Сценарий игры по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

Равнодушие к книге, неумение видеть за словом образ, отсутствие интереса к чтению у современных школьников – серьезная проблема нашего времени. Это заставляет искать разные формы приобщения детей к книге. Одна из них литературная игра.Уникальность сценария состоит в том, что им может воспользоваться любой творческий человек, переставить конкурсы, выбрать нужное, распределить задания по количеству команд (у нас было две – по количеству классов в параллели). В роли ведущего может выступать учитель...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий литературной игры

по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

(автор: Байрамова Н.Н.)

Равнодушие к книге, неумение видеть за словом образ, отсутствие интереса к чтению у современных школьников - серьезная проблема нашего времени. Это заставляет искать разные формы приобщения детей к книге. Одна из них литературная игра.

Игра поводится как итог изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в 10 классе. Не секрет, что роман Достоевского сложен, глубоко символичен, масштабен по своему философскому, духовно-нравственному содержанию. Роман прочитан, осмыслен, исследована символика снов, чисел, цвета, учащимися созданы сообщения, презентации, написано сочинение. Роман произвел мощное впечатление на десятиклассников. Самое время выяснить, кто лучше всего разобрался в романе и внимательнее других прочитал его. Так что интеллектуальная и психологическая подготовка проведена на уроках.

Кроме того, команды готовят творческое домашнее задание -проект обложки для романа «Преступление и наказание», продумывают цветовое решение, композицию, детали, готовят комментарий к работе. (Пример представлен в Приложении 8).

Уникальность сценария состоит в том, что им может воспользоваться любой творческий человек, переставить конкурсы, выбрать нужное, распределить задания по количеству команд (у нас было две - по количеству классов в параллели). В роли ведущего может выступать учитель. Задания выполняются коллективно. Время регламентирует ведущий. Игроки дают ответы письменно на бланках. В сценарии предусмотрены задания для болельщиков.

Цели: Подвести итог циклу уроков по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», обобщить и углубить знания учащихся о романе; пробудить интерес к чтению других произведений писателя; стимулировать учащихся к внимательному, углубленному прочтению русской классики; формировать духовные ценности; воспитывать любовь к литературе, искусству.

Участники: ученики 10-х классов.

Форма: литературный бой между командами.

Оборудование: презентация (слайды 3, 10, 14, 16, 17, 23 - музыкальные, звучат во время выполнения командами одинаковых заданий), карточки с заданиями, бланки для письменных ответов (см. Приложение), предметы для конкурса «Черный ящик», канцтовары для конкурса «Проект обложки для романа»

Оформление зала: черно-белые рисунки Э. Неизвестного к роману «Преступление и наказание», портрет Ф.М. Достоевского, виды Петербурга.





Ход игры

I. Конкурс «Се человек» (слайд 3)

Ведущий: Эти слова Понтия Пилата звучат в романе «Преступление инаказание» в исповеди Мармеладова в трактире. Хорошо ли вы помните героев романа?

I часть конкурса.

Задание: определите героя романа по портрету

(Выполняется на бланках №1 (см. Приложение 1); команды одновременно выполняют задание; время выполнения 1 минута)
1. Молодой человек был замечательно хорош собой, с прекрасными темными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.
2. Она была маленького роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами.
3. Наружность его была выразительная - высокий, худой, всегда худо выбритый, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача.
4. Она была замечательно хороша собой - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте её и что, впрочем, не отнимало у её движений мягкости и грациозности.
5. Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом.
6. Это был человек лет уж за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки.
7. Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками... Глаза её блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо... Раскольникову она показалась лет тридцати.
8. Девица, и собой ужасно нескладная, росту замечательно высокого, с длинными, как будто вывернутыми ножищами, всегда в стоптанных козловых башмаках, и держала себя чистоплотно... Смуглая такая, точно солдат переряженный... У неё такое доброе лицо и глаза... А улыбка у ней даже очень хорошая.

