Статья «Лингвометодическая основа изучения неполных предложений» (9 класс)

Неполные предложения – одна из самых трудных тем синтаксиса простого предложения. В статье внимание уделено лингвистической методической основам подачи материала по данной теме. Красной нитью проходит мысль о том, что полными и неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения. Выделены этапы изучения темы; отработка материала осуществляется в следующих направлениях: нахождение неполных предложений в тексте, восстановление пропущенных членов предложения, конструирование пред...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Статья «Лингвометодическая основа изучения неполных предложений» (9 класс)Статья «Лингвометодическая основа изучения неполных предложений» (9 класс)

Статья «Лингвометодическая основа изучения неполных предложений» (9 класс)

Компоненты методической системы изучения темы

«Неполные предложения».

Лингвистическая основа - главные и второстепенные члены; двусоставные и односоставные предложения.

  1. Основные вопросы темы:

Понятие «неполное предложение».

Как можно восстановить отсутствующие члены в неполном предложении.

Как отличить неполное предложение от односоставного. Общее в этих предложениях.

Особенность пунктуационного оформления неполных предложений.

  1. Важно уяснить, что полными или неполными могут быть двусоставные и односоставные предложения. Эффективно использовать метод сопоставления.

Двусоставные полные

Неполные

Трамвай идет

Идет!

Кто написал комедию «Ревизор»?

Гоголь

Вы собирали металлолом?

Собирали

Односоставные полные

Неполные

определенно-личные

Решай задачу!

Кого ждешь?

Решай!

Учителя

неопределенно-личные

Где убирают урожай?

О чем сообщили по радио?

В колхозе

О новой беде в космосе

безличные

Вечереет. Светает.

Надо идти на стадион.

А мне сегодня не хочется

назывные

Переправа, переправа.

Густой, непроходимый лес.

Вот хвойный.

Вот лиственный

Нахождение неполных предложений

  • Укажите неполные предложения. Напишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте главные члены.

  1. Плот плыл вдоль берега а лодка ему наперерез. 2) Егорушка долго оглядывал его а он Егорушку. 3) Правда правдой остается а молва себе молвой. 4) В ту зиму я привязался к сестре. Ей шел восьмой год. В нашей семье все были черные а она беленькая. 5) А как она ловко хозяйничала в свои семь лет! Впрочем, хозяйство было простое: в одном углу чердака лежала картошка в другом свекла и капуста лук и соль.

  • Установите, сколько в тексте стихотворения: 1) односоставных предложений (определите их вид); 2) неполных двусоставных; полных двусоставных.

По грибы

Плетемся по грибы.

Шоссе. Леса. Канавы.

Дорожные столбы

Налево и направо.

С широкого шоссе

Идем во тьму лесную.

По щиколку в россе

Плутаем врассыпную.

Набиты кузовки,

Наполнены корзины.

Одни боровики

У доброй половины.

Уходим за спиной

Стеною лес недвижный.

Где день в красе земной

Сгорел скоропостижно.


  • Определите вид предложения: полное или неполное.

  1. Новгород - величественный старинный русский город. 2) в глубине рощи - дом-вилла, весь обвитый покрасневшими уже листьями дикого винограда. 3) С горы вниз по реке расстилались сады. 4) Хотите чаю? 5) Покрепче, пожалуйста. 6) Жара. 7) В доме никого нет. 8) За избами - узенькие полоски крестьянских полей. 9) как идут дела? 10) Ничего, нормально.


  • В каких предложениях пропущены главные или второстепенные члены? Какие именно члены пропущены?

  • Где вы проходили преддипломную практику? - спросил Нину главный инженер.

  • В Ярославле.

  • Что вам поручили?

  • Технику безопасности.


  • Определите, полными или неполными, односоставными ил двусоставными являются предложения в данном тексте.

Следы птиц, зверей на снегу называют строчками, а отсюда и снег - Белой книгой. Сходи, мол, почитай - очень увлекательно, грамотным будешь. Ступай-ка, допустим, лисьим следом. Пока доберешься до конца строчки, лазая по сугробам, сколько потов сойдет. Ведь лисе прыти не занимать. Правда, в конце строчки, в точке, она сама. Где-нибудь под елкой. Дремлет, укрывшись пышным хвостом. Только подпустит ли? Наверняка удерет.

(И. Полуянов)


  • Спишите, подчеркивая все члены предложения.

  1. Я подошел к окну. 2. Я подбежал к окну. 3. Я кинулся к окну. 4. Я - к окну.

Какими средствами выражается разная скорость действия в этих предложениях? В каком предложении - наиболее интенсивное движение?

Трансформационные упражнения


  • Перестройте ответы так, чтобы они стали неполными предложениями. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Он ничего тебе про Катю не говорил спросила Лида. Маша ответила он ничего про Катю не говорил.

