Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование корней кос/кас » (6 класс)

Тип: урок с использованием активных форм работ.Цели: 1.Обучающая: формирование навыков правописания гласных в разных морфемах слова, обработка навыков морфемного анализа слова.Необходимо:обобщить и углубить полученные знания о словообразовании;обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость; выяснить, с какими разделами русского языка связано «Словообразование».2.Развивающая: развитие орфографической зоркости.3.Воспитывающая: воспитание любви и уважения к...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

6 класс

Учитель: Паршина А.А.

Тема: Повторение по теме «Морфемика и словообразование».

«Чередование корней кос/кас и т.д»

Вид урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Тип: урок с использованием активных форм работ.

Цели:


  1. Обучающая: формирование навыков правописания гласных в разных морфемах слова, обработка навыков морфемного анализа слова.

Необходимо:

  • обобщить и углубить полученные знания о словообразовании;

  • обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость;

  • выяснить, с какими разделами русского языка связано «Словообразование».

2.Развивающая: развитие орфографической зоркости.

3.Воспитывающая: воспитание любви и уважения к русскому языку.

Методы и формы работы:

Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично - поисковый.

Словарная, парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, тестирование, игра, комментированные формы работы.

Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение правил, ответы на вопросы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Мы с вами начали изучать большой раздел русского языка «Морфемика и словообразование».

Давайте вспомним, что такое морфемика?словообразование?

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Слово учителя.

Словообразование - один из важнейших разделов русского языка. Словообразование - один из важнейших источников пополнения словарного запаса.

Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.

- Ребята, а что же такое морфема?

Чтобы вспомнить морфемы, я предлагаю вам разгадать кроссворд.

4. Загадки

1. Изменяемая часть слова.(окончание)

2. Часть слова без окончания.(основа) 3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.(приставка) 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.(суффикс) 5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов(корень).

Молодцы, а сейчас мы проведём игру «Угадай словечко».

-На доске «спрятано» слово, догадайтесь какое. Я написала первую букву. Сможете ли вы догадаться, какое это слово? (нет).

( на доске скрыто слово тигрята).

-Открываю последнюю букву. Стало ли слово вам понятнее? (нет).

-Кто может предположить, какая это морфема и какой части речи (или частям речи) она может принадлежать? (окончание существительного или глагола).

- Как вы догадались? Подберите слова с этой же морфемой (машина, улица, взяла, приняла).

- Что можно определить по окончанию, но только если слово дано полностью (род, число, падеж, спряжение).

- Для чего нужно окончание? (для связи слов в предложении и словосочетании).

- А бывают ли части речи без окончаний? (наречие)

-А теперь я открою сразу три буквы. Кто догадался, какое слово здесь «прячется»?

(тигрята).

- Благодаря какой морфеме вы догадались? (корню).

-Какой вывод можно сделать. Что такое корень? (корень - главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всего слова. Без корня слов не бывает).

- Оказывается, в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов.

- А что обычно находится после корня? (суффикс)

Для чего он служит? (для образования новых слов)

-Откроем всё слово. Сравните: тигр - тигрята. Что меняется в значении слова и благодаря какой морфеме это происходит?

- ят - обозначает детёнышей животных, птиц.

Как мы называем такой суффикс? (уменьшительно-ласкательный). Подберите примеры с этим суффиксом. (котята, щенята, цыплята, львята, воробьята)

- Какую ещё морфему можно выделить в этом слове? (основу)

-Что такое основа? (всё слово, кроме окончания)

-А бывают ли слова, где часть основы находится после окончания? Приведите примеры (ся, сь). Как мы тогда выделяем основу? (она будет разорванной)

-А какой же морфемы нет в слове? (приставки)

Для чего она служит и где обычно находится? (перед корнем и служит для образования новых слов)

А сейчас ответьте на опросы в карточках.

(Ученики заполняют карточки "Запиши правильный ответ").

Вопрос

Ответ

1

Часть слова, которая служит для образования формы слова, называется __________

2

Какое окончание в слове "договорилась"?

3

Какой корень в слове "досрочный"?

4

Какое окончание в слове "видел"?

5

С помощью какого суффикса образовано слово "охотник"?

6

Какой корень в слове "маленький"?

