- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока по русскому языку Предложения с однородными членами (5 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку Предложения с однородными членами (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Завильская К.Г. |
Дата | 04.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учитель: Завильская Ксения Геннадьевна, 1 кат., опыт работы: 2 года
Предмет : русский язык
Класс: 5
УМК: Русский язык: Теория. 5-9 классы. Под ред. Бабайцевой В.В. Практика 5 класс. Под ред. Купаловой А.Ю. Русская речь. 5 класс. Под ред. Никитиной Е.И
Тема урока: Предложения с однородными членами
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цели урока:
Образовательные: способствовать формированию понятия об однородных членах предложения, об опознавательных признаках однородных членов предложения,формированию умения находить однородные члены в предложении;
Развивающие: создать условия для развития навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, а также взаимооценки, умения анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: формирование уважительного отношения к родному языку, к словесному богатству русских сказок.
Личностные результаты
Стремление к речевому совершенствованию, осознание ответственности за произнесенное, уважительное отношение к родному языку
Предметные результаты
Знать определение однородных членов предложения; находить однородные члены, определять их синтаксическую роль; составлять предложения с однородными членами.
Метапредметные результаты
Извлекать фактуальную информацию; вычитывать информацию, представленную в схемах; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей, планирование и регуляция своей деятельности.
№ п/п | Этап урока | Время | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Организационный | 2 мин | Включение учащихся в деятельность Настрой на учебную деятельность | Слайд 1. Добрый день, ребята! Рада вас видеть и хочу поделиться с вами своим отличным настроением! (Ведь у нас сегодня открытый урок!) Неслучайно на слайде нас встречает сказочница, сегодняшний урок будет насыщен сказками, но мы не ошиблись - это урок русского языка. А сказки помогут сделать нам его интереснее, тем более, что мы так с ними дружим в последнее время на уроках литературы. Слайд 2. Как обычно, в начале урока мы рисуем своё настроение на полях тетради, надеюсь, оно у вас такое же замечательное, как у меня. Тогда вы нарисуете солнышко. Если же у вас есть тревога, переживания, а может пока вы просто в плохом настроении, вы нарисуете облачко или тучу. |
|
| Приветствие. Проверка подготовленности, организация внимания.
| Приветствуют учителя, рисуют солнышки/тучки, проверяют готовность к уроку. | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. | Проверка домашнего задания | 4 мин | Проверка самостоятельной поисковой работы дома | Слайд 3. На прошлом уроке вы получили домашнее задание. Это был, можно сказать, шифр, по которому вы подбирали предложения из изученных нами в 5 классе сказок. Давайте предварительно сами оценим себя: поднимите вверх большой палец, если вы справились с заданием и оно не вызвало у вас затруднений. Палец вниз, если вы, придя домой, не смогли разобраться (не поняли задание) или даже не попытались с ним справиться. Помашите рукой, если вы сделали задание, но у вас возникли небольшие затруднения (есть вопросы). ЩЛК На слайде я тоже подобрала возможные варианты предложений. Скажите, в какой сказке я искала примеры? |
| Фронт., индивид. | Анализ понимания усвоенного. Проверка выполнения домашнего задания.
| Самооценка: сигналы рукой. Соотносят свои предложения с образцом. | Регулятивные: контролируют и оценивают свои действия по результату и по способу действия. Коммуникативные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. |
3. | Актуализация знаний. Постановка темы и цели урока | 5 мин | Актуализация опорных знаний и способов действия | На партах ваших групп (зеленая карточка) по 5 предложений (ПРИЛОЖЕНИЕ1):
На доске - схемы этих предложений. Задание: Выберите, какой схеме соответствует предложение, объясните почему. Прикрепите на доску. Из какой сказки взяты примеры предложений? ЩЛК «Веришь ли, что…» - эти предложения можно распределить в группы по цели высказывания? - эти предложения можно распределить в группы по интонации? - эти предложения можно распределить в группы по наличию второстепенных членов предложения? Как вы думаете, какое из данных предложений мы можем назвать осложнённым? Оно не похоже на другие, действительно более сложной представляется пунктуация в нём. Выполните синтаксический разбор 3 предложения. На него она взглянула, тяжелешенько вздохнула, восхищенья не снесла и к обедне умерла. - Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? - С какой интонацией они читаются? - Как называются подобные члены предложения? СФОРМУЛИРУЙТЕ ТЕМУ УРОКА. Итак, тема нашего урока «Предложения с однородными членами». А как вы думаете, что нам необходимо знать об однородных членах предложениях и чему мы должны научиться на уроке? Ребята, возьмите лист самооценки (ПРИЛОЖЕНИЕ2) на сегодняшний урок, скажите, сколько будет заданий? Не забывайте, что в течение урока вы оцениваете свою работу в листах. Назовите критерии оценки: !!- Я знаю, вижу, нахожу, умею все. ! Справляюсь, но есть ошибки или сомнения. ? -Ещё нужно над этим работать | ТРКМ «Мозговой штурм» «Веришь ли, что…» | Груп.
