Сказуемое и способы его выражения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7 класс

Тема урока: Сказуемое и способы его выражения

Тип урока - урок изучения нового материала
Вид урока - комбинированный.
Цели урока:
Формирование орфоэпических и синтаксических навыков;
обобщение сведения о сказуемом, знакомых учащимся по курсу V-VII классов;
ознакомление с разными типами сказуемых;
формирование умений: находить сказуемое, определять форму сказуемого;
развитие умения выполнять комплексный анализ текста;
воспитание уважение к товарищу, самоуважение, аккуратность.
Оборудование: презентация, карточки, учебник.
Ход урока
I.Оргмомент. Прочитайте тему урока и сформулируйте цель урока. Учитель настраивает учеников на позитивную работу на уроке. (слайд №3)
II.Повторение. Синтаксическая разминка. Ученики работают в программе Notebook.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, подчеркните главные и второстепенные члены предложения, сделайте синтаксический разбор 1 предложения.
От каждого г.ризонта ух.дили (в)даль д.роги. И по ним то (в)одиночку то (не)большими коло(н; нн)ами ползли гружё(н; нн)ые самосвалы. Машины с трудом выб.рались из к.тлована. М.торы надсадно гудели и ревели (в)разнобой.
Стрела экск.ватора поплыла (в)право (в)верх и наблюдать стало ещё удобнее.
(В)скоре гул л.бёдки нашего экск.ватора остался где(то) (по)зади а (с)низу с земли всё нар.стая и множась уже н.слись новые звуки.
III.Орфоэпическая разминка
Проставить ударения (ударения ставят в программе Notebook, а проверяют в презентации слайд №5)
Торты, свекла, звонит, включит, квартал, договор, каталог, намерение, обеспечение, творог, эксперт, оптовый, принять, начался, ободрить, пломбировать, феномен, ходатайство, яслей.
V.Повторение. Что такое сказуемое.(Слайд№6)
Пользуясь схемой, рассказать о сказуемом.
VI.Работа над темой урока (ученики работают в программе Notebook, определяют сказуемые и в зависимости от их особенностей делят их на группы)
Понаблюдаем. Найдите сказуемые в данных предложениях и по типам сказуемых разбейте данные предложения на группы.
Наступила зима. Мой папа был агрономом. Вскоре стали появляться листочки на деревьях. Ученики пошли в школу. Весной лес очень хорош. Миша решил выучить стихотворение вместо песни.
- Сколько групп сказуемых у вас получилось ?
- В каких предложениях сказуемое состоит только из одного глагола?
-В каких предложениях сказуемое состоит из двух глаголов?
-В каких предложениях сказуемое состоит из именных частей речи?
( схема составляется в программе Notebook ).
Пользуясь получившейся у нас схемой, расскажите о видах сказуемых.
Прочитайте правило в учебнике и скажите, что ещё вы узнали о сказуемом и способах его выражения.
VII.Закрепление изученного материала.
1. Тест «Определите тип сказуемого» (ученики работают в программе Notebook, подчёркивают сказуемое, определяют его тип, обосновывают свой ответ)
Вечером с высоких берёз Тетерева начали нырять в снег
Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь.
Профессор был заметно взволнован.
Сюда приезжали директора предприятий
Тропа здесь проложена по увалам с правой стороны долины.
2. Игра «Третий лишний». (ученики работают в программе Notebook, подчёркивают сказуемое, определяют его тип, находят «лишнее» предложение, обосновывают свой ответ)
А.Медный ствол сосны порозовел на солнце. Дорожка была запружена людьми. Корабль был очень большой и очень прочный.
Б.Солнце начало пригревать землю. Лес- наше богатство. Мы стали подниматься в горы.
VIII.Рефлексия. Ученикам раздаются карточки:
Понравился ли мне урок…
Что мне понравилось на уроке…
Что мне не понравилось на уроке…
Как я проявил себя на уроке…
Понял ли я тему урока…









Урок русского языка в 8 классе по теме "Составное глагольное сказуемое"

Цель:
- закрепить сведения по синтаксису простого и сложного предложений,
о простом глагольном сказуемом; познакомить с составным глагольным сказуемым; формировать

умение видеть в тексте разные типы сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые

явления;
- развивать логику, внимание, образное мышление, умение анализировать текст, строить связное

устное высказывание;
- прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные

качества личности.

ХОД УРОКА.
1) Организационный момент.
2) Слово учителя.
3) Повторение сведений о предложении.
4) Комплексное повторение.
5) Понятие о составном глагольном сказуемом.
6) Закрепление.
7) Подведение итогов.
8) Домашнее задание.
9) Самостоятельная работа.

