Интеграция литературы и школьного театрального объединения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеграция литературы и школьного театрального объединения



Одним из продуктивных путей преобразования современной школы является интеграция. Именно интеграция устраняет противоречия между быстро растущим объёмом знаний и возможностью их усвоения. Она способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение системой универсальных человеческий ценностей, служит формированию системно - целостного взгляда на мир.

Но современные условия жизни требуют высший уровень интеграции содержания образования -это объединение в единое целое образовательных областей с содержанием образования, получаемого детьми вне школы -транспредметная интеграция.

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного развития подрастающего поколения. Общеобразовательная школа превращается в школу воспитания и в связи с этим требует от современного учителя пересмотра своей педагогической деятельности, нового самосознания. Учителям приходится воплощаться в особо значимую роль - роль педагога - воспитателя. Но я думаю, что так называемая «старая гвардия» из этой роли не успела выйти и помогает детям целенаправленно и организованно «восходить к культуре современного ему общества и развивать способности жить в этом обществе». Я уверена, что жить достойно в обществе может только духовно - нравственный человек. Психолого - педагогическая работа должна осуществляться по линии пробуждения активности учащихся в поиске и раскрытии жизненного смысла, в развитии их творческих способностей, в пробуждении интереса к широкой информации о людях, вещах и помощи им в создании целостного образа внешнего мира. Воспитание духовно - нравственного начала тесно и неразрывно связано с развитием самосознания учащихся с осознанием ими своих национальных корней, потребности любви к России, к своему народу.

В преподавании литературы необходимо расставлять акценты именно на эти стороны воспитательного процесса. И в этом смысле интеграция литературы и дополнительного образования приобретает всё большее значение, так как на уроках литературы невозможно охватить всего объёма знаний необходимых современному молодому человеку. Учитель-филолог не может ограничиться рамками только урока. Объём учебного материала, новые воспитательные ориентиры делают транспредметную интеграцию жизненно необходимой, потому что становление и развитие духовно - нравственного потенциала реализуется несколькими путями:

  1. Через приобщение учащихся к искусству, живописи, музыки, театру, а также к различным видам творческой деятельности;

  2. Через развития образно - эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни;

  3. Через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые учащиеся получают при овладении учебными предметами и во внеурочной деятельности;

  4. Через развитие речевой культуры учащихся, совершенствование коммуникативных способностей, формирование созидательной деятельности, формирование способности к социальной адаптации и социальной мобильности в условиях постоянно меняющегося мира.

Говоря о транспредметной интеграции следует помнить, что ничего общего с внеклассной работой транспредметная интеграция не имеет. Это уже совершенно иной уровень образования:

- системный;

- планированный;

- основанный на имеющихся ресурсах.

В нашей школе такой ресурс представлен опытом работы режиссёрской и организационной деятельности руководителя театрального кружка (затем объединения «Школьный театр»), подготовленные дети с устоявшейся мотивацией и опытом исполнительства, группа выпускников школы (теперь студенты разных вузов), до сих пор принимающих участие в деятельности объединения: это Янович Надежда - студентка педагогического института города Челябинска, Доронин Андрей - студент ЧГАУ, Тюкавкина Анну - студентка ЧЕЛГУ и другие бывшие театралы, как они себя называли.

Руководитель объединения «Школьный театр» - учитель русского языка и литературы. Таким образом, созданы условия для интеграции уроков литературы и театрального школьного объединения. Цель такой деятельности заключается в обеспечении гармоничного вхождения в культурное пространство человечества, приобщение к сокровищам мировой культуры.

Основная задача деятельности учить понимать и любить прекрасное; формировать духовно богатую высоконравственную образованную и творческую личность.

Литература, являясь частью художественной культуры, находится в сложном и постоянном взаимодействии с другими видами искусства. В современное время диалог искусств становится основой системой литературного образования в школе. Необходимо подчеркнуть, что сотрудничество литературы и театра поможет решить многие проблемы, а в частности научить ребёнка систематически читать художественную литературу, любить книгу, задумываться над её содержанием, иметь о ней собственное суждение. Путём театрализации художественных произведений можно достичь более глубокого осмысления текста. А это уже много.

Рассмотрим три аспекта интеграции литературы и театра:

  1. Культурологический аспект.

Отбор знаний в сфере театрального искусства обеспечивает развитие общей культуры учащихся, расширение его эрудиции. Художественный образ, создаваемый искусством актёра непосредственно перед зрителем, ощущение присутствия на сцене, убедительность условного языка сцены, острые проблемы, разнообразные режиссёрские находки, актёрская игра сверстников - всё это представляет огромную культурную ценность для развития и обогащения духовного мира юных зрителей и актёров. При диалогичности искусств воспитывается не только читатель, а также происходит становление грамотного зрителя, думающего и понимающего, зрителя способного почувствовать, постичь культуру театра.



