РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ЭКОНОМИКА И БУХУЧЁТ (ПО ОТРАСЛЯМ)

Программа учебной дисциплиныразработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) и «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Росси...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ССУЗ)

«КАРТАЛИНСКИЙ МНОГООТРАСЛЕВОЙ ТЕХНИКУМ»






УТВЕРЖДАЮ

Директор

___________С.А. Ермухаметов

«_____»_____________2013 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общеобразовательного цикла

базовой общеобразовательной дисциплины

ОДБ.01 «Русский язык»



по специальности

080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»







Бреды

2013

Рабочая программа составлена с учётом «Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180) по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»

ОДОБРЕНА

на заседании методического совета,



протокол №___, от «_____»__________2013 г.





Председатель методического совета: _______________ Зам.директора по УМР Т.В. Чеботько





СОГЛАСОВАНО



_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







РЕЦЕНЗЕНТ



Руководитель структурного подразделения: _______________ /Н.Я. Чайкина/









СОСТАВИТЕЛЬ



Асташенко Светлана Николаевна,

преподаватель русского языка и литературы.







Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) и «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180) с учетом технического профиля получаемого профессионального образования и примерной программы учебной дисциплины «Русский язык», предназначенной для изучения «Русский язык» в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-прававого регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.







СОДЕРЖАНИЕ



стр.

1. Пояснительная записка

5

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. условия реализации учебной дисциплины

20

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

22









2. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины составлена с учётом Письма Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180 и является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль;

- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки - 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки - 78 часов;

самостоятельной работы - 39 часа.




3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


1 семестр

34

2 семестр

44

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

Итоговая аттестация в форме экзамена



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины русский язык

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение.

Содержание учебного материала

2


1

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка.

1

2

2

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

1

2

Практическая часть: запись текста «Язык и культура», объяснение изученных орфограмм.



Самостоятельная работа обучающихся: докладов: «Русский язык в современном мире. Язык и его функции»,

«Язык и культура», «Культура речи. Нормы русского языка».

2

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи.

11


Тема 1.1.

Язык и речь.


Содержание учебного материала

1

1

Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

2

Практическая часть: повторение правописания безударных гласных в корне слова, звонких и глухих согласных.



Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка докладов: «Разговорный стиль языка», «Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом».

1

Тема 1.2.

Функциональные стили речи. Разговорный стиль.

Содержание учебного материала

1

1

Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования

2

Практическая часть: правописание приставок на З\С, ПРЕ-/ПРИ-.



Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка докладов «Научный стиль языка»

1

Тема 1.3.

Научный стиль.

Содержание учебного материала

1

1

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

2

Практическая часть: правописание личных окончаний глагола.



Самостоятельная работа обучающихся. Работа с научной литературой, определение специфики научного стиля, подготовка докладов «Официально-деловой стиль».


Тема 1.4.

Официально-деловой стиль.

Содержание учебного материала

1

1

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

2

Практическая часть: правописание падежных окончаний имён существительных.



Самостоятельная работа обучающихся. Составление и оформление разного рода документов для овладения официально-деловым стилем, доклад «Стилистика и синонимические средства языка»

1

Тема 1.5.

Публицистический стиль.

Содержание учебного материала

1

1

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

2

Практическая часть: работа с публицистической литературой, повторение изученных орфограмм, подготовка к диктанту.



Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка докладов «Художественный стиль». Работа с публицистической литературой, определение специфики публицистического стиля.

1

Тема 1.6.

Художественный стиль.

Содержание учебного материала

1

1

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

2

Практическая часть: работа с текстом, определение принадлежности к тому или иному стилю.



Контрольная работа. Проверочный диктант. (Вводный контроль знаний)

1

Самостоятельная работа обучающихся: подобрать тексты разных стилей, доказать принадлежность данных текстов к тому или иному стилю.

1

Тема 1.7.

Текст как произведение речи.

Содержание учебного материала

1

1

Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

2

Практическая часть: записать текст, объяснить все орфограммы и знаки препинания; определить смысловые отношения между предложениями; указать способы и средства связи предложений в тексте; определить языковые средства, с помощью которых создаются художественные образы в тексте; доказать принадлежность текста к тому или иному стилю.



Самостоятельная работа обучающихся. Составление текстов для отработки правил речевого этикета, доклад

«Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю».

1

Тема 1.8.

Функционально-смысловые типы речи.

Содержание учебного материала

1

1

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.

