Использование музейных экспонатов на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №18

Руководитель школьного музея «Моя малая родина - Костина мельница»

Винник Фаина Рифкатовна.

Использование музейных экспонатов на уроках русского языка и литературы.

Музей «Моя малая родина - Костина мельница» - историко-этнографический. В нем собраны уникальные экспонаты, рассказывающие об истории нашей малой родины. Собранный материал представляет большую ценность, потому что в истории небольшого микрорайона нашла отражение история Удмуртии, России. Архивные материалы, фотографии, воспоминания очевидцев, предметы быта, подлинные экспонаты музея используются на уроках учителями истории, краеведения, иностранного языка, изобразительного искусства, начальной школы, русского языка и литературы.

На уроках литературы я часто обращаюсь к материалам, собранным в музее. В экспозиции «Истоки» рассказывается о прошлом нашего микрорайона. Обязательно обращаюсь к этой экспозиции, когда изучается тема «Стихи поэтов о родном крае».

Любовь к родному краю. Какой она должна быть? Может быть такой, как у Николая Рубцова - «тихой». Негромко, без особых восклицаний и клятв заводит с нами поэт разговор о сыновней любви к Родине:

Тихая моя Родина!

Ива, река, соловьи…

Мать здесь моя похоронена

В детские годы мои.

Картины деревни, созданные пером Рубцова, напоминают нашу малую родину, мне близки и понятны его чувства и его боль. Тема родной деревни у Рубцова наполнена болью, болью оттого, что деревни исчезают, разоряются. Эту же боль чувствуем мы и у посетителей нашего музея, людей старшего поколения. Со слезами на глазах смотрят они на фотографии старой Костинки, узнавая старые места, где раньше была мельница, жилые бараки, баньку у речки, деревенский клуб, старую деревянную школу. В учебнике по истории в разделе «Россия в начале XXI века» первый параграф называется - «Шоковая терапия». А дальше мы читаем: «Трудную пору переживало сельское хозяйство», - и приводятся цифры, во сколько раз снизилось производства молока, мяса и так далее. Наша огромная страна не в состоянии прокормить себя сама, до 40% продовольствия ввозила из других стран. И ещё одна страшная цифра - 25 млн. гектаров земли превратилось в зарастающие сорняками поля. Это мы наблюдаем и сами. Это случилось и с нашим совхозом. Сейчас все реже слышишь название - совхоз «Металлург». Все активнее входит в нашу речь название - «Костинка». Были в истории нашего хозяйства и падения, были и взлеты, но живы люди старшего поколения, которым дорога память о родном крае, не стоит и нам забывать свои корни.

Все очнется в памяти невольно,

Отзовется в сердце и в крови.

Станет как-то радостно и больно,

Будто кто-то шепчет о любви.

История - литература - музейный экспонат. Их связывает Память.

Это история. 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородином произошло генеральное сражение Отечественной войны. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит - России. Вспоминая об этом сражении, Наполеон признал: «Русские стяжали право быть непобедимыми».

Это литература. Обращаясь к теме исторического прошлого России, Михаил Юрьевич Лермонтов создал стихотворение, ставшее открытием в истории русской реалистической поэзии. Впервые в произведении звучит голос бывалого солдата, рядового участника боевых событий. Читая стихотворение, мы видим не только героические картины боя, но и описания ночи перед боем, картины природы:

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

Это музейный экспонат. Есть в нашем музее экспонат, к которому у нас особое отношение - это дневник солдата Глухова Николая Семеновича. Сейчас только остается гадать, как удалось ему во время войны вести дневник, буквально по дням описывая события, свидетелем которых он был, привести его домой, ведь мы же знаем, что во время войны все письма проверялись военной цензурой. Пожелтевшие страницы дневника рассказывают о многом, в них есть все и страшная война, и радость побед. Но особенно он ценен тем, что в нем, как и в стихотворении Лермонтова, звучит голос рядового участника боевых событий. Прочитайте строки из дневника Глухова Николая Семеновича и вам сразу вспомнятся строки из «Бородино»: «30 мая 1944 год. Прекрасный майский день. Горячо припекает днестровское солнце. Жара. Гвардейцы под кустами вишен, абрикосов и яблонь занимаются своими работами. Кто ремонтирует радиостанции, чтобы работала безотказно в бою. Кто машину красит, чтобы была в хорошем виде, когда будем въезжать в Румынию. Работа идеи полным ходом. Все подготавливаются для предстоящих жарких боев. Изредка ветерок набежит и качнет ветку вишни или же другого дерева, и эта ветка прижимается к гвардейцам и, задевая их, как будто тоже хочет помогнуть в работе»

