- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План конспект на тему Деепричестие
План конспект на тему Деепричестие
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сайдалиева Ж.Х. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство Образование и Культуры Республики Казахстан
ЮКО Отдел образование Сайрамского района
осш №3 имени Хамзы
«Утверждаю»
Директор школы: З.Мавланкулов
Русский язык
7 класс
Тема урока: «Деепричастный оборот».
2015\2016 уч.г.
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока : «Деепричастный оборот».
Цели: повторить и закрепить знания о деепричастии; дать понятие о деепричастном обороте; способствовать развитию умения конструировать предложения с использованием деепричастий, содействовать развитию устной и письменной речи, создать условия для успешной работы.
Задачи:
Обучающие: Познакомить учащихся с деепричастным оборотом. Формировать навык нахождения деепричастного оборота и выделения его запятыми.
Развивающие:
Развивать навыки выразительного чтения предложений с деепричастными оборотами, строить предложения, в состав которых входят деепричастные обороты.
Воспитательная:
Воспитывать у учащихся уважение друг к другу, организованность, ответственное отношение к работе, к художественному слову.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, исследование.
Образовательная технология: дифференцированного обучения, предметно-ориентированные технологии обучения.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
Планируемый результат.
Предметные:
Уметь находить деепричастия и деепричастный оборот, правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте; правильно выделять их на письме; конструировать предложения с деепричастными оборотами.
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем. Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями.
ПЛАН УРОКА
Дата: 22.01.2016г. Класс: 7
Тема: «Деепричастный оборот».
Цели: повторить и закрепить знания о деепричастии; дать понятие о деепричастном обороте; способствовать развитию умения конструировать предложения с использованием деепричастий, содействовать развитию устной и письменной речи, создать условия для успешной работы.
Время (в мин)
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Наглядности
1 мин
1.Организационный момент
Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру, а также делятся на группы.
Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру. Называют хорошие качества своих одноклассников.
5 мин
2.Этап проверки д/з
Самостоятельная работа с иллюстрацией
Актуализация знаний. Опрос
Слайд № 2-4
1) Повторение правила.
Демонстрируют свои знания. Отвечают на вопросы.
Карточки.
3 мин
3.Этап подготовки уч-ся к активному и сознательному восприятию нового материала
Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении пунктуационной задачи.
Синтаксический разбор предложения.
Передают свои мысли. Делают выводы.
5 мин
4.Этап изучения новых знаний и способов деятельности
Работа с определением.
Представление основного материала в таблицах, рассказ, сообщение
Создание проблемной ситуации.
Запись предложения с д.о.
Ученики отвечают на вопросы, работают с таблицей, объясняют, приводят примеры, делают записи в рабочей тетради.
Таблицы
7 мин
5. Этап первичной проверки понимания изученного
Работа с учебником. Организовать работу с учебником.
1)Чтение правила с. 108
2)Выполнение Упр. 4, с.110
Запись на доске.
Работают с учебником, выполняют задания
Учебник
5 мин
6. Этап закрепления изученного
.Выполнение заданий по карточкам.
Выполняют задания по карточкам.
Карточки.
10 мин
7. Применение изученного
Творческий диктант.
Работа с упражнением
Слайды № 13-14
1)Составление предложений.Упр.6.
2)Выборочный диктант.
3)Продолжить предложение.
Пишут творческий диктант. Составляют предложения. Продолжают предложение.
Плакат
5 мин
8. Этап контроля и самоконтроля
Цифровой диктант.
Записать номера предложений с од. д. и д.о. самоконтроля
Ученики оценивают друг друга и подводят итог.
1 мин
9. Этап информации о домашнем задании
Слайд № 17
Дать информацию о д/з и комментарий к его выполнению.
Запись д/з
Ученики записывают в дневниках.
Дневник
1 мин
10. Этап подведения итогов Выставление оценок
Оценивают работу
Оценивают работу своих одноклассников.
2мин
11. Этап рефлексии
Слайд № 18
Ответы на вопросы
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.
