«Итоговое сочинение: проблемы и пути их решения»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Метели

Муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан



ДОКЛАД

по теме «Итоговое сочинение: проблемы и пути их решения»

(по работам сборника материалов научно-практической конференции

«Сочинение на современном этапе развития системы образования в Российской Федерации»)







Выполнила: Чащина О.В.

учитель русского языка

и литературы 1 категории

МБОУ СОШ с. Метели













2015

На протяжении многих лет школьное сочинение является универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Оно хорошо знакомо не только учителям-словесникам, но и другим педагогам, поскольку умение создавать сочинение формируется в процессе изучения разных предметов гуманитарного цикла. Сочинение является результатом систематической планомерной работы, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе. Введение в 2014 г. итогового сочинения для выпускников призвано способствовать систематизации знаний обучающихся, повышению их речевой культуры, развитию языкового чутья.

Гармоничное развитие личности невозможно без умения литературно грамотно выражать свои мысли и чувства - и устно, и письменно 1. Попытаться помочь ученику в достижении этих целей - главная задача учителя русского языка и литературы.

Литература - предмет особый, он предусматривает напряженную работу не только мысли и памяти, но и души и сердца. «Литература развивает творческое начало в человеке, в конечном счете искусство направлено на то, чтобы сформировать воображение».

1. Уроки литературы открывают возможности для развития креативных способностей. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Особенностью творческой деятельности школьников является то, что в результате этой деятельности они создают новые для себя ценности. В работе целесообразно использовать следующие методы для развития творческих способностей учащихся: эвристический, проблемный, модельный. Именно эти методы обучения позволяют педагогу предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска. Главное в учебной подготовке по предмету - хорошее знание текста произведений, именно оно во многом определяет успешность овладения курсом в целом. В наибольшей мере степень знакомства выпускника с содержанием произведений школьной программы, проявляется при выполнении заданий, требующих связного речевого высказывания о литературном произведении, в частности - в ответах на проблемные вопросы (сочинение)

2. Экзамен по литературе - одна из острейших образовательных тем сегодня. Литература - это предмет, который организует личность, организует поведение человека, его умение говорить, умение воспринимать окружающий мир, понимать прошлое и настоящее. Ученики должны научиться понимать логику развития литературы, определять типологически родственные явления, уметь сопоставлять их по предложенным в вопросах признакам. Можно выделить несколько типов заданий:

  1. на знание элементов композиции сюжета пьесы или романа (повести, рассказа);

  2. на понимание функции фрагмента текста (эпического или драматического произведения) в целом произведении;

  3. на определение тематики фрагмента произведения;

  4. на определение жанровых особенностей произведения;

  5. выявление мотивов поведения героев;

  6. на определение художественного метода;

  7. определение темы лирического стихотворения;

  8. знание стиховедческой терминологии (рифма, размер, ассонанс, аллитерация, стопа, строка, строфа и пр.);

  9. умение определять виды и функции изобразительно-выразительных средств;

  10. выявление пафоса, эмоционального тона стихотворения;

  11. обобщение проблематики произведения, включение его в литературный контекст.

Главное правило, которое нужно помнить ученикам при подготовке к экзамену, - ничего не делать формально. Художественное произведение - это сложный, своеобразный мир, который хочется познать, почувствовать и полюбить. Работа над сочинением - один из сложнейших видов деятельности учащихся в процессе школьного изучения литературы. Оно не только контролирует знания учеников, но и предполагает обязательное расширение учебного материала, более глубокое осмысление текста, критический подход к нему, а также выражение собственных мыслей и чувств.

Научить писать сочинение - это значит научить передавать в систематизированном виде ряд мыслей и фактов, изложенных под определенным углом зрения, с мотивированным объяснением точки зрения автора. Один из методических просчетов при обучении сочинению - недостаточное внимание к формированию умений, необходимых для создания текста.

Для того чтобы сочинение получилось завершенным и доказательным, важно, чтобы:

1) основной тезис соответствовал теме;

2) доказательства были убедительными;

3) части рассуждения тесно связанными;

4) выводы четко сформулированными.

