Урок русского языка в 6 классе. Богатство и выразительность русской речи

На уроке "Богатство и выразительность русской речи" у учащихся формируются различные УУД. Личностные: формируется уважение к языку как отражению материальной и духовной культуры русского народа. Метапредметные/коммуникативные: учатся слышать и слушать друг друга. Получают личностный результат: расширение представления о русском языке, его богатстве и разнообразии, узнают о русских писателях и поэтах. К уроку прилагается презентация, опубликованная ранее на данном сайте. На уроке приведены шесть ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пилипенко Ирина Васильевна

Учитель русского языка и литературы ВКК

МКОУ Заброденская СОШ

ТЕМА УРОКА: «Богатство и выразительность русской речи».

Цели урока как деятельность учеников:

Личностные: формировать уважение к языку как отражению материальной и духовной культуры русского народа.

Метапредметные/ коммуникативные: стараться слышать и слушать друг друга.

Личностный результат: расширять представление о русском языке, его богатстве и разнообразии, русских писателях и поэтах

.Эпиграф к уроку (на проекции):

Слова слышны и здесь и там,

На улице и дома.

Одно - давно привычно нам,

Другое - незнакомо.

Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно -

В огромном море - море слов -

Купаться ежечасно!

А.Шибаев

ПЛАН УРОКА.

  1. ВОПРОС КЛАССУ:

Какую роль в нашей жизни играет речь? Язык?

(С помощью языка мы общаемся друг с другом, передаем свои мысли, чувства, изучаем опыт поколений, приобретаем знания.)

  1. Беседа по эпиграфу:

Какова основная мысль стихотворения? Что хотел сказать автор строк?

  1. Слово учителя.

    • Русский язык необычайно красив и богат. Многие помнят вдохновенное высказывание М.В.Ломоносова о русском языке: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятелями, итальянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка». Великий ученый, конечно, прав: прекрасен, могуч, красив русский язык.

    • В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность нашего языка?

    • Есть специальные языковые средства выразительности речи. Они очень разнообразны. Любой раздел языка: фонетика, лексика, грамматика - обладает ими.

  2. Критерии богатства речи. (Беседа с классом и запись в тетрадях)

    • ПЕРВЫЙ критерий богатства речи - это количество слов, которые мы используем.

ВОПРОС КЛАССУ: сколько слов в русском языке? Каков его словарный запас?

(Самый полный словарь - 17-ти томный «Словарь современного русского литературного языка» - зафиксировал 125 тысяч слов. 24 тысячи слов насчитывает словарь литературного языка А.С.Пушкина. А мы в своей повседневной речи используем всего 3-5 тысяч слов.) (На проекции)

  • Лингвисты поделили все словарное богатство русского языка на группы, названные частями речи. В зависимости от признаков, на основании которых выделены части речи, количество их колеблется от 10 до 15. В школе, как правило, изучаются 13 частей речи, объединенных в три группы. Вот они:

  • 1 - самостоятельные;

  • 2 -служебные;

  • 3 - междометия.

  • Лингвистами посчитан процент слов каждой части речи в русском языке.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВ ПО ЧАСТЯМ РЕЧИ В % (На проекции)

Имена существительные 47,35

Глаголы 30,88

Имена прилагательные 20,4

Наречия 1,58

Междометия 0,28

Предлоги 0,12

Частицы 0,12

Числительные 0,1

Союзы 0,09

Местоимения 0,08

  • Однако, количество слов, которое включает та или иная часть речи, не определяет степень её значимости в языке.

  • Так, местоимения, хотя их меньше, чем междометий, в речи играют гораздо более активную роль.

ВТОРОЙ критерий - многозначность и переносное употребление слов. О богатстве речи судят не только по количеству слов, а прежде всего по умению использовать эти слова, учитывая их разные значения, стилистическую окраску. Большинство слов русского языка многозначно, и это их свойство является источником выразительности речи.

  • Послушайте, что пишет о богатстве, например, «снежных слов» в русском языке писательница Н.Надеждина. (На проекции)

  • Русский язык богат «снежными словами». Если снежинки слипаются на лету, мы говорим «хлопья». Если твердые белые шарики больно секут щеки, мы говорим «крупка». Свежий, только что запорошивший землю снег зовется «пороша». Подул ветер, и снег зашевелился, ожил, струится, течет по земле, Это низовая метель - «поземка». Если ветер кружит, вьет в воздухе снег - это « вьюга». А в степи может разыграться и настоящая снежная буря - «буран».

В марте снег не разлетается с руки, он загрубел, стал плотным. Ступишь на него, и не провалится нога. И для этого черствого снега есть в русском языке свое жесткое слово «наст».

«Снежные слова» придумал народ, и они по-народному метки.

ЗАДАНИЕ КЛАССУ: при повторном чтении по предложениям выписываются 3-4 синонима.

  • Русский язык богат Синонимами. Старайтесь избегать в своей речи (устной или письменной) повторения одного и того же слова.