Фронт
| Организует работу в группах. Выявляет уровень знаний. Активизирует знания.
| Работают в группах: разбирают предложение, находят на доске соответствующую схему, прикрепляют предложение, объясняют свой выбор.
Распределяют предложения по группам. Повторяют теоретические сведения. Обосновывают
1 ученик на доске выполняет синтаксический разбор предложения. Отвечают на вопросы.
- однородные члены предложения Формулируют тему и записывают в тетрадь.
Ставят цели урока.
| Регулятивные: принятие решения в проблемных ситуация на основе переговоров, контролируют и оценивают свои действия по результату и по способу действия Познаватель ные: проводят сравнение и классификацию изученных объектов. Строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей Коммуникативные: работа в группе, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные: целеполагание. Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели.
|
3. | Изучение нового материала | 7 мин |
| Обращаю внимание на следующий слайд (на слайде изображено 5 вопросов) - Как вы думаете, что обозначают эти вопросы? - Почему их пять? На слайде изображено 5 вопросов - пять признаков однородных членов предложения, которые предстоит сформулировать. На партах групп карточки с предложениями и вопросами к ним. (ПРИЛОЖЕНИЕ2) - Ребята, подумайте и обсудите в группах, а затем сформулируйте признаки однородных членов предложения. Каждая группа начинает свой ответ со слов: «Однородными называются члены предложения, которые…». СЛУШАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО И НЕ ПОВТОРЯЙТЕСЬ! - А какие члены предложения могут быть однородными? - Вы успешно справились с заданием. - Давайте еще раз все вместе прочитаем и запомним признаки однородных ленов предложения. Итак, первое задание выполнено, заполните, пожалуйста, карточку личного контроля. | Проблемная ситуация Наблюдение | Груп. | Создает проблемную ситуацию. Организует учащихся по исследованию проблемой ситуации.
Организует выступление групп, обмен мнениями Подводит учащихся к выводу | Определяют средства достижения цели. Выполняют задание № 1. Записывают и разбирают предложения, отвечают на вопросы. Делают выводы. Открывают поочередно вопросы презентации, в которых спрятаны признаки однородных членов предложения.
Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения. | Познавательные: выбирают смысловые единицы предложения и устанавливают отношения меду ними, делают выводы, выбирают решение. Регулятивные: Контроль и коррекция. Коммуникативные: приобретают опыт работы в группе, учатся согласовывать свои действия. Умение слушать других. Регулятивные: контроль, осознание качества и уровня усвоения. |
4. | Физкультминутка | 2 мин | Сменить вид деятельности | Поднимает руки класс - это «раз». Повернулась голова - это «два». Руки вниз, вперёд смотри - это «три». Руки в стороны пошире развернули на «четыре». С силой их к плечам прижать - это «пять». Всем ребятам надо сесть - это «шесть». |
|
|
| Выполняют упражнение | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализации на уроке. |
5. | Первичное закрепление нового материала | 9 мин | Применение нового знания в типовых заданиях. Установить правильность и осознанность изученного материала | Мы с вами назвали основные признаки однородных членов, а сейчас попробуем сами составить предложения с однородными членами и прочитать их, соблюдая интонацию перечисления. Продолжите предложения: 1.Золушка по наказу злой мачехи (что делала?)… чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты мачехи и обеих барышень - своих сестриц. 2.Царевна спит (как?)…сладко, беспробудно, глубоко. 3.Елисею отвечают (кто?) …ветер, месяц, солнце. 4. Царевна-лягушка изукрасила каравай узорами (какими?) … искусными, хитрыми. 5. Иван-крестьянский сын сражался (с кем?)… с чудом-юдом шестиголовым, чудом-юдом девятиголовым, чудом-юдом двеннадцатиголовым, , жёнами чуда-юда, змеихой. - А как в схеме показать однородные члены предложения? - Обратите внимание на графическое изображение однородных членов - Составьте схемы предложений. Итак, второе задание выполнено, заполните, пожалуйста, карточку личного контроля. | Подготовка учащимися своих примеров по новому материалу | Индивид., фронт. | Устанавливает осознанность восприятия.
