Занимательные упражнения и игры к разделу Фонетика. Орфоэпия. Орфография

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занимательные упражнения и игры к разделу
«Фонетика. Орфоэпия. Орфография»

Существует распространенное мнение, что фонетика - один из самых скучных разделов школьного курса русского языка. Но это далеко не так. Именно фонетика предоставляет богатейшие возможности для организации всяческих языковых игр, составления занимательных задач и упражнений.

Предложенные здесь материалы позволят разнообразить и оживить уроки фонетики как в начальной, так и в средней школе.

Тема «Гласные и согласные звуки»

Кто главнее?

Как вы думаете, какие звуки (буквы) важнее - гласные или согласные?

Проведем эксперимент. Возьмем любые четыре слова. Уберем из них все согласные буквы. Что у нас получится?

- - и - а

- а - а - - а -

- - о - а

- - - а - и - а

Можно ли догадаться, какие это слова? Конечно, нет.

А теперь возьмем те же самые слова, но оставим в них только согласные:

к н - г -

к - р - нд - ш

шк - л -

стр - н - ц -

А теперь догадались? Наверняка. Так кто же главнее - гласные или согласные? Подумайте и объясните, почему вы так считаете?

(Ответ. Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове.)

Отгадай мультфильмы

Отгадайте названия мультфильмов, в которых оставлены только согласные буквы

Р - с - л - чк -

Кр - с - в - ц - - ч - д - в - щ -

Ч - п - Д - йл сп - ш - т н - п - м - щь

К - н - к - л - в Пр - ст - кв - ш - н -

Н -, п - г - д - !

Смогли бы вы прочитать эти названия, если бы они состояли из одних гласных?

Сказка «Кому живется лучше?»

Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.

- Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?

- А я гласный. Как ты поживаешь?

Согласный отвечает:

- Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?

Гласный восклицает:

- Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!

Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?

Согласный с унынием в голосе отвечает:

- Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня - это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?

Гласный восторженно:

- Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. Вот так:

Занимательные упражнения и игры к разделу Фонетика.Орфоэпия.Орфография

- Я и песня нерасторжимы.

Согласный:

- Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!

Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Как бы вы его утешили?

Фонетический творческий диктант

Закончите начатые предложения, вставив нужные по смыслу слова.

1. В образовании согласных участвует шум, а в образовании гласных ... .

2. Согласные слышны на расстоянии плохо. Их трудно прокричать. А гласные слышны ... .

3. Когда произносят согласные, то во рту непременно есть преграда для воздушной струи. А когда произносят гласные, ... .

Игра «Теремок»

Ведущий говорит: «Стоит в поле теремок, он не низок, не высок, он не узок, не широк. А жить в нем могут только согласные звуки. Но чтобы их пустили в теремок, они должны правильно рассказать о себе, назвать все признаки, характерные для них: сонорный или шумный, звонкий или глухой, твердый или мягкий».

Согласные стучатся в теремок и просят разрешения войти. Их пускают только тогда, когда по всем названным признакам узнают, что это за звуки.

Тема «Звонкие и глухие согласные»

Проведем опыт

Известны следующие приемы различения глухих и звонких согласных:

1) положите ладонь на горло, и вы почувствуете, что при произнесении звонких звуков оно дрожит;

2) зажмите уши руками - при произнесении звонких согласных в голове будет гудеть.

Испытайте эти приемы на себе, например, при произнесении звуков [с] и [з]. Получилось?

Объясните суть этих приемов.

(Ответ. Первый прием основан на том, что в образовании звонких согласных обязательно участвует голос. А голос (музыкальный звук) появляется в результате дрожания голосовых связок, находящихся в горле. Дрожат связки - дрожит и горло.

Второй прием основан также на том, что при образовании звонких согласных участвует голос, который и резонирует в костях черепа. Вот почему и гудит в голове.)

Чья команда победит?

Учитель делит детей на две команды. Каждой команде на доске предлагается по 6 слов. Задача детей - подобрать и записать к ним парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного или двух согласных. Кто быстрее сделает, тот и победит.

I

голос -

коза -

злой -

жаль -

жить -

сиять -

II

кора -

кол -

твоих -

шалость -

пить -

пас -

Игра «Эхо»

Встаньте в два ряда лицом друг к другу. Представитель одного ряда громко произносит слово с одним или несколькими звонкими согласными. Стоящие напротив должны повторить то же слово, только заменяя звонкие согласные парными глухими. Например, зуб - суп.