9. «Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурой бородой и довольно ещё густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен»

10. Лицо её всё ещё сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась моложе своих лет. Волосы ее уже начинали седеть и редеть, маленькие лучистые морщинки уже давно появились около глаз, щёки впали и высохли от заботы и горя, и всё-таки это лицо было прекрасно.

Ответы проверяются: ведущий зачитывает характеристику героя, жюри проверяет бланк ответов (см. Приложение №1)

1.Раскольников. 2. Соня. 3. Разумихин. 4. Дуня. 5. Алёна Ивановна.6. Мармеладов.7. Катерина Ивановна. 8. Лизавета. 9. Свидригайлова.10. Пульхерия Александровна.

II часть конкурса

Задание: Назвать героя как можно быстрее. Прозвучит три тезиса. Если команда угадывает после первого тезиса, получает 3 балла; если после второго, тогда 2 балла; после третьего 1 балл. Команды принимают участие поочередно.

1.Эта героиня:

  1. Имела «весьма смешную привычку» - «решительно всем рассказывать все … семейные тайны»

  2. Выкупила своего будущего супруга «за тридцать тысяч сребреников»

  3. Являлась мужу с того света, чтобы похвастаться обновками и поговорить о «пустяках»

(Марфа Петровна Свидригайлова)

2.Этот герой:

  1. «Пить… мог до бесконечности, но мог и совсем не пить; иногда проказил даже непозволительно, но мог и совсем не проказить»

  2. «Слыл за силача», «мог квартировать хоть на крыше, терпеть адский голод и необыкновенный холод»

  3. По словам Свидригайлова, «малый, говорят, рассудительный (что и фамилия его показывает)»

(Разумихин)

3.Эта героиня:

  1. По утверждению одного из героев романа, «ушла бы в Египетскую пустыню» и находилась бы там «тридцать лет, питаясь кореньями, восторгами и видениями». Если бы жила в IV- V веках нашей эры

  2. «Только того и жаждет…, чтобы за кого-нибудь какую-нибудь муку поскорее принять»

  3. «Целомудренна, может быть, до болезни, несмотря на весь свой широкий ум…»

(Дуня Раскольникова)

4.Этот герой:

  1. «Человек… небольшого образования», «несколько как бы тщеславен и очень любит, чтобы его слушали»

  2. «Человек благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал»

  3. «Положил взять в жены девушку честную, но без приданого и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение»

(Лужин)

Игра «Черный ящик» (Конкурс, в котором могут принять участие все без исключения: и болельщики, и члены жюри, и участники команд)

Задание: Этот подарок получит тот, кто назовет еще одного значимого героя романа «Преступление и наказание»

(В черном ящике спрятан магнит с изображением Санкт-Петербурга - еще одного героя романа)

II. Конкурс «Петербургские трущобы» (слайд 4)

Ведущий: «Люблю тебя, Петра творенье…Виноват, не люблю тебя», - говорил Ф.М. Достоевский. Построенный по приказу Петра I на болотах, Петербург казался Ф.М. Достоевскому мрачным и таинственным. Именно в таком фантастическом месте, по его мнению, могла зародиться «безобразная мечта» нищего студента. Один из героев романа говорит: «Это город полусумасшедших… Если бы у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге...» (Свидригайлов) В романе «угрюмый» образ северной Пальмиры создают грязные углы и подворотни, уродливые дворы- колодцы, зловонные трактиры и тесные каморки.

I часть конкурса. Внимание на экран. (Поочередно командам задается вопрос, отвечают устно, сразу)

  1. (слайд 5) Из первой фразы мы узнаём, что герой живет в С-м переулке. В этом переулке жил и сам автор. Расшифруйте его название. (Столярный переулок) Что мы помним об этих трущобах? (18 питейных заведений из 16 домов)

  2. (слайд 6) «Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно…, - сказала вдруг Пульхерия Александровна… - Я уверена, что ты наполовину от нее стал такой меланхолик.

