Рабочая программа по русскому языку в 9 классе

Рабочая программа по русскому языку  в 9 классе ,  Рабочая учебная программа составлена на основе следующих документов: 1)    программы «Русский язык 5-9 классы» .М. Дрофа. 2010г.3- стереотипное. Автор-М. М. Разумовская и др. 2)    федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 20142015 учебный год; 3)    требования к оснащению образовательного процесса в соответств...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Рабочая программа

по русскому языку в 9 классе

68 часов

по учебнику М.М.Разумовской

на 2014-2015 учебный год





Учитель русского языка и литературы Голуб Е.В.

Стаж: 33лет , высшая категория

Год аттестации: 2013















с.Нижнечуманка

Пояснительная записка


Рабочая учебная программа составлена на основе следующих документов:

  1. программы «Русский язык 5-9 классы» .М. Дрофа. 2010г.3- стереотипное. Автор-М. М. Разумовская и др.

  2. федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011\2012 учебный год;

  3. требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Цель: обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке

Содержание образовательного ядра

по русскому языку в 9 классе

Международное значение русского языка.

Повторение изученного в 5-8 классах

Сложное предложение. Культура речи

Сложносочиненное предложение

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

Сложноподчиненное предложение.

Строение сложноподчиненного предложения. Главное и придаточное предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения. по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Основные виды придаточных предложений: определительное, изъяснительное, обстоятельственные.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, знаки препинания в предложениях такого типа.

Синонимия сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, сложных союзных и простых предложений.

Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые предложения с обособленными второстепенными членами предложения как синтаксические синонимы. Умение заменять сложные предложения простыми осложненными предложениями.

Бессоюзное сложное предложение

Значение бессоюзных сложных предложений. Смысловые взаимоотношения между частями сложного бессоюзного предложения. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Сложные предложения с различными видами связи.

Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; знаки препинания в них.

Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Умение производить замену бессоюзных сложных предложений союзными и наоборот, объяснить различие с их строении.

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Русский литературный язык и его стили. Русский язык в современном мире. Место русского языка среди языков мира.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и орфографии, культуре речи.

Требования к знаниям, умениям и навыкам

по русскому языку учащихся

9 классов


Учащиеся к концу обучения в 9 классе должны знать общие сведения о русском языке, определение основных изучаемых единиц языка и категорий, орфографические и пунктуационные правила, осмысленно обосновывать свой ответ, приводя и анализируя соответствующие примеры. Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:

по системе языка

- опознавать ( по изученным признакам ) языковые единицы (фонетические, лексические, морфемные, словообразовательные, морфологические, синтаксические и речеведческие);

- группировать языковые явления по определенным признакам;

- давать анализ и характеристику изученных языковых единиц всех уровней ( по существенным для них признакам ).

по речи:

- правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами;

- владеть техникой чтения;

правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы, грамотно строить предложения и применять их в речи;

- владеть современным речевым этикетом;

- адекватно воспринимать устную и письменную речь;

сжато и подробно пересказывать исходный текст;

- уметь собирать и систематизировать материалы к сочинению на определенную тему с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- создавать тексты разных смысловых типов и стилей речи и использовать в них соответствующие языковые средства;

- совершенствовать, редактировать собственный текст, в том числе находить содержательные и языковые ошибки и недочеты и исправлять их;

- определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи;

подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику;

- составлять тезисы или конспекты небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи);

- писать сочинение публицистического характера;

- писать заявление, автобиографию, совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;

- находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте.

по орфографии и пунктуации:

- находить в слове орфограммы, а в предложении - смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания, владеть орфографической и пунктуационной зоркостью;

- правильно писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами и пунктуационно правильно оформлять предложения и текст;

- правильно писать слова, отобранные для специального озвучивания




Календарно-тематический план

Тема урока

Номер урока

Количество часов

Материал учебника

Русский язык- национальный язык русского народа

1

1

П.1стр.3-7

Упр.2,3(устно)

Упр.6

Повторение изученного в 5-8 кл.: 6ч.+3

РР Повторение: стили речи, типы речи.

