Дополнение как второстепенный член предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дополнение как второстепенный член предложенияДополнение как второстепенный член предложенияДополнение как второстепенный член предложенияДополнение как второстепенный член предложенияДополнение как второстепенный член предложенияТема урока: Дополнение как второстепенный член предложения

Типа урока: Урок изучения нового материала

Вид урока: Комбинированный

Цели урока:

- обучающий:

  • Сформировать и углубить понятие о дополнении как второстепенном члене;

  • расширить и углубить понятия о способах и средствах выражения дополнений в предложении;

  • совершенствовать умения различать дополнения, выраженные инфинитивом; местоимением, числительным, существительным, междометием, сложным синтаксическим неделимым..

- развивающие:

  • развивать логическое и творческое мышление;

  • развивать умения анализировать языковой материал;

  • развивать умения проводить аналогии, сравнения

  • формировать умения самостоятельно формулировать выводы;

  • закрепить навык разбора предложения;

  • строить схемы предложений со второстепенными членами предложения;

  • развивать навыки самоконтроля;

- воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету, трудолюбию, усердию при выполнении заданий; внимание к языковым конструкциям.

Методы и приемы: объяснительно - иллюстративный метод (объяснение, конспект, составление тезисов, работа с учебником), репродуктивный метод (рассказ учащегося по новой теме с использованием опорных и ключевых слов, выполнение упражнений и заданий по аналогии), наглядный метод, построение схем, игровой метод.

Наглядность: учебник по русскому языку Е.Н. Дмитриевой, Е.Н. Назаровой для 7 кл. якут.шк., - 4-е изд., перераб. и доп. - Якутск: Бичик, 2011. - 176 с.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему урока.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Закрепление нового материала.

  5. Итог урока.

Эпиграф урока:

«Если знаешь что-нибудь получше, поделись;

Если нет, у меня поучись»

Гораций.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему урока.

Фронтальный опрос, повторение пройденного;

-Какие члены предложения называются второстепенными?

-На какие основные группы делятся второстепенные члены?

-Как определяется значение второстепенных членов предложения?

-Как ставятся вопросы к второстепенным членам предложения

  1. Изучение нового материала.

I. - А теперь вам предстоит угадать тему нашего урока…

1) Игра «Кто быстрее?»

- На доске изображена «лесенка», по которой вам предстоит забраться на самый верх. Но для этого надо выполнить такое задание:

К каждому слову подберите дополнение в том падеже (без предлога или с указанным предлогом), который указан в скобках начальной буквой.

Не торопитесь «шагать». Слова необходимо переставить на «лесенке» так, чтобы по их начальным буквам прочитать зашифрованное название одного из членов предложения. Все поняли? Тогда начинаем?

Дополнение как второстепенный член предложения

Примерный вид окончательной записи:

Дополнение как второстепенный член предложения

На основе этой игры вспомним дополнение:

-Что обозначает дополнение?

-На какие вопросы отвечает?

-Чем выражается?

-От каких членов предложения зависит?

-Как связывается с главным словом?

II. Дополнение - второстепенный член предложения, который обозначает предмет, являющийся объектом действия и отвечает на вопросы косвенных падежей. Дополнение обычно зависит от членов предложения, выраженных глаголами, причастиями и деепричастиями.

От одного и того же глагола-сказуемого могут зависеть разные по значению дополнения (схема на доске):

(что?) письмо (предмет, на который направлено действие)

(кому?) брату (адресат действия)

Я пишу (чем?) ручкой (орудие действия)

(о чем?) от отдыхе (предмет сообщения)

(на чем?) на бумаге (предмет, на котором совершается действия)

Способы и средства выражения дополнения. Найти в данных предложениях дополнения, указать какой частью речи выражено. Поставить вопрос и определить падеж.

Чем выражено

Примеры

Вопрос

падеж

1. Существительное в косвенном падеже

Я могу переплыть реку.

Что?

вин.п.

2. Местоимение в косвенном падеже (в различных разрядов)

Думай обо мне (личное).

Расскажи о себе (возвратное).

Я хорошо вижу это (указательное).

Кого (вопросительное) вы хотите увидеть здесь?

Всем (определительное) хотелось участвовать в празднике.

Кого-то (неопределенное) попросили позвонить.

Некому (отрицательное) было отвечать.

О ком?

О ком?

Что?

Кого?

Кому?

Кого?

Кому?

Пр.п.

Пр.п.

Вин.п.

вин.п.

Дат.п.

Вин.п.

Дат.п.

3. Любая часть речи в значении существительного:

А) прилагательное в значении существительного;

Б) причастие в значении существительного;

В) числительное в значении существительного;

Д) междометие в значении существительного

Большим все можно.

Лера отозвалась о присутствующих не очень лестно, хотя решительно никто ему не возражал.

Разделите сорок на восемь.

Я слышу «ау» вдалеке.

Кому?

О ком?

Что?

Что?



Дат.п.

Предл.п.

Вин.п.

Вин.п.

4. Инфинитив

Командир приказал нам узнать все о происшествии.

Что?

Вин.п.

5. Синтаксически неделимое словосочетание.

Я увидел деда с бабушкой.

Кого?

Вин.п.

6.Фразеологизм

Белой вороной во дворе считали Вадика, он играл на скрипке и был равнодушен к футболу.

Кого?

Вин.п.

Понятие о прямом, косвенном дополнении:

См. таблицу на странице 60.

III. Физкультминутка.

(Учитель называет словосочетания, ученики делают зарядку. Если это прямое дополнение делают наклон налево и направо, косвенное дополнение - наклон вперед и назад, сомневаются - круговое движение)

Найти его ахиллесову пяту. Я горжусь своими дочерями. Натопила печь. Шагнул через порог. Борьба за свободу. Отдал мне. Пишу письмо. Стираю бельё. Слушаю музыку.

  1. Закрепление нового материала.

Упражнение 103. Прочитайте. Выпишите из текста словосочетания, состоящие из сказуемого и дополнения, ставьте вопрос.

Труд - это корни, питающие могучие чувства любви к родной земле. Только то, что достается с трудом, становится родным и близким. Как важно, чтобы еще в юные годы человек утверждал в труде свою нравственную доблесть. Труд не может быть легким, безмятежным делом. Он потому и труд, что трудный. Самое красивое и возвышенное чувство - любовь к родной земле. Его творят в процессе своей деятельности.

  • Чем выражены дополнения?

  • Произнесите правильно словосочетания и объясните их значения могучее чувство, свою нравственную доблесть, безмятежное дело, в процессе деятельности, возвышенное чувство.

  • Используя в речи данные словосочетания, перескажите содержание текста

Упражнение 104. Выделите и выпишите из текста словосочетания с дополнениями, выраженными неопределённой формой глагола.

Знаешь ли ты сказки о ковре-самолете, о сапогах-скороходах, о скатерти самобранке?

Эти сказки люди придумали в старину. Людям очень хотелось научиться летать, научиться шагать через горы и леса, научиться быстро работать.

  • Охарактеризуйте сказуемые в данном тексте.

  1. Итог урока.

  • Что мы узнали о дополнении?

  • Чем еще может быть выражено дополнение?

Кроме существительного и местоимения дополнение может быть выражено другими частями речи в значении существительного: прилагательным, числительным, наречием, неопределенной формой глагола, междометием, а также неделимыми словосочетаниями.

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание:

  • Упражнение 105.

  • Подобрать примеры дополнений, выраженных разными частями речи.



© 2010-2022