2

Практическая часть: работа с текстами, определение типа речи текста, составление текста с различными типами речи.



Самостоятельная работа обучающихся: написание сочинения-рассуждения «Почему я изучаю русский язык»

1

Тема 1.9.

Лингвостилистический анализ текста.

Содержание учебного материала

2

1

Лингвостилистический анализ текста.

2

Практическая часть. Произвести лингвостилистический анализ текста.



Самостоятельная работа обучающихся: подобрать разные тексты, произвести их лингвостилистический анализ

1

Раздел 2. Лексика и фразеология.

8


Тема2.1.

Слово в лексической системе языка.

Содержание учебного материала

1

1

Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

2

Практическая часть. Подобрать к данным словам синонимы и антонимы, используя словари синонимов и словари антонимов русского языка.



Самостоятельная работа обучающихся: подготовка докладов: «Лексика с точки зрения её происхождения», «Лексика с точки зрения её употребления».

1

Тема 2.2.

Лексика с точки зрения её происхождения и употребления

Содержание учебного материала

2

1

Исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы.

1

2

2

Нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

1

2

Практическая часть: запись слов из разных слоёв лексики, составление с ними предложений.



Самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклады «Исконно-русская лексика», «Заимствованная лексика», «Русское письмо и его эволюция», «Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка», «Словари русского языка и их использование».

3

Тема 2.3.

Активный и пассивный словарный запас

Содержание учебного материала

2

1

Архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета.

1

2

2

Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

1

2

Практическая часть. Привести примеры слов разных слоёв лексики: диалектизмов, историзмов, архаизмов и др. (Использовать в работе толковые словари).



Самостоятельная работа обучающихся: подготовить десять пословиц о родине, и ещё десять - о дружбе, выписать из толкового словаря словарные статьи многозначных слов и слов-омонимов. Составить словарную статью о слове, называющем какой-либо предмет по вашей отрасли. Доклад «Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения».

2

Тема 2.4.

Фразеологизмы

Содержание учебного материала

2

1

Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы.

1

2

2

Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

1

2

Практическая часть. Выписать из словаря фразеологизмы и подобрать к ним антонимы (например:

засучив рукава - спустя рукава, возносить до небес - втаптывать в грязь), произвести лексико-фразеологический разбор.



Самостоятельная работа обучающихся. Составить предложения, используя фразеологизмы.

Тема 2.5.

Лексические нормы

Содержание учебного материала

1

1

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

2

Практическая часть: работа с текстом, исправление ошибок.



Самостоятельная работа обучающихся: исправление ошибок в тексте с фразеологизмами.

1

Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

8

Тема 3.1.

Фонетические единицы

Содержание учебного материала

1

1

Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза.

2

Практическая часть: запись слов в транскрипции, характеристика звуков и слогов.



Самостоятельная работа обучающихся. Доклады «Фонетические средства выразительности», «Письмо и орфография. Принципы русской орфографии», «Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация».

2

Тема 3.2.

Ударение словесное и логическое. Фонетический разбор слова


Содержание учебного материала

1

1

Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.

2

Практическая часть: фонетический разбор слов.



Самостоятельная работа обучающихся: фонетический разбор слов.


Тема 3.3.

Орфоэпические нормы

Содержание учебного материала

1

1

Произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

2

Практическая часть: работа с орфоэпическим словарём.



Самостоятельная работа обучающихся: доклад «Благозвучие речи. Ассонанс. Аллитерация"

1

Тема 3.4.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных

Содержание учебного материала

1

1

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных

2

Практическая часть: запись слов на правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, объяснение правописания.



Самостоятельная работа обучающихся: запись слов на правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, объяснение правописания.


Тема3.5.

Употребление букв Ь, Ъ

Содержание учебного материала

1

1

Употребление букв Ь, Ъ.

2

Практическая часть: повторения правописания Ь и Ъ знаков, запись слов с данными орфограммами.



Самостоятельная работа обучающихся. Подобрать примеры слов с разделительными Ъ и Ь, с буквами Ё и О после шипящих и Ц, примеры слов с приставками на з - (с -). Разделить слова на слоги и для переноса.


Тема 3.6.

Правописание О/Ё после шипящих и Ц.

Содержание учебного материала

1

1

Правописание О/Ё после шипящих и Ц.

2

Практическая часть: написание слов и предложений с буквами О/Ё после шипящих и Ц.