2

1

П.28-29 стр.162-170

Фонетика. Орфоэпия. Графика.

3

1

П.2 стр.8-9,1013

Лексика. Морфемика. Словообразование.

4.5

2

П.3 стр.14-15

Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация.

6,7

2

П.4 стр.16-25

Диктант с дополнительными заданиями

8

1

Методичка стр.208

(стр.34-поурочные планы)

РР. Обучение изложению: сжатый пересказ

9,10

2

П.29 упр.259,261

Синтаксис и пунктуация (новая тема)

Сложное предложение:2ч.+1

Понятие сложного предложения

11

1

П.5 стр.26-32

Типы сложных предложений и средства связи между частями

12

1

П.6 стр.33-39

РР Повторение и углубление знаний о тексте: способы и средства связи.

13

1

П.30 стр.171-174

Сложносочинённое предложение(5ч.+1)

Понятие о сложносочинённом предложении

14

1

П.7 стр.40-43

Виды сложносочинённого предложения, строение, средства связи

15,16,17,18

4

П.8 стр.43-49

РР Творческая работа по картине А.А.Пластова «Первый снег»

19

1

Стр.48 упр.66 вклейка 1

РР Повторение: жанры публицистики; портретный очерк. Обучение изложению: выборочный пересказ с элементами сочинения.

20

1

П.30 стр.175-178

Упр.268

Сложноподчинённое предложение: 15ч.+6РР


Понятие сложноподчинённого предложения

21

1

П.9 стр.50-57

РР Контрольное изложение «Мой друг»

22

1

Упр.277-278

Стр.186-189

Виды сложноподчиненного предложения

23,24

2

П.10 стр.58-69

СПП с придаточными определительными

25

1

П.11 стр.69-78

РР Сопоставление понятий «художественный стиль» и «язык художественной литературы»

26

1

П.31 стр.179-189

СПП с придаточным изъяснительным

27

1

П.12 стр.78-84

РР Эссе: понятие о жанре

28

1

П.32 стр.192 упр.281-282

СПП с придаточными обстоятельственными, места .

29

1

П.13-14 стр.84-88

СПП с придаточными времени

30

1

П.15 стр.89-93

СПП с придаточными сравнения

31

1

П.16 стр.93-99

РР Контрольное сочинение в жанре эссе

32

1

Стр.198 упр.288

СПП(продолжение)

СПП с придаточными образа действия и степени

33

1

П.17 стр.100-104

РР Путевые заметки: понятие о жанре

34

1

П.33 стр.199-205

СПП с придаточными цели

35

1

П.18 стр.104-106

СПП с придаточными условия

36

1

П.19 стр.106-109

СПП с придаточными причины и следствия

37

1

П.20 стр.109-112

РР Путевые заметки (продолжение)

38

1

П.33 стр.199-205

СПП с придаточным уступительным

39

1

П.21 стр.113-118

РР Контрольное изложение по тексту Ю.Нагибина «Чистые пруды»

40

1

Методичка стр.223

СПП с несколькими придаточными-2ч.

Понятие СПП с несколькими придаточными

41,42

2

П.22 стр.119-130

Контрольный диктант по теме «СПП»

43

1

Методичка стр.224

(стр.118-поурочное планирование)

Бессоюзное сложное предложение- 7ч.+3ч.


РР Рецензия: понятие о жанре

44

1

П.34 стр.205-206

Упр294-295

Понятие бессоюзного сложного предложения

45,46

2

П.23 стр.131-134

Резерв

47

1

Бессоюзное сложное предложение(продолжение)

БСП со значением перечисления

48

1

П.24 стр.134-137

БСП со значением причины, пояснения, дополнения

49

1

П.25 стр.137-142

БСП со значением противопоставления, времени или условия и следствия

50

1

П.26 стр.143-148

РР Рецензия (продолжение)

51

1

П.34 стр.216 упр.300

РР Работа по картине В.В.Верещагина «Смертельно раненый»

52

1

Стр.142 упр.230

Диктант

53

1

Методичка стр.228

(стр.135-поурочное планирование)

РР Деловая речь

54

1

П.35 стр.216-218

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи: 5ч+1

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период

55,56,57,58,59

1

П.27 стр.149-161

РР Деловая речь(продолжение)

60

1

П.35 стр.218-226

Итоговое повторение и итоговый контроль : диктант, контрольное изложение

61,62 .63,64,65, 66, 67, 68

8



Учебно-методическое обеспечение:

1.Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы.