-Да, квартира много способствовала…» Как назвала Пульхерия Александровна квартиру Раскольникова? (гроб)

  1. Чья комната напоминала собой сарай с кривыми, уродливыми углами? (Сонина)

  2. (слайд 7) Срединные улицы Петербурга прилегают к одной из площадей, где Раскольников пытается покаяться. Назовите эту площадь. (Сенная площадь)

  3. (слайд 8) Что было видно из окна Сониной квартиры? (канаву - канал)

  4. (слайд 9) Мост в романе является символом. Что произошло с Раскольниковым на Николаевском мосту? (Раскольников получил удар плетью и милостыню как знак Божьей милости, но он отказывается от нее и выбрасывает монетку)

II часть конкурса.

Задание: Определите, жилищу какого персонажа принадлежат данные предметы, а также найдите лишний элемент, не вписывающийся в интерьер этого жилища. (слайд 10)

Каждая команда получает набор карточек (см. Приложение 2). На выполнение 2 минуты.

№1

Простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью

Около стола два плетеных стула

Небольшой простого дерева комод

Туалет с зеркальцем в простенке (из комнаты Алены Ивановны)

№2

Три старых стула, не совсем исправленных

Крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг

В углу перед небольшим образом лампада (из комнаты Алены Ивановны)

Неуклюжая большая софа, когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях

№3

Герани, кисейные занавески

Диван с огромной выгнутой деревянной крышкой

Через задний угол протянута дырявая простыня (из комнаты Мармеладовых)

Картинки в желтых рамках, изображавшие барышень с птицами в руках

Круглый стол с овальной формы перед диваном

( Ответы - слайды 11, 12, 13): 1 - комната Сони Мармеладовой, 2 - каморка Раскольникова, 3 - комната старухи-процентщицы; лишние детали подчеркнуты)

Ответы передаются жюри, проверяем, оцениваем. Если назвали, чье это жилище -1 балл, если правильно подчеркнули лишний элемент, еще 1 балл. Максимальное количество баллов - 6.

III. Конкурс «Мысль изреченная…» (слайд 14)

Ведущий: Ф.М. Достоевский вложил в уста своих героев немало афористических выражений. Вставьте в высказывание героя недостающее слово.

Команды получают карточки с высказываниями, обсуждают, заполняют пробел (см. Приложение 3)

  1. Мармеладов: Ведь надобно, чтобы всякому человеку было хоть куда-нибудь… (можно было пойти)

  2. Порфирий Петрович: Ну, полноте, кто ж у нас на Руси себя … не считает? (Наполеоном)

  3. Раскольников: Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над… (всем муравейником)

  4. Раскольников: Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, … (или человек)

Ответы передаются в жюри, ведущий зачитывает правильные ответы. Максимальное количество баллов -4.



IV. Конкурс «Отчет одного преступления» (слайд 15)

Ведущий: Об идее «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевский писал издателю М.Н. Каткову «Это - психологический отчет одного преступления». Нас же в ходе игры будет интересовать именно фактическая сторона, а не психологическая. Вопросы задаются поочередно командам, ответ дается сразу; если команда не ответила, право ответа переходит к другой команде.


  1. Кто был арестован первым по подозрению в убийстве старухи-процентщицы и ее сестры?

( Кох и Пестряков: «Ведь что их, например, перво-наперво с толку сбило? Дверь была заперта, а прищли с дворником - отперта: ну, значит, Кох да Пестряков и убили! Вот ведь их логика» - Разумихин)

  1. Кто признал себя виновным в убийстве? Почему?

(Миколка взял на себя вину, чтобы выручить арестованного по подозрению в убийстве Митьку; хотел «пострадать»)

  1. Кто знал доподлинно о том, что истинный убийца Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы - Родион Раскольников?

(Соня и Свидригайлов, подслушавший разговор)

  1. Кто первым обвинил Раскольникова, что он убийца, а потом отказался от своих слов?

