Организация работы по повышению качества техники чтения

Как  же выработать интерес к чтению и совершенствовать технику чтения? Речь пойдет о системе мер, необходимых для преодоления трудностей чтения. Это очень серьезная проблема и должна она решаться комплексно. Хотя за длительное время существования человечества и было разработано огромное количество различных техник, технологий, методик по формированию и совершенствованию навыка чтения, по выработке интереса к чтению, эта проблема остается актуальной и на современном этапе развития общества. Даже...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Безрукова Марина Яковлевна,

преподаватель русского языка и литературы,

ФГКОУ «Уссурийское суворовское военное училище» МО РФ,

г. Уссурийск



Организация работы по повышению качества техники чтения.

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать". (Д. Дидро)

Вряд ли кто-то будет спорить с этим утверждением. Навыки чтения - это основа учения. Без них нельзя усвоить «ни физики, ни лирики". Ученик, плохо читающий, будет всегда отставать от класса в освоении учебных предметов - это кандидат в неуспевающие. А отсюда и психологические проблемы, потому что чтение не только учит, но и воспитывает.

Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. Чтение активизирует работу мозга, является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения (от начальной школы до высшей).

Основными причинами медленного чтения являются:

- неправильное обучение чтению, когда родители или бабушки учат ребёнка побуквенному чтению, а не слоговому;

-плохое развитие артикуляционного аппарата;

- регрессии при чтении (возврат к уже прочитанному слову) - результат неправильного начального обучению чтению или же торопливость, когда ребёнок спешит скорее прочитать и понять прочитанное. Торопливость делает возвраты более частыми, а это снижает не только скорость чтения, но и внимание. Это встречается очень часто у неуверенных в себе детей, читают слово дважды, как бы проверяя себя: "Понял или нет";

-низкий уровень концентрации внимания и памяти (пока дочитает до конца предложения - не помнит начало);

- малый объём оперативного зрения ( периферийное зрение, угол зрения - не видит всё слово, а только слоги или буквы);

- отсутствие навыка антиципации, т.е. умение видеть одновременно с чтением одного слова другое слово или по контурам догадываться, какое оно;

-привычка узнавать слова только после прочтения вслух;

- плохая наследственность;

- темперамент ребёнка (холерики и сангвиники читают быстрее меланхоликов);

- скудный словарный запас;

- плохо организованное домашнее чтение (пока сядет за чтение, переделает кучу ненужных действий, постоянно отвлекается, прерывая чтение );

- отсутствие интереса, мотивации, трудолюбия, практики чтения, цели ;

- уменьшение объёма письменных работ;

- синдром дефицита концентрации внимания при гиперактивности ( ребёнок неусидчив, легко отвлекается, ему трудно сосредоточиться на чём-то, начинает новое дело, не закончив старое, постоянно совершает какие-то действия).

Чем медленнее ребёнок читает, тем медленнее работает головной мозг. Учёный - педагог Н.А. Зайцев считает, что чтение в темпе 120-150 слов в минуту помогает лучше понять и запомнить прочитанное. Ученики, которые читают со скоростью 150 слов в минуту учатся на "5" , 120 слов - на "4", а те, кто читает медленнее будут учиться посредственно, т.к. с каждым классом увеличивается объём литературы, который надо прочитать. При работе с плохо читающими учениками нужно обратить внимание на решение промежуточных задач: увеличения объёма слуховых и зрительных восприятий, угла зрения, выработки навыка антиципации, формирования устойчивости внимания предупреждения регрессий при чтении, пополнение словарного запаса.

Что делать, если ученик 5-го класса, а возможно, и в более старшем возрасте читает по складам (по слогам)? Какие приемы использовать в работе с ребенком школьного возраста, у которого сам процесс чтения вызывает раздражение, а иногда и отвращение?

Как же выработать интерес к чтению и совершенствовать технику чтения?

Речь пойдет о системе мер, необходимых для преодоления трудностей чтения. Это очень серьезная проблема и должна она решаться комплексно. Хотя за длительное время существования человечества и было разработано огромное количество различных техник, технологий, методик по формированию и совершенствованию навыка чтения, по выработке интереса к чтению, эта проблема остается актуальной и на современном этапе развития общества. Даже при разнообразных подходах к ее решению и учителю, и родителю порой бывает очень трудно научить ребенка бегло читать и осознавать прочитанное, выработать постоянный интерес к чтению и потребность в самостоятельном чтении, привить к нему любовь.

А нерешенная проблема - прямой путь к школьной неуспеваемости и неуспешности в целом. Нерешенные проблемы постоянно будут преследовать школьника, становясь причиной стрессов и депрессий.

Способы и приёмы обучения быстрому чтению.

1. Развитие артикуляционного аппарата .