Урок № 17. СКАЗУЕМОЕ. ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

Цели: углубить и расширить понятие о сказуемом; выработать и развить навык

нахождения сказуемого, выраженного глаголами разных наклонений.

I. Словарная работа.

Выписать из учебника (§ 10-11) слова в рамках. Объяснить по

возможности их правописание. Подготовиться к словарному диктанту (через урок).

II. Повторение изученного о подлежащем.
Упр. 103.

III. Новый материал.

Материал известен учащимся, поэтому работа выполняется самостоятельно.

Чтение § 12.

1. Ответы учащихся на в о п р о с ы :

1) Что такое сказуемое?

2) Что называется простым глагольным сказуемым?

3. Расширение понятия о лексическом и Грамматическом значении
простого глагольного сказуемого. Учащиеся записывают предложения:

Геолог рассказал о новом месторождении алмазов. Геолог рассказал бы о

новом месторождении алмазов, но время встречи истекло. Пусть геолог

расскажет о новом месторождении алмазов.

Вопросы для анализа:

1) Одинаково ли лексическое значение сказуемых? (Да, одинаково.)

2) Чем же они отличаются? (Наклонением глаголов.)

Вывод: в данных сказуемых и лексическое, и грамматическое значения

выражаются одним глаголом (не словом!) в форме одного из наклонений.

Такие сказуемые называются простыми глагольными сказуемыми.

IV. Закрепление изученного. Упражнения.
1.Упр. 107.

2. Упр. 111.

3. Даны слова, которые в предложении могут быть сказуемыми. Составьте

с ними предложения и докажите, что это простые глагольные сказуемые.

/. Увлекаюсь. 2. Будем изучать. 3. Осваивают. 4. Давайте споем.

V. Задание на дом:

§ 12, упр. 108.

Урок № 18. СОСТАВНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

Цели: дать понятие о составном глагольном сказуемом, о его лексическом и грамматическом значении; выработать умение выделять его из текста.

I. Словарная работа.

Записываются слова из рамок (§ 13):

конгресс, конференция.

Отмечается, что оба эти слова имеют в своем составе латинскую приставку

con - (со, вместе). С помощью школьного словаря иностранных

слов записываются слова, имеющие эту приставку:

конституция, конвейер, консилиум, конспект, компонент и т. д.

II. Проверка домашнего задания.

III. Новый материал.

1. Введение понятия «составное сказуемое».

Перед тем, как ввести понятие составного сказуемого, учитель задает вопрос: Какое сказуемое называется простым глагольным?(Выраженное глаголом в форме какого-либо наклонения.)

Значит, в предложении «Наш щегол будет петь» сказуемое будет петь - простое глагольное, так как выражено одним глаголом в форме сложного будущего времени изъявительного наклонения.

Просим учащихся сравнить это сказуемое с другим из предложения «На второй день щегол начал петь». Сказуемое начал петь - составное, так как его грамматическое значение выражено словом начал (изъявительное наклонение, прошедшее время), а лексическое - словом петь (производить голосом музыкальные звуки).

2. Упражнение по закреплению понятия «простое и составное сказуемое». В данных предложениях сопоставить и определить их вид. Придумать 2-3 аналогичных примера.

1. Дом строят каменщики. Дом будут строить каменщики. Дом продолжают строить каменщики. 2. Сирень начинает отцветать. Сирень скоро будет отцветать. 3. Ребята купаются в реке. Ребята будут купаться в реке. Ребята стали купаться ежедневно. (Можно сделать упр. 114.)

3. Введение понятия «составное глагольное сказуемое» производится при анализе предложений упр. 113. Вывод учащиеся делают самостоятельно, читая § 13.

Контрольные вопросы, позволяющие определить усвоение нового материала:

1) Какие сказуемые называются составными?

2) Из каких частей состоят составные сказуемые?

3) Как в составном глагольном сказуемом выражается лексическое и грамматическое значения?

4) Какова роль вспомогательного глагола? Какая часть речи может выступать в роли вспомогательного глагола? В сочетании с чем?

IV. Закрепление изученного.

1. Упражнение 115.

2. Придумать предложения, употребив в качестве простых и составных глагольных сказуемых следующие глаголы в форме единственного или множественного числа. (Можно определить вид, спряжение и переходность глаголов.)

Колыхаться, лепетать, колоть, гнать, бороться, распилить, выкатить, отклеиться.

