План конспект на тему Деепричестие

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство Образование и Культуры Республики Казахстан

ЮКО Отдел образование Сайрамского района

осш №3 имени Хамзы



«Утверждаю»

Директор школы: З.Мавланкулов





Русский язык

7 класс

Тема урока: «Деепричастный оборот».


























2015\2016 уч.г.



ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока : «Деепричастный оборот».

Цели: повторить и закрепить знания о деепричастии; дать понятие о деепричастном обороте; способствовать развитию умения конструировать предложения с использованием деепричастий, содействовать развитию устной и письменной речи, создать условия для успешной работы.

Задачи:

Обучающие: Познакомить учащихся с деепричастным оборотом. Формировать навык нахождения деепричастного оборота и выделения его запятыми.

Развивающие:

Развивать навыки выразительного чтения предложений с деепричастными оборотами, строить предложения, в состав которых входят деепричастные обороты.

Воспитательная:

Воспитывать у учащихся уважение друг к другу, организованность, ответственное отношение к работе, к художественному слову.


Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, исследование.

Образовательная технология: дифференцированного обучения, предметно-ориентированные технологии обучения.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

Планируемый результат.

Предметные:

Уметь находить деепричастия и деепричастный оборот, правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте; правильно выделять их на письме; конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем. Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями.








ПЛАН УРОКА

Дата: 22.01.2016г. Класс: 7

Тема: «Деепричастный оборот».

Цели: повторить и закрепить знания о деепричастии; дать понятие о деепричастном обороте; способствовать развитию умения конструировать предложения с использованием деепричастий, содействовать развитию устной и письменной речи, создать условия для успешной работы.

Время (в мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Наглядности

1 мин

1.Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру, а также делятся на группы.

Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру. Называют хорошие качества своих одноклассников.

5 мин

2.Этап проверки д/з

Самостоятельная работа с иллюстрацией

Актуализация знаний. Опрос

Слайд № 2-4

1) Повторение правила.

Демонстрируют свои знания. Отвечают на вопросы.

Карточки.

3 мин

3.Этап подготовки уч-ся к активному и сознательному восприятию нового материала

Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении пунктуационной задачи.

Синтаксический разбор предложения.

Передают свои мысли. Делают выводы.

5 мин

4.Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Работа с определением.

Представление основного материала в таблицах, рассказ, сообщение

Создание проблемной ситуации.

Запись предложения с д.о.

Ученики отвечают на вопросы, работают с таблицей, объясняют, приводят примеры, делают записи в рабочей тетради.

Таблицы

7 мин

5. Этап первичной проверки понимания изученного

Работа с учебником. Организовать работу с учебником.

1)Чтение правила с. 108

2)Выполнение Упр. 4, с.110

Запись на доске.

Работают с учебником, выполняют задания

Учебник

5 мин

6. Этап закрепления изученного

.Выполнение заданий по карточкам.

Выполняют задания по карточкам.

Карточки.

10 мин

7. Применение изученного

Творческий диктант.

Работа с упражнением

Слайды № 13-14

1)Составление предложений.Упр.6.

2)Выборочный диктант.

3)Продолжить предложение.

Пишут творческий диктант. Составляют предложения. Продолжают предложение.

Плакат

5 мин

8. Этап контроля и самоконтроля

Цифровой диктант.

Записать номера предложений с од. д. и д.о. самоконтроля

Ученики оценивают друг друга и подводят итог.



1 мин

9. Этап информации о домашнем задании

Слайд № 17

Дать информацию о д/з и комментарий к его выполнению.

Запись д/з

Ученики записывают в дневниках.

Дневник

1 мин

10. Этап подведения итогов Выставление оценок

Оценивают работу

Оценивают работу своих одноклассников.

2мин

11. Этап рефлексии

Слайд № 18

Ответы на вопросы

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Смайлики

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Не можешь - сумей, \\ Не знаешь - узнай, \\ Не бойся тропы отвесной, \\ Пробуй, \\ Ищи, \\ Свершай, \\ Достигай, \\ Чтоб жизнь твоя стала песней. (Л. Татьяничева)

Я желаю вам, чтобы эти слова стали девизом вашей жизни.

