Урок по русскому яыку в 6 классе Обобщение и систематизация знаний по теме Причастие

Данный урок проводится в конце изучения темы "Причастие" в 6 классе.Цель урока: обобщить и систематизировать изученный материал по теме "Причастие". Задачи: формировать умение находить причастие в тексте и определять его грамматические признаки; закрепить навыки правописания и употребления причастий;формировать навык постановки знаков препинания в предложениях с причастным оборотом; воспитывать любовь к родному языку. На уроке использовалось следующее оборудование: мультимедийный проектор, разда...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шабельникова Наталия Петровна, учитель русского языка и литературы

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

В 6 КЛАССЕ

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ

«ПРИЧАСТИЕ»

Цель: обобщить и систематизировать знаний о причастии;

Задачи: формировать умение находить причастие в тексте и определять его грамматические признаки; закрепить навыки правописания и употребления причастий; формировать навык постановки знаков препинания в предложениях с причастными оборотами; воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки, тексты, орфографические словари, алгоритм Написание Н и НН в причастиях и прилагательных»

Слайд 1

Знать:

  1. Что такое причастие?

  2. Грамматические признаки причастия.

  3. Правописание причастий, знаки препинания при причастном обороте.

Уметь:

  1. Находить причастия в тексте.

  2. Правильно писать суффиксы, окончания причастий, НЕ с причастиями.

  3. Выделять причастные обороты на письме.

  4. Анализировать текст.

«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу»

М.В.Ломоносов

Ход урока.

1.Организационный момент. Задачи урока.

- Ребята, мы закончили с вами изучение причастий. Сегодня и на последующих двух уроках мы с вами обобщим все знания по теме. Вы должны будете показать умение образовывать причастия, находить их в тексте, правильно писать, т.е. показать всем, что вы совсем не…. НЕВЕЖДЫ или НЕВЕЖИ?

2. Лексико-орфографическая работа.

- Послушайте отрывок из стихотворения А.Барто:

Был сынок у маменьки - медвежонок маленький…

…Сыночек дисциплины совсем не признаёт!

Нашёл он мёд пчелиный - и грязной лапой в мёд!

Мать твердит: «Имей в виду - так нельзя хватать еду!»

А он как начал чавкать, измазался в мёду.

- Как, вы думаете, поэтесса назвала стихотворение: «Медвежонок- невежа» или «Медвежонок-невежда»? Почему?

- Откуда в русском языке два похожих слова? Достаньте тетради-справочники и запишем в словарик.

Слайд2

Ne vedia (ср. ведать- «знать»)

/ \

невеЖа невеЖДа

(di// Ж) (di // ЖД)

восточнославянская южнославянская группа

(древнерусский) (старославянский)

невежа- грубый, невоспитанный, невежливый человек.

Невежда - малообразованный человек, неуч,; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан.

- Подберите синоним к слову НЕВЕЖА (грубиян) и антоним к слову НЕВЕЖДА (эрудит).

-Так как же все-таки называется стихотворение А.Барто? ( «Медвежонок-невежа»)

- А вы на уроке должны показать всем, что вы не…(невежды),а (Эрудиты).

- Замените слова НЕВЕЖА ( 1 вариант) и НЕВЕЖДА (2 вариант) словосочетаниями, в состав которых входило бы прилагательное и причастие.. ( грубый, никого не уважающий человек; человек малообразованный, не знающий многого)

3. Работа с эпиграфом. Опрос.

Слайд3

- Прочитайте эпиграф, как вы понимаете эти слова?

1) У доски: 1 ученик отбирает карточки с морфологическими признаками причастия, готовит ответ;

2 ученик работает с записанными на доске словами, вставляет буквы, объясняет орфограммы,, выполняет морфемный разбор этих слов: начина..щегося, стро..щийся, выгор..вший, посе..нный, кле..нный.

3 ученик выполняет синтаксический разбор предложения На каждом шагу встречаются тайны живой природы (не)разгаданные никем. Объяснить орфограммы, знаки препинания.

2) Выборочный диктант.

-Выписать словосочетания, в состав которых входят причастия:

Шумный поток, вспаханное поле, четвёртый этаж, поющие птицы, золотое кольцо, другой человек, летящая птица, полный невежда, белый снег, белеющий цветок, купающиеся дети, седой старик, колотый лёд, построенный дом.

- Как можно доказать, что записанные вами словосочетания включают причастия?

- Почему причастия называются особой формой глагола?

-А теперь послушаем ученика и проанализируем ответ.