Самостоятельная работа обучающихся: написание слов и предложений с буквами О/Ё после шипящих и Ц.


Тема 3.7.

Правописание приставок на З - / С - .


Содержание учебного материала

1

1

Правописание приставок на З - / С - .

2

Практическая часть: запись слов и предложений с приставками на З-\С-.



Самостоятельная работа обучающихся: запись слов и предложений с приставками на З-\С-.


Тема 3.8.

Правописание И - Ы после приставок.


Содержание учебного материала

1

1

Правописание И - Ы после приставок.

2

Практическая часть: запись слов и предложений на правописание И-Ы после приставок. Проверочная работа - тест по разделу «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография»



Самостоятельная работа обучающихся: запись слов и предложений на правописание И-Ы после приставок.


Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография.

5

Тема 4.1.

Морфема как значимая часть слова

Содержание учебного материала

1

1

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

2

Практическая часть: Правописание корней с чередующимися гласными в корне слова: -раст-/-рос, - зар-/-зор-, -скач-/-скоч-, -гар-/-гор-, -клан-/-клон -, -твар-/-твор -, -мак-/-мок -, -равн-/-ровн -, -кас-/-кос -, -лаг-/-лож-,

-бер-/-бир -, -пер-/-пир -, -дер-/-дир - и т.д., морфемный разбор слов.



Самостоятельная работа обучающихся: морфемный разбор слов, доклады «Многозначность и омонимия морфем», «Синонимия и антонимия морфем», «Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке».

1

Тема 4.2.

Способы словообразования

Содержание учебного материала

1

1

Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.

2

Практическая часть: повторение способов словообразования, словообразовательный анализ слов.



Самостоятельная работа обучающихся: повторение способов словообразования, словообразовательный анализ слов.


Тема 4.3.

Употребление приставок и суффиксов

Содержание учебного материала

2

1

Употребление приставок в разных стилях речи.

1

2

2

Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

1

2

Практическая часть: правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.



Контрольная работа. Контрольный диктант. (В конце 1 семестра)

1

Самостоятельная работа обучающихся: правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.


Раздел 5. Морфология и орфография

22


Тема 5.1.

Грамматические признаки слова. Части речи

Содержание учебного материала

1

1

Грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция. Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

2

Практическая часть: запись текста, объяснение орфограмм, определение принадлежности слов к той или иной части речи.



Самостоятельная работа обучающихся: запись текста, объяснение орфограмм, определение принадлежности слов к той или иной части речи. Доклад «Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи».

1

Тема 5.2.

Имя существительное

Содержание учебного материала

2

1

Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных.

1

2

2

Правописание имён существительных.

1

2

Практическая часть. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.



Самостоятельная работа обучающихся: Выписать из текста конкретные и вещественные имена существительные, распределить их по тематическим группам, определить их грамматические признаки. От данных слов образовать имена существительные с помощью суффиксов - чик - или - щик - для обозначения лиц, занимающихся чем-нибудь; составить с ними предложения.

1

Тема 5.3.

Имя прилагательное

Содержание учебного материала

2

1

Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных.

1

2

2

Правописание имён прилагательных.

1

2

Практическая часть: Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.



Самостоятельная работа обучающихся: образовать от прилагательных, если это возможно, краткую форму мужского, среднего, женского рода единственного и множественного числа; объяснить разницу в значении полных и кратких прилагательных.


Тема 5.4.

Имя числительное

Содержание учебного материала

2

1

Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных.

1

2

2

Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

1

2

Практическая часть: Записать текст, заменяя цифры словами и употребляя их в нужной падежной форме. Образовать от имён числительных сложные имена прилагательные, составить с ними предложения, морфологический разбор числительных.



Самостоятельная работа обучающихся: морфологический разбор числительных.


Тема 5.5.

Местоимение

Содержание учебного материала

2

1

Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений.

1

2

2

Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

1

2

Практическая част: правописание местоимений, морфологический разбор местоимений.



Самостоятельная работа обучающихся: правописание местоимений, морфологический разбор местоимений.


Тема 5.6.

Глагол

Содержание учебного материала

3

1

Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола.

1

2

2

Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

1

2

3

Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

1

2

Практическая часть: Образовать от существительных глаголы с суффиксами - ова-/ -ева-,

-ирова -, -ыва-/ -ива -, записать неопределённые формы этих глаголов и формы 1-го лица единственного числа, выделить суффиксы и сформулировать правило написания этих суффиксов. Написать сочинение-миниатюру на тему «Как надо готовиться к экзамену», используя все формы наклонений.