М. Дрофа.-2010г.

2.Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений

/ под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- М.: Дрофа, 2009г.

3.Поурочное планирование к учебнику под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта. 5-9 классы. М. Дрофа.-2003г.

4.Поурочные планы по программе М.М.Разумовской. Русский язык.9класс. Волгоград.Учитель.-2003г.

5.Контрольные и проверочные работы по русскому языку.8-9 классы: Методическое пособие.-М.: Дрофа, 2001г.

6. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку/ Н.М.Шанский, М.Т.Баранов, В.И.Капинос.- М.: Дрофа, 2000г.








Контрольная работа №1 по теме «Повторение изученного в 5-8 классах»

с грамматическим заданием.

Грей несколько раз *приходил смотреть на эту картину. Она стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя. В маленьком мальчике постоянно укладывалось огромное море, зовущее его вперёд. Он сжился с ним, роясь в библиотеке, выискивая и жадно читая те книги, за золотой дверью которых **открывалось синее сияние океана. Там, сея за кормой пену, двигались корабли. Часть их теряла паруса, мачты и, захлёбываясь волной, опускалась в тьму пучин, где сияли фосфорические глаза рыб. *Другие, *схваченные буранами, бились о рифмы, потому что утихающее волнение *грозно шатало корпус. Корабль, обезлюдевший, с **порванными снастями, переживал долгую агонию, пока новый шторм не разносил его в щепки. *Третьи грузились в одном порту и, к радости всей команды, благополучно выгружались в другом. Экипаж, потом **сидя за трактирным столом, воспевал плавание и капитана.

Были там ещё корабли-пираты, с чёрным флагом и страшной, размахивающей ножами командой. Были корабли-призраки, сияющие светом синего озарения, корабли научных экспедиций, высматривающие вулканы, растения и животных, корабли открытий и корабли приключений.

(По А.Грину) (166 слов)


Грамматическое задание.


  1. Найдите в тексте слова, интересные для фонетического и орфоэпического анализа. Графически объясни, чем они интересны.

  2. В предложении, помеченном *, надпишите части речи.

  3. Разберите по составу слова, помеченные*, для первого варианта, ** для второго варианта.

  4. Сделаете синтаксический разбор предложения:

1 вариант- «В маленьком мальчике…:»

2 вариант- « Экипаж, потом…»






Контрольная работа №2

Сжатое изложение текста .

Задание: написать сжатое изложение текста


Мой друг

Познакомились мы на рыбалке, понравились друг другу и стали встречаться примерно раз в неделю.

Это был редчайшей душевной тонкости человек. Его коллеги говорили. Что он первоклассный биолог, гордость института.

Друзья считали его необыкновенно доверчивым человеком. Я тоже видел это и никак не мог понять до конца. Что это? Львиная храбрость духа, который не боится ударов жизни и не выставляет никаких сторожевых постов? Обаяние натуры щедрой, доброй, никогда не стремящейся выскочить вперёд и отцапать побольше от жизни и поэтому не наживающей себе врагов? Думаю, и то, и это.

Вариант лжи и зла просто никогда не приходил ему в голову. Разумеется, бывали люди, которые его обманывали или подводили с низкими, корыстными целями. К таким людям он испытывал потом хроническое отвращение. Он им не мстил, но прощения им не было во веки веков. Это была какая-то музыкальная злопамятность.

Однажды в компании речь зашла об одном известном в городе человеке, который почти насильно запихнул свою мать в дом престарелых.

«А что вы удивляетесь?-сказал мой друг.-Я с ним учился в школе. Этот негодяй в седьмом классе бросил кошку с третьего этажа».

Приходя ко мне домой, он обычно рассказывал забавные истории о самом себе. Своих коллегах-чудаках, о должниках-а одалживал он направо и налево. Особенно много рассказывал он о своём профсоюзном боссе.