  1. Герменевтический аспект.

К. Д. Ушинский утверждал: «Читать - это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело». Понимание есть не одномоментный результат, а протяжённый во времени процесс, которому постоянно сопутствует кажущаяся завершённость. Осмысление и понимание художественного текста возникает в процессе работы над различными формами интерпретации литературного произведения. Научить учащихся понимать текст - это значит научить видеть и чувствовать текст в диалоге с автором.



  1. Психологический аспект.

В процессе деятельности происходит психическое развитие, результатом которого является осознание себя индивидом. Следует упомянуть о том, что подростки способны к слиянию искусства и действительности при чтении, т.е. способны жить параллельно и реальной, и созданной их воображением жизнью, что позволяет им быть эмоционально активными.

Надо учесть, что традиционный путь - от словесного произведения к его театральной интерпретации - не даёт желаемого результата. Нельзя ради привлечения детей к урокам литературы просто «играть в актёров».

Интеграция литературы и театра это сложный процесс. Обязательно следует помнить о главном звене - чтении. Для того чтобы литература и театр шли вместе необходимо соблюдение следующих принципов:

- предварительное знакомство учеников со средствами театральной выразительности;

- преобладание целенаправленной читательской деятельности над сценическим действием;

- системность взаимодействия читательской и сценической деятельности предполагающих несколько этапов;

В обучении театрализации выделяются следующие этапы:

1. Подготовительный: первичное чтение, фрагментарное чтение, непосредственное восприятие текста, осмысление, анализ текста;

2. Исполнительский анализ: интерпретация художественного текста, дополненная элементами театральной технологии (интонирование, мизансцены, эскизы, костюмы, декорации, музыкальное и световое оформление);

3. Репетиционный этап перед воображаемым зрителем;

4. Генеральная репетиция с последующим анализом и самоанализом работы;

5. Презентация подготовленного проекта;

6. Рефлексия: обмен впечатлениями после просмотра, создание проблемной ситуации, мотивирующей вновь обращение школьников к тексту, сопоставительный анализ художественного текста и инсценированного эпизода.

Особо следует отметить, что при выборе материала для работы необходимо придерживаться определённых критериев:

- сохранение авторского замысла, авторской концепции, атмосферы произведения;

- соответствие темы читательским, зрительским интересам и возрастным особенностям учащихся;

- ограниченность объёма произведения или его фрагмента;

- преобладание в избранном фрагменте диалогов.

Как уже отмечалось выше, театрализация осуществляется в несколько этапов.

Подготовительный период работы - непосредственное восприятие художественного произведения и одновременно процесс вхождения в текст, осмысления содержания, поэтики произведения. Надо отметить, что самое первое занятие в театре у нас посвящено «влюбляемости» в книгу, в чтение. Я предлагаю детям представить мир без книг, потом мы это представление озвучиваем, «зарисовываем» мир без художественных произведений. А далее я начинаю читать ребятам «влюблённость» в чтение, в книги авторитетных людей. Кроме высказываний о чтении Горького, Паустовского, Безымянного, знакомлю их с отрывком из «Тринадцатой сказки» Д. Сеттерфилд, британской писательницы. «Тринадцатая сказка» - «волшебный ключик» к тем причинам, которые объясняют, почему мы вообще читаем: «Умирая, люди исчезают. Исчезают их голос, их смех, теплота и дыхание. Исчезает их плоть, а в конечном счёте и кости. Исчезает и память об этих людях. Это ужасно и в то же время естественно. Однако некоторым людям удаётся избежать бесследного исчезновения, так как они продолжают существовать в созданных ими книгах. Мы можем заново открыть этих людей - их юмор, их манеру речи, их причуды. Посредством написанного слова они могут вызвать наш гнев или доставить нам радость, Они могут нас успокоить. Они могут нас озадачить. Они могут нас и изменить. И всё это притом, что они мертвы, Как муха в янтаре чудесное сочетание обыкновенных чернил и бумаги сохраняет то, что по законам природы должно исчезнуть, Это сродни волшебству... (этот отрывок прочитывается детям пятых - восьмых классов, а в девятом читаю текст до конца) ...Я ухаживала за книгами. Я очищала их от пыли, подклеивала повреждённые листы, И каждый день я открывала какой - нибудь том и прочитывала несколько строк или страниц, позволяя голосам забытых покойников прозвучать у меня в голове, Чувствовали ли они, эти умершие писатели, что кто-то читает их книги, появлялся ли тонкий лучик света в окружающем их мраке, ощущала ли бессмертная душа соприкосновение с разумом читающего? Надеюсь, что да. Ведь это, наверное, так одиноко - быть забытым.»