(Слова для справок: год - кот, долг - толк, удочка - уточка, коза - коса, бухнуть - пухнуть.)

Пароль

Вы, наверное, знаете, что разведчики, приходя на условленную встречу со своим агентом, говорят пароль. Партнер должен ответить нужным словом. Поиграем в разведчиков. Нам нужны два человека. Один должен произнести пароль - слово, начинающееся со звонкой согласной, другой должен быстро ответить - назвать слово, отличающееся от предыдущего только тем, что в нем вместо звонкого согласного стоит парный глухой. Если партнер не называет ответного слова, данная пара выбывает из игры.

(Слова для подсказки: жалость, башня, Дон, бочка, день, гость, бас, гора, дело, жили, жирок, жарь, бить.)

Странное письмо

Когда-то в детстве мы с товарищем увлекались игрой в секретных агентов, писали друг другу зашифрованные донесения. Прошло много лет. Мы выросли. И вот однажды в почтовом ящике я обнаружил письмо с очень странным содержанием. Я долгое время думал, что оно означает. Спустя некоторое время я расшифровал его, вспомнив нашу детскую игру с заменой звонких согласных парными глухими и наоборот. Попробуйте и вы прочитать письмо. Для этого вам надо вспомнить парные звонкие и глухие согласные.

Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

Том № жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.

Бока.

Сахар

Звуки и смысл

Вы, наверное, знаете, что в стихах важен не только смысл, но и то, как они звучат. Прочитайте два отрывка из стихотворений Е.Благининой и В.Орлова.

Посчитайте, сколько звонких и глухих согласных звуков в первом отрывке. А во втором? Как вы думаете, почему такая большая разница? Как связано содержание этих стихотворений с количеством звонких и глухих согласных:

1. Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!

Е.Благинина

2. Тише, тише,
Тише, тише!
И тиха,
и не слышна
на деревья
и на крыши
опустилась тишина.

В.Орлов

Ответ. В первом отрывке 40 согласных звуков, из них 30 звонких и 10 глухих. А во втором отрывке на 32 согласных звука приходится 20 глухих и 12 звонких. Такая разница в звучании стихотворений связана с их содержанием. Первое стихотворение представляет собой звонкую закличку, громкое и радостное обращение ребенка к силам природы. А чтобы звонко и громко крикнуть дождю и солнцу, нужны звонкие звуки.

Во втором стихотворении автор описывает нам тихую и неслышную тишину. И здесь употребление глухих согласных как никогда уместно.

Ж или Ш

Образуйте слова, вставив пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Занимательные упражнения и игры к разделу Фонетика.Орфоэпия.Орфография

З или С

Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Занимательные упражнения и игры к разделу Фонетика.Орфоэпия.Орфография

Кто больше?

Подберите как можно больше проверочных слов к данным. Чья команда подберет больше, тот и победитель.

Гриб, зуб, бровь, клюв, пирог, сапог, утюг и т.д.

ТЕМА «Оглушение и озвончение согласных: проблемы правописания»

Альпинисты

Представьте себе ситуацию: вы альпинисты. Вам нужно подняться на вершину горы и водрузить там флаг своей страны. Для этого надо вставить в предложенные существительные правильную букву. Какая команда (а их две) сделает это быстрее, та и победила.

Занимательные упражнения и игры к разделу Фонетика.Орфоэпия.Орфография

Старуха Шапокляк

Чебурашке в школе дали задание списать текст. Когда он на минуту отлучился, вошла старуха Шапокляк и брызнула на страницу чернилами.

Помоги Чебурашке определить, какую букву надо вставить!

1. Как у старой ба_ ки

Жили-были ла_ ки.

Встанет ба_ ка утром рано,

Выйдет в погре_ за сметаной -

Ла_ ки всле_ за ней идут,

Всюду ба_ ку стерегут.

2. У Аленки в гостях

Петушок в сапо_ ках,

Курочка в сере_ ках,

А корова в ю_ ке,

В теплом полушу_ ке.

Помоги Незнайке

Незнайка в школе сдавал зачет. Учитель выдал ему картинки с нарисованными предметами, Незнайка должен был назвать эти предметы и записать данные названия в правильном виде. Но он этого сделать не смог. Помогите ему, ребята! Подпишите картинки!