Добиться этого, на наш взгляд, можно, используя на уроках литературы метод моделирования текста. Под моделированием мы понимаем графическую схему как средство наглядно-образного освоения литературного материала, его логического упорядочения. Этот прием может быть использован при анализе публицистических и художественных текстов на определенных этапах их изучения, но основное внимание уделяется литературоведческому и критическому материалу. Это дает возможность наблюдать, как, в какой логической последовательности выстраивается авторская мысль. Для некоторых учеников типичным недостатком является отсутствие связей в изложении своих мыслей, так называемые логические ямы или провалы. Многим из них можно предложить индивидуальную работу по карточкам, где «рассыпанные» предложения нужно представить в виде связанного текста. Все эти методические приемы помогают учителю в работе над сочинениями различных жанров, а также при формировании творческого опыта учащихся. Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения.

Подготовка к творческим работам должна идти постоянно.

Это системная работа. Воспитывать у школьников глубоко личное, эмоциональное отношение к художественному произведению помогают небольшие письменные работы на один урок или часть урока. Они дают ученику чаще высказать свои мысли о прочитанном, делиться впечатлениями, эмоционально откликаться на мысли автора, воспитывают внимание и художественные детали, учат анализировать и сопоставлять литературные явления. Развивают художественное воображение, творческое начало письменные работы по сопоставлению литературного текста и иллюстрированных материалов к нему, отдельного эпизода и его экранизации.

На уроках литературы основным звеном, связывающим все творческие процессы, является само художественное произведение, художественное слово, с помощью которого создаются художественные образы. Главная роль на уроках отводится чтению, выразительному медленному чтению. Сам процесс такого чтения - творческая работа. Ни одно прочтение не будет похоже на другое.

Медленное чтение произведения - основное условие при знакомстве с текстом. При этом создается необходимый эмоциональный настрой души, так необходимый для целостного художественного восприятия. В процессе знакомства с художественным текстом ученик вновь и вновь возвращается к уже прочитанному.

Текст прочитан - творческая деятельность продолжается. Продолжить развитие творческих способностей помогает игровая форма работы. Дети обладают большой фантазией, что является одним из проявлений творческой деятельности человека. Нельзя говорить о развитии творческих способностей без развития фантазии и воображения. Хорошо, если учитель работает над этим с 5 по 11 класс. Виды работы изменяются, усложняются, но развивается самое главное - желание и умение фантазировать. Минуты фантазии и воображения в 5-6 классах, перерастая в 7-11 классах в уроки фантазии и воображения, остаются самыми интересными, яркими и запоминающимися. Полет фантазии непредсказуем, а уверенность в том, что твой рассказ интересен и увлекателен создает ситуацию успеха каждому.

Урок литературы - урок общения с литературным произведением, литературным героем. «Оживить» их, способствовать их более глубокому проникновению в текст, стать соучастниками, сделать общение с текстом запоминающимся помогает инсценирование. В 5-7 классах проводятся уроки инсценирования, а в 8-11-х (из-за дефицита времени) - элементы инсценирования. Здесь уже действительно можно говорить о создании образа, о новом взгляд на само произведение. Развивается актерское мастерство, воспитывается свобода общения, свобода жеста, свобода слова. Часто задание рассчитано на самостоятельный выбор произведения или эпизода, что помогает мне увидеть то, какое воздействие оказал художественный текст на детей. Творческие работы с каждым годом усложняются. Это работа трудная, но интересная для ребят. Здесь очень значимо коллективное начало: учащиеся обсуждают, спорят, предлагают свое решение. В результате поиска дети выбирают самое главное, самое яркое, помогающее раскрыть характер героев, проникнуть в тайну текста. На всех этапах работы по развитию творческих способностей отслеживаю результативность, уровень развития умений и навыков. Составляется диагностическая карта, в которой отмечается (условными обозначениями) творческое развитие ученика с 5 по 11 класс по следующим параметрам: - выразительное чтение; - монологическая речь; - аргументированность ответов; - поэтическое творчество; - участие в инсценировании; - иллюстрирование; - самостоятельность в работе; - активность; - умение работать в группе; - выполнение письменных работ.

Целенаправленная работа по развитию творческих умений, способностей у всех учащихся дает только положительные результаты, так как учащиеся способны применять свои знания в измененной ситуации, искать пути самостоятельного решения поставленной задачи, проявлять смекалку и изобретательность. Человек реализует в жизни и деятельности лишь очень малую часть своего творческого потенциала, поэтому необходимо найти способы активизации этих нереализованных возможностей человека. Решающим условием развития литературно-творческих способностей школьников является повседневная работа учителя с учетом интересов, способностей и подготовленности учеников. Развивая воображение, образное мышление школьников, постепенно углубляя их самостоятельность в ходе работы с текстом художественного произведения, устных и письменных литературных опытов, учитель учит «мыслить с пером в руках», формирует творческую личность.