(Мещанин: «Ты убивец»)

  1. Какие советы дали Раскольникову люди, знавшие, что он убийца: Соня, Порфирий Петрович, Свидригайлов?

(Порфирий Петрович: «,,,Пришел к вам с открытым предложением - учинить явку с повинною. Это вам будет бесчисленно выгоднее, да и мне тоже выгоднее, - потому с плеч долой».

Свидригайлов: «…вы вот все охаете да ахаете!...Если так, ступайте, да и объявите начальству, что вот, дескать, так и так, случился со мной казус: в теории ошибочка небольшая вышла. Если же убеждены, что…старушонок можно лущить чем попало, в свое удовольствие, так уезжайте куда-нибудь поскорее в Америку!... Денег, что ли , нет? Так я дам на дорогу».

Соня: «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо».

  1. Каким был приговор суда?

(«Преступник присужден был к каторжной работе второго разряда, на срок всего только восьми лет…»)

  1. Как вел себя Раскольников в продолжение судебного процесса? Как он объяснил суду причину, по которой совершил преступление?

(«…Сам преступник почти не пробовал защищать себя…он отвечал весьма ясно…, что причиною всему было его скверное положение, его нищета и беспомощность, желание упрочить первые шаги своей жизненной карьеры, с помощью, по крайней мере, трех тысяч рублей, которые он рассчитывал найти у убитой. Решился же он на убийство вследствие своего легкомысленного малодушного характера, раздраженного сверх того лишениями и неудачами»)

  1. Какие смягчающие обстоятельства были учтены при вынесении приговора Раскольникову?

(1)болезненное и бедственное состояние преступника; 2)то, что он не воспользовался награбленным;3)явка с повинною в то время, когда дело необыкновенно запуталось… и когда на настоящего преступника…даже и подозрений почти не имелось…; 4)свидетельства, предоставленные Разумихиным, о добрых деяниях Раскольникова)

Жюри подводит итоги.

V. Конкурс «И это снится мне…» (слайд 16)

Ведущий: Как вы догадались, речь пойдет о снах. Сны в романе играют важную композиционную и смысловую роль. Вспомним:

  1. Сколько снов включено автором в текст романа? (5)

  2. Перечислите их в порядке следования. (1 -о «забитой клячонке, 2 -Раскольникову чудится, что Илья Петрович бьет хозяйку; 3 - Раскольников еще раз бьет старуху топором, но не может убить; 4 - сон Свидригайлова в гостинице; 5 - сон о трихинах на каторге)

«В болезненном состоянии сны отличаются яркостью и чрезвычайным сходством с действительностью. Слагается иногда картина чудовищная, но обстановка и весь процесс всего представления бывают при этом до того вероятны и с такими тонкими…подробностями, что их и не выдумать наяву этому же самому сновидцу, будь он такой же художник, как и Пушкин лил Тургенев». (Достоевский Ф.М)

Задание: Найдите фактическую ошибку во фрагменте сна. Какую роль играет эта деталь? Команды получают один из фрагментов снов (см. Приложение 4).



  1. «Приснилось ему детство… Он лет семи и гуляет в праздничный день, под вечер, с своим отцом за городом… Возле кабака дорога, проселок, всегда пыльная и шагах в трехстах огибает вправо городское кладбище. Среди кладбища каменная церковь, с золотым куполом, которую он раза два в год ходил с отцом и матерью к обедне… Он любил эту церковь и старинные в ней образа… Подле бабушкиной могилы… была и маленькая могилка его старшей сестры, умершей шести месяцев и которую он совсем не знал и не мог помнить». (Ошибки: золотой купол, старшая сестра; надо - зеленый купол, младший брат)



