Интегрированный урок на тему Тёплый хлеб Паустовского (5 класс)

На данном уроке применены оригинальные технологические приемы работы с текстом в соответствии с технологией критического мышления. В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.Работают учащиеся в малых группах, реш...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уроки развития речи и литературы в 5-м классе

по теме: «Дарить тепло». Народная мудрость и народная мораль в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

(с использованием ИКТ, технологии развития критического мышления чтения и письма и метода проектов).

Автор уроков: Трубилова Ирина Витальевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №2» г. Братска

Предметная область: развития речи «Рассуждать - значит доказывать»;

Литература

Категория учащихся: 5 класс - учащиеся работают в группах постоянного состава (для работы на уроке сидят соответствующим образом)

УМК: Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2013. Никитина Е.И. Русский язык. Развитие речи- М.: Просвещение, 2009.

Продолжительность проекта: 1 академический час по развитию речи; 3 часа по литературе.

Технологии, применяемые на уроке: ТРКМ, метод проектов, ИКТ

Дидактические цели:

  1. Введение учащихся в неповторимый мир авторской сказки, помочь увидеть им глубину содержания, народную мудрость и мораль, понять смысл названия,

  2. Осознание и осмысление прочитанной литературной сказки, выделение народной морали, пользуясь различными способами анализа текста.

  3. Развитие универсальных интеллектуальных и речевых умений: выделение главного, установление причинно-следственных связей, анализ информации и составление своего продукта в разных формах.

  4. Формирование собственного мнения на основе осмысления произведения.

  5. Выстраивание конструктивных взаимоотношений с другими людьми, сотрудничества при работе в группе

Методические задачи:

  • Формировать у учащихся интерес к чтению произведений Паустовского, пробудить «дар воображения» и желание к размышлению о добре, зле, расплате и покаянии, ответственности за свои поступки.

  • Помочь выявлению чувства, которое возникает после прочтения всего произведения и отдельных эпизодов.

  • Обучать элементарным навыкам анализа публицистического и художественного текстов, прививая информационную культуру,

  • Развивать умение критического анализа информации и умение осмысливать связи нового материала с ранее изученным.

  • Воспитывать нравственные ценности: любовь к ближнему, добру и красоте, милосердия, чувства коллективизма и взаимовыручки, любви к труду.

Оборудование: карточки с заданиями и текстом об особенностях творчества Паустовского для каждой группы, презентации проектов (обучающие проектной и исследовательской деятельности учащихся), презентация учителя, мультимедиа-проектор, ПК для выполнения задания в парах, тексты для двухчастного «дневника»

Ход уроков развития речи и литературы (2 часа)

1 этап урока - стадия «Вызов»

На слайде слова: Он не был сказочником…

Он был рассказчиком, который облегчал

Рассказом трудность добра.

В.Б.Шкловский

Обращение учителя к детям: О ком говорит Шкловский? Как догадались?

- Конечно, о Паустовском, с биографией которого мы познакомились на уроке литературы из учебной статьи и презентации группы учащихся.

На слайде имя писателя, название программного произведения

Проблемный вопрос: Прав ли К.Г. Паустовский, рассказывая, что трудно творить добро?

- Ребята, уже состоялось наше знакомство с литературной сказкой Константина Паустовского «Тёплый хлеб». Вспомним, что мы уже знаем по данной теме для того, чтобы поставить цели к последующим урокам

Работаем с таблицей ЗХУ:

Знаю
(вызов)

Хочу узнать
(вызов)

Формулирование целей

Узнал
(реализация смысла или рефлексия)

Особенности личности Паустовского, автора сказки

Сюжет её

Узнали из презентации значения устаревших слов

О героях сказки

Реальные и сказочные мотивы…

В чём мудрость сказки

Художественные особенности

Роль пейзажа

Мораль сказки

Соотношение старой и новой информации

- Итак, повторим предполагаемые задачи. Что нужно уметь, чтобы эти задачи решить? (предположительно дети назовут «правильную речь», «внимательно читать, выделяя главные мысли», «рассуждать» и т.д.)

