Урок литературы в 6 классе Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона - гимн свободному выбору христианской веры

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 6 классе

в рамках Тринадцатых Московских областных

Рождественских Образовательных чтений

«СЛОВО О ЗАКОНЕ И БАЛГОДАТИ»

МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА -

гимн свободному выбору христианской веры


(СЛАЙД 1) Здравствуйте! Сегодня на уроке речь будет идти о великом памятнике древнерусской литературы - «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона. Произведение это очень сложное и большое по объёму. Мы с вами познакомимся только с отрывочком из третьей части «Слова…» и поразмышляем над серьёзным вопросом веры в Бога.

I. Введение

  1. Какие произведения древнерусской литературы вам известны? («Повесть врменных лет», «Евпатии Коловрат», «Слово о погибели Земли Русской»). (СЛАЙД 2)

  2. Что явилось предпосылкой для возникновения древнерусской литературы? (Крещение Руси в 988 году князем Владимиром Красное Солнышко). (СЛАЙД 3)

  3. Какие тексты создавались первоначально? (Переводилась Библия, тексты о разных святых).

  4. Почему понадобилась Руси своя собственная литература? (Любому народу необходимо самовыражение, а искусство и литература, как одна из его ветвей, являются наиболее яркими способами продемонстрировать свою самобытность, оригинальность, неповторимость).

  5. Какие особенности древнерусской литературы вы знаете? (Древнерусская литература рукописная, религиозная). (СЛАЙД 4)

II. Знакомство с текстом

  1. Сейчас мы вместе прочитаем отрывок из «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона. Во время чтения я попрошу вас подчеркнуть слова, значение которых вам неясно.

  2. Учитель читает текст. (СЛАЙД 5)

  3. Что показалось непонятным, трудным для понимания? Какие слова требуют объяснения? (СЛАЙД 6)

Призреть - дать кому-нибудь приют и пропитание.

Разуметь - понять.

Идольский - от слова идол, неправильный, ложный. (СЛАЙД 7)

Лесть - притворная хвала.

Капище - языческий храм. (СЛАЙД 8)

  1. Что вы поняли из текста? Кто его главный герой? Чем является текст по отношению к нему? (Текст является хвалой князю Владимиру за то, что избрал христианскую веру для Руси). (СЛАЙД 9)


III. Работа с текстом

  1. Вы видите, что в тексте выделены курсивом некоторые слова. Давайте проясним их смысл в соответствии с содержанием текста. (СЛАЙД 10)

  2. Как вы понимаете слова «воссиял разум в сердце»? (Правильность помыслов была подтверждена движениями сердца).

  3. Кто, по мнению христиан, является источником мысли, разума, мышления человека?

  4. Что возжелал князь Владимир? (Быть христианином). (СЛАЙД 11)

  5. Почему употреблено слово возжелал, а не пожелал? (Приставка воз- выражает большую, высшую степень желания. По мнению автора, выбор Владимира был сознательным и вдохновлён он был Богом).

  6. Может ли желание человека подтолкнуть его к совершению доброго или недоброго дела? (Может. Когда человек чего-то сильно желает, создаются условия для осуществления).

  7. Что явилось источником пробуждения разума князя? (Всевышний)

  8. Какие действия князя это повлекло за собой? (Он выбрал христианство для Руси).

  9. Какие знания Священного Писания помогли христианам отличать добро от зла? (разумение «суеты идольской лести», взыскание «Единого Бога, сотворившего всю тварь, видимую и невидимую»).

  10. А теперь давайте воссоздадим последовательность действий князя Владимира(СЛАЙД 12):

«Посещение Вышнего» - «воссиял разум в сердце» - «возгорелся духом».

Почему разум «воссиял»? Почему именно в сердце? Что значит «возгорелся духом»? (Возгореться духом - значит уверовать в Бога всей душой. Приставка воз-/вос- в этих словах отражает наивысшую степень. Свет даёт возможность увидеть всё таким, какое оно есть на самом деле. То, что сердце чувствовало, предугадывало, по воле Вышнего, стало осознанным, а соединение разума с чувством и есть знание, озарённое светом истины. Для автора истина заключается в том, что Владимир, никем не принуждаемый, свободно и сознательно выбирает православную веру. Именно это митрополит Иларион и считает благодатью).

IV. Сопоставительный анализ

  1. Перед вами стихотворение А.С.Пушкина «Дар напрасный, дар случайный…» (СЛАЙД 13, аудиозапись)

  2. Прослушайте его в исполнении знаменитого актёра. (Звучит аудиозапись).

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

  1. О чём это стихотворение? (Это стихотворение - размышление о предназначении человека, о смысле жизни. Лирический герой не может понять, для чего он пришёл в этот мир, ему кажется, что всё происходящее с ним результат случайного стечения обстоятельств).

  2. Найдите в стихотворении ключевые слова, которые помогают понять смысл стихотворения и идею, которую вкладывал в него автор. (СЛАЙД 14: Напрасный, случайный, зачем дана, на казнь осуждена, враждебной властью, из ничтожества, наполнил страстью, сомненьем взволновал, цели нет, сердце пусто, празден ум, томит тоскою, однозвучной жизни шум).

Давайте попробуем выстроить алгоритм размышлений А.С.Пушкина: Поскольку человеческая жизнь - это случайный и напрасный дар, который может быть отнят посредством казни, то лирический герой не в силах постигнуть её смысл. Он считает, что непонятное ему стечение обстоятельств подняло его из ничтожества на вершину поэтического Олимпа, наделило страстной душой и заставило ум сомневаться в предназначении человека и мучиться от этого. В результате таких страданий сердце лирического героя опустело, герой стал бесчувствен, ум его не задерживается на нужных предметах, он больше не занят усиленной работой, необходимой для развития человека. Поэтому человеческая жизнь представляется ему нестройным и бессмысленным шумом, лишённым стройности и гармонии).