  1. «В передней было очень темно и пусто, ни души, как будто все вынесли; тихонько на цыпочках прошел он в гостиную: вся комната была ярко облита солнечным светом; все тут по-прежнему: стулья, зеркало, желтый диван и картинки в рамках… Осторожно отвел он рукой салоп и увидал, что тут стоит стул, а на стуле в уголку сидит старушонка, вся скрючившись и наклонив голову, так что он никак не мог разглядеть лица, но это была она. Он…тихонько высвободил из петли топор и ударил старуху по темени, раз и другой. Но странно: она даже и не шевельнулась от ударов… Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и плакала…» (Ошибки: солнечный свет, плачет старуха; надо - лунный свет, смеется старуха)



  1. «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из Америки на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих избранных. Появились какие-то новые трихины, существа колоссальных размеров, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тот час же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные». (Ошибки: из Америки, колоссальных размеров; надо- из глубины Азии, микроскопические)

Ответы оглашаются ведущим, жюри проверяет, максимальное количество баллов -2.

VI. Конкурс «Да ведь тут арифметика! » (слайд 17)

I часть конкурса. Ведущий: Эту фразу из разговора студента и офицера Раскольников услышал в трактире. Вкупе с репликой: «Одна смерть и сто жизней взамен» - это высказывание дублирует ход мыслей самого героя о том, что цель оправдывает средства. Роман построен как опровержение подобного рода «арифметики» алгеброй подлинной нравственности.

Задание: запишите цифры-ответы на вопросы по порядку.

(Бланки ответов -см Приложение 5)

  1. Образ лестницы в романе многозначителен: он символизирует восхождение и нисхождение души. Текстологи подсчитали, что Раскольников спускается и поднимается по лестнице 48 раз. Сколько ступенек насчитывала лестница, ведущая в каморку Раскольникова? (13)

  2. В течение какого времени длится действие романа? (Тринадцать дней, а эпилог через полтора года)

  3. Сколько лет Родиону Раскольникову при встрече с ним в романе? (23 года)

  4. «Он даже знал, сколько шагов от ворот его дома до дома, где жила будущая «жертва преступления - чиновница Алена Ивановна. А известна ли вам эта цифра? (730)

  5. В каком часу герой отправился на преступление? («…на дворе раздался чей-то крик: «Семой час давно!»)

Ответы оглашаются ведущим, жюри проверяет, максимальное количество баллов -5.

II часть конкурса. Ведущий: До наших дней дошел личный экземпляр Евангелия Ф.М. Достоевского. Пометки в нем говорят об особой роли евангельских чисел в мировоззрении писателя. Вспомните, что в романе часто встречаются такие числа как 4, 7, 11, 30.

Задание: Число 3 символизирует Божественное совершенство (Святая Троица). Где в романе встречается это число? (Каждая команда вспоминает и записывает эпизоды в течение 1 минуты, звучит музыка)

Число 3 в романе

Герой

Как связан с числом «3»

Марфа Петровна

Оставила три тысячи рублей Дуне по завещанию.

Раскольников

Трижды позвонил в колокольчик старухи.

Раскольников

Трижды встречается с Порфирием Петровичем.

Раскольников

Трижды приходит к Соне

Дуня

Стреляет в Свидригайлова в трех шагах.

Разумихин

Три часа дожидается, пока проснется Раскольников.

Свидригайлов

Вручает Соне три билета.

Марфа Петровна

«Три раза приходила» к Свидригайлову как привидение

Раскольников

Думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех шагах от стола.

Соня

В ее комнате три больших окна.

Команды зачитывают ответы. Победила команда, вспомнившая больше эпизодов.

Ведущий: Следующие вопросы задаются разным командам:

  1. Число 30 тоже неоднократно встречается в романе. Чем известно это число в истории человечества? Какая существует связь?

Число 30 в романе

Соня

Катерине Ивановне «выложила тридцать целковых», принеся себя в жертву голодным детям

Соня

Вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек, и он ощущает себя Иудой

Марфа Петровна

Выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников, а он ее предал

Свидригайлов

Хотел предложить Дуне до тридцати тысяч.

