение, которое вошло во многие языки, может быть девизом для тех, кто хочет научиться хорошо писать сочинения. Для этого надо много работать и не лениться делать несколько вариантов. «Величайшее умение писателя-это умение вычеркивать» - говорил Ф.М.Достоевский, а Н.В.Гоголь считал, что меньше восьми вариантов для повести и не может быть. И все же, сколько бы сил и старания вы ни затратили, они могут оказаться напрасными. Только веру в себя потеряете, если не усвоите, хотя бы основные методические правила написания сочинений. Творчество - дело индивидуальное, у каждого своя манера, подход, привычки. Но есть правило, которое так или иначе соблюдают все: чтобы написанное ими было понято так, как они хотели бы, чтобы читалось легко, чтобы задача, которую они ставили перед собой (а у ученика-это раскрыть полно и глубоко тему и получить хорошую оценку), была исполнена. В своих рекомендациях мы исходим из принципа, что основа учебы - правильный пример. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - говорит пословица. Краткие советы, пояснения и рекомендации, основанные на примерах - вот то, что поможет вам писать лучше! Для того, чтобы хорошо написать сочинение, нужно знать произведение, подобрать дополнительный и критический материал, обдумать его. Но этого мало. Нужно «набить руку», как говорят журналисты, то есть выработать навыки письменной речи. Знания вы должны получить в школе или при самостоятельной работе, а наша задача - помочь приобрести практические навыки написания сочинений.

Обычно между учащимися и учителями идет спор о том, нужен ли план. Если вы в состоянии составить его в уме - прекрасно. Но часто план необходим потому уже, что дисциплинирует мысль, помогает отобрать материал, расставить мысли в нужной последовательности и по важности. «Работать над планом - это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы», - говорила известный методист. Обычный план состоит из трех частей: вступления, основной части, заключения. Основная часть делится на подпункты. Разумеется, могут быть вариации. Так, в приведенном ниже сочинении как бы две главные части: одна с подпунктами, другая - без. Могут быть и два вступления или заключения, но в любом случае три основные части присутствуют почти всегда. В дальнейшем из-за отсутствия места мы не будем приводить планы сочинений. Однако, чтобы доказать их важность, скажем, что автор нижеприведенного сочинения творчески воспользовался планом из методической книги, дополнил его и самостоятельно написал по нему сочинение. Вот что значит хороший план!Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА, ЗНАЧЕНИЕ

«СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу...

А. С. Пушкин.

План

I. История «Слова...»

II. О каких событиях рассказал автор «Слова...»?

31) Русь и половцы; сборы в поход.

2) Поход Игоря:Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

а) войско Игоря в половецкой степи;

б) первая победа над половцами;

в) вторая битва, поражение, пленение Игоря.

3) вещий сон Святослава и его «Золотое слово».

Призыв к совместной борьбе с половцами.

4) Возвращение Игоря из плена;

а) плач Ярославны;

б) побег Игоря из плена.

в) Игорь на родине,

III. Основная идея и значение «Слова...»,

IV. Судьба «Слова...».

В 1812 году это событие в буре войны и разорения прошло незамеченным, но впоследствии вызвало немало споров. Речь идет о том, что сгорел оригинал «Слова о полку Игореве», который нашел в конце XVIII века А. И. Мусин-Пушкин. С тех пор идут споры о подлинности произведения. Маленькая поэма, которой 800 лет. Почему так волнует ее судьба? Потому, что это история наша, о которой сохранилось не так уж много свидетельств, потому что это доказательство высокой культуры наших предков.

О чем идет речь в поэме? О событиях, которые больше всего волновали людей в XII веке. О борьбе с половцами, погаными, которые разоряли Русь.

4Кочевники-половцы жили на юго-востоке от Руси. Грабеж был важным источником обогащения их князей и воинов. Часто совершали они походы на своих быстрых конях, сжигали и разрушали города и села, уводили в плен русичей, чтобы продать их на рабских рынках в Крыму, вытаптывали посевы. Ходили и русские князья на них и часто громили врагов. Но на Руси не было единства среди князей, и половцы этим, пользовались.

Двоюродный брат Киевского князя Святослава Игорь, князь Новгорода-Северского, не захотел участвовать в исходе вместе с другими князьями. Он решил добиться единоличной славы себе, а своим войнам - чести. Он пригласил своего брата Всеволода, собрал дружину. Настроение у всех было радостное.Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

Вначале русские разбили половцев. «Рано утром в пятницу они смяли поганые половецкие полки». Захвачена добыча, Игорь надеется теперь зачерпнуть шеломом воды из Дона. Русские уходят дальше в степи.

Но радость русичей была преждевременной. Зловещей тучей надвинулись на Игореву дружину главные силы кочевников, которые ведет хан Кончак. Стойко сражаются русские витязи, но гибнут один за одним под натиском превосходящих сил. Сам Игорь попадает в плен. Нет больше защитников, открыта теперь поганым дорога на Русь.

В то время, когда дружина Игоря храбро сражалась, князю Святославу приснился вещий сон, который его встревожил. Узнав о поражении Игоря и Всеволода, он горько упрекает своих братьев за необдуманный шаг. «Золотое слово» обращает князь ко всем сильным властителям русских княжеств с призывом вместе - как было прежде при Владимире Мономахе - бороться против половцев, оборонять родину. Он хочет военного единства русских земель перед лицом всегда грозной и неожиданной опасности. Заветную свою мысль, боль и надежду вкладывает автор в уста Святослава.

5А далеко на Путивле плачет красавица Ярославна. Она будто забыла, что христианка, так по-язычески древним богам славянским возносит свою молитву. И плач ее - такое поэтическое место в поэме, что вечно будет волновать людей.

Томится Игорь в плену. Ничего ему не мило, кроме свободы. Отомстить, смыть позор - вот его главное желание. Он знает, что его ждут с нетерпением жена, жители родного города и русские князья. Наконец ему удается бежать. Игорь идет в Киев. Старший брат прощает его. Он знает, что Игорь еще послужит родной земле. «Тяжко голове без плеч, горе и телу без головы. Так и русской земле без Игоря».Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

События эти происходили в далеком 1185 году. В чем же основная идея произведения? То, что для нас составляет загадку, там, где мы не обойдемся без толкований, современники понимали с полуслова, с полунамека. Автор зовет русских князей к единству. Он сетует, что князья-братья враждуют между собой, а поганые радуются и зорят Русь. Он знает, когда князья вместе, они сильнее врага.

К.Маркс точно определил значение «Слова...»: это призыв к объединению накануне татарского нашествия. Да, князья, ослепленные борьбой за власть, не вняли призыву, не услышали русского бояна. Но идеей единства, так прекрасно воплощенной в поэме, вдохновлялись поколения русских на борьбу за свободу своей земли против татарского ига.

Автор стремится достичь политических целей. Но для нас поэма - прекрасный памятник русской культуры, историческое свидетельство. И в том, что и через 800 лет мы не остаемся равнодушными, читая ее, быть может, и

есть главное значение этого произведения.

6Долго была поэма в безвестности. Оригинал ее сгорел, но затем она получила большую славу. Композитор Бородин сочинил прекрасную оперу «Князь Игорь», художники написали картины.