Алгоритм написания итогового сочинения.

Сочинение- один из самых сложных для учащихся видов заданий, именно по причине неумения выпускников писать «объемные» сочинения по определенному алгоритму. В процессе подготовки к ним сложнее понять и освоить этот алгоритм написания, в отличие от «небольших» сочинений ОГЭ по русскому языку и ЕГЭ по литературе, где более четко отработан план написания этих сочинений ввиду небольшого их объема. Представляется, что не менее четкий алгоритм написания вполне может быть отработан учителями русского языка и литературы и при обучении итоговому выпускному сочинению по литературе в объеме от 250-350 и более слов. Понятно, что этот алгоритм должен быть в своей основе единым для всех. Например, можно представить такой алгоритм написания итогового сочинения.

1. Внимательно прочитайте выбранную тему сочинения. При выборе темы прежде всего следует определить, какая из них кажется учащемуся наиболее конкретной, близкой ему и понятной.

2. Постарайтесь понять эту тему. Необходимо разобраться в ее формулировке. Тем более, что правильное понимание темы сочинения, глубина и полнота ее раскрытия является первым критерием оценивания сочинения.

3. Выделите в теме ключевые слова, в которых заключен главный смысл. Необходимо вдуматься в каждое слово формулировки, найти ключевые понятия, обдумать содержание этих понятий, определить их взаимосвязь.

4. Поставьте вопрос к теме или сформулируйте тему в виде вопроса и постарайтесь конкретно и четко ответить на этот вопрос. Ответ на этот вопрос и составит тезис или идею сочинения. Это точка зрения пишущего по данному вопросу, которую нужно доказать.

5. Подберите аргументы для доказательства вашего тезиса (или идеи) сочинения. Вспомните литературные произведения, которыми можно проиллюстрировать данные аргументы. При этом не обязательно брать три, четыре, пять произведений, достаточно двух или даже одного. Постарайтесь вспомнить и привести в качестве аргументов произведения, принадлежащие одной эпохе или периоду (желательно, но не обязательно) и анализировать их в хронологическом порядке.

6. Продумайте композицию (построение) работы. Правильное композиционное оформление работы как один из критериев оценки сочинения по литературе требует от учащихся соблюдения правил построения письменного высказывания. Композиция сочинения включает в себя вступление, основную часть и заключение. Во вступлении обычно даются общие сведения по проблеме, обозначенной в теме сочинения. К ним относятся объяснение значения ключевых слов темы, собственное размышление или мнение учащегося, связанное с темой или ключевыми словами. Функция вступления - ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, с которой связана тема.

7. Напишите черновой и окончательный вариант работы. Внесите необходимую правку в построение и оформление текста сочинения.

Оно написано по четкому алгоритму:

1. Анализ темы. Выделение ключевых слов.

2. Вопрос к теме.

3. Аналитическое вступление (или определение главного понятия темы,3-5 предложений).

4. Формулирование тезиса или идеи сочинения (ответ на вопрос темы).

5. Основная часть - аргументация: а) название первого произведения + иллюстрация (анализ эпизода) б) название второго произведения + иллюстрация (анализ эпизода)

6. Заключение (3-4 предложения).

Написание сочинений - неотъемлемая часть процесса обучения современных школьников. С введением новых стандартов образования данный вид работы только упрочил свои позиции. Умение аргументированно, логически и грамматически верно строить речевое высказывание требуется школьнику не только на уроках литературы и русского языка. К форме эссе обращаются они и при изучении других дисциплин гуманитарного цикла: истории, обществознания. Однако на страже грамотности устной и письменной речи школьников по-прежнему стоят учителя-словесники.

Таким образом, каждому учителю русского языка и литературы предстоит продолжить большую работу не только по обеспечению учащихся знаниями из области фонетики, орфографии, лексики, синтаксиса, пунктуации, стилистики, но и по способствованию усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности.

Список литературы:

Обернихина Т. А. Сочинение на литературную тему. Методическое пособие для учителя.- М.: Аркти, 2000. 98 с.

Скубачевская Л. А. ЕГЭ. Литература. [Текст]: Универсальный справочник / Л. А. Скубачевская, Т. В. Надозирная.- М.: ЭКСМО, 2011. - 400с.

Сочинение? Легко! 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / [С. И. Красовская, М. И. Шутан, Е. А. Певак и др.] - М.: Просвещение, 2015. 80 с.

Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению: тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 класс.- М.: Просвещение, 2015. 85 с.

8


© 2010-2022