Программа Объединения дополнительного образования детей по литературному краеведению

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Тресвятская средняя общеобразовательная школа»

Новоусманского муниципального района Воронежской области.

396330 п. Воля, ул. Садовая, 61а.

Тлф. Факс 8(47341)3-51-96. E-mail: [email protected]



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

На заседании ШМО зам. директора школы директор

учителей __________ по ВР школы

« » сентября 2015г « » сентября 2015г « » сентября 2015г

Протокол № _____

Руководитель ШМО ______________ ______________

________________ Жданова Л.Б. Безгина Т.Н.



Программа

Объединения дополнительного образования детей

по литературному краеведению

Срок реализации 2 года



Тип : модифицированная



Руководитель Тропынина С.Н. _______________________

Первая квалификационная категория

На 2015 -2016 учебный год

Пояснительная записка

В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.

Обучение по предлагаемой программе «Литературное краеведение» позволит учащимся познакомиться с произведениями В.М. Пескова, чье творчество оплодотворено жизнью родного края. О тонкой и сложной связи, существующей между художественным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание, о важности изучения «почвы» и «корней» писали многие, в том числе Д.С.Лихачев: «…понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со всей родной страной».
Изучение литературы родного края чрезвычайно интересно и плодотворно.

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры края.

Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Задачи:
1.Воспитать любовь и привязанность школьников к родному краю, пробудить интерес к родной культуре;
2.Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда.
3.Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;
4.Оформление и экспонирование материалов;
5.Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.
6.Организация научно-исследовательской работ

7.Помочь школьникам осознать себя частью жизни родного края;

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения дисциплины «Литературное краеведение» учащиеся должны

Знать и понимать:


Биографию В.М. Пескова
Взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;
Историю создания произведений

Уметь:

Анализировать и оценивать произведения как художественное целое;
Выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;
Пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;
Давать устный и письменный развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;
Писать отзыв о самостоятельно прочитанной книге;
Составлять рассказ об авторе книги;
Подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;
Выразительно читать произведение или их фрагменты, в том числе выученные наизусть;

По основной направленности программа является развивающей (построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся, освоение ими методов и способов познания мира средствами музейной культуры) и социально-адаптивной(помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности). Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.

По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с высокой степенью межпредметных обобщений.








Учебно- тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Введение. Родной край как источник творчества.

1 час

2

В.М. Песков- наш земляк. Видеолекторий.

3 часа

3

Посещения школьного музея и мест, связанных с именем В.М. Пескова.

6 часов

4

Уроки развития речи.

19 часов

5

Фотовыставки.

4 часа

6

Встречи с интересными людьми.

2 часа

Календарно- тематический планирование

№ п/п

Тема

Дата

Примечание

1

Введение. Родной край как источник творчества.

2

В.М. Песков- наш земляк, писатель, журналист. Видеолекторий.

3

Посещение школьного музея.

4

Подготовка экскурсии для учащихся и гостей

5

Подготовка экскурсии для учащихся и гостей

6

Организация и проведение экскурсии.

7

РР творческая работа об экскурсии в музей.

8

РР анализ работы.

9

Тема Родины в творчестве В.М. Пескова. ( анализ произведений )

10

Тема Родины в творчестве В.М. Пескова. ( анализ произведений )

11

РР Сочинение « Моя малая Родина».

12

РР Анализ сочинения.

13

Тема природы в творчестве В.М. Пескова. ( анализ произведений ).

14

« Окно в природу». Работа в газете « Комсомольская правда»

15

Создаём своё « Окно в природу»

16

РР пишем очерк о родной природе.

17

РР Анализ творческой работы.

18

Заочные экскурсии по местам, связанным с именем Пескова.

19

Заочные экскурсии по местам, связанным с именем Пескова.

20

Видеолекторий.

21

Работа с фотографиями.

22

Работа с фотографиями.

23

Организация выставки фотографий о В.М. Пескове.

24

Экскурсия для учащихся и гостей.

25

РР Мир глазами Пескова.

26

Посещение мест, связанных с именем Пескова.

27

Посещение мест, связанных с именем Пескова.

28

РР отчёт об экскурсиях.

29

РР « Пробуждение природы»

30

РР анализ работ на тему « Пробуждение природы»

31

Видеолекторий.( показ фильма)

32

Встреча с интересными людьми.

33

Подготовка выставки « Пробуждение природы»

34

Выставка фотографий, презентаций.

35

Итоговый урок.


Литература :

А.Дегтярёв, М. Песков, Н. Петрищев. «Самородок» . Издательско-полиграфический центр «Научная книга» 2014г.

Василий Песков. «Запечатанная тайна.» Издательство « Комсомольская правда» 2014 г.

Василий Песков. «Мир за нашим окном.» Издательство « Комсомольская правда» 2014 г.

Василий Песков. «Чудеса лунной ночи.» Издательство « Комсомольская правда» 2014 г.

Василий Песков. «У лукоморья.» Издательство « Комсомольская правда» 2014 г.

Василий Песков. «Друзья из берлоги.» Издательство « Комсомольская правда» 2014 г.

Василий Песков. «Таёжный тупик.» Издательство « Комсомольская правда» 2014 г.

И другие книги В.М.Пескова



© 2010-2022