Выполняя упражнения на закрепление составного глагольного сказуемого, целесообразно повторить правописание - тся и - ться в глаголах. Нужно показать учащимся, что в составном глагольном сказуемом вспомогательный глагол на - тся всегда стоит в форме 3-го лица, следовательно, ь в нем не пишется. Основной же глагол всегда стоит в неопределенной форме и пишется с ь.

V. Задание на дом:

§13, упр. 118.

Урок№ 19. СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ


Цели: дать понятие о составном именном сказуемом, о его частях; углубить понятие о роли глагольной связки.

I. Словарный диктант.

Каникулы, маршрут, удивлять, поражать, библиограф, большинство, театр, репетиция, режиссер, конгресс, конференция, конституция, конвейер, консилиум, конспект, компонент.

II. Самостоятельная работа.

Составить с глаголами удивлять (I в.), поражать (II в.) по 3 предложения, в которых данный глагол выступал бы в роли простого глагольного сказуемого (2 предложения) и составного глагольного сказуемого.

III. Новый материал.

1. Работу с составным именным сказуемым также надо начинать с
сопоставления простого сказуемого с составным именным, показав один и
тот же глагол в роли связки и в роли самостоятельного сказуемого. Это
можно сделать на материале упр. 123.

Дополнительный материал.

Он будет у нас завтра. Он будет первым. Книга оказалась в портфеле. Чашка оказалась разбитой. Кассир считает деньги. Его считают хорошим работником.

2. Затем учащиеся читают § 14 и делают вывод, какое сказуемое называется составным именным.

3. Для углубления понятия о роли глагола-связки в тетрадях записываются опорные слова, организующие логику ответа:

1) наиболее употребительны ...

2) менее употребительны ...

3) могут выступать в роли связок ...

IV. Закрепление изученного.

1. Переделать предложения так, чтобы простое глагольное сказуемое стало составным именным.

Образец: Улица опустела. Улица стала пустой.

1. Он часто является ко мне. 2. Мальчик быстро взрослеет. 3. Брат руководит группой. 4. Небо темнеет.

2. Определить вид сказуемого в предложениях.

/. Мы слушаем радио. Сегодня будем слушать интересную передачу. Мы начнем слушать эту передачу после ужина. Он будет слушателем школьного лектория. 2. Будь ты в этом доме хозяйкой. Ты будь дома сегодня. Улицы были украшены флагами и ярко освещены. 3. Я гордился бы тобой. Я был бы горд тобой. Я горжусь тобой.

3. Заменить полные формы причастий и прилагательных краткими
формами. С некоторыми из них составить предложения. Каким членом
предложения является краткая форма? Какие правила правописания причастий и прилагательных вы применили?

Затерянные ключи, пустынная местность, отремонтированная комната, засеянное поле, свежий хлеб, выкрашенные стены, исправленная и переписанная рукопись, юные артисты, трескучий мороз, горячий песок, неуклюжий медведь, безжизненная пустыня, колючий шиповник, упакованные и отправленные грузы.

V.Задание на дом:

§ 14, упр. 129.

Урок № 20. ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Цели: углубить понятие о постановке тире между подлежащим и сказуемым; отработать навык постановки тире, а также запятой при сравнительных союзах как, будто, словно, точно.

I. Словарная работа.

Пейзаж, ландшафт.

Являются ли эти слова синонимами? Докажите свое мнение, опираясь на статьи из «Школьного словаря иностранных слов».

П. Проверка домашнего задания.

1. Беседа по усвоению предыдущего материала. Вопросы:

1) Чем простое сказуемое отличается от составного?

2) Из каких компонентов состоит составное глагольное сказуемое?

3) Что входит в составное именное сказуемое?

2. Индивидуальный ответ учащихся:

1) вспомогательные глаголы в составном глагольном сказуемом;

2) выражение глагола-связки в составном именном сказуемом.

III. Проверочная работа.

1. В следующих предложениях подчеркни сказуемые. Определи и
подпиши их тип. Запиши один аналогичный пример.

Ребята летом будут купаться в реке. Ребята стали купаться ежедневно.

2. Подчеркни только составные именные сказуемые. Подпиши, чем
они выражены.

/. Пироги из дрожжевого теста выглядели очень аппетитно. 2. В скромном палисаднике пахло нарциссами и травой. 3. Отец всё время оставался спокойным: он был уверен в искусстве лодочника.

4. Алюминиевые миски ровными шеренгами выстроились на клеёнке.

5. Между мисками строго симметрично расставлены горки чёрного хлеба.

6. Шёлк не рвётся, булат не гнётся.