2.Этап проверки д/з.

1)Самостоятельная работа с иллюстрацией

2) Закончите фразы

Деепричастие отвечает на вопрос …

Деепричастие обозначает …

Деепричастие образуется от… с помощью…

У деепричастия нет такой морфемы, как …

Деепричастия имеют признаки … и признаки …

В предложении деепричастия бывают…

Замените глаголы деепричастием. Слайд № 4

План конспект на тему Деепричестие

3. Актуализация знаний. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала

-- Замените глагол причастием и деепричастием. Слайд № 5-6

Птицы догоняли друг друга и кружились в воздухе.

Птицы, догоняющие друг друга, кружились в воздухе. - Выделяем запятыми п.о.? Почему?

Птицы, догоняя друг друга, кружились в воздухе. (запись предложения в тетрадь)

--Подчеркните грамматическую основу, назовите глагол, в котором выражается основное действие; деепричастие, которое обозначает добавочное действие.

- Что стоит рядом с ним в предложении?( друг друга)

- Как бы вы назвали данную синтаксическую конструкцию?

- Какие знания помогли вам сделать такой вывод?

-- Скажите своими словами, что такое деепричастный оборот.

--Тема урока (запись в тетради).

4.Объяснение нового материала.

Он бежал, оглядываясь по сторонам.

Он бежал, оглядываясь.

Он бежал, оглядываясь и спотыкаясь.

Работа с учебником. * 108 стр. ПРАВИЛО

Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. Деепричастные обороты в предложении бывают обстоятельствами. На письме они обособляются запятыми. Запятыми выделяется независимо от того, где он стоит в предложении.

Например: Звонко журча, сбегали ручейки по склонам гор.

Не обособляются деепричастные обороты - устойчивые выражения: засучив рукава, спустя рукава, не покладая рук. Например: Мы принялись за работу засучив рукава.

-- В чем разница между причастным и деепричастным оборотом? ( Причастие относится к существительному и характеризует предмет, лицо, производящее действие, а деепричастие относится к глаголу-сказуемому и характеризует добавочное действие).

- Роль д.о. в речи? (д. придаёт фразе живописность, дорисовывает, дополняет основное действие)

5. Этап первичной проверки понимания изученного.

Работа с учебником. (Запись д.о. на доске.)

Стр. 110, упр.4. - Замените в каждом предложении выделенное сказуемое с зависимыми словами деепричастным оборотом.

6. Этап закрепления изученного.

1. Графически обозначить деепричастия и деепричастный оборот.

Карточка №1

Расставьте пропущенные знаки препинания. Обозначьте графически деепричастия и деепричастные обороты.

1.Поглядев на небо Алёша увидел одну только звёздочку

2. Лошадь доскакав до оврага вдруг кинулась в сторону.

3. Не имея терпения ничему не научишься.

4.Утопая в снегу пробираясь с трудом сквозь бурелом брела олениха.

5. Благоухая сохли травы дымясь курились облака.

Карточка №2

Обозначьте графически деепричастия и деепричастные обороты.

1.Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить слово.

2.Летит коршун над самой землёй, плавно взмахивая крыльями.

3.Бежит лыжня, искрясь и розовея, и пропадает где-то за сосной.

4.Мы шли с Дерсу, не торопясь и наблюдая птиц.

5. Шумели листья, облетая.

Не обособляются деепричастия и д.о.

1). Одиночные деепричастия не отделяются запятыми лишь в том случае, если имеют значение обстоятельства образа действия и стоят после сказуемого. Пример. На сына мать смотрела улыбаясь.

2)Слайд № 12. Фразеологизмы не выделяются запятыми.

3)Слайд№ 13. Упр. 6. Составьте предложения с данными фразеологизмами:

спустя рукава, не покладая рук

сломя голову, сложа руки

скрепя сердце, засучив рукава

7. Применение изученного.

