• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Урок внеклассного чтения в 9 классе по творчеству А. П. Чехова: «Иронический парадокс в рождественском рассказе А. П. Чехова» (На материале рассказа А. П. Чехова «В рождественскую ночь»)

Урок внеклассного чтения в 9 классе по творчеству А. П. Чехова: «Иронический парадокс в рождественском рассказе А. П. Чехова» (На материале рассказа А. П. Чехова «В рождественскую ночь»)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок внеклассного чтения по литературе в 9 классе

Учитель: Рыжкова Ирина Владимировна

Тема урока: «Иронический парадокс в рождественском рассказе А.П. Чехова» (На материале рассказа А.П. Чехова «В рождественскую ночь»)

Цель урока: открыть новое в творчестве писателя; учить старшеклассников видеть подтекст литературного произведения; развивать творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение.

Задачи урока:

1. Развивающие:

- продолжить знакомство учащихся с творчеством А. П. Чехова;

- развивать навыки анализа художественных произведений Чехова;

- продолжить поиск духовно-нравственных ориентиров, осмысления их истоков на примере художественного произведения.

2. Образовательные:

-обозначить основные сюжетные линии рассказа, проработать композицию;

-проанализировать произведение, найти в нем примеры художественно-изобразительных средств.

3. Воспитательные:

- тренировать умение учащихся выражать собственное мнение по проблеме, умение находить нужное из перечисленного.

Оборудование: портреты писателя, афоризмы, выставка книг.

Опорные тезисы:

  • Краткость - сестра таланта

  • Искусство писать - это искусство сокращать

Словарная работа: ирония, ироническое, парадокс, композиция, сюжет, сравнение, эпитеты, подтекст.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Необходимое оснащение: художественный текст, тетрадь, ручка, чистый лист.

Ход урока





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Приветствие. Вступление.

-Здравствуйте, ребята!

-Сегодня мы продолжим наше знакомство с творчеством замечательного русского писателя Антона Павловича Чехова.

(на магнитной доске представлены портреты и фотографии А.П. Чехова одного и в кругу других писателей)

- Дома вы прочитали рассказ «В рождественскую ночь», у вас сложилось свое мнение.

На чистом листе я попрошу вас 1-2 словами определить, какое впечатление произвел рассказ на вас? (возможные ответы: загадочный, непонятный, странный).

- Итак, зафиксировано первоначальное впечатление, к нему вернемся в конце урока.

Постановка темы, целей урока, введение проблемного вопроса.

Объявляется тема урока.

-Здравствуйте!







2-3 чел. дают свои варианты ответа.

Учащиеся делают запись - свои первые впечатления от прочитанного рассказа - на чистом листе



Учащиеся делают запись в тетради:

дата, тема урока.

2. Работа с опорными тезисами

«Краткость - сестра таланта»

«Искусство писать - это искусство сокращать» .Дорогие ребята, прочитайте тезисы, взятые из писем А.П. Чехова.

- Как вы понимаете эти высказывания?

- Спасибо! Приведите примеры известных вам рассказов.

Чехов- мастер коротких рассказов. Жанр рассказа малой эпической формы он довел до совершенства.



Ученики называют рассказы, изученные ранее

3. Словарная работа

(На доске записаны слова:

ирония,

ироническое,

парадокс,

заглавие,

композиция,

художественная деталь,

сюжет,

сравнение,

эпитеты,

подтекст).

- Ребята, давайте вспомним определения этих слов.

Вашим помощником, если вы немного что-то подзабыли, будет словарь литературоведческих терминов. И данные определения примерим к рассказу «В рождественскую ночь».

Учащиеся записывают в тетради:

Заглавие имеет точное идейное звучание.

Сюжет построен на остром, необычном положении.

Композиция: краткая экспозиция, динамичное действие, неожиданная развязка, в которой сосредоточена суть рассказа.

Художественная деталь вместо красноречивых описаний.

Простота и четкость авторской речи, речь героев в соответствии с характером.

Сравнения подсказаны жизненной ситуацией,

эпитеты - немногочисленны.

Наличие подтекста.

