Разноспрягаемые глаголы

Сколько разноспрягаемых глаголов представлено в таблице?  Назовите их начальную форму. – Покажите, что у этих глаголов окончания разных спряжений (отдельно для каждого глагола). – В чём особенность окончаний глаголов дать и есть? (В личных окончаниях ед.ч. нет букв гласных.) – Как вы поняли,  что такое производные глаголы? – Сколько в русском языке разноспрягаемых глаголов – 4 Составьте схему «Разноспрягаемые глаголы»                                 ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ЕСТЬ, ДАТЬ Физминутка Я называю  глаголы первого спряжения – вы  садитесь, называю глаголы второго спряжения – встаете. Блестит, встаёт, зеленеет, ходят, красит, живёшь, звоним, строите, шуршат, любишь, растет, водите, поешь, говоришь, плывут, работаете.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разноспрягаемые глаголы.Разноспрягаемые глаголы.Разноспрягаемые глаголы.Разноспрягаемые глаголы.Разноспрягаемые глаголы.Разноспрягаемые глаголы.Разноспрягаемые глаголы.Разноспрягаемые глаголы.Тема: Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Л: развивать эмоциональную сферу личности при работе над творческими заданиями (сочинение рифмовок).

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы в схему, ключевые слова).

4ЛР: определять спряжение глаголов по ударному личному окончанию, анализировать разноспрягаемые глаголы, опознавать их в тексте орфограмм.

3ЛР: употреблять в речи, стилистически окрашенные синонимы к слову есть.

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Орфографическая пятиминутка.

Записать слова на доске: летаю, свистишь, чирикает, поешь, засыпаешь, играешь, запереть.

- Слова, какой части речи мы записали?

- Что такое глагол?

- Как изменяются глаголы?

- Что такое спряжение?

- В каком времени спрягаются глаголы?

III. Введение в тему урока.

А сейчас внимательно послушайте стихотворение:

Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать
Ну а руки - всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть -
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть.
- Предположите, какая будет тема урока.

Измените глаголы, представленные на доске по лицам и числам.

Есть, писать, говорить.

Я ем пишу говорю

Ты ешь пишешь говоришь

Он ест пишет говорит

Мы едим пишем говорим

Вы едите пишите говорите

Они едят пишут говорят

- Что мы сделали с глаголами?

- Что нужно знать для определения спряжения?

IV. Актуализация изученного.

Чтоб определить спряжение,

Посмотри на окончание.

И ещё на ударение

Обрати своё внимание!

Когда окончание под ударением,

Легко ты узнаешь, какое спряжение.

Оформить записи в тетрадях: составить опору для определения спряжения при ударном личном окончании глагола.


е,, а,т (я,т) - I


и, у,т (ю,т) - II

ЛИЧНОЕ


Е, (УТ/ЮТ) И, (АТ/ЯТ)



I спр. II спр.


- Поставьте глаголы в формы 3-го лица единственного и множественного числа, определите их спряжение. Запишите по образцу. Образец: Полоть - полет, полют (1)

Слышать, ненавидеть, любить, колоть, пилить, сеять, таять, смотреть.

V. Постановка проблемного вопроса урока.

Упр. 579 - введение нового понятия «разноспрягаемые глаголы».

Работа по таблице с осмыслением понятия «разноспрягаемые глаголы».

- Выделите корни в слове разноспрягаемые.

- О чём говорят эти корни? (Предположения детей.) Проверим все наши предположения.

Чтение правила.

VI. Открытие новых знаний.

- Сколько разноспрягаемых глаголов представлено в таблице? Назовите их начальную форму.

- Покажите, что у этих глаголов окончания разных спряжений (отдельно для каждого глагола).

- В чём особенность окончаний глаголов дать и есть? (В личных окончаниях ед.ч. нет букв гласных.)

- Как вы поняли, что такое производные глаголы?

- Сколько в русском языке разноспрягаемых глаголов - 4

Составьте схему «Разноспрягаемые глаголы»

ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ЕСТЬ, ДАТЬ

(+ производные от них)


ЛИЧНОЕ


И, (А/ЯТ), Е, (У/ЮТ)



I + II спр.

VII. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

- Данные глаголы запиши в два столбика по спряжениям.
Светит, читаешь, любите, решим, прячется, падают, скрипят, работал, сидеть.

(почему глагол работал остался вне столбиков?)


Физминутка
Я называю глаголы первого спряжения - вы садитесь, называю глаголы второго спряжения - встаете.

Блестит, встаёт, зеленеет, ходят, красит, живёшь, звоним, строите, шуршат, любишь, растет, водите, поешь, говоришь, плывут, работаете.


Упр. 581 - развивается умение находить в тексте разноспрягаемые глаголы, определять их морфологические признаки.

Выполняется самостоятельно, с коллективной проверкой

-А сейчас намного поиграем. Игра называется "Глаголы играют в прятки". Найдите 10 спрятанных здесь глаголов (они расположены в клеточках по вертикали и по горизонтали). Выпишите их в столбик и укажите спряжение. (Работа в парах).

к

м

л

о

в

и

т

ь

л

р

р

й

п

е

р

е

х

о

д

и

т

т

к

о

т

с

р

а

г

а

п

а

а

о

м

е

и

т

з

п

р

и

с

с

н

п

т

д

е

й

р

и

с

м

м

й

к

ь

е

т

о

л

т

н

д

д

и

е

с

т

ь

т

н

ь

п

т

т

п

е

т

ь

р

и

о

д

ю

ю

о

н

й

н

о

т

д

ш

м

в

в

я

щ

к

а

н

а

о

п

л

ы

ы

т

По горизонтали: ловить-2, переходить-2, есть-2, плять-1, петь-1.

По вертикали:лететь-2, сидеть-2, вертеть-2, дарить-2, стоять-2.

VIII. Итог урока.

- Назовите ключевые слова урока.

- Закончите предложение:

У имён существительных склонение, а у глаголов - … (спряжение).

У разноспрягаемых глаголов … (личные окончания разных спряжений - I и II).

Ответьте на 3 вопроса:

- Что узнали на уроке?

- Что научились делать?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в определении спряжения?


IX. Домашнее задание.

1. Выучить разноспрягаемые глаголы (П. Придумать рифмовку для запоминания - по желанию).

2. Упр. 582



© 2010-2022