(Именно за эту сумму Иуда предал Христа, согласно евангельскому рассказу. Герои «продающие» поступают как Иуда, «покупающие» - как гонители Христа)

  1. Еще одно евангельское число - одиннадцать - так же присутствует в романе неоднократно. С какой библейской легендой связано это число и какое отношение имеет к герою?

Раскольников ушел от умершего Мармеладова

В одиннадцать часов зашли Раскольников с Мармеладовым к Катерине Ивановне

Раскольников приходит к Соне

«Я поздно… Одиннадцать часов уже есть?»- спросил Раскольников

Встреча с Порфирием Петровичем после разговора с Соней

«на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошел в отделение пристава следственных дел к Порфирию Петровичу»

Чтобы понять смысл этого числа в романе, необходимо обратиться к евангельской притче. Хозяин дома вышел нанимать работников в третьем часу, затем в шестом, в девятом и в одиннадцатом. В конце хозяин расплатился со всеми работниками поровну, начав с последнего, который пришел в одиннадцатом часу. В этом высшая божественная справедливость. Как связывает Достоевский притчу и символическое число 11 со своим героем?

(Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым).

(*Здесь можно предоставить слово заранее подготовленному учащемуся, который расскажет и о символике других чисел. Например:

Число 4 имеет основополагающее значение в романе. Есть четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света. Вот, например, слова Сони: "Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны". Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти. Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Сопоставление с Лазарем разработано в романе глубоко и последовательно:

-Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа "отнимите камень" означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.

Если выписать из "Преступления и наказания" все места, где Раскольников так или иначе уподобляется мёртвому, то в каждой цитате окажется какой-либо один признак покойника, все вместе они составят полное его описание. Писатель вначале описал мертвеца в одном предложении, которое затем разбил и разбросал обломки по всей книге. И если собрать осколки, подбирая один к другому, как составляют дети разрезанную картину, то обнаружится следующее: «Бледный мертвец лежит в гробу, забивают гроб гвоздями, выносят его, хоронят, но он воскресает».

Вот как раскладываются "обломки" этой воображаемой фразы:

БЛЕДНЫЙ. Достоевский постоянно подчёркивает бледность Раскольникова ("весь бледный, как платок", "он ужасно побледнел", "обернул к ней мертвенно-бледное лицо")

МЁРТВЫЙ. Прилагательное "мёртвый" следует за Раскольниковым, как тень, и он сам постоянно уподобляется мёртвому ("он остановился и притих, как мёртвый" и т.д.)

ЛЕЖИТ. Раскольников часто валяется и лежит без движения ("Он лёг на диван и отвернулся к стене в полном изнеможении", "Он всё время лежал молча, навзничь" и т.д.)

В ГРОБУ. Достоевский постоянно подчёркивает, что квартира Раскольникова похожа на гроб ("Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, - сказала Пульхерия Александровна")

ЗАБИВАЮТ КРЫШКУ ГВОЗДЯМИ. Писатель объясняет это эпизод, не связанный с событиями романа ("Со двора доносился какой-то резкий, беспрерывный стук; что-то где-то как будто вколачивали, гвоздь какой-нибудь")

ВЫНОСЯТ. То, что его выносят, ему кажется в бреду ("То казалось ему, что около его собирается много народу и хотят его взять и куда-то вынести")

ХОРОНЯТ. Раскольников собирается уходить, мать и сестра упрекают его, что мало побыл с ними ("Что-то вы точно погребаете меня или навек прощаетесь," - как- то странно проговорил он")

ВОСКРЕСАЕТ. ("Но он воскрес, и он знал это, чувствовал всем обновившимся существом своим") Воскресение описывается в эпилоге коротко. Но в промежутках между фразами помещается весь роман.)