Ирония - истинный смысл скрыт (например в заглавии рассказа) или противоречит смыслу явному.

В парадоксе привычная истина рушится на глазах.

Парадоксальность- неожиданность, непривычность. Противоречивость исходным предпосылкам, традиционному взгляду или здравому смыслу.

Подтекст - способ построения художественного текста, основанный на несовпадении внешнего, прямого смысла слова и его внутреннего значения.

4. Анализ рассказа А. Чехова «В рождественскую ночь»

Ответы на вопросы.

- Перескажите, пожалуйста, кратко содержание рассказа.

- Какова основная тема рассказа?



- Исследователи творчества А.П. Чехова утверждают, что в его рассказах всегда присутствует элемент литературной игры. Произведение называется «В Рождественскую ночь». Ждали вы чудесного от «святочного рассказа» с таким названием?

Сбылось ли ваше ожидание после прочтения этого рассказа?

- Кто является главными героями рассказа?



- На сколько частей вы поделили бы рассказ? В какой части сосредоточено действие? Какой эпизод считаете кульминационным?



- С помощью каких приемов (внешних описаний) автору удается показать всю сложность и напряжение внутреннего состояния героини, пришедшей на берег моря?



- Какие нравственные вопросы ставит перед читателем А.П.

Чехов? Какие моральные ценности утвеждаются?

- Чем достигается высокий психологизм рассказа?





- Какие евангельские истины, на ваш взгляд, призван напомнить рассказ? Считаете ли вы случайным, что сюжет основывается на нравственном перерождении героини - Натальи Сергеевны?



- В какой форме повествования написан рассказ? Даются ли в повествовательной речи прямые характеристики героев? Как они помогают прояснить авторское отношение к персонажам?

- Кто вам более симпатичен - Наталья Сергеевна или Андрей Петрович?





- Не менялось ли ваше отношение к героям на протяжении рассказа? Если да, то каковы причины этому?

- В чем смысл описания лестницы, ведущей к берегу вниз, вдоль отвеса?









- Почему А.П. Чехов выбрал глагол «зиял» по отношению к существительному «простор»?





- Какие мотивы заставляют героиню вздрогнуть и потерять самообладание при появлении мужа? Понимание чего с её «душу раздирающим воплем» приходит к главному герою, чудом спасшимся от стихии и непогоды? Найдите подтверждение своих слов в тексте.

















- Какую смысловую нагрузку выполняет образ дурачка Петруши?











- Как любовная история (женитьба) выстроила судьбу главного героя?





- Предначертана ли заранее судьба человека или нет? Свободен ли человек изначально или он лишён свободного выбора?

- Почему Наталья отчаянно просит мужа «воротиться»? О каких сторонах личности героини говорит этот порыв отчаяния?

- О каких сторонах личности главного героя говорит попытка повернуть обратно лодку, несущуюся в морскую пучину, управляемую обезумевшим от боли дурачком Петрушей?

- Какова роль финала рассказа?

Предлагаю на этот вопрос ответить дома.

Один ученик кратко пересказывает содержание

- Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы, невозможности влиять на неё собственными поступками.

- Да, перед прочтением представлялось, что будет какое-то чудо.

На это настраивало название произведения, но, к сожалению, рассказ закончился очень трагично.

- Молодая женщина, барыня, Наталья Сергеевна Литвинова . с неё начинается рассказ, ею и заканчивается.

- На три части. Кульминация наступает в тот момент, когда читатель узнает о том, что Литвинова вовсе не ждали на берегу. Скорей, жена ждала известия о том, что её муж погиб во льдах.

Поведение, движения, страстное желание спуститься вниз по отвесной лестнице, готовой вот-вот уйти из-под маленьких ножек героини. Эти липкие и увертливые, как вьюн, перила…

Любовь, которая готова порой творить чудеса: исцелять, спасать, оберегать от бед. Верность и преданность супругов. Нежелание зла ближнему своему…

Внешними проявлениями психики: движения, жесты. Речь героини. Описанием неистовствующей непогоды. «Лед не может вынести этого ветра», так и эта молодая женщина ждет...

