Урок русского языка в 6 классе Разносклоняемые имена существительные

Конспект открытого урока в 6 классе по теме "Разносклоняемые имена существительные". В течение урока учащиеся учатся ставить цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять самоконтроль , работать в паре, строить логическую цепь рассуждений, извлекать необходимую информацию из разных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни. Задачи урока: образовательные: Формирование критического стиля мышления в процессе изучения материала развивающие: развитие умения находить, перерабатывать и принимать информацию, развитие навыка применения теории в практической деятельности по выработке орфографической грамотности воспитательные:воспитание интереса к русскому языку, его истории, ответственного отношения к учению.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




1. Предмет: Русский язык

2. Класс: 6

3. Автор УМК: Т.А.Ладыженская

4. Тема урока: Разносклоняемые существительные

5. Тип урока: Урок открытия новых знаний

6. Цель урока: : Познакомить обучающихся с разносклоняемыми существительными, формировать умение правильно их писать

7. Задачи урока:

образовательные: Формирование критического стиля мышления в процессе изучения материала

развивающие: развитие умения находить, перерабатывать и принимать информацию, развитие навыка применения теории в практической деятельности по выработке орфографической грамотности

воспитательные:воспитание интереса к русскому языку, его истории, ответственного отношения к учению.

Предметные результаты:

Знать: разносклоняемые существительные; особенности их склонения;

Уметь: распознавать в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях; совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний имен существительных

Личностные: Уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

9. Основные понятия темы: разносклоняемые существительные

10. Межпредметные связи: Литература

11. Ресурсы: учебник «Русский язык» Ладыженская Т.А., 6 класс, толковые словари.

Технологическая карта урока русского языка «Разносклоняемые существительные»


п/п

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

УУД

1

Организационный этап(мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок.

Добрый день, ребята! Нарисуйте на полях круг такого цвета, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Рисуют круг и демонстрируют своё настроение

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Действие смыслообразования (Л).

2

Актуализация знаний и фиксация затруднении

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Выявляет знания, полученные по теме «Имя существительное» в 5классе, используя АМО (приём «Торт»).

Давайте мы с вами испечём торт.

Но чтобы он получился вкусным, мы повторим всё об имени существительном. Из скольких коржей он будет состоять?

1корж- общее значение

2-морфологические признаки

3- синтаксическая роль

  1. Дайте определение имени существительного.

  2. Как изменяются существительные?

  3. Как называется изменение существительных по падежам?

  4. Сколько склонений у существительных?

  5. Какие существительные относятся к 1 склонению?

  6. Какие существительные относятся ко 2 склонению?

  7. Какие существительные относятся к 3 склонению?

  8. Какую роль выполняют существительные в предложении?

Отвечают на вопросы, называют признаки имени существительного

Самооценка

Целеполагание, планирование учебной деятельности; волевая саморегуляция (Р). Формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П).

Умение оформлять свои мысли в устной форме (К).

3

Постановка цели и задач урока.

Выдвигает проблему. Предлагает обучающимся

Закончить фразу:

Склонение-это...

К 1 склонению относятся...

Ко 2 склонению относятся...

К 3 склонению относятся...

Сейчас проведём игру «Загадочные мешочки»

( существительные, относящиеся к разным склонениям, даны вперемешку, надо разложить существительные в «свой» мешочек)

Пассажир, перрон, вокзал, троллейбус, армия, долина, игра, сессия, опасность, знамя, вестибюль, мышь, окно, мяч, небо.

1ряд-1скл., 2ряд- 2 скл. .,3р.-3скл.

Чем вы руководствовались, распределяя слова?

Какое слово оказалось лишним?

Как вы думаете почему?

Проблемный вопрос: имеются существительные, которые не относятся ни к первому, ни ко второму, ни к третьему склонению. Что это за существительные?Прием «Корзина идей и понятий».

Подводит их к формулированию темы, цели и постановке задач урока.

Фронтальная работа. Отвечают на вопросы, выполняют задание учителя, выдвигают гипотезы

Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (К).

Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П).

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

4

Построение проекта выхода из затруднения

Какие пути решения вы предлагаете? Как будем действовать, чтобы проверить наши предположения?Проведём исследование, может окончания подскажут решение проблемы?

Просклоняем:

1) игра, имя

2) окно,имя

3) мышь, имя

Окончания какого склонения имеет существительное имя в Р.п, Д.п, П.п? ( 3-го склонения)

-А в Т.П? (2-го склонения)

Как можно было бы назвать такие существительные?

А чтобы узнать как называются существительные, и определить тему урока нам нужно разгадать ребус. Для этого нам нужно вспомнить и математику

1)Как называется результат математического выражения уменьшаемое минус вычитаемое (разность)

2)Часть горЫ

Какова же тема нашего урока?

Проверяют предположения, исследуя языковой материал

Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение (П



Ребята, сформулируйте цель нашего урока, опираясь на тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске:
познакомиться с…


узнать…
понять…
научиться

- Цель нашего сегодняшнего урока - познакомиться с особой группой существительных - разносклоняемых, узнать, сколько их, понять, в чем их особенности, научиться их склонять.

Контроль, коррекция прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

Моделирование-преобразование объекта (предложения) в модель (схему) (П).

5

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Групповая работа- 1гр-поиск информации о разносклоняемых именах существительных в Интернете (ссылка hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/part-066.htmпункт 133). 2гр-учебник Бабайцевой В. 3 гр- учебник Ладыженской Т.А.

Дети работают по следующему плану:

1. Какие существительные относятся к разносклоняемым?

2.Почему они так называются?

3.Каковы особенности склонения данных существительных?

Защита работы групп. Взаимооценка и самооценка работы групп.

Работают в группах с разными источниками.

Защита работы групп. Взаимооценка и самооценка работы групп.

Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П).

Умение оценивать действия одноклассников (К).

6

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и из коррекция.

Ребят, давайте объясним значения разносклоняемых существительных

БРЕМЯ, -мени, ср. 1. Тяжелая ноша (стар.). 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книжн.)

ВРЕМЯПродолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами т.д

ВЫМЯ, -мени, (редко) мн. вымена, -ен, -енам, ср. Молочные железы усамок млекопитающих животных.

ЗНАМЯ, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. Определенного цвета широкое полотнище на древке, принадлежащее воинской части, какой-н.организации, государству.

ИМЯ, имени, мн. имена, имен, именам, ср. 1. Личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа.

ПЛАМЯ-огонь

ПЛЕМЯ, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. 1. Этническая и социальнаяобщность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой,языком и самоназванием. Первобытные племена. Союз племен. Кочевые племена.2. перен. Народ, народность

СЕМЯ, -мени,мн. -мена, -мян, -менам, ср. 1. Орган размножения у растений, зерно.

СТРЕМЯ,род., дат. и предл. -мени, те. -менем, мн. -мена, -мян, -менам,ср. 1. Железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника. Вдеть ноги в стремена.

ТЕМЯ, -мени, ср. Верхняя часть черепа, головы, между лобными,затылочными и височными костями.

ПУТЬ дорога

Давайте запишем данные слова в тетрадь

Упр.254, 257

Работают с толковым словарём

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование (Р).

Смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П).

Умение оценивать действия одноклассников (К).

7

Домашнее задание (записано на доске).

Комментирует ДЗ на выбор:

1.Подобрать пословицы с разносклоняемыми словами.

  • Составить тест по теме «Разносклоняемые существительные».

3.Упр.257

Записывают ДЗ в дневниках.


8

Рефлексия учебной деятельности.

Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Представьте себе, что у вас в руках телефон. Отправьте СМС маме о том, что изучали сегодня на уроке, довольны ли вы своею работой на уроке, полезен ли будет вам материал урока?

Оценивает работу на уроке.

Самооценка

Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П).

Умение выражать свои мысли (К).

Волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование (Р).


© 2010-2022