Разработка урока по литературе в 5-м классе «Знакомство с произведением А. И. Куприна «Чудесный доктор»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по литературе в 5-м классе «Знакомство с произведением А. И. Куприна «Чудесный доктор»

Цели: продолжать разговор о гуманности; обратить внимание ребят на то, что и в мирной жизни людям приходится сталкиваться со многими проблемами: болезнями, безработицей.. Иногда эти испытания могут быть настолько трудными, что только поддержка окружающих, похожая на чудо, может изменить безвыходную ситуацию; расширить представление о композиции эпического произведения малой формы.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Александр Иванович Куприн родился в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой чиновничьей семье. Детство и юность Куприна прошли в Москве. Тринадцать лет детства и юности Александр Иванович провёл в закрытых учебных заведениях. После тяжких лет казарменной жизни скитался по России, был и репортёром, и грузчиком, и управляющим на стройке, землемером, работал на литейном заводе, выступал на сцене, изучал зубоврачебное дело, был журналистом.

«Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий. Его неутомимое, жадное зрение доставляло ему праздничную радость!»-писал о Куприне Корней Иванович Чуковский. Масса жизненных наблюдений, впечатлений, переживаний стала основой его творчества. «Ты - репортёр жизни.. Влезь в самую гущу жизни»,- так определил А.И.Куприн своё призвание.

Жизнь людей на Земле - и взрослых, и детей - на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.

Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям.. Эти испытания могут быть такими тяжёлым, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние.. И поэтому помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как чудо.

Любому человеку хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду.

Сегодня мы познакомимся с одним из таких рассказов. Называется он «Чудесный доктор». Мы будем читать этот рассказ и одновременно обсуждать его, чтобы в конце нашего разговора мы с вами могли ответить на очень важные вопросы:

  • О каком чуде идёт речь в рассказе?

  • В какие чудеса надо верить людям?

2. Фронтальный опрос

  • Как вы понимаете значение слова «чудесный»? Подберите синонимы.

  • Как вы понимаете, что обозначает слово «милосердие»? Сострадание? Деятельное сострадание?Подберите синонимы.

3. Словарная работа (дети записывают в тетрадь)

Досужий (вымысел) - появившийся от безделья (от слова «досуг» - свободное время или развлечение).

Предания - легенды, переходящие от поколения к поколению, рассказы о былом.

Плачевно - здесь: безрезультатно.

Пустые щи - щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне.

Изможденный - крайне изнуренный, утомленный.

Управляющий - человек, который ведет дела какого-либо хозяйства.

Швейцар - сторож при подъездах.

Поденная работа - работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день.

Сочельник - (устаревшее) канун церковных праздников Рождества и Крещения.

Залог - отдача имущества в обеспечение обязательств.

4. Комментированное чтение и обсуждение рассказа.

а) Чтение учителем рассказа с начала до слов «Старший мальчик первый оторвался...» и обсуждение:

  • Сколько рассказчиков в этом произведении?

  • Как вы думаете, чем привлекла внимание мальчиков витрина магазина?

б) Чтение фрагмента со слов «Старший мальчик оторвался...» до слов « -Ну? Что же?» и обсуждение

- Как бы вы теперь ответили на вопрос: чем привлекла мальчиков витрина гастрономического
магазина?

-Куда поспешили мальчики?

  • Как вы думаете, в какое время года происходит действие рассказа? -Любите ли вы праздники? Какие чувства испытываете при их приближении?

  • Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни?

в) Подготовленное чтение по ролям со слов «Мальчики молчали..» до слов «..разогреть-то нечем..» и
обсуждение

  • Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых? -Мог ли швейцар передать письмо по назначению? Почему он, по вашему мнению, этого не сделал?

  • Можно ли согласиться с высказыванием И.Шмелева: «Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие - милосерднее»? К кому из персонажей рассказа вы уже сейчас могли бы применить эти слова?

г) Чтение отрывка «В это время в коридоре.» до слов «..гнали просителей с крыльца»

5. Объяснение домашнего задания

Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация.

а) Подумайте и запишите свои рассуждения о том, можно ли помочь этим людям и каким вам
представляется выход из этой ситуации.

б) Подготовьте ответ на вопрос: «Почему, по-вашему, мы лишь в середине рассказа узнаем о
несчастьях семьи Мерцаловых»?

в) Дочитайте рассказ до конца.

2 урок.

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Обсуждение эпизода встречи Мерцалова и пожилого незнакомства - врача в парке. Познакомьтесь с вопросами, которые возникли у ваших сверстников после чтения этого эпизода рассказа.


© 2010-2022