1) Урок русского языка в 10 классе «Изобразительно-выразительные средства фонетики русского языка»

1) 1) Урок русского языка в 10 классе «Фонетика: изобразительно-выразительные средства" (УМК Богдановой Г.А., Виноградовой Е.М. " Русский язык" (профильный уровень)).Цели: формировать у обучающихся умение оценивать выразительность речи и видеть способы ее создания, обучать анализу фонетической организации речи, учить редактировать текст (предложения) с точки зрения его фонетической организации и создавать художественный образ, используя изобразительно-выразительные средства фонетики; работать н...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ

«Изобразительно-выразительные средства

фонетики русского языка».

(УМК Богдановой Г.А., Виноградовой Е.М. «Русский язык»

(профильный уровень)).





Выполнила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ Индустриальная СОШ

Кашарского района Ростовской области

Чупчикова Елена Владимировна.





2014 год.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ

Тема урока: Изобразительно-выразительные средства фонетики русского языка.

Цели: формировать у обучающихся умение оценивать выразительность речи и видеть способы ее создания, обучать анализу фонетической организации речи, учить редактировать текст (предложения) с точки зрения его фонетической организации и создавать художественный образ, используя изобразительно-выразительные средства фонетики; работать над совершенствованием связной устной речи, культурой речи.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

- готовность и способность школьников к саморазвитию.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

- строить понятные для партнера высказывания

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- осуществлять смысловое чтение

Предметные:

- понимать единство звуковой и смысловой стороны речи, роль фонетических средств русского языка;

- создавать художественный образ, используя изобразительно-выразительные средства фонетики.

Оборудование: словарь литературоведческих терминов, распечатки текстов, слайды презентаций.

Теория: Благозвучие. Звукоподражание. Консонанс. Звукопись (ассонанс, аллитерация).

ХОД УРОКА

  1. Целеполагание. (Постановка проблемного вопроса урока. Подведение обучающихся к формулированию темы урока.)

Учитель: - Вы никогда не задумывались над тем, почему лилию называют именно лилия, а не репей, например, или карагач? А действительно, почему? Случайно ли каждое слово звучит так, а не иначе? Есть ли какие-нибудь закономерности в том, что такое, а не иное значение, содержание слова связано с такой, а не иной звуковой, фонетической формой его?

У слова есть значение - это ясно. Но только ли слова заключают в себе определенный смысл, несут какую-то информацию? Есть ли какой-либо смысл в самих звуках слова, в его звуковом оформлении?

Что касается звукоподражательных слов, то тут все понятно. Конечно, звуковое оформление их не случайно, оно имеет определенный смысл. Слово гром и звуками своими «гремит», так же как шелест «шелестит», писк «пищит», а хрип «хрипит». Здесь сама звуковая форма слова подсказывает его содержание, хотя и в самых общих чертах.

Но если слово называет не звук и не звучащий предмет? Вот ряд слов: стрела, стремительно, стриж, стрекоза, ястреб, стрепет, встряхнуть, быстро, струя, струна. Все они имеют значения, связанные с быстрым движением. И все они содержат звукосочетание стр. Игра случая? Трудно сказать. Ведь можно найти слова, содержащие стр, но не обозначающие вообще никакого движения,- страна, астра, строго, остро.

Почему нежный цветок-недотрога назван словом с «нежными» звуками - мимоза, а злой старик - неблагозвучным словом хрыч? Тоже случай? Возможно. А может быть здесь проявляются какие-то неизвестные нам свойства звуков речи?

(Ответы обучающихся.)

Заранее подготовленный ученик показывает интерес ученых и писателей к поднятой проблеме, её актуальность: - Издавна поэты и ученые пытались уловить связь между звучанием слова и его смыслом. Уже в XVIII в. М. В. Ломоносов в «Риторике» доказывает, что поэт, слагая свои стихи, подбирает слова не только по смыслу, но и по звучанию: «В российском языке, как кажется, частое повторение письмена А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины; учащение письмен Е, И, Ъ, Ю - к изображению нежности, ласкательства, плачевных или малых вещей, через Я показать можно приятность, увеселение, нежность и склонность, через О, У, Ы - страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль».