Однажды мой друг сидел в заполненном автобусе, и шофёр уже закрыл дверь, когда он заметил в толпе осаждающих автобус профсоюзного босса. Тот, потрясал высоко поднятым портфелем, давал знать шофёру, что важность содержимого требует немедленной доставки портфеля совместно с его владельцем.

Шофёр некоторое время держался. А потом его сердце дрогнуло, и он открыл дверь, куда хлынули люди.

Как только профсоюзный босс очутился в автобусе. Он немедленно стал ругать шофёра, что тот впускает людей в переполненный транспорт. «Классический пример разорванности сознания», -- хохоча заключил он свой рассказ.

Но больше всего я любил наши разговоры с ним после рыбалки. Мы говорили с ним о Средиземноморье, о золотом сне Новгорода, о влиянии мутагенных веществ на наследственные процессы, об искусстве 20 века, о сочинениях Платона, об интуиции Столыпина.

Как же я любил его в эти часы! «Нет, -- думал я, -- не может сгинуть страна, в которой есть такие люди!»





Контрольная работа № 3 по теме «Сложносочинённое предложение»

с грамматическим заданием.

Я погасил костёр и пошёл вниз по реке. С каждым шагом она казалась загадочнее и живописнее. То по крутым берегам серой стеной стояло осиновое мелколесье, то дуплистая ива лежала поперёк реки, то река уходила торжественным поворотом в леса. Золотые и синие от осени.

У берегов вода то струилась по перемытым пескам., то стояла глухими глубокими омутами. На краю омутов были неясно видны валявшиеся на дне морёные дубы.

В одном месте открылся косогор, красный от клёнов. А в зарослях клёнов- старенькая часовня с заржавленным куполом.

На закате я вышел к просёлочной дороге. Она шла вдоль берега. Снова на реке появились заросшие травой плоты. Издали они казались островами. Солнце садилось, и на одном плоту что-то нестерпимо блестело.

Я осторожно перешёл на плот. Нагнулся и увидел обыкновенную бутылку, внутри было сложенное письмо. Я вытащил его., но прочесть не смог. Оно написано было бледным карандашом, а сумерки быстро сгущались. Мне надо было торопиться. Из зарослей тянуло запахом листьев, на полянах ещё стоял неясный свет, а высоко в небе догорало багровым пламенем облако.

( По К.Паустовскому) (168 слов)


Грамматическое задание.


  1. Сделать синтаксический разбор любого ССП.

  2. Найти в тексте слова, интересные для фонетического, морфемного разбора, и провести эти разборы.

  3. Объяснить графически знаки препинания в 1, 4 абзацах.

  4. Сосчитайте количество сложносочинённых предложений и проверьте знаки препинания в них.





Контрольная работа №4

Сочинение в жанре эссе.


Темы для сочинения-миниатюры.


  1. О времени и о себе.

  2. Смысл творчества.

  3. Музыка в моей жизни.

  4. Красота и красивость.













Контрольная работа №5

Изложение «Чистые пруды»


Чистые пруды… Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня-средоточие самого прекрасного, чем было исполнено моё детство, самого радостного и самого печального, ибо печаль детства тоже прекрасна.

Читые пруды были для нас школой природы.Как волновала желтизна первого одуванчика на зелёном окоёме пруда! Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики, верности- -- двухцветное сродство иван-да- марьи. Мы ловили тут рыбу, и бывало, на крючке извивалась не просто чёрная пиявка, а настоящая серебряная плотичка. И это было чудом-поймать рыбу в центре города. А плаванье не старой, рассохшейся плоскодонке, а смелые броски со свай в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой, а потаённая жизнь всяких жуков-плавунцов, стрекоз, рачков, открывавшаяся на воде, - это было несметным богатством для городских мальчишек: многие и летом оставались в Москве.

