Урок
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Горбунова О.И. |
Дата | 21.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40»
Урок русского языка в 5 классе на тему:
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Подготовила
учитель русского языка
и литературы высшей квалификационной
категории
Арсентьева Ирина Анатольевна
Чита, 2012
Тема урока: «Простые и сложные предложения»
Цели урока:
знать:
-
Углубить знания учащихся о простых и сложных предложениях;
-
познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;
-
обратить внимание учащихся на интонационное единство сложного предложения, помогающее определять его границы;
уметь:
-
распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы;
-
выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия)
-
следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника;
-
способствовать развитию навыка чёткого и красивого письма;
-
способствовать развитию у учащихся устной речи, фонематического слуха, памяти, внимания;
-
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;
-
закрепить навык определения простых осложнённых и сложных предложений
-
закрепить навык постановки запятой в простом осложненном предложении, сложном предложении;
-
способствовать формированию орфографической зоркости, грамотности учащихся;
-
способствовать развитию навыка свободного письма, речи.
-
развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;
-
развивать кругозор учащихся, творческое мышление
личностные:
-
расширять коммуникативные способности детей;
-
закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления;
-
воспитывать интерес к русскому языку через языковые средства;
-
воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;
-
воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка
-
развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;
-
развивать кругозор учащихся, творческое мышление
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок развивающего обучения
Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный
и другие методы стимулирования учебной деятельности
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.
Оборудование и техническое оснащение: учебник, тетрадь, компьютерная презентация, приложение к учебнику, карточки с упражнениями и тестами
Этапы урока:
-
Организационный момент.
-
Мотивирование к учебной деятельности
-
Актуализация знаний.
-
Формулирование темы и цели урока.
-
Изучение нового материала.
-
Закрепление изученного материала.
-
Подведение итогов. Рефлексия.
-
Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
- Сам проверь скорей, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»?
Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам новые открытия. Успехов вам и удачи!
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Учитель. На ваших партах фотографии из школьной жизни. Как вы думаете, для чего? Какое задание я для вас придумала?
Задание: конкурс на самое интересное (смешное, длинное, выразительное и т.д.) предложение. (работа в паре)
2.Актуализация знаний
Учитель. Ребята, а почему я предложила вам не подобрать слова тематической группы или словосочетания. А именно составить предложения?
Ученики. На последних уроках мы всё это время повторяем предложение.
Учитель. Действительно, это так , и я предлагаю для начала вспомнить всё, что мы успели повторить из того, что вы уже знаете из курса начальной школы. (Перекрёстный опрос: каждый отвечающий на вопрос задаёт вопрос следующему , готовый в случае необходимости сам дать ответ на вопрос)
(Ответим на вопросы):
-
Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).
-
По интонации? (Восклицательные, невосклицательные).
-
По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные)
-
Что такое грамматическая основа предложения? (Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое).
На доске записаны пять предложений и даны схемы к ним.
В ноябре снег покрыл землю, и наступила настоящая з..ма. Долго б..ролась з..ма с ненас(?)ной осенью. Когда переб..гает лиса поле, яркая шу..ка её д..леко в..дна. Завывает в поле х..л..дный ветер, гуляет в..юга.
Осень уступила.
5. (Когда-=), [-= ].
Учитель. Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схемы. Сформулируйте к ним задание.
(Надо написать предложения в соответствии со схемами. Вставить пропущенные буквы, группируя слова по орфограммам-проверяемые гласные в корне слова).
Учитель. Прочитайте два первых предложения. Найдите в них общее. Выполните разбор второго предложения, дав характеристику по цели высказывания, эмоциональной окраске, наличию второстепенных членов предложения.
(Это повествовательные предложения. В каждом по одной грамматической основе. Второе предложении по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске невосклицательное, по наличию второстепенных членов - нераспространённое).
Учитель. Прочитайте следующие предложения. Отметьте в них общее.
(В третьем, четвертом и пятом предложениях по две грамматические основы).
3. Формулирование темы и цели урока
Учитель. Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие - сложными?
(Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами - сложными).
Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.
(Тема сегодняшнего урока - «Простые и сложные предложения).
На доске записывается тема урока.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.
1) Познакомиться с ... и ...;
2) учиться различать ... и ...;
3) учиться ставить ... и определять средства связи простых предложений в составе сложных.
Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях и определять средства связи простых предложений в составе сложных.
4. Изучение нового материала
Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. А теперь еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном?
(В каждом сложном по два простых предложения).
Учитель. Прочитайте первые простые предложения, входящие в состав сложных. Скажите, имеют ли они интонацию конца предложения? Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями?
(Первые предложения, входящие в состав сложного, не имеют интонации конца предложения и связаны со вторыми простыми предложениями по смыслу).
Учитель. Обобщите наши рассуждения. Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложных?
(Простые предложения, входящие в состав сложных, связаны между собой по смыслу и интонационно).
Учитель. Посмотрите на первое сложное предложение. Скажите, при помощи чего, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного (учитель обводит кружочком союз и).
(Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза).
Учитель. Такие сложные предложения называются союзными.
Учитель. Посмотрите на второе сложное предложение. Скажите, как в нем связаны между собой простые предложения и как называется такое сложное предложение.
