Урок: » Фонетика. Гласные звуки»

Урок изучения нового материала в 5 классе по ФГОС.  Тип урока:  урок – изучения нового материала. Тип урока:  урок – изучения нового материала.Цели урока:·         ознакомление  учащихся с понятием «фонетика», «гласные звуки»;·         повторение орфограмм, связанных с правописанием  проверяемых гласных в  корне слова;·         воспитание чувства прекрасного;·         формирование навыков оценивания. Планируемые результаты (ПР) – предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке: Личностные универсальные действия: учебно-познавательный интерес к уче... Метапредметные связи:  литература.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самаренкина Т. Н.

МБОУ «Старомокшинская

средняя общеобразовательная

школа имени В. Ф. Тарасова»


Тема урока: Фонетика. Гласные звуки.

Тип урока: урок - изучения нового материала.

Цели урока:

  • ознакомление учащихся с понятием «фонетика», «гласные звуки»;

  • повторение орфограмм, связанных с правописанием проверяемых гласных в корне слова;

  • воспитание чувства прекрасного;

  • формирование навыков оценивания.

Планируемые результаты (ПР) - предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке:

Личностные универсальные действия: учебно-познавательный интерес к учебному материалу; способность к самооценке; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; учитывать правило в планировании и контроле своих действий; принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять поиск учебной информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, устанавливать аналогии.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Методы: беседа, работа с учебником, работа со слайдами презентации программы Power Point.

Метапредметные связи: литература.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Я очень рада нашей встрече. Я уверена, что сегодня мы решим все поставленные задачи. Тема нашего урока -«Фонетика. Гласные звуки».

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель включает без звука фрагмент фильма о животных.

Учитель. Можем ли мы понять, о чем говорится в фильме?

Ученик. Мы не можем понять смысл фрагмента, потому что не слышим того, о чем говорится, т. е не слышим звуков.

Учитель. Правильно. Звуки речи мы произносим, когда говорим. Звуки речи изучаются в разделе науки о языке, который называется фонетика.

Что же нам известно по теме «Фонетика. Гласные звуки».

III.Построение проекта выхода из затруднения.

Ученик. Известно, что звуки бывают гласные и согласные.

Учитель. Ребята, откройте учебники на стр. 108. Рассмотрите схему. Расскажите, на какие группы и подгруппы делятся звуки речи в русском языке. Приведите примеры на каждую группу и подгруппу звуков. С каким понятием вы не встречались ранее?

Ученик. Звуки речи делятся на две группы: гласные (а, о) и согласные

(б, с). Мы не встречались с понятием сонорные согласные.

Учитель. Ребята, рассмотрите рисунки ( на слайде изображение луны, ножниц). Назовите слова, которые обозначают нарисованные предметы.

Ученик. Луна, ножницы.

Учитель. Произнесите гласные, которые встречаются в этих словах.

Ученик. В словах луна, ножницы встречаются гласные у, а, о, и, ы.

Учитель. Возникают ли препятствия при произношении гласных звуков?

Ученик. При произношении гласных звуков выдыхаемый воздух не встречает препятствий.

Учитель. Попробуйте пропеть гласные. Получается?

Ученик. Да. Гласные звуки можно пропеть.

Учитель. Все ли гласные звуки в словах произносятся одинаково?

Ученик. Не все гласные в словах произносятся одинаково. Некоторые произносятся отчетливо, потому что на них падает ударение.

Учитель. Правильно, ребята. Молодцы!

Каким будет наш следующий шаг в познавательной деятельности?

Ученик. Мы должны составить алгоритм усвоения нового материала.

Учитель. Молодцы. Попытаемся составить алгоритм опознания гласных звуков. Для этого необходимо заполнить пропуски.


  • Произнесите звуки.

  • Если:

  1. при произношении звука выдыхаемый воздух … встречает во рту препятствий;

  2. Состоит из…;

  3. Звуки … пропеть;

  4. Гласные звуки могут быть…. и безударными,

то это… звуки.

Ученик. Алгоритм.

  • Произнесите звуки.

Если:

1)при произношении звука выдыхаемый воздух не встречает во рту

препятствий;

2)состоит из голоса;

3)звуки можно пропеть;

4)гласные звуки могут быть ударными и безударными,

то это гласные звуки (слайд).

Учитель. Мы правильно составили алгоритм. Добавлю, что все звуки на письме графически обозначаются квадратными скобками.