Ныне «Слово...» - одно из самых известных произведений древнерусской литературы, оно прочно заняло свое место в русской и мировой культуре.Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

Методисты советуют: при работе над сочинением привлекайте все свои знания по истории, географии, живописи и музыке, по всем предметам, факты которых, так или иначе, касаются темы. Привлекайте свой жизненный опыт. Предыдущее сочинение - неплохой пример, как его делать.

Один хороший ученик признавался: «Я никак не могу начать сочинение. И знаю, что писать, и знаю, как его построить, а вот начала придумать не могу. Иногда по нескольку часов мучаюсь». Да, начать сочинение интересно непросто. Однако есть некоторые правила, которые могут помочь:

- можно начинать с хорошей цитаты. Особенно ценно, если она малоизвестная;

- можно с каких-то биографических фактов (писателя, политического деятеля). Хотя это традиционно, но не будет ошибкой;

- с какого-то интересного факта, который относится к делу;

- с определения, данного в словаре. Например, с определения нравственности, если тема «Нравственные проблемы...»;

- с лирического описания;

- наконец с каких-то личных признаний. Это уместно делать, когда вы рассказываете о своем отношении к писателю, книге или проблеме. Приведенные ниже начала покажут, как это можно сделать.

7Интерес к чтению у меня проснулся поздно. И главная «заслуга» в том, пожалуй, принадлежит моей маменьке. Она чуть не силой прививала мне любовь к книгам. Было это мучительно трудно и утомительно, я изнывал, стараясь увильнуть, лишь подвертывался благоприятный случай.

Желание читать явилось как-то неожиданно. Не помню даже, что могло сыграть решающую роль: постоянные и справедливые (это я понимал) упреки, оскорбленное самолюбие, честолюбивое стремление блеснуть? Не знаю. Но я хорошо помню, что первая книга, которую я прочитал с удовольствием, проглотил, была удивительная повесть Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». С тех пор у меня осталось чувство благодарности к этому писателю.Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

Понятно, что подобное вступление могло быть отнесено и к другим писателям.

Иногда, когда у меня есть свободное время, я беру в руки томик Лермонтова и вчитываюсь в уже известные строки. Мое знакомство с этим замечательным поэтом произошло давно, еще до школы. Я выучил тогда отрывок из «Мцыри». Поэма привлекла меня звучностью стиха, красотой описания природы и смелостью главного героя. И сейчас она мне очень нравится.

Узнав ближе Лермонтова, я понял, что и самому автору Мцыри по душе. Поэт вообще любил сильные, гордые натуры. Демон, Вадим, боярин Орша... А Печорин?

8Пушкинская тема, с одной стороны, облегчена для учащихся обилием дополнительной литературы, с другой стороны, само обилие затрудняет дело. Конечно, можно писать традиционно, и учитель будет формально удовлетворен, даже оценку хорошую поставит. Но если ученик хочет написать по-своему, это потребует труда. Можно посоветовать подобрать хорошие, нравящиеся вам цитаты, но не слишком известные; найти одно - два приглянувшихся высказывания о писателе или поэте; возможно, какое-то его личное признание (например, в письме), какой-то интересный эпизод биографии. Не следует писать языком литературоведческих статей, перенасыщать сочинение мудреными словами или выражениями. Ленин советовал даже «в ученых своих трудах не упускать из вида читателя: ...писать просто, без ...ненужных ухищрений слога, без ...внешних признаков «учености». Что же говорить о школьнике!

Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

«ЧУВСТВА ДОБРЫЕ Я ЛИРОЙ ПОБУЖДАЛ...»

(по лирике А. С. Пушкина)

...в какой бы связи ты ни касался

Пушкина, испытываешь такое волнение,

как будто выступаешь в его присутствии...

А. Т. Твардовский.

В. Г. Белинский точно определил назначение поэзии: «...развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека, как человека». И сегодня в этом ее святое назначение. И тем больше гордости чувствуешь за нашу национальную культуру, что эти слова сказаны именно о пушкинской поэзий.

Да, А. С. Пушкина по праву называют чудом русской литературы. Нет, наверное, ни одного крупного писателя, который бы не сказал свое слово о родоначальнике нашей классики, но все они ценили его за то, что он сам ценил в себе:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал...

«Я лиру посвятил народу своему...», - сказал вслед за ним Н. А. Некрасов. И до Пушкина поэзия служила народу, но с него эта потребность русской литературы приобрела невиданную силу.

9Первое, что привлекает нас при чтении стихов Пушкина, поражающая сила чувств, блеск ума. Но стихи его надо читать внимательно, вдумываясь в каждое слово, потому что слово это важно для понимания, целого, «...в каждом слове бездна пространства...», - говорил о нем Н. В. Гоголь.

Какие же темы, «чувства добрые» особенно важны для понимания пушкинской лиры? Это, конечно же, прославление свободы и милость к падшим, т. е. к тем, кто страдает за идеалы свободы.Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Эти стихи Пушкина слишком известны, чтобы можно было подробно на них останавливаться.

«(Хороший пример, показывающий знание учащимся

вопроса и позволяющий сосредоточить внимание на более

интересующих его проблемах).

Исключительно интересны и глубоки стихи о роли поэта и поэзии. Александр Сергеевич высоко ценил воспитательное значение поэзии. Поэт, по его мнению, должен находить в себе чувства, чтобы воспитывать читателя, вести его за собой, используя свой высокий дар. «Глаголом жги сердца людей» - вот его девиз. В «Пророке» - вся философия Пушкина, хотя, конечно, есть и другие стихи, где утверждается невозможность лирой воспитывать народ («Поэт и толпа»).

Но поэт не только пророк, он еще и описывает самые простые, обыденные чувства. Но как описывает. Читая не которые стихи Пушкина, поражаешься его жизнелюбию, умению вселять в людей надежду, веру. Мне особенно нравится это:

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись:

В день уныния смирись;

10День веселья, верь, настанет

Сердце в будущем живет,Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

Настоящее уныло:

Все мгновенно, все пройдет,

Что пройдет, то будет мило.

Дата написания этого стихотворения, 1825 год,- многое говорит, для поэта это был «день уныния».

Стихи о любви Пушкина пробуждают самые добрые чувства. Они, действительно, «гений чистой красоты». Нежные и страстные, веселые и грустные, они учат любить по-настоящему уже не одно поколение людей. Не удивительно, что на стихи поэта о любви создано столько романсов.

Разве можно без волнения читать стихи о природе? Это же настоящие живописные картины. Все так и видишь, как будто рисовал первоклассный художник: и как роняет бор осенний свой наряд, гусей крикливых караван, луну, как желтое пятно, как ложится не поля туман, и многое другое.

(Неплохой прием» дающий возможность в нескольких строчках показать хорошее знакомство автора со стихами о природе).

Десятки стихов посвящены теме патриотизма, А его исторические произведения? Разве не мог он вместе с героем своей драмы «Борис Годунов» сказать, что исполнил свой труд, завещанный от бога, и воскликнуть:

«Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу».

А стихи, прославляющие лицейскую дружбу? Это ведь прекрасный источник для воспитания дружеских чувств!