Самостоятельная работа обучающихся: написать небольшое сочинение-рассуждение о роли глагола в речи, опираясь на высказывания известных писателей о глаголе.

1

Тема 5.7.

Причастие


Содержание учебного материала

2

1

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий.

1

2

2

Синонимия причастий. Употребление причастий в текстах разных стилей.

1

2

Практическая часть: Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.



Самостоятельная работа обучающихся: образовать от данных глаголов причастия, выделить в них суффиксы и составить с ними словосочетания.


Тема 5.8.

Деепричастие

Содержание учебного материала

1

1

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

2

Практическая часть: образование деепричастий от глаголов, правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.



Самостоятельная работа обучающихся: определить вид глаголов и образовать от них деепричастия, выделить суффиксы деепричастий, отметить глаголы, от которых нельзя образовать деепричастия несовершенного вида. Записать примеры предложений с причастным и деепричастным оборотом.


Тема 5.9.

Наречие


Содержание учебного материала

1

1

Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

2

Практическая часть: Правописание наречий. Морфологический разбор наречия.



Самостоятельная работа обучающихся: записать предложения, по толковому словарю определить лексическое значение наречий, подобрать к ним синонимы, указать разряд наречий по значению, определить их синтаксическую функцию.

1

Тема 5.10.

Слова категории состояния

Содержание учебного материала

1

1

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

2

Практическая часть: запись текста, обозначение над словами части речи. Найти в тексте слова категории состояния, определить их функцию в речи.



Самостоятельная работа обучающихся: найти в тексте слова категории состояния, определить их функцию в речи. Составить предложения, чтобы в одном случае названые слова (по причине, в течение, в продолжение и т.д.) являлись предлогами, а в другом - существительными с предлогами.

1

Тема 5.11.

Служебные части речи.

Предлог.

Содержание учебного материала

1


1

Предлог как часть речи. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

2

Практическая часть: правописание предлогов.



Самостоятельная работа обучающихся: составить предложения, чтобы в одном случае названые слова (по причине, в течение, в продолжение и т.д.) являлись предлогами, а в другом - существительными с предлогами.


Тема 5.12.

Союз.

Содержание учебного материала

1

1

Союз как часть речи. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

2

Практическая часть: .правописание союзов



Самостоятельная работа обучающихся: выписать сначала предложения с сочинительными союзами, а затем с подчинительными, расставляя знаки препинания.


Тема 5.13.

Частица

Содержание учебного материала

1

1

Частица как часть речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

2

Практическая часть. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.



Самостоятельная работа обучающихся: записать предложения, вспоминая правила написания частицы НЕ с разными частями речи.


Тема 5.14.

Междометия и звукоподражательные слова

Содержание учебного материала

1

1

Междометия и звукоподражательные слова. Употребление междометий в речи.

2

Практическая часть. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.


Проверочная работа по разделу «Морфология о орфография» - тестовые задания

1

Самостоятельная работа обучающихся. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация.

22

Тема 6.1.

Основные единицы синтаксиса.

Содержание учебного материала

1

1

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

2

Практическая часть: составление словосочетаний и предложений, объяснение их отличия друг от друга.



Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка доклада: « Основные единицы синтаксиса. Виды синтаксических связей», «Русская пунктуация и её назначение».

2

Тема 6.2. Словосочетание.

Содержание учебного материала

1

1

Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

2

Практическая часть: составление словосочетаний, исправление ошибок в построении словосочетаний, запись исправленных словосочетаний.



Самостоятельная работа обучающихся: составление словосочетаний, исправление ошибок в построении словосочетаний, запись исправленных словосочетаний. Доклад «Роль словосочетания в построении предложения».

1

Тема 6.3.

Простое предложение.

Содержание учебного материала

2

1

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Грамматическая основа простого двусоставного предложения.

1

2

2

Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

1

2

Практическая часть: выписать из текста простые, а затем сложные предложения, расставляя знаки препинания и подчёркивая грамматические основы. Отработка правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.



Самостоятельная работа обучающихся: выписать из текста простые, а затем сложные предложения, расставляя знаки препинания и подчёркивая грамматические основы. Отработка правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.

1

Тема 6.4.

Второстепенные члены предложения.