II СТАДИЯ - ОСМЫСЛЕНИЕ

  1. Работа с текстом с использованием методического приёма инсерт. (Тексты с заданиями представлены в ПРИЛОЖЕНИИ №1)

- Сейчас, работая с текстами, вы получите дополнительную информацию об этом удивительном человеке, К.Г Паустовском. Результатом совместной работы должен стать кластер, содержащий основные черты Паустовского-писателя.

Работать будем в группах по 4 человека; помните, что работая в группе, вы отвечаете не только за себя, но и друг за друга. Нужно выслушать каждого, прийти к единому мнению, посоветоваться и кто-нибудь один отвечает на поставленный вопрос

Учащиеся каждой группы выполняют задания, делают свой кластер в бумажном варианте или на компьютере

Задания для работы с текстом:

№1. Определите тему и главную мысль статьи. С помощью, каких средств автор статьи воздействует на читателя?

№2. Определите стиль и тип речи данного текста. Почему Паустовского автор называет мастером пейзажа?

№3. Как вы понимаете слово гуманизм? В чём заключается гуманизм Паустовского?

№4. Найдите главную мысль текста. Согласны ли вы, что Паустовский заслужил народную память? Почему? Какие аргументы использует автор статьи, чтобы подтвердить эту мысль?

После отчёта лидеров от каждой группы вносятся дополнения в кластер «Основные черты Паустовского-писателя».

- Проверим, справились ли мы с работой: на слайде демонстрируется конечный результат работы (в презентации)

Ш СТАДИЯ - РЕФЛЕКСИЯ

  1. Подведение итогов первого урока - урока развития речи

Учитель: Прозвучали полные ответы учащихся групп, с заданием справились, так как выделяли в текстах главные мысли, пытались правильно построить рассуждения, опираясь на материал статьи (указать и на речевые недочёты, если они были). Оцените работу всех членов группы и сдайте оценочные листы (вариант оценочного листа в ПРИЛОЖЕНИИ №2)

- Постройте рассуждение о личности автора сказки «Тёплый хлеб», используя содержание кластера.

2. Приём «Синквейн»

- На втором уроке будем работать с текстом сказки «Тёплый хлеб»; назовём черты характера Фильки, которые он приобрёл в ходе сказки, придумайте синквейн «Филька в начале сказки».

Творческая работа учащихся.

- Предположите, какой ответ дал бы Паустовский на вопрос «Трудно ли творить добро?»

Второй урок литературы по теме:

«Дарить тепло». Народная мудрость и народная мораль в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

1 этап урока - стадия «Вызов»

Какой проблемный вопрос мы поставили7

- Неужели творить добро трудно? Вот на этот и другие вопросы мы попробуем найти ответы, а для этого вспомним содержание сказки.

- Зачитайте синквейны, которые вы составили (Примеры синквейнов в ПРИЛОЖЕНИИ №3). Какие слова стали ключевыми? («злой», «зло», «грех», «обидел» и т.д.), В чём была бы разница, если б надо было сочинить синквейн о мальчике, который предстаёт перед нами в конце сказки. В связи с этим уточним задачи урока. (Выявление смысла сказки, проникновение в мотивы поступков персонажей, в их духовный мир).

II СТАДИЯ - ОСМЫСЛЕНИЕ

Продолжение работы учащихся в группах

1) Задание для пары учащихся, индивидуальное на ПК):

1. На карточке фиксируются ключевые слова: воздух «синий, густой, страшный», «луна, убранная, как невеста», «воздух замёрз», «одна пустота», «черные ивы», «воздух колол… груд»,, «тяжело шёл», «заржал и забил копытом раненый конь»

2. Восстановите текст, включив в него предложенные слова и выражения.

3. Представьте результаты своей работы - слайд с иллюстрацией (выберите из 3-4 данных)

2). Групповая работа с фрагментами сказки «Тёплый хлеб» в форме двухчастного дневника

что значит "Дарить тепло другим - согреваться самому".