Работа со скороговорками и чистоговорками. Скороговорки помогают исправить многие дефекты речи, если эта работа проводится в системе.

Скороговорки можно проговаривать под отстукивание ритма ладошами, сжиманием и разжиманием пальцев в кулак, играя в "ладушки" , в паре, перебирая пальчики под убыстряющееся проговаривание скороговорки, бросая мячи, постукивая карандашом, в темпе " японской машинки": хлопок в ладоши, затем хлопок по коленям, щелчок пальцами правой руки, а затем левой руки.

2. Для развития периферического зрения можно использовать таблицы Шульте, а для развития угла зрения - слоговые пирамидки, поисковые таблицы. Всё это улучшает функции памяти и внимания.

- Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом.

- Старайся запомнить расположение сразу двух - трех следующих друг за другом чисел.

- Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю ее целиком.

3. Применение методических рекомендаций И.Т. Федоренко дает возможность даже наиболее слабых в педагогическом отношении детей научить быстро читать, писать и считать. Он всесторонне исследовал процессы, которые сопровождают чтение. Установил, что их скорость зависит от объема слуховых и зрительных восприятий ребенка. Объем слуховых восприятий - это количество слов, запоминаемых школьником с одного прочтения вслух. Объем зрительных восприятий - понятие более сложное. Известно, что глаза двигаются по строке во время чтения не плавно, а скачкообразно. Текст воспринимается в момент остановки взгляда - происходит фиксация букв, слов, предложений, а иногда и целого абзаца - это зависит от угла зрения. Чем чаще фиксации, тем уже угол зрения, тем меньше воспринимаемый объем текста. Скорость чтения зависит и от количества регрессий, то есть обратного движения глаз для уточнения прочитанного: чем их больше, тем ниже темп. У школьников нужно вырабатывать навык антиципации, т.е. умения одновременно с чтением вслух одного слова на основе усвоенного содержания по началу, по контурам угадать два-три последующих. Этот процесс у человека, который привык быстро читать, происходит автоматически.

Развитию навыков чтения способствуют прежде всего письменные упражнения: слуховые и зрительные диктанты, списывание текстов и конспектирование учебников. Как это ни парадоксально, исследования И.Т. Федоренко показали, что развитию навыков чтения способствуют, прежде всего, письменные упражнения: слуховые и зрительные диктанты, списывание текстов в младших классах, конспектирование учебника - в старших. Уменьшение объема домашних письменных заданий - одна из главных причин низкой техники чтения учащихся.

По методике профессора И.Т. Федоренко использовала зрительные диктанты для совершенствования техники чтения.

В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений.

На доске пишется 6 предложений одного из наборов, и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение одновременного времени читают про себя, стараясь запомнить это предложение.

По истечении этого времени стирается предложение и предлагается записать его на листочках.

В подобранных И.Т. Федоренко текстах диктантов каждое предложении на одну букву больше предыдущего. Практика показывает, что лучшие результаты достигаются в том случае, если письменные упражнения проводятся ежедневно, например, на уроках русского языка.

Устные упражнения по технике чтения следует проводить от трех до пяти раз в неделю.

Тексты Федоренко И. Т. позволяют увеличить за два месяца систематической работы технику чтения до 200 слов. Он пришёл к выводу, что скорость чтения существенно влияет на качество запоминания материала: чем она выше, тем легче восприятие прочитанного. При медленном чтении дети теряют начало фразы, не дочитав её до конца.

Использование текстов из различных учебников способствует пополнению активного словарного запаса учеников, лучшему запоминанию и заучиванию учебного материала. В старших классах полезно использовать конспектирование учебников, в результате чего ученики, которые читали со скоростью 60-70 слов, после двух-трех месяцев без специальных упражнений начинают читать 120-150 слов в минуту.

Кроме письменных упражнений, И.Т. Федоренко применяет чтение в быстром темпе и чтение с убыстрением. Это способствует выработке навыка антиципации, позволяет не допускать регрессии

4. Для развития памяти тоже существует много приёмов и методов.

Полезны специальные игры, способствующие развитию памяти, выработке устойчивости внимания. Вот некоторые из них.

«Разведчики». Сначала желательно рассказать воспитанникам о той роли, которую играет память в работе разведчика, привести примеры из книг и кинофильмов. Игра проводится так: учитель или кто-либо из детей раскладывает на столе 20 мелких предметов (для младших классов количество можно уменьшить) и накрывает их листом бумаги. На определенное время лист снимается. Школьники могут рассмотреть предметы, потрогать их пальцами, посчитать. После этого стол вновь накрывается бумагой, а ребята по памяти записывают названия предметов.

«Сыщик». В классе на заметных местах раскладывают спичку, карандаш, веточку и т.п. Можно, наоборот, вынести вещи, которые там постоянно находятся. После этого в комнату приглашаются ученики: они молча осматривают ее, записывая в тетради название предметов, которые появились в классе или вынесены из него.