Содержание учебного материала

2

1

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

1

2

2

Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

1

2

Практическая часть: запись текста, подчеркивание главных и второстепенных членов предложения, определение принадлежности главных и второстепенных членов предложения к той или иной части речи.



Самостоятельная работа обучающихся: запись текста, подчеркивание главных и второстепенных членов предложения, определение принадлежности главных и второстепенных членов предложения к той или иной части речи.

1

Тема 6.5.

Односоставные и неполные предложения.

Содержание учебного материала

1

1

Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.

2

Практическая часть: найти в тексте односоставные и двусоставные предложения, выделить в них грамматические основы. По данным схемам построить предложения с распространёнными и нераспространёнными однородными членами.



Самостоятельная работа обучающихся: найти в тексте односоставные и неполные предложения, выделить в них грамматические основы. По данным схемам построить распространённые предложения.


Тема 6.6.

Осложнённое простое предложение

Содержание учебного материала

4

1

Осложненное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

1

2

2

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.

1

2

3

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений.

1

2

3

Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

1

2

Практическая часть: запись предложений с обособленными и уточняющими членами предложения, определение их роли в предложении.



Самостоятельная работа обучающихся: запись предложений с обособленными и уточняющими членами предложения, определение их роли в предложении. Подготовка доклада «Синонимия простых предложений»

1

Тема 6.7.

Вводные слова и предложения. Обращение.

Содержание учебного материала

1

1

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.

2

Практическая часть: отработка правил постановки знаков препинания при обращении, вводных словах и предложениях.



Самостоятельная работа обучающихся: отработка правил постановки знаков препинания при обращении, вводных словах и предложениях.


Тема 6.8.

Способы передачи чужой речи.



Содержание учебного материала

2

1

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной.

1

2

2

Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

1

2

Практическая часть: отработка правил оформления прямой речи и диалога(исправление ошибок в предложениях с прямой речью, исправление ошибок в оформлении диалога)



Самостоятельная работа обучающихся: составление и оформление диалога на тему «Культура речи»


Тема 6.9.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.

Содержание учебного материала

2

1

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1

2

2

Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

1

2

Практическая часть: запись сложносочинённых предложений, объяснение постановки знаков препинания.



Самостоятельная работа обучающихся: запись сложносочинённых предложений, объяснение постановки знаков препинания. Доклад «Использование сложных предложений в речи».

1

Тема 6.10.

Сложноподчинённое предложение.

Содержание учебного материала

2

1

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

1

2

2

Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

1

2

Практическая часть: списать предложения, объясняя постановку знаков препинания и выделяя главную и придаточные части, подчеркнуть грамматические основы предложений.



Самостоятельная работа обучающихся: письменно ответить на вопросы, используя сложноподчинённые предложения с придаточным условия.


Тема 6.11.

Бессоюзное сложное предложение.

Содержание учебного материала

1

1

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

2

Практическая часть: списать текст, расставляя недостающие знаки препинания и объясняя правила постановки запятой и точки с запятой в сложных бессоюзных предложениях.



Самостоятельная работа обучающихся: подготовка доклада «Синонимия сложных предложений»


Тема 6.12.

Предложения с разными видами связи.

Содержание учебного материала

1

1

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

2

Практическая часть: запись текста, объяснение орфограмм и постановки знаков препинания, подготовка к контрольному диктанту



Контрольная работа: диктант

1

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка докладов: «Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А.Реформатского, В.В.Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка».

6

Тема 6.13.

Сложное синтаксическое целое.

Содержание учебного материала

1

1

Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

2

Практическая часть: работа над ошибками в контрольном диктанте.



Самостоятельная работа обучающихся: подготовка доклада «Сложное синтаксическое целое».

1

Всего:

78 час

Сам.работа-39 ч

4. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

-комплект учебно-методической документации;

-наглядные пособия: раздаточный материал;

-видеотека по курсу;

Технические средства обучения:

-компьютер, мультимедиа комплекс.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10 - 11 класс - изд.: «Просвещение», 2010 г.


  1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык 10-11: Рекомендовано Министерством образования и науки РФ, Москва, «Просвещение», 2010.

Дополнительные источники:

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи, учебник: допущено Министерством образования для СПО, 8-е издание, испр., Москва Издательский центр «Академия», 2009.