3. Запиши номера предложений, в которых:

1) простые глагольные сказуемые №_______________________

2) составные глагольные сказуемые №_______________________

3) составные именные сказуемые №________________________

/. Отец мой был крестьянин (В. Шукшин). 2. Он был не в состоянии

думать о своих делах (А. С. Пушкин). 3. Это было в детстве (А. Битов). 4. Я буду у вас (А. М. Горький). 5. Он был в летах и очень тучен(М. Шаги-нян). 6. Где ты был трое суток? (В. Быков).

IV. Новый материал.

Переходя к вопросам пунктуации, необходимо обратить внимание учащихся на большое значение знаков препинания для понимания текста.

1. Слово учителя. Изучая строение и грамматическое значение предложения, мы должны вырабатывать навыки правильной пунктуации -расстановки знаков препинания. Правила пунктуации не случайны - они помогают так расставить знаки препинания, чтобы было легко понимать текст, выявляют структуру текста, передают его эмоциональное напряжение. К. Паустовский писал: «Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

Изучая правила пунктуации, необходимо отказаться прежде всего от взгляда на пунктуационные правила как на собрание досадных условностей, отравляющих жизнь нормальному человеку. Постарайтесь почувствовать за бесстрастными точками и запятыми живое дыхание родного языка.

И тогда вам станет ясен сокровенный смысл блестящих высказываний о пунктуации русских ученых и писателей.

Перед вами на доске записаны эти высказывания. Оформите их в виде прямой речи по схемам:

1)А:«П»;б)«П»,-а.

2) «Тире - знак отчаяния» (А. М. Пешковский);

3) «Многоточие - это следы на цыпочках ушедших слов» (В. В. Набоков).

2. В записанных предложениях в собственно прямой речи найдите основы, обозначьте, чем они выражены. Сделайте вывод о постановке тире между подлежащим и сказуемым.

3. Для самостоятельного вывода правила постановки тире между подлежащим и сказуемым анализируем предложения:

1. Театр - это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актёры-миссионеры (А. Чехов).

2. Лишнее говорить - себе вредить (Пословица).

3. А ведь двадцать лет - треть человеческой жизни. (Ю. Нагибин).

4. Его цель - сделаться героем романа (М. Лермонтов).
Задания учащимся: найти основу предложения, определить, чем

выражены подлежащее и сказуемое. Сформулировать правило о постановке тире.

Самостоятельное знакомство с правилом § 15.

Ответить на в о п р о с : когда тире не ставится между подлежащим и сказуемым?

Упражнения по закреплению изученного: упр. 138.

4. Для выработки пунктуационного навыка при союзах как, будто,
словно, точно предлагаем учащимся усвоить следующее правило:

Конструкции с как (будто, словно...) не выделяются запятыми, если:

• входят в состав сказуемого (Всё в порядке. Льды как льды, пустыни как пустыни.) (В. Каверин);

• являются фразеологизмом (Дама в малиновом берете была как на иголках, слыша такие ужасы.) (М. Лермонтов).

Сравнительные конструкции с этими союзами требуют постановки запятой. (Я нашел в этой комнате двух молодых купеческих приказчиков, с белыми, как сахар, зубами.) (И. Тургенев).

5. Тренировочное упражнение по закреплению этого правила. По
ставить, где это необходимо, запятую.

1. Поэзия Пушкина как пение птиц в роще, как песнь ветра, как шум волны (А. Толстой). 2. Наш двор зелен как сад. 3. И в следующее воскресенье как снег на голову явился перед блондинкою (Н. В. Гоголь). 4. Жухарь встал как вкопанный (М. А. Шолохов). 5. Большое озеро как блюдо. 6. Разбойник мужика как липку ободрал. 7. Как солнышко она.

V. Дополнительные задания для закрепления изученного.

1. Поставить тире, где это необходимо, объяснить.

1. Писательство не ремесло и не занятие. 2. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун большой праздник для крестьянских мальчиков (И. Тургенев). 3. Тринадцать цифра загадочная и волнующая воображение. 4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом. 5. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг (Н. Некрасов). 6. Курить здоровью вредить (Пословица). 7. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти (Л. Толстой).

2. Переделать предложения, чтобы между подлежащим и сказуемым вместо связки было тире.

1. С детских лет путешествия были моей заветной мечтой. 2. Грузинские деревни издали кажутся сплошными садами. 3. Старыйохотник стал моим лучшим другом. 4. Конец сентября в Москве был порой осеннего листопада. 5. Человек труда стал основной темой творчества скульптора Мухиной.

VI. Задание на дом:

§ 15, упр. 140.

Уроки № 21-22. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ (ИЛИ КОНТРОЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ) И ЕГО АНАЛИЗ

(Можно проверить знания учащихся с помощью данного теста.)

