- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по теме Рецензия
Конспект урока по теме Рецензия
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Заголева И.Н. |
Дата | 29.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема занятия: Оценка текста в виде рецензии.
Сочинение - рецензия на авторский текст.
Рецензия. Толковый словарь определяет это понятие в отношении литературы как вид критики, статью, дающую анализ, оценку литературному произведению.
1) тема любой рецензии - выяснение обозначенных автором проблем и объяснение своеобразия авторской позиции;
2) идея любой рецензии - обоснование своей авторской позиции - согласия или несогласия со взглядом автора на поставленные им проблемы;
3) ведущий речевой тип любой рецензии - рассуждение, которое внутри может иметь описательные фрагменты;
4) структура рецензии в основном (но не всегда) такова:
а) в завязке тезис: рецензент обозначает тему (предмет) своего рассуждения (тип речи рассуждение);
б) в основной части анализ: происходит раскрытие темы (рассуждение и описание);
в) в заключении вывод: позиция рецензента (рассуждение).
Предложенный в ЕГЭ текст - эссе Ф. Искандера о "Капитанской дочке" А. Пушкина и, в частности, о Савельиче и его взаимоотношениях с Гриневым. Следовательно, у вас двойная задача: а) вспомнить "Капитанскую дочку" и составить собственное мнение о героях повести Гриневе и Савельиче; б) сопоставить своё и авторское отношение к этим героям.
Эссе - Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание), можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.
Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
В "Толковом словаре иноязычных слов" Л.П. Крысина эссе определяется как "очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме".
"Большой энциклопедический словарь" дает такое определение: "Эссе - это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь".
"Краткая литературная энциклопедия" уточняет: "Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные".
Алгоритм составления плана рецензии и написание сочинения в черновике
План в черновике (чёрный курсив - вопросы рецензента самому себе).
Сочинение в черновике (светлый курсив - цитаты, подтверждающие мысли рецензента).
I. Вступление
Как моё вступление может перекликаться с темой авторского текста?
Как мне сразу указать стиль и тип авторского текста?
Автор текста (публицистического, эссе, рассуждения) уже во вступлении объявил, что в дальнейшем речь пойдёт о "Капитанской дочке". Я в своём вступлении сразу скажу, что эта тема мне знакома и интересна.
II. Анализ текста и позиции автора (по абзацному членению)
1) Тема исходного текста и задача автора.
Что интересует автора текста? Какова задача автора?
Автора интересует Савельич и его взаимоотношения с Гриневым. Он захотел высказать собственное мнение по этому поводу.
1) 2) Идея и основная мысль.
В чём своеобразие авторского восприятия? Как автор оценивает Савельича?
Автор считает Савельича одним из главных героев повести, на самом деле не рабом Гринева, а хозяином положения.
Почему он так считает?
Такое положение даёт Савельичу любовь к Петруше.
Какой вывод делает автор? Какова основная мысль текста?
"Любовь - главнее всех".
Как автор объясняет своё восприятие Савельича, какие аргументы приводит в обоснование своей позиции?
Он высказал предположение, что, видимо, Пушкин сам тосковал по такой любви и "переодел" свою няню в одежды Савельича.
3) Лексическое и иное своеобразие текста, помогающее автору раскрыть тему и идею и воздействовать на читателя.
Есть ли композиционное своеобразие?
Текст начинается с экспозиции. Экспозиция и заключение логически связаны.
Какая мысль проводится автором в экспозиции и развязке? Убеждает ли нас автор?
И там и там автор проводит мысль, что существуют произведения, которые оставляют след на всю жизнь и к которым всё время хочется вернуться.
С помощью каких лексических средств автор воздействует на читателя? Убедительна ли его позиция?
1) Повтор слова "наслаждение";
2) синтаксический параллелизм ("Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше!");
риторический вопрос, восклицание, антонимические сочетания ("Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения!").
III. Заключение
Моё отношение к проблемам, затронутым автором, согласие или несогласие с его выводом. Что для этого необходимо?
1. Определить своё отношение к Савельичу и Петруше.
2. Сопоставить своё отношение к героям повести Пушкина и отношение к ним автора исходного текста. Здесь я выражу свою основную мысль и свяжу заключение и вступление своего текста.
Какая основная мысль моей рецензии?
Я не во всём согласен с автором эссе, что только подчёркивает значение "Капитанской дочки".
Сразу, только начав читать эссе Ф. Искандера, вспомнил я собственные ощущения от "Капитанской дочки" А. Пушкина. И дальше было интересно наблюдать рассуждения публициста и его восприятие героев этой повести.
Автор-публицист решил выбрать темой своей статьи размышления над образом Савельича и его взаимоотношениями с Гриневым. Савельич, по мнению Ф. Искандера, один из главных героев повести, появление которого он ждал "с величайшим наслаждением".
Савельич, утверждает автор, был вовсе не рабом Гринева, а хозяином положения, и это положение давала ему любовь к Петруше. Искандер вспоминает, что ещё в детстве, слушая "Капитанскую дочку", "чувствовал комическую перевёрнутость психологических отношений хозяина и слуги", и уже тогда у него возникла мысль, что только любовь может быть причиной таких отношений. "Любовь - главнее всех", - делает вывод автор, и этот вывод есть основная мысль текста.
Искандер, очевидно, искал объяснение своему восприятию отношений персонажей, в связи с чем он высказывает предположение, что, "видимо, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича".
Экспозиция и заключение авторского текста логически связаны: и там и там автор проводит мысль, что главным и неизменным признанием удачи литературного произведения является желание "вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение". И мы уверены, что "Капитанская дочка" для Искандера - как раз такое произведение.
Автор-публицист использует лексические средства, свойственные художественной литературе и способствующие интересу читателя к занимаемой автором позиции. Главное слово его статьи - "наслаждение", которое он повторяет каждый раз, когда речь идёт о любимой повести или любимом герое. Савельич предстаёт перед нами выпукло благодаря синтаксическому параллелизму ("Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше!"), риторическому вопросу, воклицанию, антонимическим сочетаниям ("Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения!"). Такое эмоциональное восприятие персонажа передаётся и читателю.
Прочитав статью Искандера, я подумал, что моё восприятие Савельича не совсем совпадает с авторским. Да, Савельич любил Гринева, но это так естественно показано Пушкиным, что моё внимание было всё-таки сосредоточено на образах Гринева и Пугачева (наверное, соглашусь здесь с Цветаевой - я тоже всё время ждал появления Пугачева). Однако точка зрения автора интересна и является подтверждением, что "Капитанская дочка" - великое произведение, раз может иметь множество прочтений.