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, клёнов, лип. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом…

Чистые пруды были для нас и школой мужества. Мальчишки, жившие на бульваре, отказывали нам, обитателям ближних переулков, в высоком звании «чистопрудных». Они долго не признавали нашего права на пруд со всеми его радостями. Лишь им дано право ловить рыбу, кататься на лодке, лазать зимой по ледяным валунам и строить снежные крепости. Смельчаки, рисковавшие приобщиться к запретным берегам, беспощадно карались. Чистопрудные пытались создать вокруг своих владений мёртвую зону. Мы не только не могли приблизиться к пруду, но и просто пересечь бульвар на пути в школу было сопряжено с немалым риском. Разбитый нос, фиолетовый синяк под глазом, сорванная с головы шапка- обычная расплата за дерзость. И всё же никто из нас не изменил привычному маршруту, никто не смирился с жестоким произволом чистопрудных захватчиков. Это требовало характера и воли: ведь достаточно было сделать маленький крюк, чтобы избежать опасности. Но даже самые слабые из нас не делали уступки страху.

Мы выступили против чистопрудных единым фронтом. Ребята Телеграфного, Мыльникова, поддержанные дружественными соседями с Потаповского, Сверчкова, Златоустинского переулков, наголову разбили чистопрудных в решительной битве возле кинотеатра «Колизей». Отныне пруд и аллеи бульвара стали достоянием всех мальчишек округи, а от былой вражды не осталось со временем и следа. Смотрели твои окна на бульвар или в тишину прилегающих переулков, ты равно считался чистопрудным со всеми высокими правами, какое давало это звание…

(По Ю.Нагибину) (382 слова)













Контрольная работа №6 .

Рецензия .

Задание.

Напишите сочинение-рецензию по данному тексту. Выразите в нём своё отношение к одной из проблем, затронутых автором. Согласны ли вы с В.Астафьевым, что настоящая дружба бывает крепче, чем родственные отношения?




Сперва договорились о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убеждён, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы- так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас .Следовательно, всё живое, в особенности человек, имеет свой характер. Который. Конечно, развивается не только сам по себе. Но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей. Ибо настоящая дружба- награда человека редкая и драгоценная. Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. Есть ли у меня такие друзья? Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью. За любовь- любовью. Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо. Нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность. Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул…

























Контрольная работа №7 по теме «Сложноподчинённые предложения»


Ночь на Балаклаве



В конце октября, когда дни ещё по-осеннему ласковы, Балаклава начинает жить своеобразной жизнь. Уезжают обременённые чемоданами последние курортники, которые в течение долгого здешнего лета наслаждались солнцем и морем, и сразу становится просторно, свежо и по-домашнему деловито, как будто уехали нашумевшие непрошенные гости.

Поперёк набережной расстилаются рыбачьи сети, и на полированной булыжниками мостовой они кажутся нежными и тонкими. Капитаны рыболовецких баркасов точат иступившиеся белужьи крючки, несмотря на то, что в магазинах большой выбор рыбацких принадлежностей. А у каменных колодцев, где беспрерывно серебряной струйкой лепечет вода, судачат, собираясь в свободные минуты, темнолицые женщины, местные жительницы.

Опускаясь за море, садится солнце, и вскоре звёздная ночь, сменяя короткую вечернюю зарю, обволакивает землю. Весь город погружается в глубокий сон, и наступает тот час, когда ниоткуда не доносится ни звука. Лишь изредка хлюпает вода о прибрежный камень, и этот одинокий звук ещё более подчёркивает ничем не нарушаемую тишину. Чувствуешь, как ночь и молчание слились в одном чёрном объятии. Нигде, по-моему, не услышишь такой совершенной, такой идеальной тишины.





( По А.Куприну.) (161 слово)



















Контрольная работа №8 по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Не беспокоясь ни о чём, не заботясь о разосланных погонях, Левко медленно подходил к старому дому и пруду.

Величественно и мрачно чернел кленовый лес, стоявший лицом к месяцу. Всё было тихо; в глубокой чаще леса слышались только раскаты его соловья. Непреодолимый сон быстро стал смыкать его зеницы. «Нет, эдак я засну ещё здесь!»-- говорил он, подымаясь на ноги и потирая глаза. Оглянулся: ночь казалась перед ним ещё блистательней. Серебряный туман пал на окрестности. Запх от цветущих яблонь и цветов лился по всей земле. С изумлением глядел он в неподвижные воды пруда: старинный господский дом, опрокинувшись вниз, виден был в нём в каком-то ясном величии.