В подготовительном этапе работы также проходит перевод художественных образов в понятия, суждения, концепции. Когда, где, в каких условиях происходят события, что за люди герои, как они выглядят, как себя ведут, как относятся друг к другу. Учащиеся представляют картину происходящего, сопоставляют факты с теми событиями, которые встречались в их жизни, вводят ассоциации. Для полноценного восприятия и осмысления содержания необходим минимальный базовый культурный фонд у обучаемых. Поэтому на уроках «погружения» в текст особое внимание уделяется комментариям историко - культурного, этнографобытового и языкового характера. На этом этапе следует обратиться к доступным литературоведческим материалам, способным обогатить понимание текста: дополнительные сведения об авторе, об истории создания художественного произведения, об эпохе, бытовой культуре. И как следствие такой работы на занятиях «Школьного театра» и уроках литературы определяются группы детей историков, литературоведов, театральных критиков, костюмеров, гримёров и, естественно, артистов. Получается, что участники объединения - все ученики класса, за редким исключением - зрители, да и те приходят на занятия объединения из-за неподдельного интереса к работе своих товарищей.

Приведём конкретный пример урока, который проводился нами при изучении памятника древнерусской литературы - «Поучение Владимира Мономаха». Это очень трудная тема. Учителя обычно просто читают и комментируют на уроке «Поучения», а на подробную интерпретацию времени не хватает. Мы же читаем «Поучения Владимира Мономаха» на объединении, причём приглашаем на занятие бывших выпускников. Чтение идёт в образе. Главная цель урока литературы - понять нравственный смысл «Поучения Мономаха» и вписать его в историко - культурный контекст. Итак, к уроку литературы всеми учащимися был прослушан и прочитан текст «Поучения», а затем школьники выполнили ряд заданий и подготовили ответы на следующие вопросы:

  1. Какие качества мы больше всего ценим в человеке? А что больше всего в нём ценилось в древние времена? Своё заключение сделайте, исходя из анализа древнерусского текста.

  2. Каким предстаёт в «Поучении» Владимир Мономах? На сколько его мысли, чувства близки нам сегодня? Нарисуйте психологический портрет древнерусского князя.

  3. Как Владимир Мономах служил своей родной земле?

  4. Что он завещает своим детям, своим потомкам?

Кроме заданий, связанных непосредственно с анализом текста, учащиеся на занятии объединения «Школьный театр» к уроку литературы получили групповые и индивидуальные задания, выходящие в область других учебных предметов, то есть исполняли своеобразные учебные роли. «Историки» должны были подготовить материал о Киевской Руси конца одиннадцатого - начала двенадцатого веков. «Картографы» составляли карту Киевской Руси этого периода, выявляли её политические, экономические и культурные связи с другими государствами Европы и Азии. «Биографы» на материале исторических трудов В. Татищева, М. Карамзина, С. Соловьёва, А. Ишимовой и из материалов школьных учебников дополняли сведения о личности древнерусского князя. «Литературоведы» комментировали реминисценции в тексте «Поучения» из Псалтыря и рассказывали о летописании на Руси после принятия христианства. «Историки литературы» знакомили с другими древнерусскими текстами этого периода - «Словом о Законе и Благодати» Иллариона, «Житии Бориса и Глеба». «Архитекторы» на материале Софии Киевской и Черниговского Спасского собора - стиля монументального историзма - рассказывали о древнем зодчестве. «Искусствоведы» раскрывали секреты мозаики, фресковой живописи (интерьер Софии) и иконописи «Владимирская Богоматерь», «Ангел Златые власа», «Театралы» поставили небольшую сценку «Цветочек аленький», продемонстрировав отношение отцов и детей Древней Руси.

Для активизации рецептивной и познавательной деятельности учащихся, осуществления учебного диалога использовались разнообразные вопросы, реплики учителей и учеников, которые оформляли диалог на уроке. «Поучение» начинается с самоумаления князем Мономахом своей значимости как человека, признания своей греховности. Что это - закон жанра поучения или христианский ритуал в представлении человека?

Зачем переписчик включил в цикл произведений Владимира Мономаха - его собственного «Поучения» и рассказа о собственной жизни - письмо Мономаха к Олегу Святославичу, именуемому на Руси «Гориславич».

После проведённого урока учащимся были предложены вопросы и задания для самопроверки и систематизации полученных сведений:

- как возникла Древнерусская литература? Назовите её первые памятники и основные жанры.

- расскажите о «Повести временных лет» Нестора и «Слове о Законе и Благодати» Иллариона. Определите их жанры.

