Конспект открытого интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АНО ДО «Планета детства «Лада»

ДС № 190 «Дюймовочка»













Конспект открытого интегрированного занятия

для детей подготовительной группы № 51

«Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста»

«Путешествие по сказочному лесу.
Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»».





Составила:

воспитатель Коннова О.В.













г.о. Тольятти, 2011 г.

Задачи:

связная речь: учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга;

словарь и грамматика: учить подбирать однокоренные слова; учить подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов;

звуковая культура речи: учить регулировать силу голоса, различение ритма , темпа речи.

Материал: игрушки - ёжик, зайчик, белка; картинки - ёжик, зайчик; шишки - еловые, сосновые; волшебная палочка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в путешествие? На прогулку в сказочный осенний лес! У меня есть волшебная палочка, с помощью её мы и отправимся в сказку. Но для этого вы все закроите глаза, а я буду считать до трёх и до каждого дотронусь своей палочкой. На счёт три вы откроите глаза. И так начнём.

Звучит спокойная классическая музыка.

Дети открывают глаза.

Воспитатель: Ребята, мы с вами очутились в сказочном осеннем лесу. Посмотрите, как красиво кругом. Осень бывает разной: то тёплой, как летом, когда летают паутинки, то золотой, когда листья окрашиваются в разные цвета, то сумрачной, хмурой, когда наступает поздняя осень, становится холодно, зима стоит уж на пороге. Но мы с вами в сказке и осенний лес такой чудесный. Листочки разноцветные: жёлтые, оранжевые, красные. Давайте по шуршим ими, ведь их столько много под ногами.

Воспитатель вместе с детьми имитируют движения ногами.

Воспитатель: загадывает загадки

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы? Заяц.

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки - ни одной. Ёжик.

Дети отгадывают загадки, что это заяц и ёж. Воспитатель показывает картинки ежа и зайца и спрашивает, почему у ежа много иголок, зачем они ему, какие ещё бывают иголки? Дети отвечают. Воспитатель предлагает детям сесть на пенёчки.

Где живут ёж и заяц?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Сейчас слушайте внимательно, задание будет трудным. Заяц трусливый. А как сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову трусливый.

Дети: Боязливый, пугливый…..

Воспитатель: Смелый еж. Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый.

Дети: Храбрый, отважный…

Если дети не смогут самостоятельно подобрать синонимы, воспитатель помогает.

Воспитатель: Похожи ли по смыслу слова: трусливый, боязливый, пугливый?

Дети: Да, похожи.

Воспитатель: Можно сказать, что заяц трусливый?

Дети: Да.

Воспитатель: А что заяц пугливый?

Дети: Да.

Воспитатель: Это близкие по смыслу слова, слова-друзья.

Воспитатель предлагает детям составить описание ежа и зайца.

Описать - значит рассказать, какой ёж, его внешний вид, действия и повадки. Я расскажу про зайца. Он серый, пушистый, с длинными ушами, косыми глазами, быстроногий и симпатичный зверёк. Зайцы любят капусту и морковку. Мне очень нравятся зайцы.

Воспитатель: А теперь расскажем про ёжика.

Дети описывают ежа.

Воспитатель: У меня есть волшебная палочка, вы должны закрыть глаза и произойдёт чудо.

Дети закрывают глаза, а воспитатель считает до трёх и меняет картинки наигрушки-ежа и зайца.

А теперь давайте придумаем сказку о том, как ёжик выручил зайца. Подумайте, что могло случиться с зайцем и как ёж мог выручить своего друга. Сказка должна быть небольшой, интересной и законченной.

Следует опросить не менее пяти детей - они могут рассказывать группами. После двух-трёх рассказов воспитатель спрашивает, чья сказка понравилась больше и почему.

Релаксационная пауза.

Я - кленовый листочек.

Ребята, закройте глазки и представьте, что каждый из вас - кленовый листочек.

Дети открывают глаза.

Он висел на дереве, но вдруг подул сильный осенний ветер, листочек оторвался с ветки и полетел далеко-далеко.

Мы - листочки осенние

На деревьях висели.

Дунул ветер - полетели

И на землю тихо сели.

Снова ветер пробежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Имитируют движения листочка - по желанию. Каждый выполняет по своему.

Но ветер стих. Листочек опустился на землю и остался лежать с другими листиками, и ждать следующего случая, когда вновь подует ветер и перенесёт его в другое место.

Дети приседают на корточки, сворачиваются калачиком.

Во время игры звучит музыка.

Игра «Шишка».

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Рыжая, пушистая,

На сосну взбирается,

Шишками кидается. Белка.

Воспитатель показывает детям игрушку белку.

Кто это?

Дети отвечают.

Закончите предложения: белка бросила в волка….шишку. На лбу у волка выросла…шишка.

Какие шишки бросала белка?

Дети: Еловые, сосновые.

Воспитатель показывает шишки еловые и сосновые. Дети делают сравнение.

Воспитатель: Что вскочило у волка на голове?

Дети: Шишка.

Воспитатель: Еловая? Сосновая? Какая?

Дети отвечают.

Воспитатель: Какое весёлое слово «шишка»! Подберите к нему сходные слова. Шишка - мышка…

Дети: Пышка, малышка, трусишка, мартышка….

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Собери созвучные слова». Делит детей на две группы и раздаёт карточки. Нужно найти созвучную пару слова. Кто быстрее справится, тот и победил.

Воспитатель: Белка угостила ежа орехами, а он не смог их…..съесть. Ёж взял молоток и ….расколол орехи. Что ещё можно колоть?

Дети: Дрова.

Воспитатель: Чем можно уколоться?

Дети: Иглой.

Воспитатель: Почему?

Дети: Игла острая, колючая.

Воспитатель: Про что мы говорим острая?

Дети: Про иглу, пилу, вилку.

Воспитатель: Что бывает острый?

Дети: Нож, язык, слух, перец, нюх, ум.

Воспитатель: Острое?

Дети: Перо.

Воспитатель: Острые?

Дети: Ножницы, иглы.

Воспитатель: Закончите фразу так, чтобы было складно.

Где ты белочка гуляла?

Дети: Я орешки собирала.

Воспитатель: Ты кого, ежок, нашёл?

Дети: Я вам белочку привёл.

Воспитатель: А ежиха в лес пошла…

Дети: Спелых ягод принесла.

Воспитатель: Быстро белочка скакала…

Дети: Все орешки растеряла.

Воспитатель: В стороне стоял грибок…

Дети: Ёж его найти не смог.

Воспитатель: Ребята, пора нам возвращаться в детский сад, но когда вы вернётесь нарисуйте всё, что вам понравилось в нашей прогулке. Оставьте свои впечатления на рисунке. Можете нарисовать трусливого зайца, смелого ёжика, пушистую озорницу белочку. Закрывайте глаза, я досчитаю до трёх, прикоснусь к вам своей волшебной полочкой и вы окажетесь в своей группе.

Звучит медленная музыка. Воспитатель предлагает детям сесть на свои места и нарисовать рисунки о своих впечатлениях о путешествии по осеннему лесу.

© 2010-2022