11А любовь к няне, о которой рассказывают школьникам с первого класса? А сказки, которые не только учат добру и справедливости, но и прививают детям вкус к хорошей поэзии?

Да разве можно все перечислить?... Строгие и глубоко нравственные, веселые, порой озорные и не очень скромные произведения Пушкина в громадном большинстве своем не только удивительный памятник человеческого духа и неисчерпаемый источник наслаждения, но и «школа жизни», в которой учат «чувствам добрым».Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

Нет, пока «жив будет хоть один пиит», не забудется творчество Пушкина. Ибо тем и отличается богатство духа от обычного богатства, что чем больше его расходуют, тем больше оно становится.

Разумеется, раскрыть такую тему в одном сочинения полностью нельзя, поэтому автор прибегает к приемам риторических вопросов, кратких упоминаний и перечислений и т.п., чтобы показать знакомство с проблемой.

Чтобы лучше понять какое-то явление, предмет, вопрос, надо его сравнивать с другими. Все познается в сравнении. Это знали уже древние римляне. То, что казалось важным, вдруг при сопоставлении превращается во второстепенный пустяк, а на первый план выходят неожиданные черты. Так и при анализе произведения.

12Проблема раскрытия образов или какого-то общественного явления через литературное произведение - одна из самых распространенных форм школьного сочинения. Например, «Образы помещиков в поэме «Мертвые души» или «Осуждение крепостного права в «Записках охотника» Тургенева» и т. п. Очень хорошо, если учащийся, привлекает для сравнения, другие произведения того же писателя, показывает, как тема (образ) развивается, или же книги других писателей на сходную тему. Даже в школьной программе всегда можно найти нечто подходящее.

Ниже мы приводим начало сочинения «Дамское общество в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя», которое демонстрирует, как можно удачно опираться на другие произведения.Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

Кто первые дамы в городе? Конечно, городничиха Анна Андреевна и ее дочка Марья Антоновна. Не стоит и говорить почему. Эти дамы первыми узнают обо всех событиях. Каждый столичный гость непременно побывает у городничего. А, кроме того, Анна Андреевна уж верно знает скандалезные вещи о своих соперницах. Их она, конечно, ни во что не ставит, но с их существованием приходится мириться.

Как известно из слов самого Гоголя, он решил в «Ревизоре» собрать в одну кучу все дурное, что он знал в России, и посмеяться надо всем разом. Сюда же попали и все кокетство, и все сплетни дамского общества.

Но в «Ревизоре» писателю не удалось подробно описать «прекрасных дам». Зато в «Мертвых душах» он исполнил это с блеском. Да и круг дам повыше: уже не уездный, а губернский город.

Приводимое ниже сочинение - еще один пример возможности кратко охватить широкую тему, показать ее штрихами. Неизбежно при таких темах учащийся должен их сузить. Можно это сделать (как показано ниже) путем рассмотрения творчества через свое личное, интимное восприятие произведения или писателя. Такой прием позволяет высказать, прежде всего то, что волнует пишущего, опуская очевидные и общеизвестные вещи, а также интересен и читателю-учителю, уставшему от однообразия истин учебника.

ЛЕРМОНТОВ О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ

13(по лирике и «Герою нашего времени»)

Он был рожден, для них, для тех надежд,Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

Поэзии и счастья... но, безумный-

Из детских рано вырвался одежд

И сердце бросил в море жизни шумной,

И свет не пощадил - и бог не спас!

М. Лермонтов.

Лермонтов - мой самый любимый поэт, которого я приняла сразу, без размышлений. Многие мне говорили, что со временем мои симпатии изменятся, полюблю других поэтов. Но вот мне уже семнадцать лет (сочинение писалось на выпускном экзамене), а Михаил Юрьевич по- прежнему самый близкий мне поэт. Возможно, мой характер, мое восприятие жизни в чем-то схожи с его, а может быть, я смотрю на мир его глазами.

Вся короткая жизнь писателя представляется мне примером судьбы настоящего человека. И хотя он жил почти полтора века назад, сила его чувств, мыслей, красок волнует меня, как будто это писал мой современник. Да разве не современники нам все те великие люди, из сокровищницы гения которых мы черпаем и черпаем свои идеалы?

В детстве трагизм его стихотворений был непонятен мне и волновал только интонацией, глубокой мелодичностью. Теперь же, лучше узнав его творчество и жизнь, эпоху, когда он творил, я, кажется, понимаю его и люблю еще больше. Мне нравится не только грусть и лиричность, но и гуманизм его произведений. Страстность, сила и мужество его стихов могут быть примером для человека любой эпохи.

14После восстания декабристов в стране наступила николаевская реакция. Настроение подавленности охватывало лучших людей, на первый план выступила ограниченность и серость. «Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом», - с горечью отмечает поэт. Глубоко-глубоко в недрах общества зрели революционные силы, но внешне всюду господствовали муштра, казарма, единообразие. Скованный военной дисциплиной, Лермонтов почти физически ощущал гнетущую атмосферу в обществе.

И скучно, и грустно, и некому руку податьМетодическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

В минуту душевной невзгоды...

...И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем

вокруг,-Такая пустая и глупая шутка!

Неспособность его поколения приложить к чему-нибудь деятельному свои силы, столь блестяще показанная в образе Печорина, - постоянная тема его стихов: «Дума», «Как часто пестрою толпою окружен...», «Гляжу на будущность с боязнью...» и многих других. Горюя о трагедии своего поколения, он сравнивает его с тощим плодом, не ко времени созревшим, который «ни вкуса нашего не радует, ни глаз».

Однако сам Лермонтов напряженно ищет выхода из этого невыносимого состояния. Его лирический герой - это думающий человек, ищущий себя, но перед ним стена, о которую он бьется. Это общество или непонимание людей, или условия жизни, или несвобода. Тогда рождается удивительная красота слов.

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

15Чтоб дыша, вздымалась тихо грудь.

Лермонтов так же, как и поэт, живший много позже, мог бы сказать о себе: «Много дум я в тишине продумал, много песен про себя сложил». О чем рассказывает поэт, когда говорит о себе. О несчастной судьбе отца и сына; о кровавых сражениях, участником которых он был: о своей трагической любви; о своей острой, хотя и «странной» любви к родине и о многом другом. И за всем этим встает мечущаяся душа, которой тесно, душно в затхлой атмосфере внешне блестящего столичного общества. Встает фигура человека с бешеными страстями души, со страшным желанием неземной любви и встречающего в ответ кокетство и пошлость. Встает и фигура вечного странника, вновь и вновь возвращающегося с милого севера под пули горцев...Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

Но, может быть, еще больше рассказывал поэт о себе в стихах, казалось бы, далеких от фактов его биографии.

Дубовый листок... Разве не о себе сказал он: «До срока созрел я и вырос в отчизне суровой»? «Пророк»? Провозглашать я стал любви правды чистые ученья:

В меня все ближние мои бросали бешено каменья.

И это о нем!