И вот почудилось, будто окно отворилось. Притаив дух, не дрогнув и не спуская глаз с пруда, он, казалось, переселился в глубину его и видит: наперёд белый локоть выставился в окно, а потом выглянула приветливая головка с блестящими очами и оперлась на локоть. И видит: она качает слегка головою, она машет, она усмехается…

Тихо отошёл он от пруда и взглянул на дом: мрачные ставни были открыты; стёкла сияли при месяце…


( По Н.В.Гоголю) (171 слово)


































Контрольная работа №9

Изложение с творческим заданием


Последний раз участвовать в покосе мне привелось лет пять или шесть назад. Я приехал на побывку в село, а был разгар сенокоса. С вечера я и не думал идти косить, но застучали по наковаленкам молоточки, и какая-то волна подмыла, разбудоражила, подумалось: почему бы и не сходить?

Вечернее время было упущено. А косы в нашем собственном хозяйстве не оказалось: давно некому было косить.

- Да возьми косу у Ивана Васильевича Кунина!- посоветовал мне сосед.- Он теперь престарелый, сам не ходит, а коса у него. Сам знаешь, первая была коса.

Ещё от церковной ограды увидел я огонёк цигарки возле Кунина дома. Я поздоровался с Иваном Васильевичем и сел рядом.

- Что,- сквозь кашель от махорочного дыма спросил старик,- воздухом дышишь?

- Решил вот сходить с мужиками на покос.

Иван Васильевич пошёл в избу. Было слышно, как он прошёл в потёмках сенями и скрипнул дверью из сеней на двор. Вскоре он появился с двумя косами.

-На, вот тебе коса, смотри не сломай, поаккуратней!

-А вторая зачем, на выбор?

-Этой я сам буду косить. Разбередил ты меня, паря. Может, последний разочек…

Привычным движением Иван Васильевич вскинул косу к себе на плечо.

Косцы не удивились, когда увидели Ивана Васильевича. Его хотели поставить впереди, по старой привычке. Но он решительно отказался идти впереди и встал сзади.

Трава, как нарочно, уродилась невпрокос. Такая трава силёнок требует куда больше, чем реденькая, невзрачная травишка.

Мы поторговались немного с Иваном Васильевичем, кому идти самым задним: ему или мне- и он уговорил меня идти вперёд. Некоторое время я косил увлечённо, забыв про всё, но вскоре услышал, как старик шаркает косой по самым пяткам.

-Могу! Могу!- раздалось сзади сначала негромкое причитание.- Могу! Пошёл! Коси! Живей! Не мешкай!- закричал Иван Васильевич уже громко.

Я прибавил шагу, но поняв, что не уйти. Решил пропустить разошедшегося старика вперёд. Он встал на мой покос, благо прокос был не узок, и вскоре, как и меня, смял ещё одного косца, который тоже пропустил его, и вот Иван Васильевич настиг третьего.

Он остановился, тяжело дыша, рот его был открыт, но глаза старика горели живо и радостно. Схватив горсть травы, старик вытер ею мокрое, налившееся кровью лицо, и травяная мелочь прилипла к морщинистой стариковской коже, и стало не понять, отчего так мокры щёки: от пота, от росы или от слёз совершившейся радости.

Когда снова начали косить, Иван Васильевич опять пропустил меня вперёд.

- Ты иди…Иди…не бойся. Я теперь тихонечно, по-стариковски… помахал и будет… кости мои немазаны…

Я шёл впереди и думал: что же такое таится в ней, в извечной работе земледельца, что и самая тяжёлая она, и не самая-самая благородная, но вот привораживает к себе человека так, что, и на ладан дыша, берёт он ту самую косу, которой кашивал в молодости, и идёт, и косит, да ещё и плачет от радости?


( По В.А.Солоухину) (450 слов)

Задание Озаглавьте текст и перескажите его сжато Выразите своё отношение к поднятой в тексте проблеме.

© 2010-2022