Занимательные упражнения и игры к разделу Фонетика.Орфоэпия.Орфография

Емеля-дурачок держит экзамен

Емеля-дурачок решил жениться на принцессе. Но царь велел ему сначала пройти испытания. Он хотел проверить его смекалку и грамотность. Ведь не может же царская дочь выйти замуж за невежду! Вот какое задание дал царь Емеле: тот должен был отгадать предложенные ему загадки, а отгадки записать с соблюдением всех правил орфографии.

1. Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост - как синее стекло:
Скользко, весело, светло.

(Лё_)

2. Рассыпался горох
На семьдесят семь дорог;
Никто его не подберет:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.

(Гра_)

3. В новой стене,
В круглом окне
Днем стекло разбито,
За ночь вставлено.

(Прору_ь)

4. В иголках бугорок
Мышку уволок.

(Ё_)

5. Посмотрю я в окошко:
Идет длинный Антошка.

(До_ _ь)

6. Мальчик с пальчик,
Бел балахон,
Шапка красненькая.

(Гри_)

Буратино пишет диктант

Мальвина занималась с Буратино русским языком, в частности правописанием звонких и глухих согласных. Она читала ему стихотворные строчки, а последнее слово не называла. Буратино должен был по рифме догадаться, какое слово пропущено, и записать его в правильном виде.

Для начинки на пирог
Приготовили ... (творо_)

Тигр по улицам идет,
Разбегается ... (наро_)

Кот под лавку уволок
Вкусный праздничный ... (пиро_)

Как на улицу пойдешь?
На дворе закапал ... (до_ _ь)

Михаил залез на дуб,
Чтобы врач не вырвал ... (зу_)

Олимпийские игры

Представьте, что вы - участники зимних Олимпийских игр. Вы вышли на старт соревнований по гигантскому слалому. Впереди вас ожидает много препятствий, коварных поворотов. Кто быстрее и правильнее преодолеет спуск, тот и победитель!

Занимательные упражнения и игры к разделу Фонетика.Орфоэпия.Орфография

Вставь буквы

Какая неприятность! Наборщик в типографии забыл вставить в текст отдельные буквы. Помоги ему их найти. Чтобы вы узнали слово, вместо пропущенных букв мы вставили звуки.

1. Как ни старался, я не мо[к]
Доесть с капустою пиро[к].

2. На кусок моей колба[с]ки
Мурка хитро щурит гла[с]ки.

3. Оглянулся, - чудный ви[т]:
Старый ключ прошиб грани[т].

А.Фет

4. Повар готовил обе[т],
А тут отключили све[т].
Повар леща берет
И опускает в компо[т]...

О.Григорьев

5. На помощь! В большой водопа[т]
Упал молодой леопар[т].

И.Токмакова

ДРУЗЬЯ НАВЕК

Сказочки

Т.А.РОЧКО

Мягкий знак прожил богатую событиями жизнь: одно время работал гласным (до XIV в.), потом безгласным и разделительным. Он был уверен в том, что впереди у него долгая жизнь, и кто знает, на какую еще службу призовет его Орфография. Поэтому он с удовольствием поддерживал свою материальную форму.
В один из таких сладостных моментов, когда он с увлечением занимался гимнастикой, в дверь постучали. Пружинящей походкой Мягкий знак подошел к двери. Представшая перед ним картина не способствовала приливу жизненной энергии: подпираясь толстой инвалидной палкой, в дверях стоял заросший недельной щетиной, с воспаленными, слезящимися глазами Твердый знак.
Опустим приветствия, расспросы, утешения.
Беда свалилась на Твердый знак из ученических тетрадей - дети то и дело путают его с Мягким знаком. Казалось бы, эка невидаль: кого только с кем ученики не путают! И о с а, и и с у, и т с п! Что же, всем ходить теперь заросшими?!
Но с Твердым знаком все было сложнее. После 1917 года, когда его уволили и лишили места после твердых согласных, оставив лишь скромную должность разделительного знака на пару с Мягким знаком, ему теперь все время мерещится, что его и с этой должности попросят. Перед его глазами стоит судьба h (ять) и иже с ним...
Кстати, среди утешений, произнесенных Мягким знаком, было напоминание о том, что Твердый знак теперь активно употребляют в ретро-названиях, например, газеты «Коммерсантъ».
Твердый знак был безутешен:
- Но ведь я не обозначаю твердости! Передо мной согласные произносят, как Бог на душу положит: [сйэ]зд и [с'йэ]м, по[дйо]м и о[б'йо]м - ну никакого единообразия! Вот скоро заменяет меня на тебя - и кончено мое существование.
Энергичный Мягкий знак решил не сдаваться - друзей в беде не бросают! Да и скучно будет в алфавите одному такому вот просто безгласному знаку.
- Значит, надо этим ученикам еще раз все про себя объяснить. Давай найдем, что между нами общего, а в чем наше различие, и все детали продемонстрируем, - деловито предложил Мягкий знак.
- Итак, - задумался Мягкий знак о сходстве*, - работа разделительного знака заключается в том, чтобы показать, что после согласного звука надо произносить звук [й], который спрятан в буквах я, е, ё, ю. Можно сравнить и убедиться в сказанном: Коля - колья, лед - льет, полет - польет, сесть - съесть, солю - солью.
Буквы я, е, ё, ю выполняют двойную работу и поэтому нуждаются в дополнительных сигналах - к какой именно работе им надо приступить.