2. Бабайцева В.В., Михальская А.К. Русский язык 10-11: допущено Министерством образования РФ, издательство «Дрофа», 2008;

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11: допущено Министерством образования РФ, издательство «Русское слово», 2009;

  2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык, учебник 10-11: допущено Министерством образования РФ, издательство «Вербум-М», 2009;

  3. Лекант П.А. Современный русский язык, учебник: допущено Министерством образования РФ, издательство «Дрофа», 2010;

5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:


- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

устный опрос, письменная проверка (диктант)

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

практическая проверка, экспертная оценка выполнения практического задания, устный опрос, систематическое наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе занятий

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка

устный опрос, письменный анализ текста

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи

устный опрос

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях

оценка выполнения практических заданий, устный опрос, тестирование, самостоятельная работа учащихся (доклады, рефераты, сообщения)

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения

устный опрос, письменный опрос (сочинения, составление диалогов), составление и оформление разного рода деловых документов

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка

устный опрос, экспертная оценка выполнения практического задания

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

оценка выполнения практических заданий, тестирование, диктант

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем

устный опрос, наблюдение за учащимися во время обсуждения дискуссионных проблем

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста

устный опрос, письменный опрос (сочинение, анализ текста)

Знать/понимать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов

устный опрос, тестирование, самостоятельная работа учащихся (доклады, сообщения)

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

практическая проверка (выполнение практических работ), устный опрос

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

устный опрос, письменные работы учащихся (сочинение, изложение, диктант, тестирование)

- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения

устный опрос, письменные работы учащихся

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи

устный опрос, тестирование.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; при- общения к ценностям национальной и мировой культуры

беседа, доклады и сообщения учащихся

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности

самостоятельная работа учащихся (интеллектуальные домашние задания, сочинения на свободную тему, сочинения-рассуждения на заданную тему)

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

устный опрос, письменные работы (сочинения, изложения), самооценка

- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству

беседа, тестирование

- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

беседа, тестирование

Выпускник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

беседа, учебный диалог на уроке, работа с текстом о той или иной профессии.

организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

конспектирование статьи учебника, работа в группе.

- анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

тестирование, сочинение, развёрнутый ответ на вопрос лингвистического характера, изложение, реферат.

осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

самостоятельная работа (в классе и дома), подготовка к сочинению, анализ текста, подбор текстов на определённую тему.

использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

конспектирование учебной информации, реферат, сочинение, написание тезисов, аннотаций.

работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

учебный диалог на уроке, круглый стол, дискуссия, сочинение, анализ текста.

исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

беседа, работа с текстом патриотического содержания.

Реализация целей и задач программы предполагает формирование ключевых предметных компетенций:

Языковая компетенция (способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры и средства в соответствии с нормами литературного языка благодаря изучению лексики, фразеологии, усвоению морфологических норм согласования, управления, построения предложений разных видов; предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка);

Диктант, изложение, сочинение, тестирование, устный опрос.

Лингвистическая компетенция (обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки. обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями);

устный опрос, тестирование, работа со словарями.

Коммуникативная компетенция (предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма); умение создавать и воспринимать тексты. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи - стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста. Коммуникативная компетенция заключается в приобретении навыков работы в группе, овладении различными ролями в коллективе, умении устно и письменно излагать результаты своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий).

развёрнутый ответ на вопрос, сочинение-рассуждение, самостоятельная работа с текстами разных стилей, анализ текста

Культуроведческая компетенция (осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения).

развёрнутый ответ на вопрос, учебный диалог на уроке, изложение, творческий диктант, творческая работа на заданную тему (сочинение), реферат.



РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу по дисциплине «Русский язык», разработанную преподавателем русского языка и литературы Асташенко С. Н.

Рецензируемая программа соответствует Требованиям к уровню подготовки выпускника по дисциплине, содержащимся в Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования, утверждённом Министерством образования Российской Федерации в 2002 году и содержанию примерной программы по дисциплине «Русский язык» для среднего профессионального образования.

Программа имеет чётко выраженную структуру и включает все необходимые компоненты: пояснительная записка, тематический план и содержание дисциплины. Данная программа содержит также задания для внеаудиторной работы учащихся.