16

18Как осуждение общества, как выражение многих личных чувств и мыслей явился образ Печорина. «Герой нашего времени, милостивые государи мои... это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии», - писал он в предисловии к роману. Обладая большим умом, наблюдательностью, сильной натурой, Печорин, под влиянием действительности, превращается в холодного, пресыщенного, разочарованного человека. Он не ценит чужих чувств. Осуждая Печорина, автор как бы говорит читателю: «А каковы-то вы сами?». - За некоторыми словами и мыслями этого литературного героя виден сам Лермонтов. Он тоже порою так остро чувствовал свою ненужность стране. Сам офицер, Лермонтов часто описывал сражения. Как прославление могущества отчизны, как высшей марки патриотизм (недаром слова эти стали народной песней), как прекрасный образец батальной поэзии видится мне «Бородино». Кажется, сам автор вместе с молодым солдатом завидует дяде. Он, участник многих сражений и стычек, остро чувствовал, как отличается та война от Кавказской.

Мне кажется, что вершиной поэтического мастерства поэта выступает поэма «Демон»; недаром Лермонтов так долго над ней работал. Главный герой произведения, «печальный Демон, дух изгнанья», выражает чувства и мечты Лермонтова. Но в своем гордом презрении Демон не находит возможности разбить оковы, и поэтому он одинок так же, как чувствовал себя одиноким поэт.Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

Может показаться странным, что я кончаю темой одиночества. Однако от правды не отойдешь. Главное, что в своем одиночестве Лермонтов ни разу не отступил от гордой ненависти к тирании, ничем не пожертвовал из принципов, сохранил человеческое достоинство.

17

19Проблема концовки сочинения не менее важна и трудна, чем проблема начала. Впрочем, у этих частей композиции и назначение во многом сходное. «Начала и концы, как часовые, стерегут тему сочинения, не давая нам с этой темы сбиться. Привычка заявлять о своей мысли (начало) и подводить под ней черту (конец) всегда будет держать нас в рамках темы, придаст ясность и стройность всему сочинению», - пишут методисты. Нам кажется уместным привести еще и такие советы: «Концовка сочинения должна быть не менее эффектной, чем начало. Эффектной по форме и очень четкой и выразительной по мысли. Это может быть сжатый в несколько строк итог всего сочинения (концовка-вывод). Или четкий, энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения (концовка-ответ). Или опять же цитата, самая яркая, самая ударная, заключающая в себе суть идеи сочинения (концовка-цитата)». Н. П. Морозова, «Учимся писать сочинение», М., 1987, с. 73. Приведем пример концовки-цитаты.

Тема: «Комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина -Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

осуждение темных сторон русской жизни XVIII века».

Сатирическая комедия «Недоросль» вызвала неудовольствие у Екатерины II, потому что, по словам В. Г. Белинского, «выставила на позор, во всей наготе, во всем ужасающем безобразии... тогдашнюю русскую действительность».

Разумеется, перечислены не все типы концовок. Можно указать еще концовку-украшение, концовку-постановку проблемы и др.

18Это сочинение взято из методической книги (В. В. Литвинов, «Сочинения в старших классах средней школы», М., 1965). Сочинение, бесспорно, удачно своей искренностью, умелым подбором цитат, задором. Можно согласиться с автором книги: «Казалось бы, сухо и скучно озаглавлено сочинение. Но не сухо и не скучно оно написано. У автора уже создалась прекрасная привычка: вкладывать в сочинение душу, искать своего плана, своих слов...» (с. 28). Однако смущает тот факт, что автор не выходит за рамки только общественной трактовки произведений, не видит его общечеловеческой ценности, своеобразного решения вечной проблемы отцов и детей. Ныне, когда так обострились все общественные язвы, более актуальным был бы именно такой акцент. В любом случае у вас есть возможность подумать, насколько отличается подход ваших родителей от вашего. Мы также приведем отрывки из сочинения с иной точкой зрения.

Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

идейное значение пьесы а. н. островского

«ГРОЗА»

Из века в век сонно текла жизнь захудалого приволжского городка Калинова. Ничто, казалось, не могло возмутить ее. Отгороженный от всего света невежеством и самодурством своих хозяев, тихо доживал Калинов. Каждый царь в своем дому, каждый может делать за воротами своего дома, что он пожелает, и никому не придет в голову вмешиваться в его жизнь. Велика важность: кабанихина сноха утопилась! Утопилась, значит, на роду ей так написано. Лишняя причина для толков и пересудов появилась у калиновских кумушек, да кто-нибудь поведет летоисчисление с этого события. «Когда было-то?» - «Да в тот год, как Тихонова жена с диковым племянником спуталась, а потом в Волгу кинулась». И все?

Нет! Недаром гениальная пьеса Островского так всколыхнула читающую Россию, недаром появилась она в такое напряженное время, когда сталкивались убеждения, когда правых гнали в Сибирь, а виноватые злобно торжествовали, хотя смутно чувствовали, что их победы будут пирровыми.

И не только то задело господствующих сквозник-дмухановских, что писатель ткнул их носом в Калиновские нравы и порядки (этим их не удивишь), а то, что они увидели в пьесе прямой социальный протест! Как! Женщина, слабая, забитая, до глубины души верующая, и вдруг- проявляет свободомыслие! Изменяет религии! Топится!

19И чтобы затемнить великий революционный смысл пьесы, стали досужие критики «разбирать» характер Катерины, сделали ее безнравственной и падшей и даже решили, что Островский, рисуя образ Катерины, только поднимал на смех русский мистицизм.

Но через все бессильные, злые наладки, ничуть не изменившись от них в глазах честных людей, проходит свободный, решительный, широкий, как сама Волга, характер Катерины, этой с виду робкой, богобоязненной женщины - жертвы «темного царства».Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

Недаром зовется пьеса «Грозой».

Могучее дыхание этой грозы заставляет крепче запираться от нее Дикого, заставляет ворчать на молодежь Кабаниху. Она чувствует: приходит конец ее безраздельному владычеству, выходит молодежь из рабского повиновения, порядков не знает, старшим поперек говорит! Тишка, сын, куда, подлый, почтительнее был, а и тот на мать ополчился: «Вы, - кричит, - маменька, ее загубили!». Останься Катька непутевая живой, Кабаниха в три узды бы ее скрутила! Да нет! Руки коротки!

20Чем так жить, Катерина лучше на себя руки наложит. Она одна, бороться не может, но свободы своей не уступит. И стены ей противны, и дом, и люди противны. Куда ей спрятаться от них? Ее самоубийство - не слабость духа, как вообще принято считать самоубийство. Она оказалась сильнее Бориса, подчинившегося дяде, она не побоялась греха смертного. Это прямой вызов религии! «Грех? Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться! Ну, скорей, скорей!». И ползут в темное царство темные слухи, имеющие под собой реальную почву, «светопреставления» ждут калиновцы, «геенна огненная» не дает им покоя. То, что для темного царства «светопреставление» и «огненная геенна», для свободолюбивых людей- революция. Это понимали и те, и другие. Поэтому так возненавидели пьесу властители царской России, поэтому же она так любима нашими читателями и еще долго будет пробуждать в них лучшие чувства.

А вот сочинение «В чем сила характера Катерины?» Приводим начало и конец.Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

Сила характера... Это понятие сложное. Часто мы принимаем слабость за силу и наоборот. В чем же суть характера героини пьесы «Гроза» Катерины?

