Урок Буквы и-ы после ц (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ УРОКА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ: «БУКВЫ И-Ы ПОСЛЕ Ц»

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБУЧАЮЩАЯ: повторить правописание гласных в корнях с чередованием (лаг-лож, раст-ращ-рос), правописание гласных о-ё после шипящих в корне; познакомить учащихся с новым опознавательным признаком - наличием Ц перед гласным, с правописанием Ы - И после Ц; учить правильно обозначать орфограмму; применять изученную орфограмму на практике, отличать от других орфограмм; расширить лексический запас учащихся.

РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать внимание, память, логическое мышление учащихся, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, развивать умения самостоятельного применения знаний, развивать навыки построения рассуждения на лингвистическую тему, развивать творческие способности учащихся.

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: вызвать интерес к урокам русского языка; воспитывать умение слушать и слышать товарищей, строить коммуникацию в малой группе, ставить перед собой цели, оценивать свою работу.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Мультимедийная презентация

  1. Таблица «Буквы И-Ы после Ц»

  2. Таблицы для заполнения учащимися

  3. Лист ватмана для создания кластера

  4. Раздаточный материал (карточки с дифференцированными заданиями)

  5. Учебники русского языка для 5 класса, авторы: Купалова А.Ю., Еремеева А.П. и др., Москва «Дрофа» 2009 г.






ХОД УРОКА.

Перед началом урока учитель разделяет класс на 3 группы, исходя из уровня способностей, степени обученности.

  1. Оргмомент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

  2. Актуализация субъективного опыта учащихся:

а) устный фронтальный опрос учащихся по пройденному материалу (правописание корней с чередованием, буквы о-ё после шипящих в корне слова). Учащиеся отмечают, что слова на данные правила нельзя проверить подбором однокоренного проверочного слова; их написание зависит от позиции в слове. Попутно учащиеся вспоминают об отличии исторических чередований от позиционных.

б) проверка усвоения знаний с использованием карточек разных цветов: учитель по очереди предлагает учащимся несколько слов, учащиеся поднимают карточку того цвета, который соответствует нужной в слове букве (а, о, ё): черный, учеба , прическа, шорох, шепот, крыжовник, шелк, шов, трещотка (Слайд 2)

  1. Стадия вызова. Побуждение интереса к новой теме:

а) Угадывание звука «по паспорту» (по его характеристике):

Учитель: Отгадайте звук по «паспорту»: согласный, твердый непарный, глухой непарный - /Ц/. (Слайд 3)

б) проблемная ситуация (определение темы урока) (Слайд 4,5,6)

в) Сообщение учеником исторических (этимологических) сведений о букве Ц: Учитель: Ребята, буква Ц - необычная буква. В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие Ж, Ш. Со временем (14в.) звук Ц стал твердым. Буква И после Ц мягкости не обозначает. Хотя до сих пор в некоторых говорах, например на Украине, мягкость произношения сохранилась. Разнообразие написаний слов с Ц объясняется историческими причинами. (Слайд 7)

5. Стадия осмысления. Получение новой информации.

На данной стадии учащиеся занимаются исследовательской деятельностью в группах (Слайд 8):

а) самостоятельная работа учащихся в группах с использованием учебника с целью выяснения правила правописания букв И-Ы после Ц (§48),

б) заполнение учащимися второй и третьей группы таблиц «И-Ы после Ц», создание первой группой кластера.

в) коллективная работа с таблицей, вывешенной на доске. Учитель обращает внимание учащихся на то, как выделяется данная орфограмма. Учащиеся доказывают, что написание букв И-Ы после Ц зависит от позиции в слове, т.е. от той морфемы, в которой находится орфограмма

г) знакомство с правилом «Буквы И-Ы после Ц» в стихотворной форме:

Учитель: Поможет запомнить правило правописания ЦИ-ЦЫ стишок (Слайд 9)

В существительных на -ция

Мы всегда напишем -ия.

И под корнем, посмотри,

Тоже пишем букву и.

А в концовке -цын, -цый, -цы

Пишем только букву ы.