(Простые предложения, входящие в состав второго сложного, связаны между собой только по смыслу и интонационно, без союза. Это бессоюзное сложное предложение).
Учитель. С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (учитель выделяет запятые).
(Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми).
Учитель. Обобщите наши рассуждения по плану:
1. Какие предложения называются простыми, а какие - сложными?
2. Из чего состоит сложное предложение?
3. Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
4. Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?
5. Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?
Учитель. Прочитайте новый материал по учебнику (параграф № 28 на с. 152 -153(129). Сравните его с нашими выводами.
(1 учащийся читает параграф вслух)
Сложные предложения (союзные и бессоюзные)
Задание: проговорить шёпотом и запомнить союзы и союзные слова (3 мин.). Взаимопроверка в парах.
5. Закрепление изученного материала
Учитель. А сейчас проведем небольшой лингвистический эксперимент.
Какие это предложения по наличию грамматических основ ? Составьте их схемы.
Показалось зимнее солнце. Природа ожила.
[- -]. [- =].
Устно сконструируйте из двух простых сложное союзное предложение, бессоюзное предложение.
(Показалось зимнее солнце, и природа ожила. Показалось зимнее солнце, природа ожила.)
Составьте из двух простых сложное союзное и сложное бессоюзное предложения (задание выполняется по вариантам):
(помните, что части сложных предложений соединяются при помощи разных союзов и союзных слов)
-
вар. С верхушки старой ели сорвалась птица. Посыпался серебристый иней.
2 вар. Зимой озеро замёрзло. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу.
Физкультминутка
-А теперь все тихо встали…
А сейчас мы в лес пойдём.
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело…
Игра «Определи предложение по структуре». ( Учащиеся показывают руками. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор).
-
Наступили зимние дни, и по небу поплыли серые облака.
-
Вот хрустнула и сломалась холодная ветка.
-
Завыли и замолчали волки.
-
По стволам толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий иней.
-
В ночной темноте только один совёнок слышит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.
-
В тёмном небе рассыпались и засверкали яркие звёзды.
-
Потянул ветер, и под тяжестью снега склонили ветви деревья.
-
Голодные рыжие лисицы спешат на охоту, осторожно ступают пушистыми лапками.
-
По алмазной скатерти пробегают лёгкие ласки, охотятся за мышами хорьки.
-
Синичка присмирела и сжалась на ветке.
Учитель. Продолжим наш разговор о предложении и об осени. Прочитайте предложения, сформулируйте к ним свое задание.
Дует ветер,
и земля оказалась вся под плотным белым покрывалом.
Утром снег перестал идти,
и снег повалил густыми хлопьями.
Небо медленно заволокли тучи,
и разослало на землю свои робкие лучи.
На улице трещит мороз
и деревья качаются.
Выплыло из-за туч солнышко
а в доме жарко натоплена печь.
(Надо соединить между собой подходящие по смыслу части из левого и правого столбиков так, чтобы получились сложные предложения, т.е. объединить простые предложения в сложные).
Учитель. Составьте и напишите сложные предложения.
Прочитайте составленные предложения со знаками препинания. Все ли предложения получились сложными? (Все предложения сложные, кроме одного - «Выплыло из - за туч солнышко и разослало свои робкие лучи»
Для чего мы выполняли это упражнение? (Чтобы научиться различать простые и сложные предложения)
Давайте это проверим, проведём небольшой тест.
Запишите полученные ответы в тетрадь.
I. Выбрать определение сложного предложения.
-
Сложные предложения - это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.
-
Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.
-
Сложные предложения - это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.
II. Выбрать способ связи простых предложений в сложное.
-
С помощью обобщающих слов.
-
С помощью союзов.
-
С помощью порядка слов.
III. Выбрать схему сложного предложения.
-
[- =], [- =].
-
[- =].
-
[- =, =,].
IV. Найти сложные предложения.
-
Дул сильный ветер и трепал деревья в саду.
-
Зима наступила, уныло выглядит лес, и птицы давно улетели на юг.
-
Валил большими хлопьями снег, и ветер налетал косыми ударами.
V. Найти простые предложения с однородными членами.
-
Стояла поздняя осень , а на земле уже лежало белое покрывало из снега.
-
Осень подкрадывается незаметно, а зима приходит внезапно.
-
Елочка была небольшая, но смотрелась нарядно.
Учитель. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга: 1-3,2-2,3-1,4-2,3,5-3. Поставьте оценки: «5»-нет ошибок, «4»- 1 или 2 ошибки, «3»- 3 ошибки.
(Учащиеся ставят друг другу оценки, учитель заносит их в журнал)
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель
-Ребята, вы молодцы сегодня! Давайте подведем итог!
-Чему мы научились сегодня на уроке?
-Что больше всего понравилось на уроке?
-Какое предложение называют сложным? Какое-простым?
-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?
- Назовите средства связи частей сложного предложения.
-Какую роль может играть союз "и" в предложении?
-Для чего нужно обязательно определить, что соединяет союз "и", прежде чем ставить запятую?
7. Домашнее задание
Учитель. Домашнее задание : 1) подробный пересказ текста на с. 152 -153 (129), из произведений художественной литературы выписать по 3 простых и сложных предложения. Простые разобрать по членам, указывая характеристику в скобках.
Индивидуальное задание по карточке - 3 человека.