Ни один урок, посвященный теме Великой Отечественной войны, не проходит без обращения к экспонатам музея. «Для славы мертвых нет», - эти строки из стихотворения Анны Ахматовой стали названием нашей экспозиции, посвященной солдатам-землякам, павшим в боях за Родину во время Великой Отечественной войны. Во многих уголках нашей страны стоят памятники, обелиски солдатам - защитникам Родины, и это правильно, они достойны этого. Но не менее справедливо, мы считаем узнать, а каким он был - солдат - земляк, не вернувшийся с той страшной войны. Сейчас я не буду рассказывать вам о той большей работе, которую мы с ребятами провели, собирая материал о них. Но одно я могу сказать точно - каждый из них достоин нашей памяти. А об одном из них написал в своем стихотворении Твардовский «Я убит подо Ржевом». В основе этого стихотворения была уже неблизкая память о поездке под Ржев осенью 1942 года. Вот что рассказывал об этом сам поэт: «Впечатления от этой поездки были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце». Все, что написано Твардовским на фронте, написано с думой о солдате, неутомимом труженике и творце победы. Но вот закончилась война, и страна не досчиталась миллионов сынов и дочерей своих. А сколько среди них безымянных, неизвестных солдат! «На сотнях памятников и обелисков не увидишь имен, лишь количество захороненных. За ними - судьбы тысяч и десятков тысяч советских солдат, погибших на войне. Они - пали, их - нет, но они живут в нас, мы не оторваны от них, и их чувства и мысли неизбежно должны были обрести голос. «Я убит подо Ржевом» и явилось таким голосом:

Что недаром боролись

Мы за родину - мать.

Пусть не слышен наш голос -

Вы должны его знать.

Гаянов Шарип Галянович - для нас это не просто имя на памятнике, это наш земляк, погибший на той страшной войне. Его дочь Галлия Шариповна знает, что её отец погиб под Ржевом, и это о нем написал свое стихотворение Твардовский, а сама она говорит, что, когда читает это стихотворение, то слышит голос отца и плачет. А сама Галлия Шариповна нам написала: « На 30-летие Победы в 1975 году мы с родными ездили на могилу отца. Оказалось это братская могила в селе Полунино, где лежат останки 10 тысяч солдат и офицеров, погибших в то время в близлежащих селах. И таких братских могил в том районе много. В г. Ржев военком рассказал нам, что в тот год весна пришла рано, и выкопанные окопы сразу заливала вода, бойцам негде было укрыться, на 3-х бойцов была одна винтовка, которая переходила от убитого к живому. Против танков были бутылки с горючей жидкостью…» Воспоминания родных погибших солдат, их письма - это сильнейший эмоциональный момент на уроке. Наши дети не огрубели душой, они умеют чувствовать чужую боль, часто на их глазах я вижу слезы, наверное, ещё и потому, что сама не умею их сдерживать.

Можно приводить ещё немало примеров использования материалов музея на уроках литературы и русского языка - это и подготовка к сочинениям (обязательно проводим сочинения-описания памятника «Солдату-земляку» нашего микрорайона), тексты, отдельные предложения. Являясь предметами исторической ценности, экспонаты музея помогают приблизить тему урока к действительности, создать более реальную картину мира, опираясь на правдивые факты. Я убеждена, что при этом повышается ценность урока, потому что во время таких уроков происходит воспитание Гражданина.

Память - это знать, помнить, сохранять, беречь, это то, что делает нас цивилизованными людьми. Через это можно прийти к самоуважению, познать свою значимость, личную ценность. Я думаю, об этом и написал Владимир Высоцкий:

Время эти понятья не стерло,

Нужно только поднять верхний пласт_

И, дымящейся кровью из горла,

Чувства вечные хлынут на нас!..

Ныне, присно, во веки веков, старина,-

И цена есть цена, и вина есть вина,

И всегда хорошо, если честь спасена,

Если другом надежно прикрыта спина.

Чистоту, простоту мы у древних берем,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому что добро остается добром -

В прошлом, будущем и настоящем!

.



© 2010-2022