Конспект урока по теме Неологизмы по учебнику Е. А Быстровой

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема :Неологизмы (§ 12)

ЦЕЛИ: познакомить учащихся с причинами появления новых слов в русском языке;

- развивать умение пользоваться толковым словарём для определения значения новых слов;

- развивать орфографическую зоркость

Демонстрационный материал: толковый словарь, карточки для проверки домашнего задания

Методические приёмы: работа в парах, беседа

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Терминологический диктант

1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются…

2) Все слова в языке называются …

3) Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются…..

4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются …..

5) словарный запас человека - это…

6) то, что обозначает слово называется….

7) слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются …..

8) слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…

9) слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются..

Ключ к ответам:

1

диалектными

2

Лексикой

3

Общеупотребительными

4

профессионализмами

5

лексикон

6

Лексическим значением

7

антонимами

8

омонимами

9

синонимами

- взаимопроверка учащимися выполненной работы

3. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы продолжим с вами изучать лексику.

-На прошлых уроках мы говорили с вами о диалектизмах, профессиональных словах, исконно-русских и заимствованных.

- Сегодня мы познакомимся с вами с новой группой слов.

-А какой попробуйте догадаться решив следующее задание:

Четвёртое лишнее:

1. бумага

2. халат

3. лошадь

4. интернет

- Какое слово выбрали? Почему?

- Верно, это слово интернет, потому что оно появилось в нашей речи сравнительно недавно.

- Слова, которые возникли в нашей речи сравнительно недавно, называются НЕОЛОГИЗМАМИ.

- Запишите тему урока в свои тетради.

II. Обращение к теоретическому материалу I § 12.

- С чем связано появление в языке неологизмов?

- Каково происхождение слова неологизм? Какие ещё слова с греческими корнями neos и logos вы знаете?

III Первичное закрепление.

3.1. Упр. 81 (задания 2-3).

3.2. Найдите в словарике орфографических и орфоэпических трудностей в конце учебника неологизмы и выпишите их.

Предполагаемый результат: дисплей (с. 232), Интернет (с. 233), плеер (с. 234).

3.3. Обращение к рубрике «Знаете ли вы, что...» на с. 84.

IV. Обращение к теоретическому материалу II на с. 85.

- Какие слова получили в языке «новое дыхание»? С чем это связано?

V. Закрепление.

4.1. Упр. 83.

4.2. Обращение к рубрике «Знаете ли вы, что...» на с. 86.

4.3. Презентация словаря-справочника «Новые слова и значения».

VI. Авторские неологизмы.

4.4. Организация наблюдения.

- В языке появляются и так называемые авторские неологизмы.

-Что это такое, вы поймёте, познакомившись со стихотворением Н. Егорова (прослушивание и запись стихотворных строк).

От села До переката,

Где идёт озимый сев,

Пляшут бойкие дождята,

На минуту не присев.

- Найдите авторский неологизм.

- Почему автору понадобилось новое слово?

- Что же такое авторский неологизм? (Авторские неологизмы - слова или обороты речи, созданные автором литературного произведения с определённой целью и обычно не получающие широкого распространения, не входящие в словарный состав языка.)

6.2. Обращение к теоретическому материалу III на с. 85 (последний абзац).

VII. Подведение итогов урока.

Почему в речи появляются неологизмы.

-3.4.Составление кластера по теме урока

Пример кластера

Неологизмы

Новые слова некоторые историзмы очень новые авторские неологизмы

А.появившиеся с развитием науки и техники

Б.Историзмы получившие новое дыхание

В.появившееся недавно

Г.созданные одним конкретным человеком

VIII. Рефлексия.

IX. Дифференцированное домашнее задание. Повторить § 8-12, подготовиться к словарному диктанту на с. 87.

1 вариант -упр. 84.

2 вариант - упр. 82.

3 вариант -упр. 81 (задание 4).



© 2010-2022