Дождь, ледяной ветер, мрак и тьма…

- В словах и делах быть чистыми; любить и почитать своего супруга; не причинять страданий и вреда ближнему своему, но помогать ему и заботиться о нем во всех его нуждах…

Повествование ведется от лица рассказчика (от третьего лица). Для автора нет тайн в душе героини рассказа. Её шепот, обращение к святому чудотворцу Николаю, покровительствующему путникам, морякам…

Андрей Петрович. Он так любит свою жену. Так искренне рад встрече с ней: «И по его опьяневшему от счастья и вина лицу разлилась мягкая, детски добрая улыбка… Его ждали на этом холоде, в эту ночную пору! Это ли не любовь? И он засмеялся от счастья»…

- Да, менялось. Сопереживание , ожидание возвращения помещика Литвинова вместе с его женой, сочувствие её горю разлуки…

- Вертикальная лестница, идущая вниз вдоль отвеса, шаткие перила, холодные и грязные ступени, ветер зло шатал её. Девяносто ступеней. Лестница считается символом сошествия из рая в ад…

Число 90 означает конечность какого-либо срока, грядущие перемены. Вообще люди боятся подобных чисел, так как не всегда угодны перемены -лучше пусть будет как есть, так спокойнее.

- Может быть, это какая-то безысходность, которую чувствовала героиня. Зиять может что-то бездонное, подобное пропасти, пасти. Что-то страшное. Простор - ничем не стесненное пространство, свобода, но зияющий простор имеет негативный подтекстом.

«Пронзительный, душу раздирающий вопль ответил на этот тихий, счастливый смех. Ни рев моря, ни ветер, ничто не было в состоянии заглушить его. С лицом, искаженным отчаянием, молодая женщина не была в силах удержать этот вопль, и он вырвался наружу. В нем слышалось всё: и замужество поневоле, и непреоборимая антипатия к мужу, и тоска одиночества, и наконец рухнувшая надежда на свободное вдовство. Вся ее жизнь с ее горем, слезами и болью вылилась в этом вопле, не заглушенном даже трещавшими льдинами. Муж понял этот вопль, да и нельзя было не понять его…

- Тебе горько, что меня не занесло снегом или не раздавило льдом! - пробормотал он.

Нижняя губа его задрожала, и по лицу разлилась горькая улыбка. Он сошел со ступеней и опустил жену назем».

Ему принадлежит роковая роль. «Но дурачок не слышал. Стиснув зубы от боли и глядя с надеждою в даль, он работал своими длинными руками… Ему никто не кричал «воротись», а боль в нерве, начавшаяся сызмальства, делалась всё острее и жгучей… Литвинов схватил его за руки и потянул их назад. Но руки были тверды, как камень, и не легко было оторвать их от весел. Да и поздно было. Навстречу лодке неслась громадная льдина. Эта льдина должна была избавить навсегда Петрушу от боли…»

- Литвинов всегда любил жену. В тот трагический миг , в лодке с дурачком, он услышал отчаянный надорванный женский голос, голос своей жены, который звал его: «Воротись». Это был миг, когда он понял , что он тоже любим…

- Да, думаем, что скорей всего у каждого своя судьба, изменить которую человек не в силах.

- Стоя здесь, на холоде, Наташа поняла, что муж ей очень дорог, что она его полюбила.

- Муж очень порядочный, добрый и милосердный человек. Он понял, что Наташа осознала свое отношение к мужу, он поверил ей. Поверил в то, что она его любит.

5. Итоги урока

- Давайте вспомним Ваше первое впечатление от этого рассказа. Изменилось ли оно?

- Так в чем же иронический парадокс рассказа?

- Художественный текст основан на несовпадении внешнего, прямого смысла слова и его внутреннего значения. От рассказа с названием «В рождественскую ночь» ждешь чего-то волшебного, чудесного

Истинный смысл противоречит смыслу явному.

6. Домашнее задание.

- Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «В ночь под Рождество она полюбила своего мужа…» Приведите аргументы из прочитанного текста. Постарайтесь, чтобы Ваше сочинение не представляло собой пересказ текста.



© 2010-2022