7

Слово белизна образовано _______________ способом

8

Каким способом образовано слово "героизм"?

- Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг друга. Поставьте оценку.

(за 1-2 ошибки - 4; за 3 - 3, больше - 2).

- А теперь я даю верные ответы. Проверьте, соответствуют ли ваши оценки. (Учитель читает правильные ответы).

- Поднимите руку, кто написал на 5; на 4; на 3.

5. Способы образования слов.

А теперь, ребята, давайте вспомним способы образования слов.

- Какие вы знаете способы образования слов?

1) 1. приставочный

2. суффиксальный

3. приставочно-суффиксальный

4. сложение (основ или целых слов)

5. сложение сокращенных основ

6. переход одной части речи в другую

Задание. Определите, как образованы следующие слова.

Развесёлый

Овражек

Подсвечник

Бег

Лесовоз

Продтовары

Мороженая рыба

Съел мороженое

Парашютистка

МГУ

кресло-кровать

птицефабрика

турпоход

приморский

Сбербанк

Вы должны сделать по группам словообразовательный разбор слов и определить, какими способами они образуются. Задание выполняется микрогруппой (каждая парта - отдельная группа). Можно совещаться, но так, чтобы не мешать своим товарищам. Кто готов, поднимает руку.

- Нужно ли разбирать всё слово полностью по составу? (нет, надо указать только ту часть слова, которая появляется; для этого необходимо правильно определить исходное (базовое) слово.

1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)

2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)

3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)

4. Бег← бегать. (бессуффиксный)

5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)

6. Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово)

7. Мороженая рыба } переход

Съел мороженое } в другие части речи.

Подведение итогов словообразовательного разбора.

6. Словообразование и орфография.

Словообразование тесно связано с орфографией. И сейчас мы с вами повторим основные орфографические правила, изученные в этом разделе.

Сегодня мы поговорим с вами о Корнях с чередованием гласной.

- В прошлом году мы изучили только часть таких корней. Кто помнит, какие это корни? Хорошо. Давайте откроем учебник и посмотрим, что же там говорится о корнях с чередованием!

- Я вам подготовила таблицы давайте их внимательно изучим.(Раздаю таблицы)

Задание: Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически. (Выписать только слова с чередованием в корне).

1. Софья наклонялась, срывала цветок и легким прик…сновением пальцев гладила дрожащие лепестки.

2. Он знал эту отр…сль производства.

3. Ночь уже л…жилась на горы.

4. Все двери зап…рались на замок.

5. Река протекала в густых зар…слях.

6. Заг…рались и бл…стали стекла, озаренные пожаром.

- Синтаксический разбор 1-го предложения.

Давайте выполним упр.

7. Итоги урока.

Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?

- основные способы словообразования.

- морфемный и словообразовательный разбор.

- орфографические правила (чередование корней).

- проследили, как словообразование связано с другими разделами.

- Какой можно сделать вывод?

Д/З: параграф упр.




Вопрос

Ответ

1

Часть слова, которая служит для образования формы слова, называется __________

2

Какое окончание в слове "договорилась"?

3

Какой корень в слове "досрочный"?

4

Какое окончание в слове "видел"?

5

С помощью какого суффикса образовано слово "охотник"?

6

Какой корень в слове "маленький"?

7

Слово белизна образовано _______________ способом

8

Каким способом образовано слово "героизм"?

Вопрос

Ответ

1

Часть слова, которая служит для образования формы слова, называется __________

2

Какое окончание в слове "договорилась"?

3

Какой корень в слове "досрочный"?

4

Какое окончание в слове "видел"?

5

С помощью какого суффикса образовано слово "охотник"?

6

Какой корень в слове "маленький"?

7

Слово белизна образовано _______________ способом

8

Каким способом образовано слово "героизм"?

Вопрос

Ответ

1

Часть слова, которая служит для образования формы слова, называется __________

2

Какое окончание в слове "договорилась"?

3

Какой корень в слове "досрочный"?

4

Какое окончание в слове "видел"?

5

С помощью какого суффикса образовано слово "охотник"?

6

Какой корень в слове "маленький"?

7

Слово белизна образовано _______________ способом

8

Каким способом образовано слово "героизм"?



© 2010-2022