Смайлики
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Не можешь - сумей, \\ Не знаешь - узнай, \\ Не бойся тропы отвесной, \\ Пробуй, \\ Ищи, \\ Свершай, \\ Достигай, \\ Чтоб жизнь твоя стала песней. (Л. Татьяничева)
Я желаю вам, чтобы эти слова стали девизом вашей жизни.
2.Этап проверки д/з.
1)Самостоятельная работа с иллюстрацией
2) Закончите фразы
Деепричастие отвечает на вопрос …
Деепричастие обозначает …
Деепричастие образуется от… с помощью…
У деепричастия нет такой морфемы, как …
Деепричастия имеют признаки … и признаки …
В предложении деепричастия бывают…
Замените глаголы деепричастием. Слайд № 4
3. Актуализация знаний. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала
-- Замените глагол причастием и деепричастием. Слайд № 5-6
Птицы догоняли друг друга и кружились в воздухе.
Птицы, догоняющие друг друга, кружились в воздухе. - Выделяем запятыми п.о.? Почему?
Птицы, догоняя друг друга, кружились в воздухе. (запись предложения в тетрадь)
--Подчеркните грамматическую основу, назовите глагол, в котором выражается основное действие; деепричастие, которое обозначает добавочное действие.
- Что стоит рядом с ним в предложении?( друг друга)
- Как бы вы назвали данную синтаксическую конструкцию?
- Какие знания помогли вам сделать такой вывод?
-- Скажите своими словами, что такое деепричастный оборот.
--Тема урока (запись в тетради).
4.Объяснение нового материала.
Он бежал, оглядываясь по сторонам.
Он бежал, оглядываясь.
Он бежал, оглядываясь и спотыкаясь.
Работа с учебником. * 108 стр. ПРАВИЛО
Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. Деепричастные обороты в предложении бывают обстоятельствами. На письме они обособляются запятыми. Запятыми выделяется независимо от того, где он стоит в предложении.
Например: Звонко журча, сбегали ручейки по склонам гор.
Не обособляются деепричастные обороты - устойчивые выражения: засучив рукава, спустя рукава, не покладая рук. Например: Мы принялись за работу засучив рукава.
-- В чем разница между причастным и деепричастным оборотом? ( Причастие относится к существительному и характеризует предмет, лицо, производящее действие, а деепричастие относится к глаголу-сказуемому и характеризует добавочное действие).
- Роль д.о. в речи? (д. придаёт фразе живописность, дорисовывает, дополняет основное действие)
5. Этап первичной проверки понимания изученного.
Работа с учебником. (Запись д.о. на доске.)
Стр. 110, упр.4. - Замените в каждом предложении выделенное сказуемое с зависимыми словами деепричастным оборотом.
6. Этап закрепления изученного.
1. Графически обозначить деепричастия и деепричастный оборот.
Карточка №1
Расставьте пропущенные знаки препинания. Обозначьте графически деепричастия и деепричастные обороты.
1.Поглядев на небо Алёша увидел одну только звёздочку
2. Лошадь доскакав до оврага вдруг кинулась в сторону.
3. Не имея терпения ничему не научишься.
4.Утопая в снегу пробираясь с трудом сквозь бурелом брела олениха.
5. Благоухая сохли травы дымясь курились облака.
Карточка №2
Обозначьте графически деепричастия и деепричастные обороты.
1.Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить слово.
2.Летит коршун над самой землёй, плавно взмахивая крыльями.
3.Бежит лыжня, искрясь и розовея, и пропадает где-то за сосной.
4.Мы шли с Дерсу, не торопясь и наблюдая птиц.
5. Шумели листья, облетая.
Не обособляются деепричастия и д.о.
1). Одиночные деепричастия не отделяются запятыми лишь в том случае, если имеют значение обстоятельства образа действия и стоят после сказуемого. Пример. На сына мать смотрела улыбаясь.
2)Слайд № 12. Фразеологизмы не выделяются запятыми.
3)Слайд№ 13. Упр. 6. Составьте предложения с данными фразеологизмами:
спустя рукава, не покладая рук
сломя голову, сложа руки
скрепя сердце, засучив рукава
7. Применение изученного.
