Рабочая программа по литературе Восточной Сибири

В основу рабочей программы взята учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ «Писатели Восточной Сибири» автор-сост. О.Н. Шахерова, Иркутск, 2007год и методическая рекомендация к учебной хрестоматии для 5-6 классов общеобразовательных школ под редакцией О.Н.Шахеровой, Иркутск: ВостСибкнига, 2007
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования администрации г.Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №_15_»

Муниципального образования города Братска


Рассмотрено: Утверждаю:

на заседании ШМО приказ от «____»_____2014г

учителей русского языка и литературы

протокол от «_____» _____2014г №________

№______

Руководитель ШМО Директор МБОУ «СОШ № 15»

_______________

Мироненко И.М.. ___________Е.И.Попова


Рабочая программа

по Литературе Восточной Сибири

для учащихся 6 А класса



Образовательная область: филология




Разработал(а):

Колос С.В.

-учитель русского языка и литературы


2014 г.








Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе Восточной Сибири составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального государственного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241.

  2. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья № 7)

  3. Регионального учебного плана для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на 2013-2014, 2014-2015 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 12.08.2010 г. № 920-мр)

  4. Учебного плана МБОУ «СОШ № 15» на 2014/2015 учебный год.

  5. Программы основного общего образования, среднего (полного общего образования) по литературе.

  6. Письма «О рабочих программах» службы по контролю и надзору в сфере образования от 15.04.2011 № 75-37-0541/11

В основу взята учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ «Писатели Восточной Сибири» автор-сост. О.Н. Шахерова, Иркутск, 2007год и методическая рекомендация к учебной хрестоматии для 5-6 классов общеобразовательных школ под редакцией О.Н.Шахеровой, Иркутск: ВостСибкнига, 2007

Структура программы.

Рабочая программа включает четыре раздела: «Пояснительная записка»,«Содержание обучения»; «Тематическое планирование учебного материала», «Требования к подготовке учащихся по литературе».

Раздел «Содержание обучения» представлен в программе в виде тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

В разделе «Тематическое планирование учебного материала» приводится конкретное планирование, ориентированное на учебную хрестоматию «Литература Восточной Сибири» (автор:Шахерова О.Н)

Результаты обучения представлены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся по литературе», которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по литературе.

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:.

Учебник

Методические

1 Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ «Писатели Восточной Сибири», автор-составитель О.Н. Шахерова, Иркутск, 2007год.

Шахерова О.Н Писатели Восточной Сибири Метод.рекомендации. - Иркутск: ВостСибкнига, 2007

Цели обучения литературе:

- осмысление литературы Восточной Сибири как особой формы культурной традиции;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы Восточной Сибири;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  • устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

Содержание программного материала

Эпос народов Восточной Сибири.

Мифологические представления бурят. Гэсэр - персонаж тибетских мифов и мифов монгольских народов. Якутский героический эпос «Олонхо». НюргунБоотур Стремительный. Особенности мифологического сознания разных народов.

Древнерусская литература Сибири.

Сибирская летопись (о Ермаке). Баллада Рылеева «Смерть Ермака». Иркутская летопись. Связь общерусских и сибирских летописных традиций. «О приходе Ермака в Сибирь», «Об убийстве Ермака и других казаков царем Кучумом».

Произведения сибирских писателей и поэтов 19 века. Роль декабристов в развитии культуры Восточной Сибири.

Белоголовый «Воспоминания сибиряка».

Михеев «Учитель.

Давыдов «Думы беглеца на Байкале».

Стихи периода ссылки декабристов.

Произведения сибирских писателей и поэтов 20 века.

Алтаузен «Стихи». Рыбаков «Стихи». Уткин «Стихи».

Распутин «На Ангаре».

Д. Сергеев «Рекостав».

Зверев «Ласточки».

Марк Сергеев «Стихи». С. Иоффе «Стихи».Румянцев «Стихи». Кобенков, Горбунов «Стихи».









Тематическое планирование

п/п

Содержание

Кол-во часов (итого)

Из них (количество часов)


контрольные работы

Развитие речи

Практические работы

Экскурсии



I

Эпос народов Восточной Сибири

4 часа





II

Древнерусская литература Сибири

5 часов





III

Произведения сибирских писателей и поэтов XIX века

7 часов





IV

Произведения сибирских писателей и поэтов XX века

17 часов





V

Итоговый урок «Мое открытие сибирской литературы». Урок-игра

1 час





Итого:

34 часа










Поурочное планирование

№ урока

Тема урока

Дата проведения урока

Примечание

Эпос народов Восточной Сибири



1

Мифологические представления бурят.

08.09

2

Гэсэр - персонаж тибетских мифов и мифов монгольских народов.

15.09

3

Якутский героический эпос «ОЛОНХО». НюргунБоотур Стремительный.

23.09

4

Особенности мифологического сознания разных народов.

30.09


Древнерусская литература Сибири

07.10

5

Сибирские и иркутские летописи

Т\л Летопись.

14.10

6

Связь общерусских и сибирских летописных традиций.

«О приходе Ермака в Сибирь», «Об убийстве Ермака и других казаков царем Кучумом».

21.10

7

Баллада К.Ф Рылеева «Смерть Ермака».



8

Фрагменты «Иркутской летописи»

28.10

9

Фрагменты «Иркутской летописи»

11.11


Произведения сибирских писателей и поэтов XIX века

09.12

10

Н.А. Белоголовый «Воспоминания сибиряка».

16.12

23.12

11

Роль декабристов в развитии культуры Восточной Сибири.


12

Василий Михеев. «Учитель»


13

Из лирики сибирских поэтов. Дмитрий Давыдов «Думы беглеца на Байкале»


14

Дмитрий Давыдов «Думы беглеца на Байкале»


15

Стихи декабристов периода ссылки.

Вильгельм Кюхельбекер и Александр Бестужев.


16

Творчество Александра Одоевского.



Произведения сибирских писателей и поэтов XX века


17

Стихи иркутских поэтов-фронтовиков.

Джек Алтаузен «Родина смотрела на меня», «Девочка играла возле дома».


18

«Песня призывников» Моисея Рыбакова.


19

Фронтовые зарисовки Иосифа Уткина «В санбате», «Если будешь ранен, милый, на войне…»


20

Валентин Распутин. Художественный очерк «На реке Ангаре».



21

Валентин Распутин. Художественный очерк «На реке Ангаре».


22

Валентин Распутин. Художественный очерк «На реке Ангаре».


23

Дмитрий Сергеев Историческая тематика в произведениях. «Рекостав»


24

Дмитрий Сергеев Историческая тематика в произведениях. «Рекостав»


25

Дмитрий Сергеев Историческая тематика в произведениях. «Рекостав»


26

Алексей Зверев «Ласточки»


27

Алексей Зверев «Ласточки»


28

Алексей Зверев «Ласточки»


29

Сибирская природа в стихотворениях Марка Сергеева


30

Сергей Иоффе. Андрей Румянцев. Пейзажная лирика.


31

Подготовка к уроку-концерту.


32

Анатолий Кобенков.

Подготовка к уроку-концерту


33

Анатолий Горбунов.

Урок-концерт.


34

Повторение и обобщение изученного за год









В результате изучения литературы Восточной Сибири ученик должен

Знать/понимать

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути изученных писателей и поэтов Восточной Сибири

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать своё отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения(или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.







© 2010-2022