Мастер – класс «Роль интегрированных уроков и нетрадиционных форм обучения в формировании и развитии личностных и метапредметных УУД

Структура мастер-класса  1.     Представление элемента интегрированного урока    «Средства выразительности языка на уроках гуманитарного цикла». (пункты 1, 2)  2.     Презентация педагогического опыта учителем русского языка и литературы.  2.1.         Обоснование основных идей педагогического мастерства с представлением технологий и задач углублённого изучения литературы. 2.2.         Характеристика творческой лаборатории учителя, сущность и актуальность опыта. 2.3.         Описание системы уро...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер – класс «Роль интегрированных уроков и нетрадиционных форм обучения в формировании и развитии личностных и метапредметных УУДМастер – класс «Роль интегрированных уроков и нетрадиционных форм обучения в формировании и развитии личностных и метапредметных УУДМуниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа с изучением отдельных предметов № 72






Мастер - класс


«Роль интегрированных уроков и нетрадиционных форм обучения

в формировании и развитии личностных и метапредметных УУД»

в рамках городского семинара



Степанова Мария Александровна, учитель русского языка

и литературы высшей категории МАОУ СОШ №72,


Дерябин Пётр Александрович, учитель английского языка

высшей категории МАОУ СОШ № 72




Ульяновск

2014


Мастер - класс

«Роль интегрированных уроков и нетрадиционных форм обучения

в формировании и развитии личностных и метапредметных УУД»

в рамках городского семинара


Степанова Мария Александровна, учитель русского языка

и литературы высшей категории МАОУ СОШ №72,


Дерябин Пётр Александрович, учитель английского языка

высшей категории МАОУ СОШ № 72


Эпиграф к мастер-классу:

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. (Бернард Шоу)

Форма мастер-класса: Интегрированное занятие (лекционно-практическое).

Цели мастер-класса: 1. Показ программы деятельности учителей по

формированию и развитию личностных и

метапредметных компетенций.

2. Показ отдельных методов работы с применением

нетрадиционных форм, индивидуальных

и коллективных способов обучения.

Целеполагание для учащихся: 1. Обучать различным видам речевой деятельности

(собирать, систематизировать материал, строить

высказывания).

2. Повышать уровень языковой и речевой компетенций.

3. Текстовосприятие.

4. Текстообразование.

Основные научные идеи: 1. Деятельностные.

2. Личностно-ориентированные.

3. Исследовательские.

4. Рефлексивные.

Методы проведения: 1. Словесно-практические.

2. Наглядные.

3. Творческие.

4. Индивидуальные, коллективные.

Организация 1. Работа с художественными текстами.

самостоятельной 2. Составление текста по мотивам стихотворения

деятельности 3. Анализ поэтического текста.

учащихся: 4. Поиск материала, творческих идей.

Наглядность и 1. Музыка.

другие виды 2. Выставка литературы, рисунков учащихся.

искусства: 3. Портрет А.С. Пушкина.

4. Творческие работы учащихся.

5. Презентация.

Структура мастер-класса


  1. Представление элемента интегрированного урока

«Средства выразительности языка на уроках гуманитарного цикла».

(пункты 1, 2)


  1. Презентация педагогического опыта учителем русского языка и литературы.


  1. Обоснование основных идей педагогического мастерства с представлением

технологий и задач углублённого изучения литературы.

  1. Характеристика творческой лаборатории учителя, сущность и актуальность

опыта.

  1. Описание системы уроков (занятий) в режиме педагогических технологий.

(пункт 3)


  1. Представление элемента урока-суда по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

(пункт 4)


  1. Демонстрация приёмов и методов эффективной работы с учащимися.

(пункт 5)


  1. Выводы и обобщения.























  1. Интрига к мастер-классу - элемент интегрированного урока

«Средства выразительности языка».

Учитель русского языка: В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна. (Н. Заболоцкий).

- Объясните значение слова «пейзаж», где мы встречаемся с этим понятием?

(в живописи, в поэтических и прозаических текстах).

  1. Прослушивание стихотворения «Зимнее утро» А.С. Пушкина с элементами описания русского пейзажа

(под музыку П.И. Чайковского «Времена года»)

1.2. Анализ стихотворения:

А) Действительность:

- что вы знаете о великом поэте Александре Пушкине?

- когда написано стихотворение?

Б) автор и действительность:

- какое настроение автора вы ощущаете в этих произведениях?

- какие картины автор изображает?

В) литературоведческий аспект анализа:

- найдите в стихотворении незнакомые слова, затем - устаревшие;

(нега - покой, взор - взгляд, лежанка - уступ на печке для обогрева,

вешними - весенними, окрестных - соседних, близлежащих).

