- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разноспрягаемые глаголы
Разноспрягаемые глаголы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Вяткина Т.С. |
Дата | 02.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
Л: развивать эмоциональную сферу личности при работе над творческими заданиями (сочинение рифмовок).
М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы в схему, ключевые слова).
4ЛР: определять спряжение глаголов по ударному личному окончанию, анализировать разноспрягаемые глаголы, опознавать их в тексте орфограмм.
3ЛР: употреблять в речи, стилистически окрашенные синонимы к слову есть.
Ход урока
Этапы урока
Ход урока
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Орфографическая пятиминутка.
Записать слова на доске: летаю, свистишь, чирикает, поешь, засыпаешь, играешь, запереть.
- Слова, какой части речи мы записали?
- Что такое глагол?
- Как изменяются глаголы?
- Что такое спряжение?
- В каком времени спрягаются глаголы?
III. Введение в тему урока.
А сейчас внимательно послушайте стихотворение:
Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать
Ну а руки - всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть -
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть.
- Предположите, какая будет тема урока.
Измените глаголы, представленные на доске по лицам и числам.
Есть, писать, говорить.
Я ем пишу говорю
Ты ешь пишешь говоришь
Он ест пишет говорит
Мы едим пишем говорим
Вы едите пишите говорите
Они едят пишут говорят
- Что мы сделали с глаголами?
- Что нужно знать для определения спряжения?
IV. Актуализация изученного.
Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание.
И ещё на ударение
Обрати своё внимание!
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение.
Оформить записи в тетрадях: составить опору для определения спряжения при ударном личном окончании глагола.
е,, а,т (я,т) - I
и, у,т (ю,т) - II
ЛИЧНОЕ
Е, (УТ/ЮТ) И, (АТ/ЯТ)
I спр. II спр.
- Поставьте глаголы в формы 3-го лица единственного и множественного числа, определите их спряжение. Запишите по образцу. Образец: Полоть - полет, полют (1)
Слышать, ненавидеть, любить, колоть, пилить, сеять, таять, смотреть.
V. Постановка проблемного вопроса урока.
Упр. 579 - введение нового понятия «разноспрягаемые глаголы».
Работа по таблице с осмыслением понятия «разноспрягаемые глаголы».
- Выделите корни в слове разноспрягаемые.
- О чём говорят эти корни? (Предположения детей.) Проверим все наши предположения.
Чтение правила.
VI. Открытие новых знаний.
- Сколько разноспрягаемых глаголов представлено в таблице? Назовите их начальную форму.
- Покажите, что у этих глаголов окончания разных спряжений (отдельно для каждого глагола).
- В чём особенность окончаний глаголов дать и есть? (В личных окончаниях ед.ч. нет букв гласных.)
- Как вы поняли, что такое производные глаголы?
- Сколько в русском языке разноспрягаемых глаголов - 4
Составьте схему «Разноспрягаемые глаголы»
ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ЕСТЬ, ДАТЬ
(+ производные от них)
ЛИЧНОЕ
И, (А/ЯТ), Е, (У/ЮТ)
I + II спр.
VII. Развитие учебноязыковых и речевых умений.
- Данные глаголы запиши в два столбика по спряжениям.
Светит, читаешь, любите, решим, прячется, падают, скрипят, работал, сидеть.
(почему глагол работал остался вне столбиков?)
Физминутка
Я называю глаголы первого спряжения - вы садитесь, называю глаголы второго спряжения - встаете.
Блестит, встаёт, зеленеет, ходят, красит, живёшь, звоним, строите, шуршат, любишь, растет, водите, поешь, говоришь, плывут, работаете.
Упр. 581 - развивается умение находить в тексте разноспрягаемые глаголы, определять их морфологические признаки.
Выполняется самостоятельно, с коллективной проверкой
-А сейчас намного поиграем. Игра называется "Глаголы играют в прятки". Найдите 10 спрятанных здесь глаголов (они расположены в клеточках по вертикали и по горизонтали). Выпишите их в столбик и укажите спряжение. (Работа в парах).
к
м
л
о
в
и
т
ь
л
р
р
й
п
е
р
е
х
о
д
и
т
т
к
о
т
с
р
а
г
а
п
а
а
о
м
е
и
т
з
п
р
и
с
с
н
п
т
д
е
й
р
и
с
м
м
й
к
ь
е
т
о
л
т
н
д
д
и
е
с
т
ь
т
н
ь
п
т
т
п
е
т
ь
р
и
о
д
ю
ю
о
н
й
н
о
т
д
ш
м
в
в
я
щ
к
а
н
а
о
п
л
ы
ы
т
По горизонтали: ловить-2, переходить-2, есть-2, плять-1, петь-1.
По вертикали:лететь-2, сидеть-2, вертеть-2, дарить-2, стоять-2.
VIII. Итог урока.
- Назовите ключевые слова урока.
- Закончите предложение:
У имён существительных склонение, а у глаголов - … (спряжение).
У разноспрягаемых глаголов … (личные окончания разных спряжений - I и II).
Ответьте на 3 вопроса:
- Что узнали на уроке?
- Что научились делать?
- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в определении спряжения?
IX. Домашнее задание.
1. Выучить разноспрягаемые глаголы (П. Придумать рифмовку для запоминания - по желанию).
2. Упр. 582