3) Работа в парах. 1вариант рассказывает 2варианту о действительных причастиях. А 2вариант 1варианту о страдательных причастиях.

- Назовите суффиксы, при помощи которых образуются разные причастия.

-Какие признаки глагола «работают» при образовании причастий?

- Образуйте все возможные формы причастий от глаголов видеть, смеяться, наступить.

4. Употребление причастий в речи. Комплексный анализ текста.

- Что вы можете рассказать об употреблении причастий в речи

Слайд 4

- Послушайте, что писал А.С.Пушкин: « Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; мы говорим: которая скачет, который метёт - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».

- Итак, употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и писатели, так как они придают речи образность и выразительность: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя» (А.С.Пушкин)

-Перед вами отрывок из произведения И.Соколова-Микитова, прочитайте его выразительно.

Слайд5

Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлён необычайным и ещё не виданным мною чудесным зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращающихся с далёкого юга на север, стала кружить над разливом. Я видел освещённые зарею розоватые распахнутые крылья , длинные вытянутые шеи, слышал их голоса… Ещё никогда не видел я такой чудесной, почти сказочной картины… Разумеется, я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавшим мне дивные пушкинские сказки.

-Определите тему, основную мысль этого отрывка.

- Определите тип речи?

- Слова какой части речи помогли писателю описать это «чудесное зрелище»?

-Определите стиль речи, докажите .

- Объясните правописание причастий, знаки препинания.

-Выпишите причастия с определяемыми словами, обозначьте постоянные морфологические признаки.

5 Повторение написания Н и НН в прилагательных и причастиях.

Пользуясь алгоритмом, объясните написание букв (устно по цепочке)

  1. Стоит ветре..ая погода.

  2. На стегне висела писа..ая акварелью картина.

  3. Приятно пахло печё..ым хлебом.

  4. У бабушки был платок, вяза..ый из чистой шерсти.

  5. В магазине мы купили жаре..ого леща и копчё..ой колбасы.

  6. Ледя..ой ветер с гулом проносится над головой.

  7. На некоше..ом лугу зеленела высокая трава.

  8. Хороши грибы, сушё..ые в печке.

  9. Как за каме..ой стеной.

  10. Ране..ый в лапу заяц стал прихрамывать.

  11. Маринова..ые грибы лежали на тарелке.

  12. тот исти..ый друг, кто честен и прям.

  13. Его ожидал неслыха..ый успех.

  14. Санитары подобрали ране..ых.

  15. Нескоше..ая трава выросла выше человеческого роста.

  16. Жаре..ая в масле рыба аппетитно пахла.

6. Тест

1. В этом страдательном причастии, употреблённом в краткой форме, ударение поставлено верно:

а) приня́т; б) принятá; в) приняты́; г) зáнят;

д) занятá; е) нанесён; ж) нанесенá; з) нанесены́.

2. В этом словосочетании пишется на месте пропуска нн:

а) подкова..ые лошади; в) броше..ый камень;

б) ветре..ый человек; г) завале..ые снегом.

3. В этом слове пишется нн:

а) написа..о мною; г) рукопись сожже..а;

б) курсы организова..ы; д) украшение бесце..о;

в) платье дли..о; е) высказывание тума..о.

4. В этом предложении есть прилагательное, в котором надо писать с нн:

а) Остывает запад розовый, ночь увлажне..а дождём.

б) Могила храброго свяще..а для отчизны.

в) У него было сосредоточе..ое выражение лица.

г) Там, щедрым облаком зари испещре..ы,

Густые облака, сбегая с вышины,

Нависли пышными янтарными клубами.

5. В этом предложении употреблено причастие, в котором надо писать н:

а) Здесь солнце держат в чёрном теле,

И так оно истоще..о,

Что даже светит еле-еле

И не приходит под окно.

б) Длинная деревенская улица совсем пусты..а.

в) Небо загроможде..о клочьями нежно-белых облаков.

6. В этом словосочетании на месте пропуска надо писать н:

а) лишё..ый таланта; в) плетё..ая изгородь;

б) окружё..ый пеной; г) выкова..ый меч.

1. б, г, д, е, ж, з; 2. а, в, г;3. в, д, е;

4. б, в; 5. а, в; 6. в.

7 Итог урока.

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

-Что повторили?

- Как итог нашей работы выполните морфемный и морфологический разбор одного из причастий.

8. Домашнее задание: Найти и записать отрывок из любого произведения, в котором встречаются причастия, обозначить орфограммы. Выполнить морфемный разбор причастий, одно причастие разобрать морфологически.





© 2010-2022