- найдите в стихотворении эпитеты, дайте им синонимы,

- найдите антоним этим словам в первом тексте.

(Чудесный - прелестный, великолепный - мрачный)

- какие эпитеты автор применяет в обоих стихотворениях?

(на мутном небе - мутными ручьями, прозрачный лес - прозрачные леса)

- что значит «мутный», «прозрачный»?

- Дайте этому слову синоним и антоним (тусклый, ясный)

- найдите в текстах сравнения (луна, как бледное пятно)

- найдите метафоры, олицетворения

(вьюга злилась, мгла носилась, снег лежит; природа встречает, снега сбежали)

  1. Интеграция № 1 на урок (8класс)

Слово учителю английского языка.

Работа с текстом стихотворения А.С. Пушкина

(учащиеся переводили стихотворение самостоятельно до открытого урока):

- чтение стихотворения собственного перевода;

- найдите средства выразительности языка в литературном переводе стихотворения

(эпитеты, метафоры, сравнения).

  1. Слово учителю русского языка и литературы:

- В русском языке мы можем употреблять слова как в прямом, так и в переносном

смысле. В своих стихах А.С. Пушкин в основном применяет слова в переносном:

- «снег лежит», кто ещё может лежать?

- «ель зеленеет», кто или что ещё может зеленеть?

- «лес чернеет», кто ещё может чернеть?

- «речка блестит», что ещё блестит?

1.5. Вспомните фразеологизмы со словами, которые поэт употребляет в стихах:

А) небо, небеса - на седьмом небе, между небом и землёй, попасть пальцем в небо;

Б) звезда - звёзд с неба не хватает, родиться под счастливой звездой,

звёзд с неба не хватает;

В) мороз - мороз по коже;

Г) лес - лес рук;

Д) день - день ото дня, искать вчерашний день, со дня на день.

1.6. Словесное рисование.

- применяя эпитеты и другие образные выражения, составьте мини-сочинение «Зима».

(Например: Наступил чудесный день. Янтарное солнце нагрело землю.

Великолепный ковёр из снега заблестел от его ярких лучей).


  1. Интеграция № 2 на уроке.

Работа учителя английского языка.

Образованные люди знают имя А.С. Пушкина, учат русский язык только лишь для того, чтобы прочитать стихи поэта в оригинале, именно на том языке, на каком разговаривал и писал великий человек. Но не все, к сожалению, могут выучить русский язык, поэтому стихи поэта переведены почти на все языки мира.

Вы прослушали стихотворение на русском языке, а сейчас у вас есть возможность услышать эти строчки знаменитого стихотворения А.С. Пушкина на английском языке.

(Чтение отрывка стихотворения на английском языке, так как ребята учатся

в гуманитарном классе и сами перевели стихотворение)

Слово учителю русского языка.

Вашему вниманию был представлен элемент интегрированного урока «Средства выразительности языка на уроках гуманитарного цикла». Нетрадиционные формы обучения на уроках гуманитарного профиля формируют основные ключевые компетенции учащихся, а в настоящее время, когда на самом высоком уровне стали говорить о значении русской литературы для мировой культуры в целом, преподавание этих предметов стало актуальным как никогда, особенно по углублённой программе, ведь надо так заинтересовать учащихся, чтобы они захотели прочитать то или иное произведение.

3. Педагогические задачи и технологии углублённого изучения литературы.

3.1. Литература - базовая учебная дисциплина

Она формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно развитие нации в целом.

А) На основании требований Государственного образовательного стандарта предполагается реализовывать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют педагогические задачи углублённого изучения литературы:

  1. приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений;

  2. овладение навыками свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

  3. формирование умений развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристике героя;

  4. совершенствование умений создавать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение; свободно владеть письменной речью;

  5. освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Б) Таким образом, школа 21 века - модель новой школы, так как компетентностный подход к изучению литературы обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

В) Профильный уровень изучения литературы предполагает овладение учащимися основами исследовательской деятельности в рамках предмета "Литература", обеспечивает преемственность ступеней образования (школа - вуз гуманитарного профиля), т.е. способствует успешной подготовке к профессиональной деятельности в гуманитарной области. При этом акцент делается на формирование общей литературоведческой культуры, умении анализировать художественный текст с использованием знаний в области истории и теории литературы с привлечением литературной критики. Не менее важными являются умения делать обобщения на литературно-художественном материале, именно в этом помогают учителю нетрадиционные формы и методы обучения.