д) работа со словами-исключениями (запись в словарики): «Цыган на цыпочках цыкнул на цыплёнка: «Цыц!» (Слайд 10)

е) отработка алгоритма написания букв И-Ы после Ц (Слайд 11)

6. Рефлексия. Выработка умений применять полученные знания на практике:

а) устная работа с упражнением 432 из учебника (Слайд 12).

Физкультминутка (Слайд 13-19).

б) Работа в группах по карточкам с дифференцированными заданиями:

1. Игра «Шпион» (Слайд 20) - выписать лишнее слово из каждого ряда (задание, одинаковое для всех групп):

    1. с улицы, цитрус, сестрицын, цыкнуть.

    2. циркуль, секция, белолицый, дикция.

    3. цыган, цыпленок, цыкнуть, цитата.

  1. Отгадать загадку (Слайд 21)

Первая группа: Твердый покров некоторых животных. (Панцирь)

Вторая группа:

Он циркач такой лихой,

Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился - и ни шагу! (Циркуль)

Третья группа:

Пятерка братьев неразлучна,

Им вместе никогда не скучно. Они работают пером,

Пилою, ложкой, топором. (Пальцы)

  1. Выполнить задания (Слайд 22).

Первая группа: С помощью суффикса -ын- образуйте от данных существительных прилагательные: синица, волчица, кормилица, куница

Вторая группа: Перестройте предложения так, чтобы слова с ц имели на конце ы или и: Укрепления построены бойцами (Укрепления построили бойцы). Синицами были съедены все хлебные крошки (Синицы съели все хлебные крошки). Матч выигран нижегородцами (Нижегородцы выиграли матч)

Третья группа: Распределите слова по двум столбикам: с -цы- и -ци-

Цинк, цитата, цыпленок, белолицый, циркуль, овцы, милиция, пунктуация

в) подведение учащимися итогов урока.

7. Домашнее задание и инструктаж к нему. Самооценка учащимися собственной деятельности на уроке (Слайды 23,24)

После того, как итоги урока подведены, учитель предлагает учащимся домашнее задание творческого характера: написать небольшой текст, используя слова на изученные орфограммы (в т.ч. слова-исключения). В конце урока каждый учащийся оценивает собственную деятельность на уроке (по пятибалльной шкале). Давая самооценку собственной деятельности во время урока, учащиеся создают себе ситуацию успеха.



Первая группа:

С помощью суффикса -ын- образуйте от данных существительных прилагательные:

синица, волчица, кормилица, куница

Вторая группа:

Перестройте предложения так, чтобы слова с ц имели на конце ы или и:

Укрепления построены бойцами. Синицами были съедены все хлебные крошки. Матч выигран нижегородцами

Третья группа:

Распределите слова по двум столбикам: с -цы- и -ци-

Ц…нк, ц…тата, ц…пленок, белолиц…й, ц…ркуль, овц…, милиц…я, пунктуац…я







Игра «Шпион»

Выпишите из каждого ряда лишнее слово :

1. с улицы, цитрус, сестрицын, цыкнуть.

2. циркуль, секция, белолицый, дикция.

3. цыган, цыпленок, цыкнуть, цитата.

Игра «Шпион»

Выпишите из каждого ряда лишнее слово :

1. с улицы, цитрус, сестрицын, цыкнуть.

2. циркуль, секция, белолицый, дикция.

3. цыган, цыпленок, цыкнуть, цитата.

Игра «Шпион»

Выпишите из каждого ряда лишнее слово :

1. с улицы, цитрус, сестрицын, цыкнуть.

2. циркуль, секция, белолицый, дикция.

3. цыган, цыпленок, цыкнуть, цитата.




Таблица «И-Ы после Ц»

И

Ц



Таблица «И-Ы после Ц»

И

Ц





Алгоритм написания букв И-Ы после Ц

Урок Буквы и-ы после ц (5 класс)

В корнях пяти слов

ЦЫГАН ЦЫПЛЕНОК

НА ЦЫПОЧКАХ

ЦЫКНУТЬ

ЦЫЦ

В суффиксах прилагательных

ПТИЦЫН

ЛИСИЦЫН

В окончаниях существительных и прилагательных

ЛЕСТНИЦЫ

КУЦЫЙ

Буква Ы после Ц пишется

В остальных случаях после Ц пишется И

ЦИФРА

ПАНЦИРЬ

АВИАЦИЯ



© 2010-2022