  1. Теперь я попрошу вас подобрать антоним к каждому из этих слов или словосочетаний. (Учащиеся выходят к доске по одному и записывают антонимы).

напрасный - осмысленный

случайный - по воле Бога

зачем дана - имеет предназначение

на казнь осуждена - жизнь вечная

враждебной властью - Богом

из ничтожества - по образу и подобию

наполнил страстью - наполнил гармонией

сомненьем взволновал - наполнил сознанием

цели нет - есть высший смысл

сердце пусто - сердце наполнено любовью

празден ум - разум приемлет озарения духа и сердца

томит тоскою - даёт радость

однозвучной жизни шум - гармония жизни

Из антонимов составим теперь алгоритм мышления человека, верующего в Бога: Жизнь человеку даётся с определённой целью по воле Создателя. Каждый человек имеет своё предназначение, которое ему нужно постигнуть, потому что ему предназначена жизнь вечная. Бог создал человека по образу и подобию своему, вложил в него гармонию, наполнил сознанием Высшего Замысла, который может осуществиться через любовь, дающую радость и позволяющую постичь гармонию мироздания.

  1. Известно, что А.С.Пушкин прошёл сложный путь от атеизма до глубокой веры. На его мировоззрение оказал огромное влияние митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), (СЛАЙД 15) выдающийся церковный деятель и мыслитель XIX века. Когда А.С.Пушкин написал стихотворение «Дар напрасный, дар случайный…», митрополит с уважением к гению поэта и христианской любовью к ближнему ответил в поэтической форме, наиболее доступной сердцу поэта, используя те же рифмы и стихотворный размер:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.


Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.


Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, -
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.

Давайте теперь посмотрим, какие ключевые слова в этом стихотворении?

(СЛАЙД 16) (Не напрасно, не случайно, от Бога, не без воли Бога, сам я зло воззвал, сам наполнил душу страстью, ум сомненьем взволновал, вспомнись мне, просияй сквозь сумрак дум, созиждится Тобою сердце чисто, светел ум).

  1. Какова основная мысль стихотворения митрополита Филарета? (Всё в человеческой жизни происходит по воле Бога, зло и страсти - творения заблудившейся души, которая должна вспомнить о Боге и, наполнившись светом, очиститься сама и очистить разум).


V. Предварительные выводы

Сделаем несколько предварительных выводов. (СЛАЙД 17)

1. За что хвалит Иларион князя Владимира? (За выбор христианской веры).

2. Что, по мнению автора, явилось причиной этого выбора? (Посещение Вышнего и свободная сознательная воля самого Владимира).

3. Почему мрачные мысли посещали поэта А.С.Пушкина? (Потому что он не верил в Бога).

4. Кто и каким образом повлиял на А.С.Пушкина? (Митрополит Филарет, который в беседах сумел открыть поэту истинный смысл жизни, доступный лишь верующему человеку).

5. Как вы думаете, по какой причине рядом с произведением древнерусской литературы о том, что христианская вера была избрана князем Владимиром сознательно, по его доброй воле и как настоящая благодать принята русским народом, возникло имя поэта А.С.Пушкина, автора стихотворения «Дар напрасный, дар случайный…»? Что общего вы видите между князем Владимиром и А.С.Пушкиным? (Митрополит Иларион прославляет не только сам факт выбора Владимира, он подчёркивает, что выбор этот был сделан добровольно, сознательно, и в этом он видит особую благодать Божью. А.С.Пушкин был атеистом, к вере шёл долго. Много бесед провёл он с митрополитом Филаретом, много думал и размышлял, прежде чем уверовал в Бога. Однако выбор его был свободным. Никто не принуждал его, он пришёл к вере путём длительных раздумий).

6. Известно, что А.С.Пушкин был очень тронут ответом Филарета на стихотворение «Дар напрасный, дар случайный…», и в результате сочинил знаменитое стихотворение «Стансы», на строки которого написан замечательный романс. Давайте послушаем его и выполним задание. Отрывок из «Стансов» лежит перед вами, чтобы вы могли лучше понять содержание романса. Подчеркните в нём ключевые слова и попробуйте самостоятельно сформулировать основную мысль. (СЛАЙД 18, аудиозапись: заучит романс, дети выполняют задание).

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.

  1. Дети озвучивают свои ответы.

VI. Подведение итогов. Выводы

  1. Итак, сегодня мы с вами проделали очень серьёзную работу: мы не только познакомились с текстом одного из значительных произведений древнерусской литературы «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, но на примере сопоставления идей этого автора с идеями великого поэта А.С.Пушкина и его духовного наставника митрополита Филарета смогли лучше понять и принять эти идеи.

  2. В чём же состоит основная мысль митрополита Илариона, заложенная в название произведения? (Вера даётся человеку как особая благодать, как дар Бога. Вера доступна каждому из нас, и только от самого человека зависит, захочет ли он принять её или нет. В этом состоит особый замысел Божий: дать людям самостоятельно понять и принять это).

  3. Как изменение взглядов А.С.Пушкина на вопросы веры связано с идеей «Слова о законе и благодати»? (Пушкин был человеком мыслящим и, придя к духовному краху в результате неверия, осознал несостоятельность прошлых убеждений. Поэтому он обращается за помощью к митрополиту Филарету, который сумел донести до поэта необходимость веры в Бога, но сделал это таким образом, что Пушкин сам постиг многое и выбрал веру в бога осознанно).

  4. Рефлексия.

Подумайте о нашем сегодняшнем разговоре и напишите на листочках, каким вы представляете себе человека, поверившего в Бога?


© 2010-2022