Презентация литературному чтению А. Куприн. Слон. (3 класс)

Урок 76. А. И.  Куприн «Слон» 3 класс 02.02.2015г. Третий урок из трех, посвященных изучению произведения А.И.Куприна «Слон» по программе УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2015 г. ФГОС Цели: ·       Расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя А.И. Куприна; ·        Продолжить знакомство с рассказом А. И. Куприна «Слон»; ·       Учить правильному и осознанному чтению, чтению по ролям,  учить ориентироваться в тексте. ·       Учить понимать поступки и состояние героев; ·...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

76. А. Куприн «Слон»

Урок 76. А. И. Куприн «Слон» 3 класс 02.02.2015г.

Третий урок из трех, посвященных изучению произведения

А.И.Куприна «Слон» по программе УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2015 г. ФГОС

Цели:

  • Расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя А.И. Куприна;

  • Продолжить знакомство с рассказом А. И. Куприна «Слон»;

  • Учить правильному и осознанному чтению, чтению по ролям, учить ориентироваться в тексте.

  • Учить понимать поступки и состояние героев;

  • Совершенствовать умение давать характеристику персонажа.

  • Развивать у детей речевую активность, навыки аналитического чтения.

  • Обогащать словарный запас через работу с толковым словарём;

  • Способствовать формированию читательской компетенции.

  • Учить детей видеть произведение глазами автора и высказывать собственную точку зрения.

  • Учить эмоциональному восприятию текста.

Планируемые результаты:

  • Учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

  • Читать по ролям; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние;

  • Составлять план для краткого и полного пересказа; готовить творческий пересказ.

Оборудование: учебник (2-я часть); компьютер с проектором для показа презентации.

Ход урока (3)

  1. Организационный момент.

Стадия вызова

(Слайд 2). "Верите ли Вы"

Учитель: Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален?

Учитель: Верите ли вы, что животное может стать членом семьи?

Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки?

Учитель: Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя "простую истину"?

2.Речевая разминка: (Слайд3)

Городу ночью холодно стало,

Ночь для него одеяло достала.

Снегом заботливо город одела

И посветлела от доброго дела.

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте, начиная быстро, а затем замедляя темп.

- Прочитайте выразительно.

- О каком добром деле идет речь?

- Какие добрые дела и кому делали вы в последнее время?

3.Работа по теме урока:

а) Проверка домашнего задания.

- Вспомнили о чем мы говорили на прошлом уроке?

- Кто прочитал рассказ - поднимите руки.

- На сегодняшнем уроке мы усовершенствуем наши навыки анализа художественного текста и потренируемся в пересказе.

- Кто может пересказать нам первую половину рассказа от лица девочки?

- А кто может пересказать от лица папы?

- А зачем мы разбираем на уроках художественные произведения? - Для того чтобы стать добрее (Слайд 4)

- Мы продолжаем знакомиться с рассказом Александра Ивановича Куприна «Слон» (Слайд5)

б)Работа в группах.

Учитель: Совещаясь в группе вы находите ответ на мой вопрос и составляете рассказ-ответ.

(Дети работают под музыку польского композитора и пианиста Фридерика Шопена Слайда 6. Перед ответами учащихся, музыка по щелчку выключается.)

Подготовить рассказ - ответ:

1-я группа. Чем больна девочка? Опишите её состояние.

( от лица Нади)

2-я группа. Что испытывают близкие Нади? О чём говорит их поведение?

( от лица мамы)

3-я группа. Каким видит живого слона Надя? Опишите его.

( от лица папы)

4-я группа. Какие чувства испытывает Надя к слону?

( от слона)

5-я группа. Какой самый главный вопрос по содержанию произведения можно задать? Как вы ответите на этот вопрос?

( от лица автора)

(Проверка работы в группах)

Учитель: Давайте выслушаем первую группу.

Чем же больна девочка? Выслушиваем ответы.

Учитель: Девочка болеет. Какое же состояние у её родителей?

Ответ второй группы.

Учитель: Привели девочке слона?

Учитель: Девочка добилась своего - у неё есть слон.

Почему ей выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких?

(Слайд 7). (Звуки слона по щелчку.)

Учитель: Послушайте, вот какие звуки издаёт живой слон.

Посмотрите на фотографии, правда, слон похож на слона из рассказа? (Слайд 8).

Учитель: Каким видит слона Надя, нам напомнит 3 группа.

( Слайд 9) сопровождает ответ группы.

Учитель: Какие чувства Надя испытывает к слону, может это был всего лишь каприз?

Как считает следующая группа?

Выслушиваем ответ 4 группы.

