Урок

Урок русского языка .  5 класс Тема урока:                «Простые и сложные предложения» 1.Цели урока: знать: Углубить знания  учащихся о простых и сложных предложениях; познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное; обратить внимание учащихся на интонационное единство сложного предложения, помогающее определять его границы; уметь:  распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы;  выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия)  следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника; способствовать развитию  навыка чёткого и красивого письма;  способствовать развитию у учащихся устной речи, фонематического слуха, памяти, внимания; совершенст... развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку; развивать кругозор учащихся, творческое мышление личностные: расширять коммуникативные способности детей; закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления; воспитывать интерес к русскому языку через  языковые средства; ·         воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе; воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку; развивать кругозор учащихся, творческое мышление Тип урока: урок изучения нового материала Вид урока: урок развивающего обучения Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный                                 и другие   методы стимулирования учебной деятельности 2 1. Мотивирование к учебной деятельности. Учитель. На ваших партах фотографии из школьной жизни. Как вы думаете,  для чего? Какое задание я для вас придумала? Задание: конкурс на самое интересное (смешное, длинное, выразительное и т.д.) предложение. (работа в паре)   2.Актуализация знаний Учитель. Ребята, а почему я предложила вам не подобрать слова тематической группы или словосочетания. А именно составить предложения? Ученики.  На последних уроках мы всё это время повторяем предложение. Учитель. Действительно, это так , и я предлагаю для начала вспомнить всё, что мы  успели повторить из того, что вы уже знаете из курса начальной школы. (Перекрёстный опрос: каждый отвечающий на вопрос 3. Формулирование темы и цели урока Учитель. Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие — сложными? (Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами — сложными). Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений. (Тема сегодняшнего урока — «Простые и сложные предложения). 4. Изучение нового материалаУчитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. А теперь еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном? (В каждом сложном по два простых предложения). 5. Закрепление изученного материала Учитель. А сейчас проведем небольшой  лингвистический  эксперимент. Какие это предложения по наличию грамматических основ ? Составьте их схемы. Показалось зимнее солнце.                   Природа ожила. [-  -].                                                      [–  =]. Устно сконструируйте из двух простых сложное союзное предложение, бессоюзное предложение. 6. Подведение итогов. Рефлексия. Учитель -Ребята, вы молодцы сегодня! Давайте подведем итог! -Чему мы научились сегодня на уроке? -Что больше всего понравилось на уроке? -Какое предложение называют сложным? Какое-простым? -Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении? - Назовите средства связи частей сложного предложения. -Какую роль может играть союз “и” в предложении? -Для чего нужно обязательно определить, что соединяет союз “и”,  прежде  чем ставить запятую? 7. Домашнее задание.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40»







Урок русского языка в 5 классе на тему:



ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ





Подготовила

учитель русского языка

и литературы высшей квалификационной

категории

Арсентьева Ирина Анатольевна





Чита, 2012

Тема урока: «Простые и сложные предложения»

Цели урока:

знать:

  • Углубить знания учащихся о простых и сложных предложениях;

  • познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;

  • обратить внимание учащихся на интонационное единство сложного предложения, помогающее определять его границы;

уметь:

  • распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы;

  • выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия)

  • следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника;

  • способствовать развитию навыка чёткого и красивого письма;

  • способствовать развитию у учащихся устной речи, фонематического слуха, памяти, внимания;

  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;

  • закрепить навык определения простых осложнённых и сложных предложений

  • закрепить навык постановки запятой в простом осложненном предложении, сложном предложении;

  • способствовать формированию орфографической зоркости, грамотности учащихся;

  • способствовать развитию навыка свободного письма, речи.

  • развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;

  • развивать кругозор учащихся, творческое мышление

личностные:

  • расширять коммуникативные способности детей;

  • закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления;

  • воспитывать интерес к русскому языку через языковые средства;

  • воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;

  • воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка

  • развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;

  • развивать кругозор учащихся, творческое мышление

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок развивающего обучения

Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный

и другие методы стимулирования учебной деятельности

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

Оборудование и техническое оснащение: учебник, тетрадь, компьютерная презентация, приложение к учебнику, карточки с упражнениями и тестами

Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Мотивирование к учебной деятельности

  3. Актуализация знаний.

  4. Формулирование темы и цели урока.

  5. Изучение нового материала.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Подведение итогов. Рефлексия.