2. Где же она будет жить спросил Макар Макарович. Она будет жить у меня сказала Марья Васильевна.


  • Сделайте выделенные предложения неполными. Перепишите, расставляя знаки препинания. Укажите, какие члены предложения вы опустили.

1. Мы так и не увиделись потому что мы плохо договорились о месте встречи.

2. Товарищи ждали меня у театральных касс а я их ждал на троллейбусной остановке.

Особенности функционирования неполных предложений


  • Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. Укажите, какие условия позволяют использовать в речи неполные предложения (контекст, диалог, сложное предложение).

1) Анюта пошла в шестой класс. Наташу отвели в первый. 2) Учение образует ум, воспитание - нравы. 3) Давайте вспомним, какие животные служат нам. Корова, лошадь, овца, собака, олень, верблюд, слон, лама, домашние птицы. 4) Землю солнце красит, а человека - труд. 5) «Не знаешь, скоро ли подойдет лодка?» - «Часа через два». 6) Дерево держится корнями, а человек - друзьями.

Работа по развитию речи


  • Составьте диалог на темы: «Знакомство», «Сведения о месте жительства», «Сведения о природных условиях места» (на выбор). Употребляйте, где следует, неполные предложения.


  • Опишите класс (комнату, сад, дом), используя неполные предложения.



  • Выпишите из газет заголовки, которые являются неполными предложениями. Укажите какие члены предложения в них пропущены.

Работа по пунктуации

и над интонацией неполных предложений

Трудности, связанные с постановкой тире в неполных предложениях, обусловлены не только тем, что нужно обнаружить пропущенный член предложения, но и выяснить, нужна ли в устной речи пауза на месте тире. разночтения, связанные с оттенками выражения мысли, допускают варианты в постановке знака препинания.


  • Неполные предложения с второстепенным членом, входящим в состав сказуемого, отсутствие которого является нормой для данной структуры.

1) Над голубыми снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительное нежное небо. 2) Днем - ростепель, капели, греет солнце. 3) Вечером - туман, молочно-серый, дымный, неприглядный. 4) В тяжелых взмахах крыльев лебедей - царственное величие.


  • Контекстуально неполные предложения с опущенными членами предложения, названными в другой части предложения.

1) Летом ребята ходят по ягоды, а осенью - за грибами. 2) Золото добывают из земли, а знания - из книги. 3) Жаворонок является к теплу, зяблик - к стуже. 4) Озими, свежо зеленея, шли в одну сторону, дубовый кустарник - в другую. 5) Март хорош сиянием снегов, настом, синими тенями, апрель - рыжими проталинами, май - цветами.


  • Контекстуальные предложения с неполной формой слова или неполным словосочетанием.

1) Здесь, в эту солнечную полярную ночь, все было наоборот: снег был красный, лед - густо-синий, а небо - белое.

2) Ночь была облачная, река - черная.

3) По-прежнему веселой кажется дорога, чудесными - кудрявые перелески, нарядными - бедные нивы, заросшие васильками.


  • Сопоставьте предложения по их строению. Объясните постановку тире. Почитайте предложения.

  1. Яблоки в белых кудрявых цветах.

  2. Степные горы - до небосвода.

Работа по синтаксической стилистике

Важно показать учащимся, что стилистические возможности русского синтаксиса расширяются благодаря тому, что с полными предложениями могут успешно конкурировать предложения неполные, имеющие четкую функционально-стилевую закрепленность и яркую экспрессивную окраску.

Неполные предложения создаются непосредственно в процессе живого общения: Когда ты придешь? - Завтра. - Одна или с Виктором? - Конечно, с Виктором. Из разговорной речи они проникают в художественную и публицистическую как характерная особенность диалога: Какие новости? - спросил офицер. - Хорошие! (Л.Толстой). журналисты используют неполные предложения чаще всего в интервью: - Но как и в любой другой стране, у вас, очевидно, тоже есть проблемы. В чем они? - Наиболее актуальная из них - переломный период в нашей экономике. Неполные предложения. представляющие собой части ССП и СПП, употребляются в книжных стилях, и прежде всего в научном: Считалось, что геометрия изучает величины сложные (непрерывные), а арифметика - дискретные числа. Эллиптические предложения выступают как сильное средство эмоциональности речи. Основная сфера их применения - разговорная речь и художественная: Григорий Александрович взвизгнул не хуже любого чеченца, ружье из чехла - и туда; я за ним … (М.Лермонтов)

Предложения с пропуском слов, не представляющих ценности в информативном отношении, получили большое распространение в газетном языке: «Магазин - на диване»; «Только для женщин»; «К вашему столу». В таких неполных предложениях обозначены лишь целевые слова данного высказывания, все остальное выполняется текстом, речевой ситуацией.





© 2010-2022