3). Беседа по содержанию текста:

Добро побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать причину злых поступков и находить в себе силы для добрых дел, чтобы не дать сердцу "замёрзнуть" от жестокости и зла.

- А сейчас мы с вами по разным словарям проследим, что значит слово "доброта".

ВЫВОД: Итак, ДОБРОТА - это отзывчивость, стремление делать добро другим. Оно заимствовано древнерусским языком из старославянского; старославянское произошло от праиндоевропейской основы: / добръ - * dhabh /. Со времени проникновения слова в состав русской лексики его лексическое значение не изменилось.

Омонимы - добро, добрый.

Синонимы - добродушие, благодушие, добросердечие, отзывчивость,

Добросердечность.

Антонимы - зло, жестокость.

Добро - добрый - доброта - добротный - добротность.

Тёплый хлеб - это не только тот подарок, который делает "исправившийся" Филька раненому коню, но и тот хлеб, который накормил всю деревню. Это определённый символ изменённых отношений между людьми.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

В старину отзывчивого, доброго человека называли человеком с милым сердцем. И Шевелёв писал: "Милосердие - это деятельная доброта".

Задание для I группы учащихся:

4).Найти в сказке выражения, которые могут быть пословицами, поговорками, которые содержат народную мудрость?

"Зачем помирать? Надеяться надо".

"Льготного срока не будет".

"Будет и мука, и вода, и всеобщее спасение".

"За твою дурь расплачиваться своим горбом".

"От теплоты лёд начал оседать".

"Сорока - самая болтливая птица на свете".

"Хлеб-соль подносить".

"Бери хлеб, мирись!"

"Сорока трещала, как пулемёт".

5).Заключительное слово учителя.

Евгений Евтушенко писал:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

- Каких зверей нужно убить внутри себя? Через что надо переступить, чтобы стать милосердным?

К.Г.Паустовский хотел, чтобы читатели его произведений были добрыми, любили окружающий мир, чувствовали родство с ним и готовность в любой момент прийти на помощь. Поэтому любимый герой его сказок - человек отзывчивый, чуткий, с добрым и милым сердцем. Мы живём в мире, где много жестокости, зла, равнодушия, но христианские заповеди учат нас любить и прощать. Старые мудрые люди говорят: "Лучше подавать, чем просить". Помоги человеку добрым словом, добрым делом, и настанет время, когда и тебе помогут, как помогли Фильке ребята.

8. Итог урока, оценивание детей (2 мин.)

- Чему мы учились сегодня на уроке?

- Мы нашли подтекст, увидели проблемы, которые поднял автор в произведении.

- Вот видите, какой глубокий смысл заложил К.Г.Паустовский в своей сказке.

- Чему же нас учит К.Паустовский? («зла не делать», «если сделал, то исправляй», «взаимопомощи и взаимопониманию», «уметь признавать свои ошибки», «уметь прощать», «уметь помогать, причем бескорыстно»).

- Пройдет какое-то время, и вы, возможно, забудете содержание этого произведения. Но хочется верить, что вы запомните эти прописные истины на всю свою долгую жизнь.

- Какие трудности испытали? Что узнали нового? Запишите в таблицу в графе «Узнал»





ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Текст и задание для I группы учащихся:

Слово Паустовского.

Константин Георгиевич Паустовский был настоящим художником слова. Благодаря своему таланту он мог перенести читателя в любой уголок красивейшей страны - России. Недаром он много путешествовал. И поистине самые лучшие его произведения - о природе. Нас восхищают авторское ощущение природы, его чувства, выраженные гениальным русским языком - языком Пушкина и Лермонтова.

Константин Георгиевич выступает за понимание природы каждой "клеткой" нашей души. «Рисуя ветку, надо слышать, как свистит ветер», - не раз повторял писатель. И в литературной сказке «Тёплый хлеб» писатель выступает как непревзойдённый мастер слова. Само же слово у Паустовского - это слово поэзии, в которое можно заглядывать, как в родник, надеясь, что в глубине откроется новый, неведомый мир.