В XIX в. Н.В.Гоголь говорил, что «…сам необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких…»

Много интересных наблюдений о связи звука и смысла найдём в статьях К. Бальмонта. Характеризуя каждый звук речи, К. Бальмонт пытается даже наделить его смысловой нагрузкой, закрепить за ним определенные образы. «О - звук восторга,- пишет он,- торжествующее пространство есть О: - Поле, Море, Простор. Все огромное определяется через О, хотя бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако. Долгое, как скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море. Грозное, как осыпь, оползень, гром... Запоет, заноет, как колокол... Высокий свод взнесенного собора. Бездонное О».

Учитель: - Правы ли поэты, писатели? Можно ли довериться их фонетическому и эстетическому вкусу? Этот вопрос волнует и ученых-лингвистов. Они провели многочисленные эксперименты с восприятием звуков языка и оценкой их смысловой нагрузки. С некоторыми результатами этих поисков вы познакомитесь на уроке, постараетесь их оценить и научиться использовать в собственной речи.

Итак, сегодня мы будем говорить о тайне звуков, о выразительных средствах фонетики. Сформулируйте тему урока. (Запись числа и темы урока на доске и в тетрадях).

  1. Изучение нового материала.

Задание. Прочитайте текст. Озаглавьте текст так, чтобы выразить его основную мысль.

…Смысл слова - ещё не всё слово. Слово имеет звучание. Звучание есть второе (не) от..емл..мое свойство слова. Звучание каждого отдельно взятого слова не имеет художествен(?)ого зн..чения. Художествен(?)ое звучание возн..кает лиш(?) в соч..таниях слов. Соч..тания трудно произносимых слов трутся друг о друга толкаются и наступают на ноги - мало пр..годны для поэзии. Слова должны обн..мать и ласкать друг друга образов..вать живые г..рлянды и хороводы они должны петь трубить и плакать они должны перекл..кат(?)ся друг с другом словно влюблён(?)ые в лесу, подмиг..вать друг другу под..вать тайные знаки назначать св..дания и дуэли. Не знаю, можно ли научит(?)ся такому соч..танию слов. Обычно у поэта они получают(?)ся сами собой и поэт нач..нает замечать их лиш(?) после того как стихотворение написан(?)о.

(Н.А. Заболоцкий)

С/р Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки.

- Любые умения и мастерство базируются на знании. Ребята, как вы думаете, чтобы постигнуть тайну звука, какими знаниями необходимо овладеть («запастись»)?

(Ответы обучающихся.)

- Изобразительно-выразительные средства наличествуют на разных уровнях языковой системы. На уровне фонетики используются такие изобразительно-выразительные средства, как звуки речи, словесное ударение, ритм и рифма. Изучением стилистической функции этих средств занимается фоника. Фоникой называют также звуковую организацию речи.

- Речь должна быть благозвучной, т. е. удобнопроизносимой и приятной для слуха, что достигается главным образом совершенным сочетанием гласных и согласных звуков в тексте, а также преобладанием музыкальных («красивых») звуков.

(Десятиклассники знакомятся с материалом учебника о благозвучии речи.)

Задание. Прочитайте предложения. Найдите в них нарушения благозвучия, объясните, чем они вызваны.

1.Из-за занавески послышался плач.

2.Ничего нет вкуснее её ежевичного варенья.

3.Краток реестр встреч.

4.Вспоминали ли литературный вечер?

5. Я отдохну и попробую снова сказать это трудновыговариваемое слово.

Далее учащиеся выступают с подготовленным д/з: минипроекты «Изобразительно-выразительные средства фонетики русского языка» на примере одного из средств: звукоподражание, консонанс, звукопись (ассонанс, аллитерация). Десятиклассники раскрывают значение термина, иллюстрируют на примере худ.текста, задают классу вопросы по использованию фонетических средств выразительности в худ.текстах, распознают изобразительные средства, раскрывают их роль в создании образа. Используют ИКТ (презентации, фонозаписи).