1).Творческий диктант. (записать одно предложение на выбор)

Задание: заменить деепричастием сначала первый, а потом второй глагол. Полученные предложения записать, графически выделить деепричастный оборот. Слайд № 14

1) Белочка распустила хвост и прыгала по веткам.

2) Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.

3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

2). Выборочный диктант.

«Собрать ягоды в корзину» Слайд № 15

8. Этап контроля и самоконтроля.

Цифровой диктант.

- Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие или деепричастный оборот.

1) Блеснула яркая молния, раздался удар грома.

2) Много тайн хранят леса, опалённые войной.

3) Не узнав горя, не узнаешь и радости.

4) Охотники любовались степью, остывшей за ночь.

5) Потрескивая, горел костёр.

6) Отметив маршрут, туристы устремились на отдых.

7) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.

9. Этап информации о домашнем задании. Слайд 17

Упр. 7. с.110. Дописать зависимые слова к деепричастию и составить 1-2 предложения.

10. Этап подведения итогов занятия.

Знание учащихся оценивается.

11. Этап рефлексии.

Вопросы: - Что было трудным? Что вызвало интерес?



Спортсмены заняв первое место вернулись домой

Всё ниже садилось солнце уходя за далёкие горы Весело смеясь она протянула мне руку

Тест.

  1. Укажите деепричастие совершенного вида.

А) крикнув В) меняя С) вытирая Д) журча Е) смеясь

2. Причастия наряду с признаками глагола имеют признаки:

А) существительного В) прилагательного С) причастия Д) наречия Е) местоимения

3. Найдите строку с деепричастием.

А) спавший В) убран С) засеян Д) молча Е) ведомый

Тест.

  1. Укажите деепричастие совершенного вида.

А) крикнув В) меняя С) вытирая Д) журча Е) смеясь

2. Причастия наряду с признаками глагола имеют признаки:

А) существительного В) прилагательного С) причастия Д) наречия Е) местоимения

3. Найдите строку с деепричастием.

А) спавший В) убран С) засеян Д) молча Е) ведомый

Тест.

  1. Укажите деепричастие совершенного вида.

А) крикнув В) меняя С) вытирая Д) журча Е) смеясь

2. Причастия наряду с признаками глагола имеют признаки:

А) существительного В) прилагательного С) причастия Д) наречия Е) местоимения

3. Найдите строку с деепричастием.

А) спавший В) убран С) засеян Д) молча Е) ведомый


Карточка №1

Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите деепричастия и деепричастные обороты.

1.Поглядев на небо Алёша увидел одну только звёздочку.

Карточка №2

Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите деепричастия и деепричастные обороты.

2. Лошадь доскакав до оврага вдруг кинулась в сторону.

Карточка №3

Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите деепричастия и деепричастные обороты.

3. Не имея терпения ничему не научишься.

Карточка №4

Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите деепричастия и деепричастные обороты.

4.Написав письмо он положил его в сумку.

Карточка №5

Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите деепричастия и деепричастные обороты.

5. Девочка открыв шкаф увидела новое платье.

Карточка №6

Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите деепричастия и деепричастные обороты.

6. Андрей включив музыку выполняет зарядку.

Карточка №7

Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите деепричастия и деепричастные обороты.

7.Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить слово.

Карточка №8

Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите деепричастия и деепричастные обороты.

8. Над самой землёй плавно взмахивая крыльями летит коршун.

Карточка №9

Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите деепричастия и деепричастные обороты.

9.Пустынное море смеялось играя отражённым солнцем.

Карточка №10

Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите деепричастия и деепричастные обороты.

10.Мы с Машей не торопясь домой шли по дороге.

Карточка №11

Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите деепричастия и деепричастные обороты.

11. Делая людям зло не жди от них добра.

Карточка №12

Расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите деепричастия и деепричастные обороты.

12.Увидев незнакомства собака громко залаяла.



Лист оценивания

Ф.И.

Домашнее задание

Закрепление новой темы

Самостоятельная работа

Активное участие на уроке











© 2010-2022