  1. Определите тему и главную мысль статьи.

  2. С помощью, каких средств автор статьи воздействует на читателя?

Текст и задание для II группы учащихся:

Мастер пейзажа.

Человек и природа - одна из важнейших тем в творчестве Паустовского. Он - мастер пейзажа. Картины природы, которые создаёт писатель, помогают живо и ярко представить себе место действия, душевное состояние героя, заглянуть в будущее, подчёркивают романтическую настроенность произведений. В пейзаже проявляется и отношение Паустовского к природе, его активная любовь к ней.

Пейзаж - это ещё и «герой его книг, вступающий во взаимодействие с человеком на равных. Он служит строгим испытанием человека на человечность, на мечту, которую нужно добывать напряжённым трудом души и рук. Описывая пейзаж, Паустовский особое внимание уделяет всяким подробностям. Каждая деталь значительна. Она помогает раскрыть идею произведения. В этом особый талант мастерства писателя.

1. Определите стиль и тип речи данного текста.

2. Почему Паустовского автор называет мастером пейзажа?

Текст и задание для III группы учащихся:

Гуманизм Паустовского.

В рассказах Паустовского «Летние дни», «Тёплый хлеб», «Хромой конь», «Встрёпанный воробей» особенно ярко проявляется гуманизм Паустовского. Доброта человека, его любовное отношение к животному всегда побеждает. Они могут даже изменить повадки злого и голодного кота. Друзьями людей становятся и встрёпанный воробей, которого спасли от гибели и приласкали, и конь, которого вылечили.

Внутренний диалог человека и животного помогает писателю передать «настроение» животных, их «мысли». В свою очередь отношения с животными помогают правильно оценить добрую или злую сущность человека.

  1. Как вы понимаете слово гуманизм? В чём заключается гуманизм Паустовского?

  2. Найдите главную мысль текста.

Задание для IV группы

Народная мудрость.

Прислушивайтесь к словам Каюма Насыйри из «Книги о воспитании»: «Что посеешь, то и пожнешь, о сын мой! Это значит, что за добро тебе воздастся добром, а за зло ты заслужишь лишь страдания и муки». Тема добра и зла является ведущей и в творчестве Константина Паустовского.

«Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы», - утверждал писатель. Эту мысль Паустовский воплотил и в сказке «Тёплый хлеб». Его книги учат думать, работать над собой.

Писатель мечтал: «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же славой, как мимолетная улыбка». Константин Паустовский заслужил память народа, передав в своих произведениях его мудрость и стремление к внутренней чистоте.

  1. Согласны ли вы, что Паустовский заслужил народную память? Почему?

  2. Какие аргументы использует автор статьи, чтобы подтвердить эту мысль?



ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Образец двучастного дневника

Текст (цитаты, которые особенно взволновали и необходимы для решения задачи урока)

Анализ и выводы

Поведение и душевное состояние Фильки.

1. « … мальчик Филька, по прозвищу «Ну тебя!» был молчаливый, недоверчивый. Его любимым выражением являлись слова «Да ну тебя!» В сказке он произнёс его 9 раз, отвечая сердитым басом…»

2. «Бабка выговаривала ему за неласковость, он же отворачивался и что-то бормотал».

3. «Филька сидел и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью. Нехотя встал, вышел за калитку… Филька крикнул и наотмашь ударил коня по губам; закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал…» «… злорадный окрик».

4. «Филька заплакал от страха, … ночью слез с печи, запахнул тулупчик, выскочил и побежал; плача, рассказал Панкрату, как он обидел коня».

5. «Хотим Фильку и коня помирить. Филька разломил буханку, посолил хлеб и протянул коню; …испугался… и перед всей деревней громко заплакал.

6. «Филька ухмылялся сквозь слёзы».

Прозвище характеризует Фильку как эгоистичного человека, которому важно только его чувства и желания, а на остальных ему «наплевать»



10


© 2010-2022