Добролюбов видит ее силу в том, что, когда Катерина «захочет чего-нибудь достичь, она добьется своего во что бы то ни стало». Она старается не стеснять других, но, уважая стремление других, в то же время требует того же

для себя. В гибели Катерины критик видит огромную «силу натуры женщины». «Это осуществленная песнь плена вавилонского», - говорит он.

Трудно правильно судить с более чем столетнего расстояния о характере и правильности поступка Катерины. То, что тогда передовым людям казалось героизмом, мне (и, думаю, многим другим) кажется слабостью. Мне решительно чуждо самоубийство Катерины как форма протеста. Со многим в статье Добролюбова я также не согласен. Я не считаю поступок Катерины тем «страшным вызовом самодурной силе», вижу в нем лишь трагический выход из непримиримых и мучительных противоречий, в которых запуталась Катерина.

Но, как бы то ни было, нельзя не чувствовать душевную симпатию и сострадание к этой женщине, не восхищаться ее силой чувств и характера, решительностью и романтизмом. Даже в слабости видна ее сила! Такие образы входят в душу и внутренний мир человека и незримо сопровождают его в жизни.

21Приведенное ниже сочинение интересно настойчивым стремлением автора самому разобраться в сложнейшей теме преступления и нравственного наказания, проникнуть в замысел писателя, показать неоднозначность решения данной проблемы, отойти от учебника. Оттого-то здесь встречаются и противоречия, и недостаточно доказанные суждения, стилистические недочеты. Но, как говорили древние римляне, не ошибается тот, кто ничего не делает.

Из приемов письма следует отметить такой, как анализ отношения писателя к своему герою. Ученик опирается на авторитет автора и тем делает свои мысли более убедительными.Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

В ЧЕМ ВИНА И В ЧЕМ ТРАГЕДИЯ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА?

Прощать убийство - то же преступление.

В. Шекспир.

22Почти все герои Достоевского - люди сложные и до крайности противоречивые. Болезненно остро воспринимавший темные стороны современной ему действительности, Достоевский и персонажей своих книг наделяет подобным восприятием, окружает их мрачным облаком угрюмости и одиночества. Родион Раскольников - главный герой романа «Преступление и наказание» - человек именно такой. Это бывший студент, талантливый, умный, энергичный молодой человек. Его приятель Разумихин говорит, что тот хоть и ставит себя чрезвычайно высоко, но не без некоторого на это основания. Родион из-за бедности бросает учебу, влачит нищенское существование. Несомненно, его бедность, дошедшая до крайности, то, что он берет последние деньги у матери, что чрезвычайно ущемляет его гордость, даже темная конура, где он живет, сильно повлияли на его мировоззрение. Сильно, но не в решающей степени.

Как все честолюбцы, метящие высоко, Раскольников хочет сделать что-то такое, что могло бы его прославить, возвысить. Но в своих мечтах он начинает забывать, что цель великого человека - служить людям. В его сознании все это переворачивается. Он считает, что главное- именно его величие. Развились бы до такой степени эти наклонности Раскольникова, окажись он в ином положении, трудно сказать. Но то, что не бедность толкнула его на преступление, это признает и он сам. Он также говорит, что и учебу мог бы продолжить, но как ее продолжить, мыкаться долгие годы, чтобы немного продвинуться по людской лестнице, если он решил стать Наполеоном или Магометом?Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

Ах, как легко было бы оправдать Раскольникова, если бы он убил из-за бедности! Мне почему-то кажется, что сначала писатель хотел развить в Родионе Романовиче тему - свою излюбленную - маленького человека. Быть может, и убийство ему предстояло совершить из нужды. Но Раскольников перерос маленького человека, хотя и до большого не поднялся. Не мог писатель, так дороживший правдой изображения, не показать, что главным в преступлении его героя было стремление встать над толпой. И он показывает это с изумительной, потрясающей психологической силой. Родион даже не знает, сколько денег он взял. Да ему это и неважно. Главное, что переступил себя, что он человек, а не «тварь дрожащая».

Основной гуманистической темой романа, на мой взгляд, является разоблачение античеловеческой теории Раскольникова, который разделил людей на тех, кто право имеет, и тех, кто должен терпеть. Тем самым он присвоил себе право казнить и прощать, нарушать человеческие и

23божеские законы. Индивидуализм, доходящий до цинизма, до преступного пренебрежения правами других людей, был ненавистен писателю. Именно о таких людях, мне кажется, сказал он свою знаменитую фразу о том, что раз бога нет, то все позволено. Бог ведь не на небе, бог в душе. Он то, что останавливает человека, делает его человеком. Осудив теорию Раскольникова, Федор Михайлович не мог не осудить ее автора и исполнителя. Вернее сказать, он сам, а еще вернее, действительность осудила его еще до суда человеческого.

В чем же вина Раскольникова? А в том, говорит всем своим произведением писатель, что он преступает те нравственные границы, которые человек, если он желает остаться человеком, ни при каких обстоятельствах не может переступить. Цель оправдывает средства. Это девиз таких, как Раскольников. Вот против чего страстно выступает писатель. Здесь намечается тема, так ярко раскрытая в «Бесах»: не может никакое, самое святое, самое благородное дело делаться «грязными руками», а тем более руками, запачканными в крови. И не случайно сегодня, когда так возросла напряженность в стране, что грозит перерасти в насилие, все чаще вспоминают мудрые слова Федора Михайловича, что никакие блага мира не стоят слезинки ребенка.Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

24Для Раскольникова трагедия его видится в том, что он оказался слабым человеком, не соответствующим своей теории. Рушилось здание, так хорошо построенное. Родион вдруг понимает, чтобы перейти эту нравственную черту, которая, по его мнёнию, отделяет сильных от слабых, надо уже перестать вообще думать о морали. Наполеон-то и не задумался бы убить или нет. Надо уже не быть человеком, чтобы добиваться поставленной цели. Значит, и все рассуждения о благих намерениях, когда он придет к власти, - лишь прикрытие властолюбия. И тогда он будет действовать только для себя.

Ощущение вины и раскаяния приходят к Родиону позже, на каторге. Но это, как говорит сам писатель, тема особого романа.Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

Нельзя свои проблемы решать за счет других, лучше пострадать самому, чем заставить страдать других, - вот великий нравственный смысл романа.

В чем же трагедия Раскольникова? Личная его трагедия - крушение честолюбивых надежд, конечно, не трагедия для нас. Но мы видим, что Раскольников - натура сильная и незаурядная, которая внушает уважение, человек не без благородства, умеющий разбираться в людях, без сомнения, талантливый, пропадает. Он не находит себе места в жизни, потому что здесь идет страшная борьба за власть. «По ней громадная, к соблазну жадная идет толпа», - говорит поэт. И нет в этой толпе места многим, кто мог бы принести пользу. И многие будут затоптаны. В этом трагедия Родиона Раскольникова.

А сколько таких раскольниковых в нашей жизни?

Обратим внимание на конец. Это концовка - постановка проблемы.

В развитие мысли о том, как можно связать анализ произведения с жизнью и творчеством писателя, предлагаем интересное начало к сочинению о нравственных исканиях героев «Война и мир».