IV. Реализация построения проекта.

Учитель. Ориентируясь на созданный нами алгоритм, выполните упражнение 258(п. 50, стр. 109): Прочитайте. Спишите выделенные слова, обозначьте квадратными скобками гласные звуки. Объясните знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Если вы правильно назвали гласные звуки, нужно поставить восклицательный знак.

Если испытали затруднения, нужно поставить вопросительный знак.

Ученик. В слове «красным» гласные звуки а, ы, потому что при произношении выдыхаемый воздух не встречает препятствий. Звуки состоят их голоса, их можно пропеть. Гласный звук а -ударный, ы-безударный.(и т. д).

Учитель. Молодцы! Все успешно справились с заданием. Вы испытывали затруднения при выполнении этого задания?

Ученик. Трудностей не испытали, т.к. перед нами был алгоритм.

Самоконтроль и взаимопроверка по алгоритму

- Уверены ли вы в своих знаниях?

-Да.

-Проверим это. Для этого вы должны самостоятельно выполнить задание и проверить по алгоритму свою работу , а затем работу соседа по парте.

Самостоятельная работа. Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Подберите к словам с пропущенными буквами проверочные слова. Какие звуки они передают? Обозначьте квадратными скобками гласные звуки. Объясните постановку знаков препинания во втором предложении.

(Слайд 3)

Малыш с…дел в св…ей комнате, и притом совершенно бесшумно. Когда он приоткрыл дверь, до него доносилось невнятное бормотание из ст…ловой. Малыш постарался ул..вить , о чем они говорят, но это ему не удалось. Тогда он подошёл к …кну и стал вглядываться в сумерки. Потом посм…трел вниз.

Ученики. Малыш сидел в своей комнате, и притом совершенно бесшумно. Когда он приоткрыл дверь, до него доносилось невнятное бормотание из столовой. Малыш постарался уловить , о чем они говорят, но это ему не удалось. Тогда он подошёл к окну и стал вглядываться в сумерки. Потом посмотрел вниз (слайд 4).(Ученики по записям на слайде проверяют свою работу, а затем работу соседа по парте).

Учитель. Как нужно проверить написание слов, в которых были пропущены буквы.

Ученик. Чтобы правильно написать слово с проверяемой безударной гласной в корне слово, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.

Учитель. Молодцы! Динамическая пауза.

Учитель. Игра «Хлопаем и топаем ». Прочитайте слова (слайд 5). Хлопками укажите количество гласных звуков в словах.

Мама, кино, отправились, йод, звук, жизнь, Карлсон, хозяин.

Ученики хлопают столько раз, сколько в слове гласных звуков.

Учитель. Молодцы!

Прочитайте стихотворение Е. Ильина «Лыжи». Работаем в группах. Задания для первой группы: подчеркните одной чертой безударные проверяемые гласные в корне слова. Задания для второй группы: обозначьте все изученные орфограммы.

Лыжи.

Скользили лыжи в разнобой -

Вперед одна, назад другая.

Смеялись лыжи надо мной,

Носы упрямо задирая.

Но я еще упрямей был-

Я их кататься научил.

Учитель. Используя слова и словосочетания мороз, снежинки, белое покрывало, каток, лыжи, составьте небольшой текст( из 5-6 предложений) на тему «Зима». Подчеркните слова, которые начинаются с гласного звука.

Ученики читают тексты. Указывают слова, которые начинаются с гласного звука.

Рефлексия учебной деятельности.

Учитель. Чему был посвящен урок? Какими отличительными признаками обладают гласные звуки?

Ученик. При произношении гласного звука выдыхаемый воздух не

встречает во рту препятствий; гласные звуки состоят из голоса; их можно

пропеть; гласные звуки могут быть ударными и безударными.

Учитель. Оцените свою деятельность на уроке.

Прием «Незаконченное предложение».

На доске записаны два предложения, подберите подходящие по смыслу слова.

Урок мне….. понравился.

Я ….. доволен своей работой на уроке.

Ученики заполняют пропуски в предложениях.

Учитель. Я рекомендую выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился определять гласные звуки, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 256 из параграфа 50, стр. 109.

2 Кто научился определять гласные звуки, но не уверен в правильности своих суждений, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 257, п. 50, стр. 109.

3. Кто научился правильно выделять гласные звуки, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 5-6 предложений по теме « Зимнее утро». Подчеркните в словах гласные звуки.

4. Задания для умников и умниц!

Составьте лингвистическую сказку о гласных звуках.

Учитель. Оцените учебную деятельность класса.

Спасибо, я вами довольна.




© 2010-2022