  • ПОМНИТЕ: следует выбирать такое слово, которое точнее характеризует предмет, явление, действие, подчеркивая нужную вам сторону. Например, слово ОШИБКА означает неправильный поступок или действие. Однако ошибки бывают разные - она может быть незначительной ( тогда лучше сказать НЕТОЧНОСТЬ, ПОГРЕШНОСТЬ), крайне досадной (тогда говорят ЛЯПСУС), случайной (это ОПЛОШНОСТЬ, ПРОСЧЕТ), неумышленной (это ПРОМАХ). Выбирайте такое слово, которое больше всего подходит к стилю вашей речи, выступления.

ВОПРОС КЛАССУ: Как лучше сказать: поэт хвалит Родину или славит (прославляет)?

СЛЕДУЮЩИЙ КРИТЕРИЙ - ЧЕТВЕРТЫЙ: богатство звуков, их подбор и сочетание; богатейшие особенности русской интонации.

ВОПРОС КЛАССУ: в каких отрывках описывается спорый, звонкий, дробный дождь? (В первом и третьем.) Шуршащий? (Во втором) За счет чего создается это впечатление? Найдите средства выразительности во всех трех текстах. (Аллитерации и ассонансы) (Тексты спроецированы)

  1. Стеклянный, редкий и ядреный,

С веселым шорохом спеша,

Промчался дождь, и лес зеленый

Затих, прохладою дыша.

(И.Бунин.)

  1. Дождь шуршал по широкому лугу.

Даже цветы удивились друг другу;

В чашечках листьев на каждой тропинке

По огонечку, по серебринке.

(А.Яшин.)

  1. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает по воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает. При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или отдыхает. (К.Паустовский.)

ПЯТЫЙ КРИТЕРИЙ: русский язык выделяется среди других языков удивительным богатством словообразовательных морфем, прежде всего суффиксов, Одни придают слову пренебрежительную окраску (книженция, офицерьё), другие - уменьшительно - ласкательную (сынишка, бабуля), в третьих отбражена оценка (старичок и старикашка, старикан). Морфемы создают богатейшие возможности для образования слов различных частей речи, с помощью словообразовательных морфем конкретизируются значения однокоренных слов. Вот как писал об этом Н.Г.Чернышевский, в шутливой форме доказывая преимущество русского языка перед французским:

«В споре о богатстве русского и французского языков мнения разошлись. Убедительнейшим аргументом в пользу превосходства первого оказались приставочные глаголы.

  • Мне кажется, что очень легко доказать богатство и превосходство русского языка перед французским.

  • - Как? Что? Докажите! - закричало ему несколько голосов.

  • - Да вот, господа! Про меня можно сказать, что я заплешивел. Этот глагол выражает начало, основание к дальнейшему следствию. Про Ивана Ивановича (он указал на своего приятеля) должно сказать, что он пооплешивел. Этот глагол, как вы сами понимаете, выражает, что Иван Иванович не совсем еще плешив, но порядочно подвинулся к своей цели. Петр Петрович (это был мнимый знаток русского языка и главный спорщик), конечно, не обидится и не станет спорить, если я скажу про него, что он оплешивел, так как этот глагол означает почти конченное событие. Про Сергея Ильича я имею полное право сказать, что он переплешивел, т.е. вдался в излишество по части волос, а если бы здесь был Трофим Петрович, то он, наверное, согласился бы со мною, что он уже отплешивел, т.е. исполнил по этой части все и ничего более уже сделать не может. Извольте перевести все эти глаголы на французский язык, и тогда я соглашусь, что он богаче русского».

ЗАДАНИЕ КЛАССУ:

  • Составьте ряды однокоренных слов (по вариантам). Выделите в них морфемы.

-да - -един-

(дать, продать, (единица, единство,

раздать, преподавать единственный,

преподаватель) объединиться)

ШЕСТОЙ КРИТЕРИЙ - грамматика также является источником богатства и выразительности речи (синтаксический параллелизм, риторический вопрос, обращение, бессоюзие (асиндетон) и многосоюзие (полисиндетон), инверсия, период.)

СЕДЬМОЙ КРИТЕРИЙ - богатство стилей русского языка также служит источником выразительности речи (разговорный стиль, научный стиль, официально-деловой, публицистический стиль, художественный стиль).

ЗАДАНИЕ КЛАССУ: определите стиль текста и найдите выразительные средства грамматики в данном тексте.

-О город! О ветер! О снежные бури! О бездна разорванной в клочья лазури! Я здесь! Я невинен! Я с вами! Я с вами! (А.Блок.)

(Самое яркое средство - обращение. Есть повтор и параллелизм, восклицательные предложения. Стиль текста - художественный)

  1. Подведение итогов и домашнее задание.

    • О чем мы сегодня говорили на уроке? Что нового вы узнали для себя? А что повторили?

    • Домашнее задание: Упр. 13(связный рассказ по плану)




















4

© 2010-2022