В качестве творческою задания для учащимся было предложено написать «Поучение» (младшему брату, сестре, однокласснику, родителям и т.д.)

Разрабатывая современный интегрированный урок педагог стремится избежать жёсткого программирования его содержательной и дидактической стороны. Главная задача учителя - выстраивание образовательного пространства своих учащихся, создание мотивации и предпосылок для их мыследеятельности и творчества. На таком уроке много импровизации, творческой непредсказуемости, свободного ассоциирования на уровне содержательных и дидактических связей между искусствами и отраслями знаний. В связи с этим данный тип урока обусловливает и другой тип интегративных связей, которые можно определить как свободные ассоциативные связи литературы, других искусств и учебных предметов. Эти свободные ассоциативные связи возникают непременно в сознании художника во время творчества, на что убедительно указал А. Блок в своей статье «Без божества, без вдохновенья»: «Писатель должен помнить о живописце, архитекторе, музыканте, тем более - прозаик о поэте, а поэт о прозаике».

Надо ли говорить какое воспитательное значение имеет подобный урок?

Мечта любого учителя литературы - приобщить учащихся к чтению, научить читать.

Уметь читать - значит наслаждаться чтением художественного произведения, находить в нём отклик своим мыслям и чувствам, видеть источник духовного и нравственного развития, открывать для себя мир красоты и прежде всего красоты человека. Уметь читать - значит понимать идейно - нравственные позиции автора, уметь вырабатывать свою точку зрения, иметь свои ответы на вопросы, которые ставит книга.

Но разве достаточно одного урока, чтобы вчитаться в произведение? Нет! А если есть другой образовательный ресурс, то проблема перестаёт быть нерешаемой.

Известно, что способов чтения пять:

  1. способ углублённого чтения;

  2. способ чтения - просмотра;

  3. способ выборочного чтения;

  4. сканирования;

  5. быстрого чтения.

На занятиях объединения мы используем в основном первый способ и третий способ как продолжение чтения - просмотра. Углублённый способ называется потому, что в процессе чтения осуществляется так называемое общее наблюдение над содержанием прочитанного с целью научиться усваивать текст. Усвоить текст - значит понять его и запомнить. Вспоминаю, как огорчались мои ребята, юные участники «юного» театрального ещё кружка, когда я сказала, что не постановочных занятий будет много, а занятий углублённого чтения. Углублённому чтению учу на маленьких произведениях. Позже дети удивлялись, что так много можно говорить о крохотных текстах. Например, предлагаю учащимся послушать в исполнении «артистов» легенду о листопаде из рассказа К. Паустовского «Жёлтый свет».

«В давние времена сковали деревенские кузнецы первое ружьишко, набили порохом, и попало то ружьишко дураку. Шёл дурак лесом и увидел, как иволги летят под небесами, летят жёлтые весёлые птицы и пересвистываются, зазывают гостей. Дурак ударил по ней из обоих стволов и полетел золотой пух на землю, упал на леса, и леса посохли, пожухли и в одночасье опали. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались. Небось, видел в лесу есть лист жёлтый и есть лист красный. До того времени вся птица зимовала у нас. Даже журавль и тот никуда не подавался. А леса и лето, и зиму стояли в листьях, цветах и грибах. И снега не было. Не было зимы, говорю. Не было! Да кой она ляд сдалась нам, зима, скажи на милость?! Какой с неё интерес? Убил дурак первую птицу - и загрустила земля. Начались с той поры листопады, и мокрая осень, и листобойные ветры, и зимы. И птица испугалась, от нас отлетает, обиделась на человека. Так-то, милый, выходит, что мы себе навредили, и надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.»

Пространство культуры - дом, обиталище личности. Вхождение в него осуществляется через текст, прочтение его знаков, символов, кодов, образов, а через них происходит диалог с автором, постижение его ценностей, картины его мира. В ходе диалога с автором реципиент выходит к смыслам и ценностям культуры, определенному историческому типу сознания, которые создатель текста представляет и отражает. В этом процессе и происходит трансцендентный сдвиг, своеобразный скачок от речевой коммуникации к Я - экзистенции, когда личность сама как бы становится произведением, творит свою историю. Такой производимый культурой и самопроизводимый человек уже не является равным самому себе изначальному, а приобретает новые качественные оценки.

Основной целью культуросообразной школы и является обеспечение перманентного процесса творения и самотворения личности, ее самоопределения и самоосуществления в культуре и посредством культуры. Он происходит с использованием антропотехнических средств и технологий. Педагогическая технология - это последовательность этапов и система приемов, направленных на решение определенных педагогических задач. В нашем случае такими задачами является вхождение в художественный текст.

