Создание условий для развития речевых и творческих навыков на уроках русского языка и литератуы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Создание условий для развития речевых и творческих способностей на уроках русского языка и литературы

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого деятельность должна носить творческий характер.

Наше время - это время перемен.

Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Школа помогает решать жизненно важную общественную задачу - формирование интеллектуального потенциала общества, от которого в огромной степени зависит будущее этого общества, страны, государства.

Поэтому целью образовательного процесса в школе, прежде всего, является подготовка выпускника, способного к самообразованию, имеющего развитое творческое мышление и потребность в исследовательской деятельности, стремление к непрерывному профессиональному совершенствованию.

Исходя из вышеизложенной цели, формируются группы задач в школьных условиях:

- создание максимально эффективной и объективной системы оценивания знаний учащихся,

- создание творческой атмосферы, актуализации изучаемого материала, его направленности на цели, осознаваемые учеником как полезные для него лично;

- введение системы индивидуальной работы учащихся,

- участие в научной работе и техническом творчестве;

- работа с одаренными детьми.

Но необходимо помнить, что успешное развитие творческих способностей детей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

- создание обстановки, определяющей развитие ребенка;

- самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей;

- предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом;

- умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых;

- комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленная целенаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей.

Выделим условия познавательной потребности как основы развития его способностей:

- создание у ребенка высокой самооценки, уверенности в своих силах;

- создание соответствующего психологического климата на уроках: доброжелательного отношения к ученикам, радостного отношения к познанию, положительных эмоций;

- соблюдение принципа "право на ошибку";

- учет результатов индивидуальной творческой деятельности (у каждого ученика свой "портфель" достижений);

- переход к учету динамики успехов каждого школьника, т.е. сравнение новых успехов ученика с прошлыми его успехами, а не сравнение друг с другом;

- оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Сейчас, как и во все времена, детям нужна настоящая помощь и поддержка взрослых, а не измерение их способностей. Помощь взрослых заключается в том, чтобы научить ребенка творить.

На особенности становления личности детей влияет процесс развития творческих способностей. Это, прежде всего:

- социальное явление, связанное с преобразованием мира;

- процесс, направленный на открытие мира и самого себя.

- преобразующая деятельность, в результате которой создается новое и одновременно ценное.

Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство.

Именно преобразующая деятельность, включение в неё и являются необходимым условием развития способности к творчеству.

Учеными доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности, поэтому учителю необходимо уметь организовать такую деятельность, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию своих творческих способностей.

Основная цель основного образования сегодня - создание условий для раскрытия творческих способностей детей.

Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности, что творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются деятельностью. Менее известно, что не всякая деятельность способствует развитию способностей вообще, а тем более творческих. Развитие способностей происходит только в том случае, если деятельность связана с положительными эмоциями.

Существенным элементом для любой обучающей модели обучения является рефлексия. Ученики должны знать себя, свои способности, интересы и стиль познания с тем, чтобы "найти себя", свое место в жизни.

Важнейшим фактором, влияющим на творческое развитие учащегося на любом этапе, является творческий подход самого преподавателя. Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для педагога важно помнить, что оптимальное общение - не умение держать дисциплину, а обмен с учеником духовными ценностями. Общий язык с учащимися - это не язык команд, а язык доверия.

Вместо традиционной задачи усвоения при развитии творческого потенциала ребенка ставится задача целостного проживания им ситуации, при котором обязательно должны быть задействованы эмоциональные механизмы. Поэтому то, что в ходе обычного урока чаще всего является помехой (эмоциональные реакции ученика по отношению к происходящему), при развитии творческого потенциала является тем центральным стержнем, с которым должен работать учитель.

Формы работы по развитию творческих способностей учащихся:

- Обеспечение условий для проявления творческой активности учащихся (проведение предметных олимпиад, творческих конкурсов, научно-практических конференций, диспутов, творческих отчетов, выпуск литературных альманахов, сборников работ, выпуск предметных газет и оформление стендов, работа творческих коллективов, проведение предметных декад).

- Создание банка творческих дел и находок школьников.

- Участие в районных, городских, окружных, областных конкурсах, смотрах, программах, способствующих развитию творческих способностей детей.

Будем и в дальнейшем помнить, что «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии», что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.

Итак, главной задачей образования является не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.

Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.

На уроках русского языка и литературы есть большая возможность творить, и на своих занятиях я стараюсь создать условия для творчества, то есть условия внутренней свободы. Работу начинаю с экскурсии в природу, которая является прекрасной книгой, открывающей глаза на окружающий мир, доставляющей радость тому, кто умеет читать ее. Если ненастная погода, предлагаю подойти к окну. Увидеть и удивиться. Потом ребята напишут о том, что увидели, чему удивились.

Научить писать сочинения - дело очень непростое, и в этом помогают миниатюры, работа над которыми начинается в 5-м классе и продолжается до 11-го. Ученикам предлагается тема, и они в течение 7-10 минут в свободной форме должны выразить свои мысли, чувства, переживания. Дети пишут, а затем по желанию читают вслух. Ошибки на данном этапе не проверяются, чтобы страх перед плохой отметкой не мешал ребятам свободно выражать свои мысли, чтобы они хотели писать и писали с удовольствием.

На уроках русского языка раскрывается огромный простор для развития творческого потенциала детей. Это изложения разных видов, составление предложений и рассказов, описание картин, сочинения по собственным наблюдениям, словарная работа и многое другое.

Хотелось бы выделить сочинения - описания природы в разное время года в прозе и в стихах. Этот вид работы очень нравится детям. Природа на их страницах оживает, принимает облик человеческий. Прежде чем приступить к такому творческому процессу, мы собираем материал, наблюдаем, делаем пометки. Обсуждая написанные сочинения, учащиеся обращают внимание не только на построение предложений, но и на красочное описание природы. Каждому ребенку она раскрывается по-своему. Размышление над сочинением пробуждает у ребят интерес к наблюдениям, своим творческим зарядом оживляет ум учащихся, возбуждает их эмоции, прививает интерес к урокам русского языка. Дети внимательнее относятся к слову, становятся более самостоятельными. На этих уроках у детей возникает чувство гордости за свой край и село, любовь к родной природе и русскому языку, проявляется бережное отношение к ним. Наиболее удачные работы мы отправляем на конкурсы или оформляем сменный стенд.

Большое внимание на уроках изложения уделяю лингвистическому анализу текста, когда учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста. Подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ЕГЭ в 9 классе.

Ни одна программа работы с одаренными детьми не сможет быть реализована, если учителю не удастся создать особой атмосферы общения детей на уроке, атмосферы теплоты, человеческих отношений, средством которого и выступает литература как вид
искусства. Учитель задает «эталон» отношений, воспитывающих любовь к
художественной литературе и языку, ориентирующих на конструктивную критику,
оберегающих достоинство ребенка. Только в такой атмосфере рождается творческий
дух, желание раскрыть себя, не боясь непонимания, собственных ошибок,
уничижительной оценки взрослого или сверстника.

Благодатной почвой для развития творческих способностей является в 6 классе тема «Лексика»: устаревшие слова и неологизмы, профессионализмы, заимствованная лексика и т.д. Домашним заданием может быть сочинение истории вхождения заимствованных слов в русский язык, таких, например, как кукла, сундук, кровать. С профессиональными словами ребята проводят интервью с родителями, которые рассказывают о своей работе, используя и объясняя специальные слова. Такие задания, помимо развития творческих способностей и словарного запаса учащихся, носят коммуникативный характер и помогают сближению детей с родителями.

При изучении раздела «Морфология» для доказательства того, что часть речи и её признаки можно определить, не зная лексического значения слова, часто использую известную фразу-абракадабру: «Глокая куздра штеко будланула бокра и куздрячит бокрёнка». После разбора всех признаков частей речи предлагаю домашнее задание: сочинить рассказ, стихотворение или сказку про эту куздру, или нарисовать то, что представили по предложению.

Такие творческие задания-миниатюры можно широко использовать в любой теме с опорными словами.

В 7 классе несколько уроков развития речи посвящается описанию состояния человека. Это довольно трудная тема, описать своё, а тем более чужое, состояние не всем под силу. Мы дома составляем презентации на тему природы (пусть даже не каждый это сделает), а затем при показе в классе под соответствующую музыку составляем письменный рассказ о том, какие чувства и ощущения вызывают картины, изображённые на слайдах. На следующем уроке показываются те же слайды, звучит тихая музыка, и учащиеся зачитывают свои сочинения. Так они учатся не только выражать свои мысли и чувства, но и слышать друг друга. Кроме того, создавая презентацию, развивают и навыки работы с компьютером, что тоже немаловажно.