Вопросы-помощники:

- Определите цель использования звукоподражательных и звукообразных слов, их фонетического окружения.

- Строки каких авторов вы узнали?

- Как называется использованный поэтом/писателем приём выразительности? Дайте его определение.

- Анализируя фонику стихотворения, покажите единство звуковой и смысловой организации речи. Назовите приём усиления изобразительности.

  1. (Контроль.) Творческая работа.

- Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем. Используйте в своем тексте слова, звуковой состав которых поможет созданию главного образа вашего сочинения.

1) Мелодия дождя. 2) Под вой метели. 3) Под стук вагонных колес. 4) Звонкая песня весенней капели. 5) Свой вариант.

(Чтение сочинений, их качественная оценка обучающимися.)



  1. Итог. Рефлексия. Оценивание.

  • Фонетические средства выразительности русской речи помогают нам лучше понять смысл поэтического текста, услышать его звучание, создать звуковые и зрительные ассоциации, по-другому взглянуть на мир поэта, его отношение к слову, к читателю.

  • Фонетические средства выразительности заставляют нас по-новому оценить всю красоту, неповторимость и уникальность русской речи.

  • Русский язык считается одним из самых музыкальных, певучих языков.



  1. Домашнее задание: подобрать примеры поэтических текстов (19 в.), где используются изобразительно-выразительные средства фонетики.

Анализируя фонику, покажите единство звуковой и смысловой стороны речи. Используйте варианты клише: благодаря звукописи (ассонансу, аллитерации), т.е. повторению звуков … автор создаёт настроение (радости, гнева, спокойствия, восхищения, умиротворения, горечи и. т.д.), или … передаёт красоту (безобразие, динамичность и т.д.) мира, происходящего, или … подчёркивает контрастность изображаемых явлений (событий, характеров, поведения и т.д.)

Список использованной литературы.

1. Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) - 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 368 с.

2. Журавлев А. П. Звук и смысл: Кн. для внеклассного чтения учащихся старших классов.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991.- 160 с: ил.

3. Словарь литературоведческих терминов.

Рабочий лист учени____ 10 класса _____________________________________________

Тема урока: __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание. Прочитайте текст. Озаглавьте текст так, чтобы выразить его основную мысль.

С/р: Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки.

_____________________________________________________________________________

…Смысл слова - ещё не всё слово. Слово имеет звучание. Звучание есть второе (не) от..емл..мое свойство слова. Звучание каждого отдельно взятого слова не имеет художествен(?)ого зн..чения. Художествен(?)ое звучание возн..кает лиш(?) в соч..таниях слов. Соч..тания трудно произносимых слов трутся друг о друга толкаются и наступают на ноги - мало пр..годны для поэзии. Слова должны обн..мать и ласкать друг друга образов..вать живые г..рлянды и хороводы они должны петь трубить и плакать они должны перекл..кат(?)ся друг с другом словно влюблён(?)ые в лесу, подмиг..вать друг другу под..вать тайные знаки назначать св..дания и дуэли. Не знаю, можно ли научит(?)ся такому соч..танию слов. Обычно у поэта они получают(?)ся сами собой и поэт нач..нает замечать их лиш(?) после того как стихотворение написан(?)о. (Н.А. Заболоцкий)

Задание. Прочитайте предложения. Найдите в них нарушения благозвучия, объясните, чем они вызваны.

1.Из-за занавески послышался плач.

2.Ничего нет вкуснее её ежевичного варенья.

3.Краток реестр встреч.

4.Вспоминали ли литературный вечер?

Творческая работа.

- Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем. Используйте в своем тексте слова, звуковой состав которых поможет созданию главного образа вашего сочинения.

1) Мелодия дождя. 2) Под вой метели. 3) Под стук вагонных колес.

4) Звонкая песня весенней капели. 5) Свой вариант.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


© 2010-2022