Автор сознательно и бессознательно управляет вниманием читателя, предлагая ему принять свои "правила игры". Он может с неожиданной, парадоксальной фразы, как К. Паустовский, начать свое повествование: "В давние времена сковали деревенские кузнецы первое ружьишко, набили порохом, и попало то ружьишко дураку...».

Писателю очень важно овладеть вниманием читателя уже на первой стадии восприятия. Поэтому он огромное значение придает всему: заглавию произведения, эпиграфу, экспозиции, предисловию, вступлению, первой ремарке, реплике героев, первой фразе или даже строке.

Овладев вниманием читателя, писатель вызывает у него активное отношение к тексту - соучастие. При этом он может прямо обращаться к нему, вызывая его непосредственную реакцию на изображенное, отраженное в тексте или намекать на что-либо, интриговать, пробуждать ассоциации. Соучастие вызывается пафосом произведения, лирическими, драматическими интонациями, авторской иронией, аллегорией, сарказмом и т.д. Поддержание длительного интереса к тексту со стороны читателя осуществляется в тексте при помощи движения его сюжета, развития основных и побочных мотивов, культурно - исторических образов и реалий, опорных слов и выражении, семантических повторов, логических фигур. Соучастие осуществляется при условии, если читатель способен соединить в своем сознании разрозненные детали текста, мотивы и картины жизни в единую картину бытия. Именно в сознании ребёнка текст приобретает свою художественно-эстетическую целостность, которая задана ему сознанием автора. Входя в текст, читатель кик бы становится соучастником происходящих в нем событий. Он заряжается мыслями и чувствами героем и самого автора, воспроизводит и творчески дорисовывает в своем воображении сюжетные ситуации и эпизоды текста, интерьер, пейзаж, портреты героев и т.д. Поэтому в процессе установки на чтение учащихся учитель должен предусмотреть задания, направляющие их работу воображения и эмоциональной сферы.

После текстовой работы по анализу легенды ребята узнают, что хотел автор донести до читателей.

Повествование строится как сказочное: оно начинается зачином, для которого характерно формульное начало: «В давние времена...». Зачин представляет собой по объёму первое предложение; в нём сжато переданы важные для основного повествования факты («сковали деревенские кузнецы первое ружьишко, набили порохом и попало то ружьишко дураку»).

Вторая часть - «Шёл дурак лесом... Небось видел в лесу - есть лист жёлтый и есть лист красный». Тема этой части - листопад как результат убийства птиц. Здесь повествование осложняется элементами описания: через действие передаётся изменение в природе, особое внимание направлено на динамику цвета: «...И полетел золотой пух на землю, упал на леса, и леса посохли, пожухли и в одночасье опали. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались».

Третья часть - последняя - строится на сопоставлении: что было до происшедшего и что стало после того, как дурак убил птиц. Строевые элементы этой части - «До того времени...» - «Начались с той поры...».

Таким образом, сказочные черты проявляются уже в построении, в организации текста.

Центральное событие и общая тема этого повествования - появление осени на земле как результат гибели птиц от руки человека.

И характер темы и особенности самого повествования говорят о том, что это легенда: рассказ о каких - то сказочных, фантастических событиях, с которыми, тем не менее, связывается причина реальных явлений или событий.

Стилистической основой, базой всего повествования выступают фольклорные элементы. Прежде всего, это сказочные образы: дурак, весёлые птицы, которые представлены как волшебные, необычные. Волшебным, чудесным выглядит и преображение леса, на который попадают после выстрела дурака птичьи перья («золотой пух») и кровь: «И полетел золотой пух на землю, упал на леса, и леса посохли, пожухли и в одночасье опали. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались».

Здесь характерна передача света через метафорический эпитет, который придаёт образу сказочность: золотой пух, а затем - через глагольное слово, чтобы подчеркнуть динамику происходящего: покраснели.

Метафорически рассказчик подытоживает повествование о причине появления осени и её характерных признаков на земле: «Убил дурак первую птицу - и загрустила земля». Совершено народный образ возникает в олицетворении «загрустила земля». И только после этого появляется завершающая фраза «Так-то, милый. Выходит, что мы себе навредили, и надобно нам ничего не портить, а крепко беречь».

Такое глубокое погружение в текст формирует грамотного читателя, учит понимать литературу как вид искусства, учит делать анализ произведения как художественного целого, осмыслить его в целостности, увидеть, как воплощает автор свой замысел. Опыт такой работы даёт возможность школьнику познакомиться с разнообразными художественно - идеологическими позициями автора, с неоднозначными оценками явлений, с возможностью поиска аргументов в пользу разных прочтений, что формирует критичность мышлений, умение выражать, аргументировать и корректировать собственную позицию. В свою очередь, это развивает литературный вкус, представление о критериях художественности, о классике, а также воспитывает эстетически и этически развитого читателя, который заинтересован в общении с искусством и способен самостоятельно понимать и оценивать произведения как художественную модель мира, созданную автором.