Особенностью ребенка школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Я предлагаю учащимся писать свои книги, стихи и рассказы, наблюдения. Эта идея понравилась некоторым детям, они записывают своё творчество в особую тетрадь и приносят мне для прочтения и совета. Одна девочка, выпускница 8 класса, даже пишет роман. Многие пишут стихи, сочиняют сказки, кстати, очень интересные. Я убедилась, что составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. При написании сказок расширяется словарный запас детей.

Кроме того, творческая работа над словом стимулирует одарённых учащихся на исследования. Так, при морфологическом анализе слов мы постоянно обращаем внимание на то, что современное деление на морфемы не соответствует исконному значению слов. Например, в словах «радуга» и «дуга» выделяются корни -радуг- и -дуг-, хотя родственность этих слов явственна. При этом не выявляется само значение корней, хотя мы учим, что в корне заключено основное значение. Подобные явления подтолкнули некоторых учащихся к исследованию исконных значений некоторых русских и славянских слов. На уроках они часто самостоятельно выявляют подлинную связь некоторых слов и историческое значение морфем. Получается, что зачастую родственными и значимыми являются не корни, а слоги. Это подтолкнуло одарённую ученицу 7 класса Григоричеву Сашу к исследовательской работе «Толкование некоторых исконно русских слов через этимологию и анализ слогового письма». Над темой она работала два года и в итоге заняла 2 место во Всероссийском конкурсе. Продолжает анализ слов и сейчас. Со своей работой Саша выступала практически во всех средних и старших классах, и все ребята слушали её с большим интересом.

Также мы много ездим по музеям края, на концерты, в театры, на экскурсии. По впечатлениям от увиденного и услышанного дети пишут сочинения, что не только закрепляет положительные эмоции, но и прививает навыки творчества, что способствует развитию их речи.

Работа по развитию творческих способностей учащихся

на уроках литературы.

Один из методов развития речевых способностей на уроках литературы - творческое чтение. Метод творческого чтения текста был предложен Н.И.Кудряшевым. Иногда бывает соблазн все рассказать самой, прочесть, даже «авансом» ответить на возможные вопросы. А между тем этот этап должен быть творческим не только для учителя, но и для ученика. Если же мы начнем изучение конкретного произведения с пересказа того, что услышал и прочел ученик на первом уроке знакомства с текстом, то элемент творчества в этом процессе будет минимален, да и учитель останется в полном неведении по поводу того, как воспринят учеником текст художественного произведения. Творческое чтение предполагает, что в каждом отдельном случае будет найден способ проникнуть в лабораторию читателя, и в зависимости от того, каково его восприятие текста, будут построены последующие уроки.

-Проблемные вопросы при анализе произведений позволяют увести от шаблона, от изложения содержания заученными фразами, заставляют взглянуть на проблему по-новому.

Чтобы ответить на эти и подобные вопросы, нужно прежде всего внимательно прочитать текст произведения, обдумать и решить серьезную и непростую проблему, а затем отстоять свое мнение в классе: ведь получили эту литературную задачу все, и у каждого свое решение. Так создается творческая атмосфера на уроке, возникает заинтересованное обсуждение важных литературных и мировоззренческих вопросов - те споры, в которых рождается истина. И ученик из ответчика, со страхом ожидающего, когда его спросят, превращается в соратника, равноправного с учителем искателя истины, и вместе они думают на уроке, мучаются, ищут, радуются открытиям.

Написание сценария мультфильма - этот жанр предполагает членение действия на сцены, прорисовку этих сцен, придумывание диалогов, монологов. Не только маленькие, но и большие ребята с удовольствием работают в этом жанре.

-Написание киносценария также способствует развитию творческих способностей. Например, к произведению Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Дети внимательно прочитали текст, разбили на крупные сцены, кадры и описали каждый кадр, придумали, как их смонтировать, соединить, заполнили колонку «Звук». Это творческая, интересная работа.

-Выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений развивают творческие способности, обеспечивают самостоятельное вхождение подростков в мир искусства.

- Сочинение стихотворений различных жанров.


Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя.

Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.




© 2010-2022