- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа элективного курса по русскому языку
Программа элективного курса по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кустова М.П. |
Дата | 26.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Филиал муниципального общеобразовательного учреждения
Сосновской средней общеобразовательной школы № 1
в с. Дельная Дубрава
Утверждаю: Рассмотрено на заседании директор школы
педагогического совета _______ Савинкина Н.В.
протокол № 1_ Приказ №_356__
от «28__» августа 2014г от «01» сентября 2014 года
Рабочая программа элективного курса
по русскому языку
«Мир повседневной коммуникации»
9 КЛАСС
Пояснительная записка
Главная цель элективного курса «Повседневное речевое общение» - сформировать у школьников устойчивый интерес и внимательное отношение к языку повседневного общения.
Изучаемый материал имеет двоякий характер. С одной стороны, привлекаются научные сведения о разговорной речи, языке СМИ, языковой личности и т. д. С другой стороны, используется языковой опыт самих обучающихся. Такая специфика курса делает его особенно привлекательным для школьников. Анализируя ситуации из собственной жизни, учащиеся ощущают себя соавторами занятий.
Задачи курса: развивать лингвистическую наблюдательность; формировать интерес к анализу различных фактов языка; совершенствовать речевую культуру школьников; воспитывать творческое отношение к языковому материалу.
Язык, который мы используем в повседневной речи, обычно не является предметом изучения в школе. Основное внимание на уроках русского языка уделяется усвоению обучающимися норм литературного языка. Между тем повседневные речевые контакты в семье и с друзьями, на улице и в гостях, поток теле- и радио-речи и особенно актуальное для современных детей общение в Интернете- это важнейшие факторы, которые стимулируют языковое развитие человека.
На наш взгляд, использование в качестве языкового материала для учебников русского языка преимущественно отрывков из художественной литературы приводит к тому, что большинство школьников приравнивают литературный язык к языку классических художественных текстов. В процессе изучения раздела «Стилистика» анализируются примеры, относящиеся к разным функциональным стилям языка, однако изучение разговорного стиля до сих пор не занимает в школьном обучении достойного места. Между тем этот стиль доминирует в повседневном общении каждого человека, а в последние годы всё более укрепляет свои позиции и в языке СМИ. Данное положение приводит к тому, что у школьников не вырабатывается внимательного, критического отношения к реальной языковой практике. Получается замкнутый круг: повседневное речевое общение считается главным полем проявления речевого бескультурья, при этом в школе практически не уделяется внимания данной языковой области, следовательно, отсутствуют условия для выработки культуры повседневного общения.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
закон Тамбовской области от 01.10.2013 №321-З «Об образовании в Тамбовской области»;
закон Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказ Минобразования России от 19.10.2009 № 427
«О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказ Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказ Минобразования России от 03.06.2008 № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 г. N 39 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 января 2012 г. N 69 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 января 2011 г. N 2643 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089"
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Устав МБОУ Сосновской СОШ №1.
Учебно - тематический план
№
п/п
Название раздела
Количество часов
по разделу
Количество часов
по теме
1
Функции языка
2
2
2
Повседневная коммуникация
2
2
3
Текст и дискурс
3
3
4
Разговорная речь
6
6
5
Использование прошлого опыта в повседневной коммуникации
2
2
6
Массовая коммуникация в повседневной жизни
5
5
7
Межкультурная коммуникация в повседневной жизни
2
2
8
Коммуникативные неудачи
2
2
9
Языковое творчество в повседневной жизни
4
4
10
Формирование языковой личности
5
5
11
Зачёт
2
2
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Название темы
Кол-во часов
Планируе
мая дата
Фактическая дата
Примечание
Функции языка
2
1
Коммуникативная. Мыслительная
1
2
Номинативная. Познавательная
1
Повседневная коммуникация
2
3
Цель, формы коммуникации. Характер отношений между партнёрами коммуникации
1
4
Время, место и тема общения. Личное общение и массовая коммуникация в повседневной жизни
1
Текст и дискурс
3
5
Неоднозначное толкование понятия «текст», основные признаки текста
1
6
Текст и ситуация
1
7
Дискурс. Что такое анализ текста и анализ дискурса
1
Разговорная речь
6
8
Отличие норм разговорной речи от норм литературного языка
1
9
Закономерности разговорной речи, её структурные особенности
1
10
Анализ речевого общения в типовых повседневных ситуациях
1
11
Жанры повседневной коммуникации
1
12
Некоторые специфические черты разговорной речи
1
13
Примеры характерных синтаксических конструкций
1
Использование прошлого опыта в повседневной коммуникации
2
14
Понятие прецедента. Прецедентные тексты, высказывания, прецедентное имя
1
15
Неточное цитирование
1
Массовая коммуникация
5
16
Влияние языка СМИ на нормы речевого общения. Заимствования в языке СМИ
1
17
Новости на радио и телевидении, их лингвистические особенности. Анализ дискурса новостей
1
18
Структурная схема. Политкорректность
1
19
Языковое манипулирование, его приёмы
1
20
Реклама на радио и телевидении, в прессе
1
Межкультурная коммуникация
2
21
Обиходные ситуации общения с инофонами. Речевой этикет
1
22
Некоторые языковые особенности
1
Коммуникативные неудачи
2
23
Условия «идеальной» коммуникации. Принципы кооперации, вежливости
1
24
Причины коммуникативных неудач
1
Языковое творчество
4
25-26
Языковая игра как элемент повседневного общения. Ирония. Анекдот. Жаргон
2
27-28
Общение в Интернете
2
Формирование языковой личности
5
29
Понятие языковой картины мира. Специфика мужской и женской речи
1
30
Нормы поведения, закреплённые в языке
1
31-32
Стандартная и нестандартная языковая личность. Творчество
2
33
Примеры ярких языковых личностей
1
34-35
Зачёт
2
Литература
-
Журнал «Русский язык в школе» №9 2010г.
-
Интернет-ресурсы