  8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

- Сам проверь скорей, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»?

Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам новые открытия. Успехов вам и удачи!

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель. На ваших партах фотографии из школьной жизни. Как вы думаете, для чего? Какое задание я для вас придумала?

Задание: конкурс на самое интересное (смешное, длинное, выразительное и т.д.) предложение. (работа в паре)

2.Актуализация знаний

Учитель. Ребята, а почему я предложила вам не подобрать слова тематической группы или словосочетания. А именно составить предложения?

Ученики. На последних уроках мы всё это время повторяем предложение.

Учитель. Действительно, это так , и я предлагаю для начала вспомнить всё, что мы успели повторить из того, что вы уже знаете из курса начальной школы. (Перекрёстный опрос: каждый отвечающий на вопрос задаёт вопрос следующему , готовый в случае необходимости сам дать ответ на вопрос)

(Ответим на вопросы):

  • Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).

  • По интонации? (Восклицательные, невосклицательные).

  • По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные)

  • Что такое грамматическая основа предложения? (Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое).

На доске записаны пять предложений и даны схемы к ним.

В ноябре снег покрыл землю, и наступила настоящая з..ма. Долго б..ролась з..ма с ненас(?)ной осенью. Когда переб..гает лиса поле, яркая шу..ка её д..леко в..дна. Завывает в поле х..л..дный ветер, гуляет в..юга.

Осень уступила.

Урок

5. (Когда-=), [-= ].

Учитель. Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схемы. Сформулируйте к ним задание.
(Надо написать предложения в соответствии со схемами. Вставить пропущенные буквы, группируя слова по орфограммам-проверяемые гласные в корне слова).

Учитель. Прочитайте два первых предложения. Найдите в них общее. Выполните разбор второго предложения, дав характеристику по цели высказывания, эмоциональной окраске, наличию второстепенных членов предложения.
(Это повествовательные предложения. В каждом по одной грамматической основе. Второе предложении по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске невосклицательное, по наличию второстепенных членов - нераспространённое).

Учитель. Прочитайте следующие предложения. Отметьте в них общее.
(В третьем, четвертом и пятом предложениях по две грамматические основы).

3. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие - сложными?
(Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами - сложными).

Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.
(Тема сегодняшнего урока - «Простые и сложные предложения).
На доске записывается тема урока.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.

1) Познакомиться с ... и ...;
2) учиться различать ... и ...;
3) учиться ставить ... и определять средства связи простых предложений в составе сложных.

Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях и определять средства связи простых предложений в составе сложных.

4. Изучение нового материала

Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. А теперь еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном?
(В каждом сложном по два простых предложения).

Учитель. Прочитайте первые простые предложения, входящие в состав сложных. Скажите, имеют ли они интонацию конца предложения? Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями?
(Первые предложения, входящие в состав сложного, не имеют интонации конца предложения и связаны со вторыми простыми предложениями по смыслу).

Учитель. Обобщите наши рассуждения. Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложных?
(Простые предложения, входящие в состав сложных, связаны между собой по смыслу и интонационно).

Учитель. Посмотрите на первое сложное предложение. Скажите, при помощи чего, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного (учитель обводит кружочком союз и).
(Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза).

Учитель. Такие сложные предложения называются союзными.

Учитель. Посмотрите на второе сложное предложение. Скажите, как в нем связаны между собой простые предложения и как называется такое сложное предложение.
(Простые предложения, входящие в состав второго сложного, связаны между собой только по смыслу и интонационно, без союза. Это бессоюзное сложное предложение).

Учитель. С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (учитель выделяет запятые).
(Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми).

Учитель. Обобщите наши рассуждения по плану:

1. Какие предложения называются простыми, а какие - сложными?
2. Из чего состоит сложное предложение?
3. Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
4. Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?
5. Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

Учитель. Прочитайте новый материал по учебнику (параграф № 28 на с. 152 -153(129). Сравните его с нашими выводами.

(1 учащийся читает параграф вслух)

Сложные предложения (союзные и бессоюзные)

Задание: проговорить шёпотом и запомнить союзы и союзные слова (3 мин.). Взаимопроверка в парах.

5. Закрепление изученного материала

Учитель. А сейчас проведем небольшой лингвистический эксперимент.

Какие это предложения по наличию грамматических основ ? Составьте их схемы.

Показалось зимнее солнце. Природа ожила.
[- -]. [- =].