| Выполняют задание с проговариванием алгоритма вслух. | Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Контроль и коррекция. Личностные: самоопределение. Познавательные: уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы. |
6. | Самопроверка | 10 | Самопроверка умения применять новые знания | Графический диктант. (ПРИЛОЖЕНИЕ2) Составить схемы однородных членов предложения. Выполнив, сверить с эталоном. (На доске схемы однородных членов) - Не забудьте заполнить карточку личного контроля. | Самостоятельная работа Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах. | Индивидуальная | Организует деятельность по применению новых знаний.
| Самостоятельно выполняют, сверяют результат с эталоном. | Регулятивные: контролируют и оценивают свои действия по результату, осознание качества и уровня усвоения.
|
7. | Подведение итогов (рефлексия ) Оценивание деятельности учащихся | 3 мин | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
| Предлагаю ответить на вопросы: -Чему был посвящен урок? Давайте посмотрим на слайд и сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами? Рефлексия. Я узнал… Я повторил … Мне понравилось… Я хочу … Оцените свою работу на уроке в листке самооценки. Оцените и вклад каждого в работу группы (ПРИЛОЖЕНИЕ3). А жюри тем временем подведет итоги сравнения работы каждой группы в целом, назовёт самую упешную! (ПРИЛОЖЕНИЕ3). (Если жюри на уроке не присутствует, то делает учитель) Спасибо всем, кто сегодня со всеми вместе своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок! | Самооценка | Фронтальная | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и понимать речь других. |
8. | Домашнее задание. | 2 мин | Дать дифференцированное задание | Предлагаю задание (дифференцировано по степени сложности): 1. Упр. 288 2. Придумайте и запишите 5-7 предложений на тему: «Мой любимый сказочный герой», используя однородные члены предложения. |
|
| Формулирует и комментирует домашнее задание. |
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ1
-
Как тягаться ей со мною?
-
Помири нас как-нибудь.
-
На него она взглянула, тяжелешенько вздохнула, восхищенья не снесла и к обедне умерла.
-
Ветер знает.
-
Дочка царская пропала!
ПРИЛОЖЕНИЕ2
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Критерии оценки:
!!- Я знаю, вижу, нахожу, умею все.
! Справляюсь, но есть ошибки или сомнения.
? -Ещё нужно над этим работать
Этапы
Оценка
1 этап
Я знаю признаки однородных членов
2 этап
Я умею составлять предложения с однородными членами
3 этап
Я вижу и нахожу однородные члены. Умею составлять схемы.
Сегодня я узнал…
Я повторил…
Мне понравилось…
Я хочу…
Моя оценка себе за урок
Карточка 3. Графический диктант
Составьте схемы однородных членов предложения.
-
Взял солдат шинель, расстелил, голову положил на рукав и накрылся полою.
-
Разостлан на поле ковер узорчатый, мягкий.
-
По всему берегу лежат мечи и луки поломанные, кости человеческие.
-
Цапля заплакала от стыда и воротилась назад.
-
Взяли братья дубины тяжелые, котомки с хлебом-солью.
-
Едем мы, бабушка, с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить.
Карточка 2.
Внимательно прочитайте предложения:
-
Мачеха и сестры уехали.
-
Золушка побежала на огород, выбрала самую большую тыкву и принесла крестной.
-
Несу бабушке пирожок и горшочек масла.
-
Приглашены на бал были все знатные и богатые люди.
-
Принц посмотрел направо, налево.
Выполните задания:
-
Задайте вопросы к выделенным словам.
-
Подчеркните как член предложения.
-
Определите, к какому слову они относятся.
-
Определите, какой частью речи выражены.
-
Понаблюдайте за интонацией.
На основе своих наблюдений сформулируйте признаки однородных членов предложения.
Однородными называются члены предложения, которые… (каждая группа начинает свой ответ с этих слов):
1.
2.
3.
4.
5.
ПРИЛОЖЕНИЕ3
Лист оценки работы каждой группы (для жюри)
Номер группы
Сотрудничество в группе (распределение и выполнение обязанностей)
Поведение
(не мешать работе других групп, не отвлекаться от выполнения задания, не кричать)
Раскрытие материала, задания.
Умение слушать презентации других групп, задавать вопросы, делать дополнения.
Общий балл
1
2
3
4
5
6
Лист оценки работы в группе (для учащихся)
ФИО учеников
Участвует в распределении обязанностей в группе и выполняет свои обязанности
Предлагает идеи
Активно участвует в обсуждении группы (развивает, обобщает предложенные идеи, информацию)
Помогает участникам группы
Внимательно слушает и задает вопросы
Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры)
Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании
Общий балл