Когда жизнь, описанная автором, стала близка, пережиты соответствующие чувства, тогда актёры переходят к исполнительской концепции. Центральное звено исполнительского анализа по существу является интерпретацией теста, дополненной театральными технологиями.

Здесь проводится поиск и постановка исполнительской задачи: что мы хотим донести до зрителя, что он должен почувствовать, понять, о чём задуматься. Выдвинув задачи, учащиеся доказывают их правомерность, уточняют, конкретизируют свой замысел, а затем его реализуют.

Инсценирование отрывка из произведения для урока предполагает следующие этапы: ребята делятся на группы, выбирают отрывок из произведения, при необходимости пишут текст сценария, подбирают или изготавливают костюмы, распределяют роли, учат текст, репетируют и показывают фрагмент перед классом. Опыт такой работы бесценен. Ребята учатся взаимодействовать в группе, договариваться, разрешать конфликты мирным путём, брать ответственность за свой участок работы, необходимый для общего дела, помогать друг другу, сопереживать. Я вижу, как подруга заботится о своей подруге - актрисе или друг спешит помочь своему товарищу. Имеют возможность проявить организаторские способности - каждая группа имеет своего продюсера, координирующего работу. Из таких инсценированных отрывков мы однажды собрали сценарий театрализованного выступления на Неделе русского языка и литературы: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся».

Главным для театрализации является выбор темы в тексте произведения. На занятиях театрального объединения ребята этому учатся. Выбирается тема, которой подчиняются все элементы композиции театрализации:

  1. Определение главного события;

  2. Построение событийного ряда;

  3. Выявление действий и поступков, подчёркивающих характеры героев, качество конфликта.

Знакомство учеников с художественным языком театра начинается с основных понятий театрального искусства. Формирование представлений о театре, сцене, афише, цвете, свете, звуке, декорации как средствах театральной выразительности занимают достаточно большое место. Процесс овладения театральными терминами, даже на уровне школы, долгий. На этом этапе учащиеся описывают сцену, учатся видеть не только то, что на ней, но и как это представлено.

Следующий этап - выступление перед реальными зрителями - презентация подготовленного проекта. Все, что было подготовлено, задумано, должно быть выявлено в действии. И здесь важно все: знание текста, смена декораций, музыкальное сопровождение.

Последний этап - рефлексия - переосмысление текста, чувств, эмоций, переживаний. Рефлексия способствует выходу воспринимающего из «вживания», «подражания», «поглощенности» процессом чтения, интерпретирования, во вне, «в позицию над этим процессом», чтобы можно было судить о нем и выражать теоретическое отношение к нему, по мнению современного методиста И. В. Сосновской, «именно здесь должно формироваться художественное сознание читателя». Рефлексия - это особый этап, позволяющий раскрыть как актеров, так и зрителей. У каждой группы есть своя задача: 1) для актеров (как мне удалось исполнить роль?); 2) для зрителей (что изменилось в моем понимании художественного произведения?). Последний этап театрализации дает возможность осмысливать и переосмысливать произведение, заставляет задумываться: «Почему это было?», «Что это дало?», «Что может стать для меня главным?»

Расширение и углубление театрализованных приемов ведет к осмыслению и усложнению основных понятий, связанных с процессом анализа художественного произведения и возрастными особенностями учащихся. Таким образом, театрализацию можно рассматривать как путь интерпретации художественного текста сценически, с внесением элементов драматического действия. Процесс применения театрализации эпических произведений на уроках литературы основывается на читательском/зрительском сотворчестве ученика с автором, литературы с театром.

Театр играет колоссальную роль не только в формировании профессиональной компетентности учителя. Он незаменим и в самом процессе обучения и воспитания.

Опытный учитель знает, что обогащать театральный опыт подростка - это значит открывать ему глубину и разнообразие человеческих чувств и страстей, развивать его собственную духовную жизнь, будить его творческие способности. Юный зритель тянется на сцену, охотно становится сам «актером». Опыт многих учителей подтверждает необыкновенно положительное влияние работы в драматическом коллективе на развитие детского интеллекта, его читательских пристрастий; на сферу чувств, на умение красиво и свободно держаться, на выработку правильной, ясной и богато интонированной речи, на формирование чувства ответственности.

В методике вопрос о взаимодействии литературы с театром освещен недостаточно. Поэтому возникла необходимость заняться разработкой этой темы, которая является интересной и перспективной. Она подчеркивает возможности органичного использования межпредметных связей в рамках урока литературы.