Нравственные мучения тяжелее всех мук физических.

Ф. М. Достоевский.

25Перед Л. Н. Толстым всю жизнь стоял вопрос о смысле жизни, о назначении человека. Он искал какую-то простую и именно от этого незаменимую истину, которая бы все поставила на свои места. У него есть даже фраза: «Настоящая мудрость так же проста, как, господи, помилуй».

Писатель считал, что жизнь - это борьба. Это длинная цепь, в которой чередуются неудачи, поражения и победы, бесцветные, тусклые промежутки с ослепительно яркими взлетами. Спокойствие - «душевная подлость» для него. Многие его герои проходят подобный путь исканий. Видим мы такой поиск и в романе «Война и мир».Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

Довольно часты в школьной практике письменные ответы на вопросы по литературным произведениям. Они отличаются от сочинения своим построением: не все части композиции там всегда присутствуют. Порой это лишь основная часть. Они более конкретны, чем сочинения, вопросы более узкие. Однако такие ответы вполне могут стать фактической основой сочинения или даже органически войти в сочинение в качестве основной части, если сделать должное обрамление. Ниже мы проводим такой письменный ответ на вопрос:

«Что привлекает современного читателя в личности Базарова?» (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»). А потом начало и конец, которые легко превращают этот ответ в сочинение «Образ Базарова». При необходимости можно развить это сочинение в тему «Новые люди в романе «Отцы и дети».

26Евгений Базаров - нигилист, а значит, материалист, не признающий догм, проверяющий все только опытом. Он медик, увлекается естественными науками. Каждый день его заполнен трудом, новыми поисками. Он постоянно находит себе дело. «Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две, за три, не гулять - он прогулок без цели терпеть не мог, - а собирать травы». Базаров признавался Аркадию, что страсть к труду сделала из него человека. «Только своим трудом нужно добиваться цели», - считает Базаров. Он говорит, что знающий человек - это личность. Он, следовательно, постоянно формирует свою личность. В Марьино и поместье родителей своих этот нигилист лечит больных. Он всегда там, где нужны его знания. Эти качества отличают его от других героев романа, в том числе и от «новых» людей.

Базаров - это человек дела. Он, однако, резок в своих оценках и мнениях. Созидания не признает, говорит: «Сначала нужно место расчистить...». Красоту, эстетическое наслаждение отрицает начисто. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Резко отзывается он о людях, проявляет нетерпимость к их мнениям. Он утверждает, что такие, как Павел Петрович Кирсанов, не нужны обществу. Они не умеют трудиться, они не любят свой народ.Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

Но, видимо, такие, как Базаров, были нужны русскому обществу, как овод быку, чтобы это общество проснулось от спячки и взглянуло на себя объективно. Такие, как наш герой, появляются только в определенные эпохи, и резкость их - проявление противоречий времени. Но нас не может не восхищать сила духа, твердость и непреклонность Базарова, его умение смотреть правде в глаза даже перед своей смертью.

Этот борец понимает, что жизнь его будет тяжела, и дорога, по которой он идет, потребует от него многих

27жертв. Но он не изменяет своим убеждениям. Именно это качество и привлекает нас в этом образе. Душевная сила его проявляется и в любви. Уже то, что Базаров полюбил незаурядную женщину, говорит о многом. Он увидел ее ум, широту кругозора, оригинальность взглядов на жизнь, И это поднимает его в наших глазах. Базаров в разговорах с любимой женщиной делится с ней своими мыслями и взглядами. Убедившись, что она не способна пройти все те лишения, на которые идет Базаров, он прямо объясняется с ней. И Анна Сергеевна понимает, что перед ней человек, который пожертвует всем, даже любовью, ради своего дела. Многие критики того времени писали, что любовь выбила Базарова из колеи. Но это не так. Конечно, ему трудно, он переживает и ломает себя. И, если бы не смерть, Евгений, без сомнения, преодолел бы свою «слабость», как он называл любовь.

Во многом странный для нас и не во всем приятный, Евгений Базаров в то же время привлекает нас такими чертами, которые хотел бы видеть в себе и своем избраннике почти каждый человек.Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

А вот обещанные начало и конец. Начало самое обычное, часто встречающееся в сочинениях. Конец несколько оригинальный.

В 1861 году, в год отмены крепостного права, Тургенев написал свой лучший роман «Отцы и дети», который посвятил памяти великого русского разночинца Белинского. В романе отразилось дыхание эпохи. Злободневность произведения заключалась в том, что автор ярко воспроизводит положение России накануне реформы, а также рисует образ нового человека, который в столкновении со старым, обреченным на гибель миром доказывает «торжество демократизма над аристократией». Новый человек- это Базаров. Каким же мы видим его? Он показан в длинном «балахоне с кистями», с «обнаженными красными руками», не знающими перчаток и привыкшими к труду.

Кто же он?

Нельзя, конечно, принять голое отрицание Базарова. Нельзя жить без красоты, искусства, любви к природе. И нельзя не согласиться с одним молодым поэтом:

Природа - храм, не только мастерская,

Где не учли такого пустяка,

Что можно, все тычинки различая,

28Не полюбить ни одного цветка.

Нет, нет, уж лучше веритьМетодическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

сказкам детства,

Когда мы все с природою на «ты».

Ведь вы тогда - вам стоит лишь вглядеться -

Поймете вдруг, о чем поют цветы.

Учащиеся часто просят сформулировать и изложить в виде памятки те истины, которые помогли бы лучше написать сочинение. Приводим из книги А. М. Грининой- Земсковой «Сочинениям надо учить». Волгоград, 1970, с. 18-29, некоторые из таких правил.

1)Определи, с чего начнешь писать сочинение (с яркой цитаты из произведения или критической статьи, с лирического признания, с риторического восклицания или вопроса, с короткого проникновенного описания назывными предложениями и т. д.).

2)Помни, какую роль играет вступление.

3)При ответах на вопросы плана используй свои знания по другим предметам, свой жизненный опыт.

4)Отвечай на вопросы свободно, непринужденно, как будто ты рассказываешь об этом в письме к своему близкому другу. Обращайся к книге только тогда, когда надо выписать цитаты или сослаться на какой-то факт. Пиши просто, по возможности приближай свою письменную речь к разговорной.

5)Каждый ответ на вопрос выделяй абзацем.

6)Пиши черновик на левой стороне двойного листа, чтобы на другой можно было сделать вставку. Не пиши на обороте листа, чтобы можно было при необходимости что- то вырезать, переставить, подклеить (для черновика ученики разнимают тетрадь на двойные листы).

Разумеется, это только немногие правила.

29Сочинения о произведениях на тему о Великой Отечественной войне довольно часты и в школьной практике, и на экзаменах. Хорошо, когда учащийся сумеет сделать обзор двух или нескольких произведений. Но можно остановиться и на одном, если глубоко его проанализировать.

Для этого, однако, необходимо достаточно емкое начало, которое покажет, что вы разбираетесь в теме. Приводим соответствующий пример.Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

ТЕМА ПОДВИГА СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЕ

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим...

Р. Рождественский.