VII. Конкурс «Каждый цвет - уже намек» (слайд 18)

«Цветовая насыщенность» произведений Достоевского является весьма низкой, по признанию исследователей. «В романах Достоевского…десятки страниц проходят без единого цветового пятна…» - отмечал С.М.Соловьев. Те же эпизоды, где автор раскрашивает изображаемое, весьма памятны. Вспомним, какие цвета встречаются в романе? (беседа)

(Слайд 19) Вспомним: Что объединяет в романе такие детали, как обои в комнатах Алены Ивановны, Раскольникова, Сони, ее кацавейка, Сонин билет, перстень Лужина, лицо Порфирия Петровича и Мармеладова? Какой самый распространенный цвет в романе Достоевского? (Чаще всего на страницах романа встречается жёлтый цвет. Это - «жёлтенькие обои» в комнате Раскольникова и других героев. «Пожелтелая кацавейка» у Алёны Ивановны. У Сони - «жёлтый билет». У Лужина перстень с жёлтым камнем. Жёлтая мебель, жёлтое лицо, желтые рамки, сахар тоже жёлтого цвета. Ощущение от такой цветовой гаммы не радостное, не солнечное, а наоборот - гнетущее. Эти детали отражают безысходность, с которой сталкиваются наши герои, и предвещают недобрые события.

В «Преступлении и наказании» жёлтый цвет имеет грязный оттенок, это цвет болезни, душевного расстройства. Характерной чертой, по которой мы узнаём людей, затронутых болезнью, это нездоровый жёлтый цвет. У Сони бледное лицо «с горящими глазами». У Порфирия Петровича «жёлтое лицо». Жёлтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, женщина-самоубийца с жёлтым испитым лицом. Бледность и желтизна - основная портретная характеристика героев романа.

Для описания внутреннего состояния героев Достоевский использует слово жёлчный, которое имеет дополнительный смысл - злой, горький. Давайте вспомним, как Раскольников просыпается в своей комнате с желтенькими обоями, а состояние его жёлчное, раздражительное. Находясь в своей жёлтой каморке, герой жёлчно улыбается. Такая обстановка душит, давит, заставляет в голове вынашивать чудовищные теории)

Семен Захарович Мармеладов упомянул, что у них в семье имеется «общий такой платок…драдедамовый». Какого он цвета? Объясните символику цвета. Где еще в романе встречается зеленый цвет?

(Встречается в романе и зелёный цвет. В первом сне Раскольникова на фоне пьяных рож, пыльной, чёрной дороги, чернеющего леса вдруг появляется зелёный купол церкви как символ надежды на лучшее. Зелёный цвет в романе - символ защиты. После пробуждения Раскольников сидит под кроной зелёного дерева. Дочь купчихи, которая принимает Раскольникова за нищего и подаёт ему милостыню, в руках держит зелёный зонтик, чем-то напоминающий купол церкви. Сонечка после своего грехопадения укутывается в зелёный драдедамовый платок. Известно, что зелёный цвет - символ Богородицы. И зелёный цвет платка подчёркивает святость героини. В этом же зелёном платке героиня появляется и в эпилоге романа, когда в душе Раскольникова происходит перелом и он возрождается к новой жизни. Используя зелёный цвет, автор подчеркивает, что доброта находится под покровом святости)

В каком эпизоде в романе изобилует красный цвет? В какой символ превращается красный цвет?

(В комнате старухи «Стояла укладка, обитая красным сафьяном... Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром... Прежде всего он принялся было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки"). Лужи крови, красный сафьян, красный гарнитур. Данный цвет - символ действия, активности. Раскольников идёт на убийство, как на казнь. Но всё равно идёт. Сил у него почти нет. Они появляются только после первого удара топором, что символично: чувствуется в этом какая-то животная жажда крови. Герой вытирает красные от крови руки об красный гарнитур, чтоб незаметней было. И молодые мужики из первого сна Раскольникова, которые добивают лошадёнку, тоже с красными, как морковь, лицами. Проснувшись, Раскольников видит ярко-красный закат и понимает, что не сможет совершить задуманное, что идея его безумна. И природа как бы поддерживает героя в этом решении)

Ведущий: В романе встречаются и другие цвета. Вопросы командам:

  1. Какой оттенок приобрела «циммермановская» шляпа Раскольникова в результате долгой носки? (рыжий)

  2. Где в романе встречается розовый цвет? Каков его символический подтекст? (Имя героя. розовый цвет ассоциируется с незащищенностью, ранимостью, добротой. Хотя герой совершает страшное преступление, мы помним и добрые его поступки. Он отдаёт последние гроши Мармеладовым, спасает от старого развратника девочку на бульваре)

  3. Имя Порфирий с греческого означает багряный. Какое символическое значение это имеет в романе?

