Орфографическая теория (принципы) и школьный курс орфографии. Его лингвистические основы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Орфографическая теория (принципы) и школьный курс орфографии. Его лингвистические основы.

Когда речь идёт об орфографии, обычно имеют ввиду систему правил. В современной орфографии принято выделять пять разделов:

  • Правила обозначения звуков буквами;

  • Правила применения слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных написаний;

  • Правила употребления прописных (больших) и строчных (малых) букв;

  • Правила переноса слов;

  • Правила употребления сокращения слов.

В школе изучаются все разделы орфографии, однако преимущественное внимание уделяется основному, первому разделу, связанному с самим фактом наличия письменности, а также второму. До 16 века на Руси текст не делился на слова, а представлял собой сплошной буквенный поток. Несложно представить, как труден был для чтения такой текст и каким большим завоеванием явилось письмо, передающее не только звуковой состав речи, но и членение её на слова. Соответственно и правила такого письменного оформления речи появился вслед за практикой письма отдельными словами. Таким образом, правили следуют за практикой письма, регистрируют и регулируют складывающиеся нормы. Процесс оформления правил, их становления идёт постоянно, о чём свидетельствуют трудности в написании, например, таких отрезков речи, как (высоко) поставленный, (мало) интересный и тому подобных, допускающих неодинаковую их трактовку разными орфографистами.

Систематизация правил, их группировка происходят не произвольно, а в соответствии с теми ведущими идеями, принципами орфографии, которые характеризуют указанные разделы правописания. Хотя правил много, несколько сотен, принципов, которым они подчиняются, мало. И при обучении очень важно усвоить те основные принципы, которые реализуются в конкретных многочисленных правилах.

Так, правила переноса слов с одной строки на другую основаны на принципе слогоделения с учётом морфемного состава и запрета переносить одну букву.

Правила слитно-раздельных-дефисных написаний основаны на понятии слова, и принцип прост: отдельные слова в русском языке следует писать раздельно. Однако примеры написания сложных прилагательных, написание ряда наречных слов и т. д. показывают, что не всегда легко определить границы слов в речевом потоке. Принцип, который реализуется в правилах этого разряда, называют лексико-морфологическим (А. Н. Гвоздев), морфемно-лексическим (А. И. Моисеев), подчёркивая, что вопрос о слитном, полуслитном или раздельном написании решается на основе учёта значения слова как лексико-грамматической единиц, на основе противопоставления морфемы и слова.

Какой же принцип определяет основной разряд написаний - правила обозначения звуков буквами?

До недавнего времени этот принцип определялся как морфологический. К настоящему времени в отечественной науке сложилось два направления в истолковании основного, ведущего принципа русской орфографии: одни учёные считают ведущим принципом морфологический; другие - фонематический.

Разделяя трактовку орфографических явлений с позиции морфологического принципа, мы исходим из следующих позиций:

русское письмо фонематично: буква передаёт фонему. Русская орфография морфологична: вопрос о написании решается на уровне значимых единиц - морфем, слов;

разграничение принципов письма в орфографии поддерживает противопоставление алфавитных, графических ( по правилам графики) и орфографических (по правилам орфографии) написаний.

Школьник работает со своей структурой знания в целом, однако успех итоговой работы, овладение той полнотой знания и тем уровнем базисных умений, которые свидетельствуют о положительных результатах обучения, достигаются, если ориентировать обучение на обязательное освоение учащимися покомпонентных элементов, контролируя этот процесс.

© 2010-2022