В стандартах образования отмечено, что межпредметные связи развивают эмоциональную культуру личности, социально значимое отношение к миру и искусству, специальные художественные способности, творческое воображение, образное мышление, эстетические чувства, воспитывают эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии художественного произведения, формируют эстетический вкус.

От учителя требуется мобилизация всех его душевных сил, творческих способностей, чтобы заинтересовать учащихся, чтобы они с желанием шли на урок.

Методические и организационные формы содружества между преподаванием литературы и театром складывались на протяжении многих лет и нередко видоизменялись в зависимости от реальных условий (изменение программы, характера репертуара, особенностей интересов того или иного коллектива), но основной принцип - принцип связи литературы с формированием читательского опыта - всегда оказывался чрезвычайно плодотворным и вполне оправдывал те усилия, которые тратил учитель на его осуществление: расширялся круг литературных интересов учащихся, возникал стойкий интерес к фактам современной культуры, и прежде всего - к театру, действеннее обогащался мир эмоций, нравственных чувств и знаний школьников, активно формировались нравственно-эстетические оценки, заметно повышалась самостоятельность и обоснованность суждений.

В центре внимания учителя были прежде всего особенности восприятия учащимися драматургического текста и поиски таких приемов работы, которые, отвечая художественной специфике драмы, облегчали бы ее освоение в единстве формы и содержания.

Уроки выгодно отличаются, если учитель владеет театральными приемами организации педагогической деятельности. Умению организовать работу на уроке помогают социоигровые приемы, которые предлагает учителям театральная педагогика. И тогда в инсценировании и режиссуре урока появляется групповая работа, которая дает возможность участвовать всем детям в разных позициях: смена лидерства, смена ролевых функций «учитель-ученик».

Учителя организовывают учебную деятельность так, чтобы дети взаимообучали друг друга, обменивались информацией, а для этого им надо создать проблемную ситуацию.

Инсценировка отдельных эпизодов создает на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания литературных произведений. Такие занятия предоставляют подросткам возможность раскрыть индивидуальные способности, экспериментировать, демонстрировать свои умения.

Чтобы провести ролевую игру на уроке, надо выбрать тему, определить действующих лиц, обрисовать психологический портрет персонажа. Подготовка начинается с домашних заготовок. Во время игры развитие событий зависит от инициативы, фантазии и жизненного опыта участников. Ведущий (учитель) может помогать им, задавать наводящие вопросы, таким образом, влияя на ход игры.

«Урок, выстроенный учителем по законам режиссерского искусства, содержит в себе определенным образом заданную логику поведения ученика в предлагаемых обстоятельствах».

Урок по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

10 класс.

«Как можно жить в этом мире?»

Роман Достоевского полифонический. Услышать голоса разных героев помогает такой методический прием, как «проживание» образа. Условия игры таковы: каждый выбирает роль одного из героев романа и пытается представить себя на его месте (задание домашнее). Вхождение в образ происходит с первых минут урока. (Важно, что ребята находятся в круге, видят лицо друг друга).

Учитель:

-Вы знакомы? Представьтесь друг другу. Слово о себе.

Что вы думаете о мире, в котором живете? Как поступает он с вами?

(Представление героев, которое начинается с попытки перевоплощения.

- Я, Мармеладов...

- Я, Дуня, сестра Раскольникова...

- Я, Пульхерия Александровна Раскольникова, мать Родиона...

- Я, Сонечка Мармеладова...

- Я, Катерина Ивановна...

- Я, Родион Романович Раскольников...).

В момент краткого рассказа о своей жизни и месте в этом мире «герой» пытается оценить себя и других участников диалога. Возможность задать вопрос любому - непременное условие в данной ситуации. Так, например, на вопрос Алене Ивановне, старухе-процентщице, о ее сестре: «Почему она так жестока и несправедлива к ней?» был сразу же дан ответ: «А почему она позволяла такое отношение к себе? Значит, Лизавета заслужила это».

То есть дети, играя в театр, находятся в прочной зависимости друг от друга, свободно фантазируют, находят выход из трудной ситуации мгновенно.

Учитель:

- А вы, Петр Иванович Лужин, и вы, господин Свидригайлов, - кто в этом мире? «Сильные мира сего?» Почему?

Слово Раскольникову. В чем был ваш эксперимент и удался ли он?

Ваше отношение к Раскольникову, кто желает высказаться?

В ходе разговора возникает естественное обсуждение проблем романа, где звучит и слово Сони, ее «правда», и «правда» Лужина и Свидригайлова, и попытка выбора Раскольникова - чью правду принимает он и почему?

Задача учителя на данном уроке-спектакле - постановка вопросов- раздражителей, которые заставляют ученика мыслить, вникать в проблему, позволяют еще раз обратиться к роману и подумать о жизни.