Огонь-славы у Кремлевской стены на могиле Неизвестного солдата. Символ вечности - огонь и камень. Пискаревское кладбище в С-Петербурге... Мамаев курган...

Сколько их, таких известных и не очень известных памятников, на местах прошедшей войны. Но вечным памятником героизму является не только железо, но и книги о войне.

Тема Великой Отечественной войны заняла одно из ведущих мест в литературе послевоенных лет. И сейчас она продолжает быть актуальной. Многие писатели сами прошли трудный солдатский путь, многие из них были свидетелями великой трагедии и великого подвига.

30Великое множество книг написано о войне. Не оставляют равнодушными произведения К. Симонова и Ю. Бондарева, В. Кожевникова и Г. Бакланова, В. Быкова и В. Распутина, многих других. Мы видим войну, то нарисованную крупным планом, как будто с птичьего полета, то какой-нибудь окопчик, где собрались бойцы, чтобы перекурить. Мы видим генералов и рядовых, разведчиков и пехотных лейтенантов, героев и дезертиров. Да разве можно хотя бы перечислить все великое разнообразие литературы о войне.

Но для меня любимыми остаются произведения Б. Васильева о людях, что «ушли, не долюбив». Трогательна до слез повесть «А зори здесь тихие...». Но сейчас мне бы хотелось остановиться на другом его произведении «В списках не значился». Почему? Помните, как у Твардовского: «Но сыну было, пусть узнает мать, лицом на Запад легче умирать». А лицом на Восток? Это были герои из героев, которые, оставшись в окружении, не зная, жива ли страна, боролись с врагом до последнего.Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

Это произведение о том, какой путь зрелости проходит за короткий срок обороны Брестской крепости 19-летний лейтенант Николай Плужников.

Хотя в повести описывается всего несколько «мирных» дней Плужникова, но для него они насыщены важными событиями. Только что Николай окончил военное училище?) По своей просьбе получает назначение в одну из частей Особого Западного округа (только что присоединенной территории) командиром взвода. Едва выкроив полдня, чтобы проститься с матерью и сестрой, и успев влюбиться в подругу сестры, Молодой офицер уезжает к месту назначения. Поздно ночью 21 июня 1941 года он прибывает в крепость, намереваясь утром явиться к командиру, чтобы зачислиться в списки и приступить к обязанностям.

31Но началась война, и Плужников так и остался вне списка. Отсюда и название повести. Это только внешняя канва. Главное - это показ героизма и внутренней красоты советских воинов. Писатель говорит, что после трех первых дней яростных боев «дни и ночи обороны крепости слились в одну единую цепь вылазок и бомбежек, атак, обстрелов, блужданий по подземельям, коротких схваток с врагом и коротких, похожих на обмороки, минут забытья и постоянного, изнуряющего, не проходящего даже во сне желания пить».

Когда немцам удалось ворваться в крепость и разорвать ее оборону на отдельные, изолированные очаги сопротивления, они стали превращать крепость в развалины. Но ночью развалины оживали вновь. «Израненные, опаленные, измотанные жаждой и боями скелеты в лохмотьях поднимались из-под кирпичей, выползали из подвалов и в штыковых атаках уничтожали тех, кто рисковал остаться на ночь. И немцы боялись ночей».Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

Боль и гордость - эти чувства охватывают читателя, когда он углубляется в описание боев, думает над мыслями героев, представляет себя на их месте. Много, очень много подвигов совершено в войну, но достаточно прочитать повесть Васильева, чтобы начать понимать истоки этого массового героизма, которые исходили из беззаветной любви к Родине, из ненависти ко злу, из тех высоких нравственных начал, которые усвоили многие советские люди. Спасибо писателю. И вечная слава героям!

Прошла война, прошла страда.

Но боль взывает к людям!

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем. ,

ЧЕМ ПРИВЛЕКАЕТ МЕНЯ ОБРАЗ ЧАЦКОГО

В ком чувство долга не остыло;-

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость...-

Н. А. Некрасов.

32Из произведений русской литературы XIX века я особенно люблю и ценю три образа. Это Дмитрий Рудин, Владимир Ленский и Александр Чацкий. Три очень разных человека. И в то же время между ними есть много общего. Всех их роднит глубокий, незаурядный ум, великая чистота и поэтичность души.

Если Рудина и Ленского я любил с давних пор, то с Чацким - стыдно признаться - познакомился только, когда мы начали изучать «Горе от ума». Да и то я не скажу, чтобы особенно увлекся. Я спокойно выписал цитаты, характеризующие Чацкого как умного и передового человека своей эпохи, закрыл книгу и намеревался больше не возвращаться к ней.Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

Однако возвратился. Незаметно для меня Чацкий становился все ближе и понятнее. А иногда я уже ловил себя на том, что примерял на себя его мысли, слова и поступки. Так постепенно Чацкий стал для меня одним из самых близких и понятных людей. Да разве только я? Образом этим увлекаются уже более полутора веков.

Если сравнить Чацкого, хотя бы с Печориным, можно увидеть огромную разницу. Печорин - светский лев. Он разочарован жизнью, высшим светом, однако от мимолетных удовольствий не отказывается. Окажись на месте Чацкого, он с первого же взгляда разгадал бы все отношения между Софьей и Молчалиным и стал бы или с холодной насмешливостью наблюдать за ними, или приложил бы некоторые усилия - а для него это не составляло особого труда - к тому, чтобы влюбить в себя Софью.

Однако, видя жизнь насквозь, он не находит в ней ничего светлого, ничего, за что бы стоило ее любить. «Я давно уже живу не сердцем, а головою», - говорит он, и поэтому с такой легкостью уезжает в Персию.

33

36Чацкий не таков. Несмотря на свой глубокий критический ум, он верит в жизнь, в высокие идеалы. Горячий, пылкий юноша, он в это время удивительно похож на молодого Пушкина. Так же «остер, умен, красноречив», так же общителен и так же легко у него слетают с губ эпиграммы, меткие слова, хлесткие сравнения: «А Гильоме, француз, подбитый ветерком?», «Созвездие маневров и мазурки».

Он немного наивен и неискушен в делах житейских, не видит и не понимает холодности и отчужденности Софьи. Он добродушно посмеивается над москвичами и над московскими нравами, не замечая, что эти шутки вызывают у Софьи почти озлобление. «Не человек - змея», - говорит она о Чацком чуть ли не с ненавистью. А он верит в ее любовь.Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

А потом он разбит, потрясен, но не может примириться с мыслью, что горячо и страстно любимая им девушка могла променять его на какое-то ничтожество, на человека, не имеющего собственных мыслей и суждений. Да, разочароваться во всем: не только в ней, но и в целом свете - это нелегкий удар. Сколько горечи и боли, оскорбленного самолюбия и гневного упрека звучит в его последнем монологе! Но лишь в этот час он по-настоящему увидел мир, по-новому взглянул на него.