Г) Изучение литературы на профильном уровне направлено на достижение следующих концептуальных и методологических целей:

1) воспитание средствами художественной литературы духовно-развитой личности, готовой к самопознанию и самоусовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести;

  1. развитие интереса к отечественной литературе; способностей сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений;

  2. совершенствование умений анализа литературных произведений;

  3. повышение общекультурного уровня учащихся, расширение их нравственного кругозора, писать сочинения на литературные темы;

  4. подготовка к осознанному выбору будущей профессии в гуманитарной сфере.

Д) Изучение литературы на профильном уровне предусматривает новизну изучения предмета:

  1. расширение представлений учащихся о возможности использования информационных и других нетрадиционных технологий в учебной работе;

  2. развитие личности обучаемого, подготовку к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного общества;

  3. развитие творческого мышления;

  4. развитие навыков проектно-исследовательской деятельности;

  5. применение метода проектов в процессе преподавания русского языка и литературы в рамках реализации профильного обучения.

  1. Сущность моего опыта - в использовании нетрадиционных форм и методов обучения, интегрированных уроков, а также метода проектов, что в сочетании с информационными технологиями позволило мне повысить результативность и эффективность образовательного процесса, осуществить на новом качественном уровне интеграцию учебных дисциплин, совместить инновационное содержание образования, овладеть средствами исследовательской деятельности, а также современными методами преподавания, то есть всем тем, что способствует более полному и глубокому освоению учебного материала учащимися в профильном классе и что существенно повышает качество обучения.


  1. Условием возникновения и становления моего опыта

послужила работа в профильных классах, что позволило мне выстроить определённую систему работы, обобщить накопленный опыт, систематизировать имеющиеся материалы.


  1. Актуальность моего опыта - в сотрудничестве с учащимися.

В настоящее время обществу нужны образованные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству. В соответствии с этим меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности, происходит переориентация его на личностно - ориентированный подход. Следует отметить, что внедрение интеграции, элементов театрализации и других нетрадиционных форм обучения в учебный процесс помогает заинтересовать учащихся, осознать их возможности и перспективы использования всех этих методов и информационных технологий в качестве инструмента для самостоятельной исследовательской деятельности; развития коммуникативных навыков и создания условий для вариативности и дифференциации обучения.


  1. Педагогические технологии и формы обучения.

Исходя из собственного опыта преподавания литературы, могу сказать, что именно в классах профильного обучения смогла использовать в полной мере, например, метод проектов и другие нетрадиционные формы уроков, которые позволяют перейти к технологии критического мышления, по-новому интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию и выйти на новый уровень осмысления проблематики художественного произведения. К примеру, одним из удачных форм урока я считаю уроки-суды, уроки-трибуналы. Особенно это приемлемо в 9-10 классах при изучении произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и других. На обобщающем уроке по произведениям каждого писателя проводится суд с прокурором, адвокатом, свидетелями: виновен ли тот или иной герой в сложившейся ситуации.

К примеру, такой урок-суд был проведён по роману Александра Сергеевича

Пушкина «Евгений Онегин».

4. Элемент урока-суда по роману Александра Сергеевича Пушкина

«Евгений Онегин». (9 класс)

Судья: Сегодня слушается дело по обвинению Евгения Онегина, главного героя романа Пушкина, «наследника всех своих родных», который «и жить торопится и чувствовать спешит».

Речь обвинителя.

Ваша честь!

Мною обвиняется Евгений Онегин, блестящий столичный аристократ, «наследник всех своих родных». Обвиняется в том, что убил на дуэли своего лучшего друга - Владимира Ленского. Хоть они и были близки, Онегин не раз обижал Владимира, как, например, тогда, когда выразил своё недовольство о его невесте - Ольге Лариной. Но особенно Онегин оскорбил Ленского на балу, когда насмехался над его «высоким поэтическим чувством» и кокетничал с Ольгой. Владимир, не выдержав оскорблений, вызвал обидчика на дуэль. Почему он согласился на дуэль, хоть мог отказаться от неё?

В ночь перед дуэлью Онегин «спал мёртвым сном». Он выстрелил первым и убил Ленского.

Также я обвиняю Евгения Онегина в эгоизме по отношению к Татьяне Лариной. Эта девушка полюбила его всем сердцем, но он отверг её. Через некоторое время он снова встретил Татьяну, и вдруг в нём проснулись сильные чувства к ней. Почему же он влюбился в неё именно тогда, когда она уже вышла замуж? Не потому ли, что она стала знатней и богаче?

Господин судья, господа присяжные! Прошу принять к сведению все факты обвинения по делу Евгения Онегина и быть объективными.

Речь защитника.

Ваша честь, господа присяжные!