Такой урок дает пищу для размышления и не заканчивается со звонком - ребята еще долго обсуждают его, теперь уже выйдя из образов и высказывая свое мнение. На следующем уроке целесообразно это обсуждение довести до логического конца, дав возможность оценить игру - исполнение каждого из героев, естественно, с учетом знания текста и правдоподобия исполнения роли. Кстати, иное обсуждение бывает не менее интересно, чем сам урок.

В некоторых классах одна из любимых форм урока «Суд над литературным героем». Также заданы определенные условия, распределяются заранее роли - дома есть возможность продумать свое выступление, подобрать цитаты из текста для защиты, обвинения, свидетельств. Причем право героя самому определить, на стороне защиты или обвинения ты будешь выступать. Прокурор готовит обвинение, свидетелей со своей стороны, а адвокат - защиту и свидетелей со своей. Класс оформляется под зал суда, соблюдаются необходимые церемонии.

Цель подобных уроков - углубленное понимание самого произведения с помощью имитации определенных жизненных ситуаций, поскольку это и есть видение реальной жизни учениками сегодняшнего дня. Не важен приговор, который обязательно выносится в конце урока-суда, важен сам процесс обсуждения, где по-новому звучит текст, где герои могут раскрыться с неожиданной стороны. Так, например, на подобных уроках по роману И. А. Гончарова «Обломов» главный герой, его образ жизни был оправдан одним классом и полностью развенчан и осужден другим. Все зависит от убедительности исполнения «героями» своих ролей.

К определенным правилам игры добавляется еще одно очень важное свойство - импровизация. Импровизация - сценическая игра, не обусловленная твердым драматическим текстом и не подготовленная на репетициях. Это самое ценное, на наш взгляд, качество подобных уроков. Ученик, находясь в определенных условиях, вживаясь в роль, пытается найти выход из сложившейся ситуации.

Однако цель игровой импровизации состоит не только в процессе самореализации, ведь необходимо обеспечить восприятие произведения, поэтому кажущаяся импровизация учителя должна быть подготовлена: и предыдущими уроками анализа литературных произведений, и тщательной подготовкой режиссерского действия. Возникновению целостности урока прежде всего способствуют идея, замысел, сверхзадача. Учитель провоцирует интерес ученика, создает проблемную ситуацию и находит способы воплощения этой идеи (предварительное планирование). Только в этом случае возникает художественная целостность школьного урока.

Уроки с элементами театрализации, ролевыми играми и другими методами театральной педагогики положительно воспринимаются учениками и их родителями. Нельзя не заметить рост интереса у школьников к всемирной истории, культуре, искусству. Ребенку гораздо интереснее комбинировать полученные знания, переводить их в образы, сочетать с художественным вымыслом.

Так у подростка формируется новая психология - творца, созидателя. Такое состояние импонирует ему, поскольку в этом возрасте человек стремится стать взрослым, самостоятельным, самоутвердиться.

Интеграция литературы и театра предстает как форма художественно-эстетической деятельности, воссоздающая жизненный мир, обживаемый ребенком. Цель школьного театра состоит в моделировании образовательного пространства, подлежащего освоению.

Интегрированные уроки литературы и театра способствовали формированию толерантной, открытой для общества личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социального и личного успеха жизни - навыками успешной коммуникации. Мои выпускники успешно поступили и учатся в высших учебных заведениях, многие из них являются лидерами среди молодёжи вузов, возглавляют студенческие Советы.

Активное жизненная позиция выработалась у них, благодаря выступлениям как на городском, так и на областном уровнях. Мои ребята являются помощниками и в школе, и в городе при организации мероприятий. Неоднократно их выступления демонстрировали на местных телеканалах.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт. Второго поколения. Базовые документы.

2. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С. 51.

3. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе / под ред. О. Ю. Богдановой. - М., 1984.

4. Ершова А. П. и др. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы // Театр и образование. - М., 1992. - С. 37-50.

5. Ершова А. П., Леваныиина Т. В., Никольский Л. А. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительной и читательской культуры школьников. (Метод, рекомендации в помощь лекторам и методистам ИУУ). - Ч. 2. - М., 1982. - С. 35.

6. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. - М., 1992.

7. Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1982.-С. 175.

8. Ильев В. А., Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. - М.: АО «Аспект Пресс», 1993. - С. 127.

9. Качурин М.Г. Два крыла, или литературный театр на уроке // Пути и формы анализа художественного произведения. - Владимир, 1991. - С. 11-24.

10. Кнебель М. О действенном анализе пьесы и роли. - М., 1961.

11. Колокольцев Е. Н. Искусство на уроках литературы. - Киев, 1991.



© 2010-2022