I. Двойная работа

1-я работа

Показать мягкость предшествующего согласного и обозначить гласный звук.
Например: мял [м'ал]

2-я работа

Обозначить два звука: [й] и соответствующий гласный (я --> (й + а), е--> (й + э), ё--> (й + о), ю--> (й + у)

II. Сигналы

К 1-й работе

согл. + я, е, ё, ю, (и)
пять [п'а]ть,
петь [п'е]ть, пёс [п'ос],
Люся [л'ус'а], киска [к'ис]ка

Ко 2-й работе

1) начало слов ель, ёж, яма, юг
2) после гласного пояс, поел, поет, поют
3) после разделительного знака

III.

Один из разделительных знаков выбирается так:

Для обозначения границы приставки и корня

Ъ

В середине корня и рядом с окончанием

Ь

- Вот теперь остановимся и поговорим обстоятельнее. - Мягкий знак прошелся по комнате, сосредоточиваясь. - Итак, сигнал: мы слышим в слове сочетание звуков [й] и гласного, и оно не в начале слова и не после гласного.
- Самое сложное - понять: внутри ли корня звукосочетание, которое слышится, или на границе приставки и корня, - включился в беседу Твердый знак и страстно добавил: - Вот в чем дело-то! Малыши и слов-то еще мало знают, где им приставки с корнями разграничивать!
- Какой ты сердобольный! Жалеешь их, да? Вот ты их будешь жалеть, учитель будет жалеть, мама с папой будут жалеть, и он сам так себя зажалеет, что никогда ни одного нового хорошего слова не выучит! Пусть учат! - постановил Мягкий знак. - И прежде выучат приставки, потом особо корни, которые с [й] начинаются; соединяют их и пишут всякие разности. Ну и слова с нами запоминают, учатся корень в слове находить. А мы поможем, давай?
- Давай, - ободрился Твердый знак. - А потом я побреюсь. - Забыв о толстой палке, Твердый знак, с веселой улыбкой и блестящими глазами, твердой походкой направился к письменному столу. Впереди была интересная работа.
Твердый знак и Мягкий знак решили сначала выписать для детей корни и приставки.
Твердый знак так старался писать крупно и красиво, что немного устал и захотел передохнуть.

Помогите Твердому знаку: пока он отдыхает, соедините приставки с корнями и образуйте новые слова.

ПРИСТАВКИ, ПОСЛЕ КОТОРЫХ ПИШЕТСЯ Ъ

1) въ-, съ-;
2) изъ-, объ-, отъ-;
3) разъ-, безъ-, надъ-, подъ-;
4) предъ-, сверхъ-...

КОРНИ, НАЧИНАЮЩИЕСЯ С [Й]:

Езд-ить, ед-а, един-ый, елоз-ить, ежевик-а, ёж, ёл-ка; юбилей, юбк-а, юл-а, юмор; ябед-а, ясн-ый, яблок-о, явл-ение, ягод-а, ядр-о, язв-а, язык, якорь, ям-а, яр-ость, ярк-ий.

Работа шла до позднего вечера. Следующее утро Твердый знак начал с аэробики.

______________

* С этого места можно предложить ученикам старших классов, повторяющим правило, дописать самим сказку.


© 2010-2022