Цель: проверка знаний учащихся. I. Чтение текста (диктант).

САМОЕ БОЛЬШОЕ

А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно, расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

Мудрость - это ум, соединённый с добротой. Ум без доброты - хитрость. Хитрость непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Мудрость же открыта и надёжна. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надёжное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Д. С: Лихачев. Письма о добром и прекрасном

II. Тест.

1) Укажите номера предложений, в которых:

а) сказуемое простое глагольное -№ I, 2, 8 (ответы для учителя);

б) сказуемое составное глагольное -№6, 7,5 (ответы для учителя);

в) сказуемое составное именное -№3,4 (ответы для учителя).

1. Ребята успешно начали новый учебный год. 2. Бумага делается из древесины. 3. В комнате делается душно. 4. Лекция обещает быть интересной. 5. Он обещает быть у нас завтра. 6. Каждый человек должен трудиться для общества. (А. Чехов). 7. Я начал разыскивать свою сестру. 8. Российские ученые будут совершенствовать методы исследования космоса.

2) Расставьте знаки препинания.

/. Наш дар бессмертный речь (И. Бунин). 2. Лес ценнейшее сырье. 3. Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь (А. Твардовский). 4. Пруд как блестящая сталь (А. Фет). 5. Бедность не порок. 6. Её уста как свежая роза рдеют. 7. Слово одежда всех фактов, всех мыслей (А. М. Горький).

3) Запишите номера предложений, в которых:

а) тире между подлежащим и сказуемым не ставятся

№ 4, 5 (ответы для учителя);

б) сравнительный оборот с союзом как выделяется запятыми

№ 6 (ответы для учителя).

А- подлежащее выражено личным местоимением.

4) Найдите и выпишите соответствия (к цифре предложения запишите соответствующую букву).

/. Слово не воробей.

2. Без нее грош цена всем этим

патронам (В. Некрасов).

3. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов.

4. Я ужасно рада, что ты мой брат.

5. Я- сын сторожа.

6. Наша задача- служение Отчизне.

Б - подлежащее вместе со сказуемым образует неразложимый фразеологический оборот.

В - перед сказуемым стоит отрицательная частица не.

Г- один член основы выражен именем существительным, другой неопределенной формой глагола. ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Д - авторский знак препинания. В результате должна появиться запись: 1-В;2-Б;3-А;4-А;5-Д;6-Г.



Уроки № 23-24. ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ

Цели: развить речь учащихся; проверить отработку навыка пунктуации; способствовать воспитанию гуманной личности.

Написать сочинение о гордости и доброте.

СТАРИК В СТАНЦИОННОМ БУФЕТЕ

Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета в Майори. Над Рижским заливом свистящими полосами проносились зимние шквалы. У берегов стоял толстый лёд. Сквозь снежный дым было слышно, как грохочет прибой, налетая на крепкую ледяную закраину.

Старик зашёл в буфет, очевидно, погреться. Он ничего не заказывал и понуро сидел на деревянном диване, засунув руки в рукава неумело заплатанной рыбачьей куртки.

Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала.

Рядом со столиком шумно пили пиво молодые люди с тугими, красными затылками. Снег таял у них на шляпах. Талая вода капала в стаканы с пивом и на бутерброды с копчёной колбасой. Но молодые люди спорили о футбольном матче и не обращали на это внимания.

Когда один из молодых людей взял бутерброд и откусил сразу половину, собачка не выдержала. Она подошла к столику, стала на задние лапы и, заискивая, начала смотреть в рот молодому человеку.

- Пети! - тихо позвал старик. - Как же тебе не стыдно! Зачем ты беспокоишь людей, Пети?

Но Пети продолжала стоять, и только передние лапы у неё всё время дрожали и опускались от усталости. Когда они касались мокрого живота, собачка спохватывалась и подымала их снова.

Но молодые люди не замечали её. Они были увлечены разговором и то и дело подливали себе в стаканы холодное пиво.

Снег залеплял окна, и дрожь пробегала по спине при виде людей, пьющих в такую стужу совершенно ледяное пиво.

- Пети! - снова позвал старик. - А Пети! Ступай сюда!

Собачка несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая понять старику, что она его слышит и извиняется, но ничего с собой поделать не может. На старика она не взглянула и даже отвела глаза совсем в другую сторону. Она как бы говорила: «Я сама знаю, что это нехорошо. Но ты же не можешь купить мне такой бутерброд».

- Эх, Пети! Пети! - шёпотом сказал старик, и голос его чуть дрогнул от
огорчения.