Устно сконструируйте из двух простых сложное союзное предложение, бессоюзное предложение.

(Показалось зимнее солнце, и природа ожила. Показалось зимнее солнце, природа ожила.)

Составьте из двух простых сложное союзное и сложное бессоюзное предложения (задание выполняется по вариантам):

(помните, что части сложных предложений соединяются при помощи разных союзов и союзных слов)

  1. вар. С верхушки старой ели сорвалась птица. Посыпался серебристый иней.

2 вар. Зимой озеро замёрзло. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу.

Физкультминутка

-А теперь все тихо встали…

А сейчас мы в лес пойдём.

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело…

Игра «Определи предложение по структуре». ( Учащиеся показывают руками. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор).

  • Наступили зимние дни, и по небу поплыли серые облака.

  • Вот хрустнула и сломалась холодная ветка.

  • Завыли и замолчали волки.

  • По стволам толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий иней.

  • В ночной темноте только один совёнок слышит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

  • В тёмном небе рассыпались и засверкали яркие звёзды.

  • Потянул ветер, и под тяжестью снега склонили ветви деревья.

  • Голодные рыжие лисицы спешат на охоту, осторожно ступают пушистыми лапками.

  • По алмазной скатерти пробегают лёгкие ласки, охотятся за мышами хорьки.

  • Синичка присмирела и сжалась на ветке.

Учитель. Продолжим наш разговор о предложении и об осени. Прочитайте предложения, сформулируйте к ним свое задание.

Дует ветер,

и земля оказалась вся под плотным белым покрывалом.

Утром снег перестал идти,

и снег повалил густыми хлопьями.

Небо медленно заволокли тучи,

и разослало на землю свои робкие лучи.

На улице трещит мороз

и деревья качаются.

Выплыло из-за туч солнышко

а в доме жарко натоплена печь.


(Надо соединить между собой подходящие по смыслу части из левого и правого столбиков так, чтобы получились сложные предложения, т.е. объединить простые предложения в сложные).

Учитель. Составьте и напишите сложные предложения.
Прочитайте составленные предложения со знаками препинания. Все ли предложения получились сложными? (Все предложения сложные, кроме одного - «Выплыло из - за туч солнышко и разослало свои робкие лучи»

Для чего мы выполняли это упражнение? (Чтобы научиться различать простые и сложные предложения)

Давайте это проверим, проведём небольшой тест.

Запишите полученные ответы в тетрадь.
I. Выбрать определение сложного предложения.

  1. Сложные предложения - это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.

  2. Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.

  3. Сложные предложения - это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

II. Выбрать способ связи простых предложений в сложное.

  1. С помощью обобщающих слов.

  2. С помощью союзов.

  3. С помощью порядка слов.

III. Выбрать схему сложного предложения.

  1. [- =], [- =].

  2. [- =].

  3. [- =, =,].

IV. Найти сложные предложения.

  1. Дул сильный ветер и трепал деревья в саду.

  2. Зима наступила, уныло выглядит лес, и птицы давно улетели на юг.

  3. Валил большими хлопьями снег, и ветер налетал косыми ударами.

V. Найти простые предложения с одно­родными членами.

  1. Стояла поздняя осень , а на земле уже лежало белое покрывало из снега.

  2. Осень подкрадывается незаметно, а зима приходит внезапно.

  3. Елочка была небольшая, но смотрелась нарядно.

Учитель. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга: 1-3,2-2,3-1,4-2,3,5-3. Поставьте оценки: «5»-нет ошибок, «4»- 1 или 2 ошибки, «3»- 3 ошибки.

(Учащиеся ставят друг другу оценки, учитель заносит их в журнал)

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель

-Ребята, вы молодцы сегодня! Давайте подведем итог!

-Чему мы научились сегодня на уроке?

-Что больше всего понравилось на уроке?

-Какое предложение называют сложным? Какое-простым?

-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?

- Назовите средства связи частей сложного предложения.

-Какую роль может играть союз "и" в предложении?

-Для чего нужно обязательно определить, что соединяет союз "и", прежде чем ставить запятую?

7. Домашнее задание

Учитель. Домашнее задание : 1) подробный пересказ текста на с. 152 -153 (129), из произведений художественной литературы выписать по 3 простых и сложных предложения. Простые разобрать по членам, указывая характеристику в скобках.

Индивидуальное задание по карточке - 3 человека.



© 2010-2022