В рабочей программе дисциплины «Русский язык» шесть разделов, в которых рассматриваются:

- язык как средство общения и форма существования национальной культуры, язык как развивающееся явление, русский язык в современном мире;

- виды речевой деятельности, структурно-смысловые признаки текста, функционально-смысловые типы речи, функциональные стили языка;

- слово в лексической системе языка, выразительные средства языка, лексика с точки зрения её происхождения и употребления;

- звуки речи, орфоэпическая норма, книжный и разговорный стили произношения, принципы русской орфографии, фонетические средства выразительности, орфографические правила;

- состав слова, способы словообразования, этимологический анализ слова, правописание морфем;

- словоформа как единица морфологии, грамматическое значение слова, самостоятельные и служебные части речи русского языка, правописание частей речи.

- основные единицы синтаксиса, виды синтаксических связей, типы простых и сложных предложений, пунктуационные правила.

В программе приведена примерная тематика самостоятельных работ, докладов и сообщений. Данная программа позволяет закрепить и углубить знания студентов по русскому языку и культуре речи, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, что немаловажно для освоения специальности. Культурная речь - это основа общения в любом коллективе.

Программа рассчитана на 78 аудиторных и 39 внеаудиторных часов и предназначена для базового уровня подготовки специалистов в учебных заведениях среднего профессионального образования.

Форма итогового контроля по дисциплине - экзамен.

Программа выполнена на профессиональном уровне, в целом соответствует Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования и рекомендована к применению.

Рецензент:



Примерные темы докладов (самостоятельная работа обучающихся)

  1. Язык и его функции. Русский язык в современном мире.

  2. Язык и культура.

  3. Культура речи. Нормы русского языка.

  4. Стилистика и синонимические средства языка.

  5. Русское письмо и его эволюция.

  6. Письмо и орфография. Принципы русской орфографии.

  7. Русская пунктуация и ее назначение.

  8. Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.

  9. Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.

  10. Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.

  11. Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка.

  12. Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.

  13. Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи.

  14. Роль словосочетания в построении предложения.

  15. Синонимия простых предложений.

  16. Синонимия сложных предложений.

  17. Использование сложных предложений в речи.

  18. Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом.

  19. Словари русского языка и сфера их использования.

  20. Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка.





РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу по дисциплине «Русский язык», разработанную преподавателем Асташенко С. Н.

Рецензируемая программа соответствует Требованиям к уровню подготовки выпускника по дисциплине, содержащимся в Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования, утверждённом Министерством образования Российской Федерации в 2002 году и содержанию примерной программы по дисциплине «Русский язык» для среднего профессионального образования.

Программа имеет чётко выраженную структуру и включает такие разделы:

- пояснительная записка, в которой изложены цели и задачи учебной дисциплины, область применения примерной программы, место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы, рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины;

- примерный тематический план, где указаны и распределены часы аудиторных занятий, а также темы, необходимые для самостоятельного изучения студентами;

- после тематического плана изложены требования к знаниям и умениям в области русского языка и культуры речи, которые соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта;

- содержание дисциплины по темам, где указаны конкретные вопросы, выносимые для изучения студентами, согласно стандарту среднего профессионального образования; задания для самостоятельной работы.

В рабочей программе учебной дисциплины «Русский язык» шесть разделов.

В первом разделе «Язык и речь. Функциональные стили речи» рассматриваются виды речевой деятельности, функционально-смысловые типы речи, стили русского языка, культура речи.

Второй раздел «Лексика и фразеология» изучает слово в лексической системе языка, активный и пассивный словарный запас, лексические и фразеологические словари.

В третьем разделе «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография» представлены темы, изучающие звуки речи, орфографические правила.

Четвёртый раздел «Морфемика, словообразование, орфография» рассматривает состав слова, морфему как значимую часть слова, правописание морфем.

В пятом разделе «Морфология и орфография» изучаются части речи, их лексико-грамматическое значение, общие морфологические свойства, общие синтаксические функции.

Шестой раздел «Синтаксис и пунктуация» рассматривает основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение, а также пунктуационные правила русского языка.

Студенты должны приобрести умения грамотно строить свою речь в соответствии с языковыми нормами, анализировать свою речь с точки зрения её нормативности и целесообразности, устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи. Реализация программы обеспечит компетентность будущих специалистов как неотъемлемую часть их профессионализма.

Программа рассчитана на 78 аудиторных и 39 внеаудиторных часов и предназначена для базового уровня подготовки специалистов в учебных заведениях среднего профессионального образования.

Форма итогового контроля по дисциплине - экзамен.

Программа выполнена на профессиональном уровне, в целом соответствует Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования и рекомендована к применению.

Рецензент:

________________-преподаватель высшей квалификационной категории

______________________________________________________________

7

© 2010-2022