Пети снова вильнула хвостом и вскользь, умоляюще посмотрела на старика. Она как бы просила его больше её не звать и не стыдить, потому что у неё самой нехорошо на душе и она, если бы не крайность, никогда бы, конечно, не стала просить у чужих людей.

Наконец один из молодых людей, скуластый, в зелёной шляпе, заметил собаку.

- Просишь, стерва? - спросил он. - А где твой хозяин?

Пети радостно вильнула хвостом, взглянула на старика и даже чуть взвизгнула.

- Что же это вы, гражданин! - сказал молодой человек. - Раз собаку держи
те, так должны кормить. А то некультурно получается. Собака у вас милостыню
выпрашивает. Нищенство у нас запрещено законом.

Молодые люди захохотали.

- Ну и отмочил, Валька! - крикнул один из них и бросил собачке кусок колбасы.

- Пети, не смей! - крикнул старик. Обветренное его лицо и тощая, жилистая шея покраснели.

Собачка сжалась и, опустив хвост, подошла к старику, даже не взглянув на колбасу.

- Не смей брать у них ни крошки! - сказал старик.

Он начал судорожно рыться в карманах, достал немного серебряной и медной мелочи и пересчитал ее на ладони, сдувая мусор, прилипший к монетам. Пальцы у него дрожали.

- Ещё обижается! - сказал скуластый молодой человек. - Какой независимый, скажи пожалуйста.

- А, брось ты его! На что он тебе сдался! - примирительно произнёс один из его товарищей, наливая всем пиво.

Старик не проронил ни слова. Он подошёл к стойке и положил несколько монет на мокрый прилавок.

- Один бутерброд! - сказал он хрипло. Собачка стояла рядом с ним, поджав хвост. Продавщица подала старику на тарелке два бутерброда.

- Один! - сказал старик.

- Берите! - тихо сказала продавщица. - Я на вас не разорюсь...

- Палдиес! - сказал старик. - Спасибо!

Он взял бутерброды и вышел на платформу. Там никого не было. Один шквал прошёл, второй подходил, но был ещё далеко на горизонте. Даже слабый солнечный свет упал на белые леса за рекой Лиелупа.

Старик сел на скамейку, дал один бутерброд Пети, а другой завернул в серый носовой платок и спрятал в карман.

Собачка судорожно ела, а старик, глядя на неё, говорил:

- Ах, Пети, Пети! Глупая собака!

Но собачка не слушала его. Она только ела. Старик смотрел на нее и вытирал рукавом глаза - верно, они слезились у него от ветра.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(6 часов + 2 часа на развитие речи)

Второстепенные члены предложения изучаются в той же системе, что и главные: вначале в порядке самостоятельной работы проводится повторение всего, что учащиеся знают, затем материал излагается в полном объеме, причем знакомое четко отделяется от нового. Изложение материала может проводиться разными способами: сообщение учителя, чтение учебника вслух или про себя с заданием обнаружить новое, разбор данных учителем примеров, сообщение, заранее подготовленное учащимися, и т. д. Большая часть времени отводится закреплению, причем в упражнениях основное внимание обращается на новые и наиболее трудные способы выражения членов предложения, а также на особенности употребления языковых явлений в речи.


























































8 класс.

Тема: Второстепенные члены предложения. ДОПОЛНЕНИЕ. ПРЯМОЕ И КОСВЕННОЕ ДОПОЛНЕНИЕ

Цели: углубить понятие о дополнении; развить умение видеть и выделять из текста прямые и косвенные дополнения; повторить правописание личных окончаний глагола.

I. Словарная работа.

Выписать слова из рамок (учебник)

П. Беседа по повторению.

Вопросы:

1) Какие члены предложения являются второстепенными? В чем их отличие от главных?

2) Назовите второстепенные члены.

3) Какими способами связи соединяются второстепенные члены с другими в предложении?

4) Что называется дополнением?

III. Практический материал для развития представления о дополнении.

1. Формирование прочного навыка различения дополнения и подлежащего (особенно когда прямое дополнение выражено существительным, у которого формы именительного и винительного падежа совпадают).

1) Выписать словосочетание «глагол + существительное», определить падеж существительного. Вставить пропущенные буквы.

/. Конёкреж... лёд. 2. Весло задева...т водоросли. 3. Буря мглою небо кро...т (А. С. Пушкин). 4. Мастер чин...т телефон. 5. Я зап...раю дверь ключ ...ми ключ кладу в карман.

2) Найти в предложении подлежащее и дополнение. Изменить предложение, чтобы подлежащее стало дополнением или дополнение - подлежащим.

Образец: Этот моллюск поедает водоросли. Этот моллюск охотно поедает рыба.