Порфира - багряница, что вызывает определённые ассоциации. Ведь именно Порфирий будет главным мучителем Раскольникова.

  1. Кого из героев писатель наделил замечательно голубыми глазами? (Соню, Свидригайлова)

Ответы даются на бланках - см. Приложение 6. Ответы оглашаются ведущим, жюри проверяет, максимальное количество баллов -4.

VIII. Конкурс «Всякая всячина» (слайд 20)

Ведущий: И еще несколько подробностей романа. Вопросы задаются, команды дают ответы письменно.

  1. «Вот какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь весь замысел может испортить!»- рассуждал главный герой, собираясь «делать пробу своему предприятию». К какой приметной мелочи в облике героя относились эти размышления? («Да, слишком приметная шляпа…»)

  2. «Знаете ли, знаете ли вы, государь мой, что я даже… пропил? Не башмаки-с, это хотя сколько-нибудь походило бы на порядок вещей, а … , … ее пропил-с!» - признавался Мармеладов. Какую личную вещь Катерины Ивановны он пропил? (Чулки)

  3. О ком из героев романа так отозвался сам Достоевский: «При тщеславии и влюбленности в себя, до кокетства, мелочность и страсть к сплетне. Он вошел душою и сердцем во вражду к Соне, назло Раскольникову, единственно потому, что тот сказал, что он мизинца её не стоит, и с жаром говорил о её подвиге». (О Лужине).

  4. Раскольников - бывший студент. На каком факультете учился Раскольников в университете? (юридическом)

  5. «Да зачем же стулья ломать, господа…» - такова первая реплика Порфирия Петровича, обращенная к Раскольникову и Разумихину. Откуда позаимствована эта цитата? (Гоголь «Ревизор». Это ставшая крылатой фраза Городничего об учителе)

  6. Катерина Ивановна «до обожания любила этот романс» (слушаем фрагмент романса «Сон» муз. К. Пауфлера «В полдневный жар в долине Дагестана…» слайд 20). Кто автор текста стихотворения? (Лермонтов ; « Перед смертью "…страшным, хриплым, надрывающимся голосом…вскрикивая и задыхаясь на каждом слове, с видом какого- то возраставшего испуга" начинает, точнее пытается спеть романс "Сон" Катерина Ивановна Мармеладова)

  7. «Сибирь. На берегу широкой пустынной реки… крепость, в крепости острог.» Какой автобиографический факт описывает в романе Достоевский? (Автор рисует картину Омского острога, расположенного на берегу Иртыша, где он провел четыре года)

IX. Конкурс

«Обложка для книги «Преступление и наказание» (слайд 23)

(Проект обложки команды продумывали заранее)

Ведущий: Последний конкурс творческий. Создайте новую обложку для романа. Можно использовать краски, карандаши, цветную бумагу. Приготовьтесь к защите своего проекта. Время выполнения 10 минут. Болельщики в это время решают кроссворд. (см. Приложение 7), и тоже могут принести команде дополнительные баллы.

Защита проекта. Критерии оценивания:

1. Оригинальность идеи - 3 балла

2. Грамотность речи при защите проекта обложки - 3 балла

Максимальный балл -6.

(Самая оригинальна идея позже была оформлена в электронном виде. См. Приложение 8)

X. Подведение итогов игры. Награждение команд.

Ведущий: Благодарю за игру! Поздравляю с победой! Желаю новых открытий в мире литературы!



© 2010-2022