«Волшебная палочка». Эта игра существует в нескольких вариантах: географическом, историческом, музыкальном, литературном и т.д. и проводится в быстром темпе. Класс делится на две группы. Ученик, на которого учитель показывает «волшебной палочкой», должен вспомнить название горы или реки, дату, стихотворение, пропеть популярную песню т.д. Побеждает та команда, у которой меньше штрафных очков.

5. Для индивидуальной работы можно использовать множество приёмов и способов чтения:

- многократное чтение парами в темпе скороговорки с постукиванием карандашом трёх строк из учебника с переходом в дальнейшем к чтению пяти-десяти строк незнакомого текста;

- способ "начало-конец", когда ученик перебрасывает карандаш с первого слова на последнее в строке, стараясь прочитать всё.

- чтение по-разному (строго, радостно, с досадой и т. д.) " Карлики - великаны"

- чтение под стук карандашом;

- чтение "буксиром" - сильный читает, слабый за ним, отставая на несколько слов

- чтение на одном дыхании;

- чтение с убыстрением;

- чтение "волной" - начинаем читать хором, затем замолкаем, по сигналу учителя читаем снова хором;

- " Догони меня" - читает учитель или быстро читающий ученик, начиная с любого места в тексте, ученики хором догоняют его;

- чтение с вызовом - ученик читает, а потом вызывает следующего ученика;

- чтение с линейкой - линейка кладётся вертикально ( т.е. часть слова закрыта) надо прочитать, догадываясь какое окончание у следующего слова;

- чтение скачком - карандаш поставить на первое слово в предложении и быстро перевести на последнее, стараясь успеть пробежать по тексту глазами;

- чтение с отрывом взгляда от текста;

- чтение - скольжение по тексту - за 10 секунд пробежать глазами по тексту и сказать о чём текст или какие слова запомнились ;

- работа в парах: один ученик водит плавно карандашом по строчкам, а другой читает, стараясь не отстать от карандаша ; - один читает, а другой отмечает (ловит) ошибки;

чтение за "диктором" - отстаёт только на 1 или 2 слов ( как договорились);

- многократное чтение с убыстрением;

- "финиш"- учитель называет слово, до которого надо дочитать - кто быстрее финиширует;

- вставь пропущенные окончания или целые слова;

- " жужжащее " чтение;

- троекратное чтение : чтение только глазами, плотно сжав губы и зубы, чтение вполголоса, чтение хором;

- стимулирующие замеры чтения: один и тот же текст читается 15 секунд , считается количество прочитанных слов, записывается в тетрадь или специальный лист чтения, затем читается второй раз и третий, ученик видит, как увеличивается количество слов после каждого прочтения;

- чтение в течение двух минут ( у учителя текст с посчитанными словами), ученик говорит на каком слове он остановился, а учитель делит количество слов на два и называет результат

- чтение про себя. И.Т. Федоренко обращает внимание на необходимость приучать детей к чтению про себя как наиболее экономному и быстрому уже с первого года обучения.

Проводятся так же пятнадцатиминутные замеры чтения вслух и про себя ,а затем результаты сравниваются .Сопоставление новых и старых результатов имеет очень важное стимулирующее значение для пробуждения интереса к обучению.

8. На уроках литературы используются разные виды работ с художественным текстом, которые способствуют повышению качества чтения.

Выборочное чтение - это и приём обучения чтению и средство обучения пониманию текста. Текст перечитывается неоднократно и каждый раз с новым заданием:

- чтение по цепочке, по одному предложению, абзацу и т. д.;

- нахождение главной мысли;

- подписи к иллюстрации;

- найти, что правда, а что вымысел;

- нахождение крылатых слов и выражений, фразеологизмов, пословиц, поговорок;

- слов, словосочетаний и предложений, нужных для написания сочинения;

- словарная работа со словарем (скольжение и сканирование);

- нахождение ключевых и опорных слов;

- работа с синонимами и антонимами;

- деление текста на части , составление плана, подготовка к сжатому пересказу;

- чтение - ответы на вопросы;

- составление цитатного плана;

- составление сценария или подписей к комиксам ;

- прочитать самое красивое, самое смешное или самое страшное место в тексте;

- чтение по ролям; и т.д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1) Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения.

2) Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению.- М.: Ось-89, 2001.

3) Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. Методические рекомендации.- М.: Просвещение, 1990.

4) Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Метод. Пособие для учителя.-М.: АРКТИ, 1999.

5) Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей.- М.: Просвещение, 1990.

6) Первова Г. М. О достижении воспитательных целей чтения. Начальная школа. - 1990. - №3

7) Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. Пособие для учителя. - М., «Просвещение», 1977.

8) Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. - Киев, 1980.

9

© 2010-2022