Почему нельзя обвинять Евгения Онегина? Да потому, что он ищет смысл жизни, думает о назначении человека, проходит путь исканий и ошибок. В свои 26 лет он уже отстал от жизни. Положительные задатки Евгения постоянно подавляются средой и неправильным воспитанием. Хочу заметить, Ваша честь, что нельзя обвинять Онегина и в том, что Ленский бросил ему вызов, а Евгений принял его. Владимир тоже должен был понимать обо всех возможных последствиях. А что, если бы Ленскому удалось убить Онегина? Ведь намерения у него были именно такими, а Онегин лишь защищался. После дуэли Онегиным овладела «тоска сердечных угрызений», это событие перевернуло всю его жизнь. Евгений очень страдал, он потерял покой.

Да, своим равнодушием Онегин нанёс Татьяне сердечную рану, но нельзя его в этом обвинять, ведь он не сразу в неё влюбился. Между прочим, он сумел оценить Татьяну Ларину, богатство и поэтичность её души. Это говорит о том, что Онегин - тонкий и наблюдательный человек, да и сама Татьяна отмечает положительные стороны характера Евгения.

А уж после встречи с Татьяной в Петербурге Онегин совершенно преобразился, в нём ничего не осталось от прежнего холодного и рассудочного человека. Онегин впервые испытал настоящее чувство, которое обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его любовь. После всего этого он уже не может игнорировать чувства людей и думать только о себе.

Думаю, Ваша честь, вы согласитесь, что отказ любимой - это и есть наказание Онегину за ошибки юности.


  1. Слово учителю русского языка и литературы.


  1. Роль метода проектов в развитии творческих способностей учащихся.

В течение учебного года в классах профильного уровня я апробировала и элементы инсценировок (театр малых форм), и элементы театрализации, и литературные гостиные, а самое главное - проектный метод обучения.

Только за один год обучения, например, в 10 классе учащимися была проделана огромная работа: создано 19 презентаций о жизни и творчестве писателей, 2 проекта о женских и мужских образах в литературе 19 века. В течение всего года каждый ученик защищал «писательское имя» и доказывал, почему надо прочитать произведение именно этого писателя, а в конце года - групповой проект «Женские и мужские образы в русской литературе 19 века», который закончился дискуссией «Актуален ли образ «тургеневской» девушки в современном обществе и конкурсом «Моя любимая героиня литературы 19 века»

Ну а в 11 классе учащиеся перерабатывали в своих умах горы литературы по обобщающим темам при подготовке к ЕГЭ и выдавали уже другие проекты: «Нравственные проблемы в литературе 19-20 вв», «Философские проблемы в русской литературе» и т.д.

Поэтому я считаю, что самым интересным и действенным способом получения нового в моей работе стали именно проекты - творческий и исследовательский.

Формулирование проблемных вопросов учебной темы на уроках нетрадиционных форм потребует от учащихся знания законов построения текста, умения вести его анализ на всех уровнях, навыка работы с различными источниками информации, позволит высказывать собственное мнение с непременным обоснованием своей позиции. Все это, на мой взгляд, способствует развитию критического мышления, развитию творческих способностей учащихся не только по созданию текстов разных стилей, типов и жанров, необходимых современному человеку, но и конструированию всех видов работы на уроках.


  1. Система моей работы и её результативность.

Технология проектного обучения помогает готовить людей, умеющих думать, общаться, слышать и слушать других. Школьникам становится интересно учиться. Знания, полученные в рамках этой технологии, становятся актуальными для них, повышается качество образования и, самое главное, в центре внимания - личность ученика.

Итак, информация является отправным, а не конечным пунктом любого метода преподавания. Знание создает мотивацию, без которой человек не может мыслить критически. Что необходимо для того, чтобы породить сложную мысль? Нужно переработать гору «сырья» - фактов, идей, текстов, теорий и т.д.

Проблемное обучение начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Однако познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, то уточняем и углубляем свою собственную позицию, поэтому работаем на уроках в парах и группе, включаем проведение дебатов и дискуссий.

6. Выводы и обобщения.

Применение технологии проектов и других нетрадиционных форм уроков раскрепощает, придает уверенность учащимся. Ученик не боится ошибиться, высказать свое мнение. Учащийся в процессе обучения сам конструирует процесс, исходя из своих возможностей и способностей, реальных и конкретных целей, сам определяет конечный результат. Учение посредством личных открытий -долгий процесс. Учитель даёт учащимся возможность реализовать свои способности, найти себя. В процессе применения проектного метода и других нетрадиционных форм уроков раскрываются коммуникативные качества ученика:

- происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;

- появляется возможность объединения отдельных дисциплин;

- создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;

- формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.



© 2010-2022