1).Творческий диктант. (записать одно предложение на выбор)
Задание: заменить деепричастием сначала первый, а потом второй глагол. Полученные предложения записать, графически выделить деепричастный оборот. Слайд № 14
1) Белочка распустила хвост и прыгала по веткам.
2) Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.
3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.
2). Выборочный диктант.
«Собрать ягоды в корзину» Слайд № 15
8. Этап контроля и самоконтроля.
Цифровой диктант.
- Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие или деепричастный оборот.
1) Блеснула яркая молния, раздался удар грома.
2) Много тайн хранят леса, опалённые войной.
3) Не узнав горя, не узнаешь и радости.
4) Охотники любовались степью, остывшей за ночь.
5) Потрескивая, горел костёр.
6) Отметив маршрут, туристы устремились на отдых.
7) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.
9. Этап информации о домашнем задании. Слайд 17
Упр. 7. с.110. Дописать зависимые слова к деепричастию и составить 1-2 предложения.
10. Этап подведения итогов занятия.
Знание учащихся оценивается.
11. Этап рефлексии.
Вопросы: - Что было трудным? Что вызвало интерес?
Спортсмены заняв первое место вернулись домой
Всё ниже садилось солнце уходя за далёкие горы Весело смеясь она протянула мне руку
Тест.
-
Укажите деепричастие совершенного вида.
А) крикнув В) меняя С) вытирая Д) журча Е) смеясь
2. Причастия наряду с признаками глагола имеют признаки:
А) существительного В) прилагательного С) причастия Д) наречия Е) местоимения
3. Найдите строку с деепричастием.
А) спавший В) убран С) засеян Д) молча Е) ведомый
Тест.
-
Укажите деепричастие совершенного вида.
А) крикнув В) меняя С) вытирая Д) журча Е) смеясь
2. Причастия наряду с признаками глагола имеют признаки:
А) существительного В) прилагательного С) причастия Д) наречия Е) местоимения
3. Найдите строку с деепричастием.
А) спавший В) убран С) засеян Д) молча Е) ведомый
Тест.
-
Укажите деепричастие совершенного вида.
А) крикнув В) меняя С) вытирая Д) журча Е) смеясь
2. Причастия наряду с признаками глагола имеют признаки:
А) существительного В) прилагательного С) причастия Д) наречия Е) местоимения
3. Найдите строку с деепричастием.
А) спавший В) убран С) засеян Д) молча Е) ведомый
Карточка №1
Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите деепричастия и деепричастные обороты.
1.Поглядев на небо Алёша увидел одну только звёздочку.
Карточка №2
Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите деепричастия и деепричастные обороты.
2. Лошадь доскакав до оврага вдруг кинулась в сторону.
Карточка №3
Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите деепричастия и деепричастные обороты.
3. Не имея терпения ничему не научишься.
Карточка №4
Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите деепричастия и деепричастные обороты.
4.Написав письмо он положил его в сумку.
Карточка №5
Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите деепричастия и деепричастные обороты.
5. Девочка открыв шкаф увидела новое платье.
Карточка №6
Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите деепричастия и деепричастные обороты.
6. Андрей включив музыку выполняет зарядку.
Карточка №7
Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите деепричастия и деепричастные обороты.
7.Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить слово.
Карточка №8
Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите деепричастия и деепричастные обороты.
8. Над самой землёй плавно взмахивая крыльями летит коршун.
Карточка №9
Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите деепричастия и деепричастные обороты.
9.Пустынное море смеялось играя отражённым солнцем.
Карточка №10
Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите деепричастия и деепричастные обороты.
10.Мы с Машей не торопясь домой шли по дороге.
Карточка №11
Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите деепричастия и деепричастные обороты.
11. Делая людям зло не жди от них добра.
Карточка №12
Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите деепричастия и деепричастные обороты.
12.Увидев незнакомства собака громко залаяла.
Лист оценивания
№
Ф.И.
Домашнее задание
Закрепление новой темы
Самостоятельная работа
Активное участие на уроке