1. Туча закрыла полнеба. 2. Мать любит дочь. 3. День сменяет ночь.
4. Отец подарил мне мяч. 5. Телеграфный столб был повален ураганом.

3) Сопоставить предложения, определить в них роль выделенных
слов.

/. Уроки были приготовлены. Мы приготовили уроки. 2. Утро мы посвящаем работе. Утро выдалось ясное, солнечное. 3. Улицыгорода заасфальтированы. Я люблю улицы Москвы весной.

2. Учащиеся испытывают затруднения в различении дополнений,
выраженных неопределенной формой глаголов, и составных глагольных
сказуемых. Их нужно познакомить с некоторыми приемами разграничения
этих случаев. Неопределенная форма глагола является дополнением, если:

1) действие, обозначенное вспомогательным глаголом и неопределенной формой, производят разные лица (предложил вернуться, прошу рассказать);

2) неопределенную форму можно заменить существительным (условился встретиться - о встрече,).

Задания: 1) анализ примеров.

Я велел ямщику ехать (А. С. Пушкин) - велел я, а ехать должен ямщик, значит, ехать - это дополнение. Я прошу вас подождать -прошу я, а подождать должны вы, значит, подождать - дополнение;

2) найти в предложениях дополнения, выраженные неопределенной формой глагола.

1. Спорить с ними я никогда не мог. 2. Признаюсь, я не желаю с ними познакомиться. 3. все просили её спеть что-нибудь. 4. Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться. 5. Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пустынного ветра. 6. Я велел обеим пить по два стакана в день кислосерной воды (М. Лермонтов).

3. Понятие о прямом и косвенном дополнении учащиеся получают,
читая учебник и выполняя упражнения4. При работе над дополнением следует обратить внимание на предупреждение и исправление речевых ошибок. Учащимся необходимо напомнить, что управление может быть предложным и беспредложным. Этому служат упражнения.

1) Подобрать существительные к данным словам:

Верить... - вера...; уверять... -уверенного...; пренебрегать... -пренебрежение...; командовать... -командир...

2) Найти ошибки в употреблении предлогов и исправить их.

1. Она начала сторониться от своих сверстниц, искать общества среди старших. 2. Команда была уверена в свою победу. 3. Николай очень переживал о болезни брата. 4. Этот человек привлекал к себе симпатии в окружающих. 5. Серьезностью, любовью к книге Наташа резко отличалась среди девочек.

IV. Задание на дом:






БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ

1. Проверка домашнего задания.

2. Определение лица глаголов.

- Определите лицо данных глаголов, подписав к ним местоимения:

Пиш..м, стро..т, слыш..шь, стел..т, танцу..т, вид..шь, пол..т, держ..м.

- Почему эти глаголы называются личными?

3. Лингвистическая задача.

- Прослушайте диалог и скажите, какие глаголы называются безличными.

Заболела бабушка.

- Что-то целый день меня знобит, - пожаловалась она.

- Бабушка, кто тебя знобит? - заинтересовалась внучка.

- Никто, просто знобит.

- А разве так может быть?

- В жизни не бывает, - отвечала бабушка, - а в языке есть такие глаголы, которые так нам представляют действие, как будто оно делается само собой. Мы не знаем, кто действует, и используем безличные глаголы.

4. Объяснение учителя.

5. Упражнения 511, 512.

6. Наблюдение.

Учащиеся выполняют упражнение под звездочкой на с. 214.

7. Игра «Фокусник».

- Превратите личные глаголы в безличные.

Личные глаголы

Безличные глаголы

Ветер дует в окно.

В окно сильно дует.

Гроза зажгла дерево.

Дождь льет как из ведра.

Липы сладко пахнут.

Ветер сломал осину.

8. Итог урока.

Работа с сигнальными карточками.

Учитель читает тезисы. Если тезис верный, учащиеся поднимают зеленую карточку. Если нет - красную.

Тезисы:

1. Безличные глаголы - это глаголы, не изменяющиеся по лицам.

2. В предложении безличные глаголы зависят от подлежащего.

3. Личный глагол может стать безличным.

4. Безличный глагол не может употребляться в форме условного наклонения.

5. Безличный глагол не может употребляться в форме повелительного наклонения.

Домашнее задание: упражнение 513.


УРОК 152. БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ

1. Проверка домашнего задания.

2. Лингвистическая задача.

- Среди приведенных ниже глаголов найдите такие, которые не употребляются в форме 1-го лица единственного числа.

вечереть

расти

трясти

лечь

приходить

убедить

победить

смеркаться

целовать

3. Упражнения 514, 515.

4. Работа с текстом.