34Если бы Чацкий был только юношей, разочаровавшимся при первом столкновении с действительностью, то как литературный герой, наверное, давно бы кончил свой век где-нибудь в архивной пыли. Но он не только пламенный влюбленный. Это еще человек передовых взглядов. Он не побежден, он лишь уедет куда-нибудь, где его поймут, где ему достанется настоящее большое дело. По-видимому, он уйдет к декабристам. Он полон светлых идей преобразования общества, он с гневом обличает пороки общества старого. Как всегда, он высказывает свои убеждения резко и прямо. Его оружием являлось слово, и он более, чем отлично, владеет этим оружием. Его речь - это речь прирожденного оратора. Ни одного лишнего слова, каждая фраза словно вырвана из сердца.

И, конечно, эта резкость, пламенность не могла пройти незамеченной. «Чацкий шел прямой дорогой на каторгу, если он уцелел 14 декабря, то, наверное, не сделался ни страдательно тоскующим, ни гордо презирающим лицом, не оставил бы ни в коем случае своей пропаганды». Это слова Герцена, великого мыслителя и революционера.Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

Я люблю Чацкого за его убеждения, идеалы. Он возмущен крепостным правом и, не скрывая, говорит об этом. Он рвет с министром только потому, что желает служить «делу, а не лицам». Он любит свою Родину и с сердечной теплотой говорит о ней: «Когда постранствуешь, воротишься домой, и дым отечества нам сладок и приятен».

И, кроме того, я люблю Чацкого просто как человека умного, чуточку горячего, у которого под маской иронии и насмешки скрыто чуткое, отзывчивое сердце, который может, как и все люди, смеяться и грустить, который может быть зол и резок на язык, но другом будет верным, надежным...

Сочинение по Грибоедову взято из книги А. М. Грининой-Земсковой «Сочинениям надо учить». Волгоград, 1970 (с небольшими изменениями). Приводим ее оценку: «Сочинение отличается оригинальностью. Написано просто, сердечно и взволнованно. Автор своеобразно умеет привлечь к своей теме другие произведения, интересно сравнить с другими героями. В сочинении видна юношески чистая душа автора».

КАК ПОНИМАЕТ Н. А. НЕКРАСОВ РОЛЬ ПОЭТА И ПОЭЗИИ

35...вы любимейший русский поэт, представитель

добрых начал в нашей поэзии...Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

И. А. Добролюбов - Н. А. Некрасову.

В один из тех дней, когда нападает тоска, я искал, чем бы занять себя. На душе было скверно. Не ладилось ни в школе, ни дома. Под руку попалась книга стихов Некрасова. Раскрыв наугад, прочел: «Рыцарь на час». Несколько раз перечитал этот удивительный разговор поэта с тенью своей матери, вернее со своей совестью. Особенно поразили последние строчки:

Суждены вам благие порывы,

Но свершить ничего не дано...

Вспомнилось, сколько раз сам я обещал себе «начать новую жизнь» с понедельника, нового месяца, года... Но больше всего меня удивило, что эта борьба человека с самим собой присуща и великим людям. Позже я узнал, что по поводу этого стихотворения автор писал; «Редки те, к кому нельзя применить этих слов, чьи порывы способны переходить в дело... Честь и слава им...». С того вечера Николай Алексеевич Некрасов стал дорог и понятен мне.

В 9 классе мы немало говорили о том, как Пушкин и Лермонтов понимали роль поэта и поэзии. Один призывал поэта-пророка «глаголом жечь сердца людей». Другой хотел, чтобы стих «звучал, как колокол на башне вечевой, во дни торжеств и бед народных». Некрасов продолжает традицию этих великих писателей. Его взгляд на роль поэта и поэзии можно понять и из того же «Рыцаря на час».

Выводи на дорогу тернистую!

Это значит, что поэт не должен стремиться к легкой, спокойной жизни. Он обязан быть с теми, кто борется за правое, святое дело:

Уведя меня в стая погибающих

36За великое дело любви!

Некрасов стремился к тому, чтобы стихи его были правдивы, чтобы они будили совесть людей, открывали им глаза на положение страны и народа. Он не всегда следовал своим принципам в жизни, но и бичевал себя жестоко. И какой поэт больше и лучше написал о русском народе? Мы верим Николаю Алексеевичу, когда он говорит;Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

И поэтом, баловнем свободы,

Другом лени не был никогда. («Поэт и поэзия»)

Поэт может не работать по часам, но он вечный труженик, отдающий пламя своего сердца людям. В стихах и душе его должна быть «та любовь, что добрых прославляет, что клеймит злодея и глупца».

Обязанность поэта - «не робеть перед правдой-царицею», не изменять своим идеалам ради славы и выгод. В стихотворении «Безвестен я. Я вами не стяжал...», написанном, как и предыдущее, в тягостный для страны 1855 год (год проигранной войны и смерти ненавистного Николая I), Некрасов с гордостью пишет:

Но с вами я не восхвалял глупцов,

Но с подлостью не заключал союза...

Наиболее полно и ясно изложил писатель свои мысли о роли поэта и поэзии в стихотворении «Поэт и гражданин». Хотя оно написано всего годом позже двух, выше упомянутых, но по духу сильно отличается от них. В России начались реформы. Некрасов и другие революционные демократы считали, что в стране может вспыхнуть революция и что все честные люди должны помогать ее приближению.

37Вопрос о том, нужна ли была нашей стране революция или нет, правы ли были те, кто призывал к ней, или они совершали трагическую ошибку, особый вопрос. Его не стоит поднимать в этом сочинении. Да и разве могу я решить его? Я знаю, что Некрасов и другие искренне верили, что революция принесет нашей родине счастье и процветание.

В стихотворении «Поэт и гражданин» Гражданин сравнивает время, переживаемое Россией, с бурей, а ее - с кораблем во время бури. Пока все спокойно, каждый волен делать, что он считает нужным. Поэт может и должен «красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать». Но, когда наступила буря, когда в стране неспокойно, «не время в шахматы играть, не время песни распевать!».Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

Главная мысль стихотворения:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Я всегда был согласен с Маяковским, который хотел видеть в стране больше поэтов, хороших и разных. Как же получается у Некрасова, что они все будут на один лад? Конечно, Николай Алексеевич был слишком умным человеком, любящим искусство, чтобы призывать литературу замкнуться только на острых общественных проблемах. Но он был прав, когда считал, что искусство не должно отрываться от жизни, служить только самому себе, презирать бедных и неграмотных.

А ты, поэт, избранник неба,

Глашатай истин вековых,

Не верь, что неимущий хлеба

Не стоит вещих струн твоих!

Не устареют никогда слова великого гуманиста, обращенные к интеллигенции:

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи...

До самой смерти Некрасов призывал к тому, что поэзия должна служить народу.

«Пускай нам говорит изменчивая мода,

38Что тема старая - «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна,-Методическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

Не верьте, юноши! Не стареет она»,-

обращается он к молодому поколению в «Элегии» (1874 г.). И за год до смерти пишет в стихотворении «Сеятелям»:

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ...

Идет вечный спор о назначении искусства. И сегодня, в трудное для страны время, когда граждане мучительно размышляют о путях в будущее, этот спор разгорается с новой силой. Можно в чем-то не соглашаться с Некрасовым. Но нельзя не любить поэта-гражданина, который «лиру посвятил народу своему».











39

Для заметокМетодическое пособие по обучению написания сочинений в 9-11 классах

40_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

© 2010-2022