Учитель: Очень интересно узнать, какой вопрос подготовила для нас

5 группа.

Почему считаете его важным?

Как вы сами сможете на него ответить? Выслушиваем ответ группы.

Учитель: Какие последствия могла иметь болезнь Нади, если бы родители не выполнили её просьбу?

4. Физминутка (Сайт 10.)

- Сейчас мы вспомним слова врача Нади.

«Ну постарайтесь её как - нибудь развлечь… рассмешить…

Ваша дочь больна равнодушием к жизни и больше ничем…

( Физминутка под песню «Розовый слон» Сайт 11,

Дети стараются развеселить Надю.)


V. Работа с произведением

Чтение в лицах

- На прошлых уроках мы все вместе прочитали первые 5 частей рассказа. Прочитаем 6-ю часть по ролям. Старайтесь передать интонациями и голосом чувства героев, их настроение в данный момент .Слайд 12 )

Беседа

- Как вы думаете в произведении А.И.Куприна описываются реальные или вымышленные , фантастические события?

- Давайте порассуждаем над этим

- Кажется ли вам реальным привести слона на второй этаж дома? -Что кажется вам невозможным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону? (Я думаю, что слон в комнате - событие менее реальное, чем исцеление благодаря слону).

- Что побуждает двух взрослых людей (отца шестилетней девочки и хозяина цирка) исполнить невероятную просьбу девочки?

Речь идет о здоровье, и даже о жизни девочки. Она очень больна, почти умирает и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него самого дочь Лиза - ровесница больной девочки.

- Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких?

Самый большой слон - самый талантливый и обученный. Он умеет показывать очень много интересных вещей.

Учитель: Осталось ответить на главный вопрос урока:

Зачем писатель Куприн придумал такую историю "Слон"?

Ответы детей.

Учитель: Что хотел сказать автор этим произведением?

(Дарите друг другу радость и меньше огорчайте близких.) Слайд 13

Учитель: Александр Иванович Куприн именно тот автор, который, по словам К.Г. Паустовского, "...каждым своим рассказом призывает к человечности. Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье"

Учитель: В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье.)

Учитель: Семья - самое ценное. Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей.

Учитель: А как вы относитесь к своим родителям? Как вы должны отвечать на их чувства, на их любовь к вам? (тоже любить, беречь, заботиться)

Учитель: Урок подходит к концу. Какую "простую истину" мы сегодня с вами открыли? (надо любить и беречь своих родных, свою семью)

(Слайд 14)

- Понравился ли вам рассказ?

- Что вы испытывали при чтении текста?

(Сначала ответы детей ! ! !)

Было очень грустно и тревожно в начале текста. Девочка больна, не могут понять, чем она больна и как ее лечить. А потом было очень интересно, когда слона привели к Наде.

- Что вы узнали о жизни и творчестве А.И. Куприна?

То, что Куприн - знаток человеческой души (Слайд 15)

Мы изучаем литературу для того, чтобы понять душу человеческую, как поступали другие люди в различных ситуациях. И мы можем брать с них пример или не поступать так, как поступали они.

(Слайд 16). Рефлексия.

- Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока. (Слайд 16)

Учитель: Сейчас каждый из вас оценит свою работу.

(Слайд 17). Самооценка участия в групповой работе.

Учитель: Сейчас каждый из вас оценит свою работу.

Учитель: Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке. Каждая характеристика работы оценивается по пятибалльной шкале.

Я предлагал идеи по составлению текста - 1 2 3 4 5.

Я задавал уточняющие вопросы - 1 2 3 4 5.

Я внимательно выслушивал всех членов группы - 1 2 3 4 5.

Лучше всех в группе работал...

Моя группа работала - 1 2 3 4 5

(Сайт 18)

VIII. Домашнее задание по выбору. (Слайд 19)

:

Придумать, как можно вывести слона из дома.

Придумать продолжение рассказа.

Посмотреть мультфильм "Девочка и слон".

Чем отличается рассказ от мультфильма?

Подготовить пересказ от имени Нади, мамы, папы, слона.

Урок закончен

(Если осталось время)

- Запускаем мультфильм «Девочка и Слон» режисера Л.Амальрика, по сценарию Жанны Витензон, композитор Анатолий Александров, художник Е.Давыдов и многие другие.

Литература.

  1. Литературное чтение. Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2 / (сост. Л. Ф. Климанова и др.). - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2008.

  2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. - М.: ВАКО, 2006.

  3. Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе. Вып. 1: дидактическое пособие к урокам литературного чтения. - 4-е изд. - М.: Дрофа, 2006.


© 2010-2022