- Прослушайте отрывок из рассказа М. Пришвина «Закат». Посчитайте, сколько в нем безличных глаголов.

Весь день было попеременно: то моросило, то прояснивало. В лесу, когда прояснивало, вспоминалась своя прежняя боль и как эту боль отпускало. Дятел, как будто не веря перемене погоды, не стучал по стволу, как дятел, а как маленький ползунок, опрокинувшись, бегал по стволу...

Закат солнца был не виден, но после долго в облаках горело и светило в промежутках черных стволов.

- Какова функция глаголов в этом тексте?

5. Подготовка к диктанту по упражнению 517.

Учащиеся устно анализируют орфограммы в тексте диктанта.

6. Диктант.

Домашнее задание: упражнение 516.





ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ»

На повторение по теме «Глагол» выделено два урока. На первом уроке учащиеся выполняют упражнения из учебника (на усмотрение учителя). Второй урок проходит в форме этапной игры.

Класс делится на 8 групп. Каждая группа проходит 8 этапов. Передвижение осуществляется по часовой стрелке.

На каждом этапе работает консультант. Он проверяет задания и, если есть недочеты, беседует с членами группы.

Задания этапов

Задания для 1-го этапа.

1. Что называется глаголом? Как изменяется глагол? К каким частям речи относится глагол?

2. Найдите глаголы: красный, краснота, краснеет, беговая, бежит, бег, крикливый, кричит, крик. Обоснуйте свой выбор.

2. Измените глагол кричать по временам. Проспрягайте этот глагол.

Задания для 2-го этапа.

1. Какие глаголы относятся к первому спряжению? Ко второму?

2. Почему некоторые глаголы называются разноспрягаемыми? Приведите примеры.

3. Спишите, вставив пропущенные буквы.

Чего себе (не) хоч..шь, того и другому (не) желай. Поищ..шь - найдеш?, захоч..шь - добьеш?ся. Правдой мир держ..тся. Правда глаза кол..т. Кто работы (не) боит?ся, у того она спор..тся. Кто хвал..т?ся, тот с горы свал..т?ся.

Задания для 3-го этапа.

1. Расскажите о переходных и непереходных глаголах. Приведите примеры.

2. Спишите. Обозначьте переходные глаголы буквой п, а непереходные - н.

К..роткий весе(н, нн)ий день таял в бледн..м неб.. . Вдали с..яли поля, утре(н, нн)ий ветерок ве..л прохладой. Желтые листья падали с деревьев и усе..ли берега. Ре..ли молнии, с грохотом не(с,сс)я удар грома за ударом.

Задания для 4-го этапа.

1. Расскажите о наклонениях. Приведите примеры.

2. Спишите. Обозначьте, в каком наклонении употреблены глаголы.

Была бы охота, заладит?ся всякая работа. Буд?те чуткими и внимательными помощ?никами тем, кто испытыва..т трудности в учебе. Меньше г..ворите, а больше делайте. Был бы друг, буд..т и досуг.

Задания для 5-го этапа.

1. Какие глаголы называются безличными?

2. В каком наклонении употребляются безличные глаголы?

3. Найдите в предложениях безличные глаголы. Подчеркните их.

Света..т. Яркое солнце поднимает?ся из-за гор. К утру посв..жело. Где(то) д..л..ко прогр..мело эхо. (Ни) где (не) дыш..тся вольней родных лугов, родных полей. (Не) с..дит?ся в хат.. тесной, (не) л..жит?ся на печи.

Задания для 6-го этапа.

1. Расскажите, когда в глаголах пишутся суффиксы -ыва- (-ива-), а когда -ова- (-ева-)? Приведите примеры.

2. Запишите глаголы в форме прошедшего времени единственного числа. Выделите в глаголе суффикс.

Бесед..вать, рассказ..вать, треб..вать, использ..вать, испыт..вать, участв..вать, рассчит..вать, совет..вать, уклад..вать.

Задания для 7-го этапа.

1. Что значит разобрать глагол морфологически?

2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Разберите глаголы морфологически.

Дожд..к прош..л3 по садов..й дорожк..

Капли на ветках в..сят3, как сережки.

Трон..ш?3 березку - она встр..п..нет?ся

И засм..ет?ся. До слез засм..ет?ся3.

Задание для 8-го этапа.

Исправьте ошибки в предложениях.

1. Отец каждый день ездиет в город на работу.

2. Он всегда ложит локти на стол.

3. Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях.

4. Сережа хотит помочь нам в решении задачи повышенной трудности.

5. Кругом - никакого движения, только старая мельница махает своими крыльями




© 2010-2022