- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок Буквы и-ы после ц (5 класс)
Урок Буквы и-ы после ц (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Медведева Г.А. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
КОНСПЕКТ УРОКА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ: «БУКВЫ И-Ы ПОСЛЕ Ц»
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБУЧАЮЩАЯ: повторить правописание гласных в корнях с чередованием (лаг-лож, раст-ращ-рос), правописание гласных о-ё после шипящих в корне; познакомить учащихся с новым опознавательным признаком - наличием Ц перед гласным, с правописанием Ы - И после Ц; учить правильно обозначать орфограмму; применять изученную орфограмму на практике, отличать от других орфограмм; расширить лексический запас учащихся.
РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать внимание, память, логическое мышление учащихся, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, развивать умения самостоятельного применения знаний, развивать навыки построения рассуждения на лингвистическую тему, развивать творческие способности учащихся.
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: вызвать интерес к урокам русского языка; воспитывать умение слушать и слышать товарищей, строить коммуникацию в малой группе, ставить перед собой цели, оценивать свою работу.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Мультимедийная презентация
-
Таблица «Буквы И-Ы после Ц»
-
Таблицы для заполнения учащимися
-
Лист ватмана для создания кластера
-
Раздаточный материал (карточки с дифференцированными заданиями)
-
Учебники русского языка для 5 класса, авторы: Купалова А.Ю., Еремеева А.П. и др., Москва «Дрофа» 2009 г.
ХОД УРОКА.
Перед началом урока учитель разделяет класс на 3 группы, исходя из уровня способностей, степени обученности.
-
Оргмомент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
-
Актуализация субъективного опыта учащихся:
а) устный фронтальный опрос учащихся по пройденному материалу (правописание корней с чередованием, буквы о-ё после шипящих в корне слова). Учащиеся отмечают, что слова на данные правила нельзя проверить подбором однокоренного проверочного слова; их написание зависит от позиции в слове. Попутно учащиеся вспоминают об отличии исторических чередований от позиционных.
б) проверка усвоения знаний с использованием карточек разных цветов: учитель по очереди предлагает учащимся несколько слов, учащиеся поднимают карточку того цвета, который соответствует нужной в слове букве (а, о, ё): черный, учеба , прическа, шорох, шепот, крыжовник, шелк, шов, трещотка (Слайд 2)
-
Стадия вызова. Побуждение интереса к новой теме:
а) Угадывание звука «по паспорту» (по его характеристике):
Учитель: Отгадайте звук по «паспорту»: согласный, твердый непарный, глухой непарный - /Ц/. (Слайд 3)
б) проблемная ситуация (определение темы урока) (Слайд 4,5,6)
в) Сообщение учеником исторических (этимологических) сведений о букве Ц: Учитель: Ребята, буква Ц - необычная буква. В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие Ж, Ш. Со временем (14в.) звук Ц стал твердым. Буква И после Ц мягкости не обозначает. Хотя до сих пор в некоторых говорах, например на Украине, мягкость произношения сохранилась. Разнообразие написаний слов с Ц объясняется историческими причинами. (Слайд 7)
5. Стадия осмысления. Получение новой информации.
На данной стадии учащиеся занимаются исследовательской деятельностью в группах (Слайд 8):
а) самостоятельная работа учащихся в группах с использованием учебника с целью выяснения правила правописания букв И-Ы после Ц (§48),
б) заполнение учащимися второй и третьей группы таблиц «И-Ы после Ц», создание первой группой кластера.
в) коллективная работа с таблицей, вывешенной на доске. Учитель обращает внимание учащихся на то, как выделяется данная орфограмма. Учащиеся доказывают, что написание букв И-Ы после Ц зависит от позиции в слове, т.е. от той морфемы, в которой находится орфограмма
г) знакомство с правилом «Буквы И-Ы после Ц» в стихотворной форме:
Учитель: Поможет запомнить правило правописания ЦИ-ЦЫ стишок (Слайд 9)
В существительных на -ция
Мы всегда напишем -ия.
И под корнем, посмотри,
Тоже пишем букву и.
А в концовке -цын, -цый, -цы
Пишем только букву ы.
д) работа со словами-исключениями (запись в словарики): «Цыган на цыпочках цыкнул на цыплёнка: «Цыц!» (Слайд 10)
е) отработка алгоритма написания букв И-Ы после Ц (Слайд 11)
6. Рефлексия. Выработка умений применять полученные знания на практике:
а) устная работа с упражнением 432 из учебника (Слайд 12).
Физкультминутка (Слайд 13-19).
б) Работа в группах по карточкам с дифференцированными заданиями:
1. Игра «Шпион» (Слайд 20) - выписать лишнее слово из каждого ряда (задание, одинаковое для всех групп):
-
-
с улицы, цитрус, сестрицын, цыкнуть.
-
циркуль, секция, белолицый, дикция.
-
цыган, цыпленок, цыкнуть, цитата.
-
-
Отгадать загадку (Слайд 21)
Первая группа: Твердый покров некоторых животных. (Панцирь)
Вторая группа:
Он циркач такой лихой,
Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился - и ни шагу! (Циркуль)
Третья группа:
Пятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно. Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором. (Пальцы)
-
Выполнить задания (Слайд 22).
Первая группа: С помощью суффикса -ын- образуйте от данных существительных прилагательные: синица, волчица, кормилица, куница
Вторая группа: Перестройте предложения так, чтобы слова с ц имели на конце ы или и: Укрепления построены бойцами (Укрепления построили бойцы). Синицами были съедены все хлебные крошки (Синицы съели все хлебные крошки). Матч выигран нижегородцами (Нижегородцы выиграли матч)
Третья группа: Распределите слова по двум столбикам: с -цы- и -ци-
Цинк, цитата, цыпленок, белолицый, циркуль, овцы, милиция, пунктуация
в) подведение учащимися итогов урока.
7. Домашнее задание и инструктаж к нему. Самооценка учащимися собственной деятельности на уроке (Слайды 23,24)
После того, как итоги урока подведены, учитель предлагает учащимся домашнее задание творческого характера: написать небольшой текст, используя слова на изученные орфограммы (в т.ч. слова-исключения). В конце урока каждый учащийся оценивает собственную деятельность на уроке (по пятибалльной шкале). Давая самооценку собственной деятельности во время урока, учащиеся создают себе ситуацию успеха.
Первая группа:
С помощью суффикса -ын- образуйте от данных существительных прилагательные:
синица, волчица, кормилица, куница
Вторая группа:
Перестройте предложения так, чтобы слова с ц имели на конце ы или и:
Укрепления построены бойцами. Синицами были съедены все хлебные крошки. Матч выигран нижегородцами
Третья группа:
Распределите слова по двум столбикам: с -цы- и -ци-
Ц…нк, ц…тата, ц…пленок, белолиц…й, ц…ркуль, овц…, милиц…я, пунктуац…я
Игра «Шпион»
Выпишите из каждого ряда лишнее слово :
1. с улицы, цитрус, сестрицын, цыкнуть.
2. циркуль, секция, белолицый, дикция.
3. цыган, цыпленок, цыкнуть, цитата.
Игра «Шпион»
Выпишите из каждого ряда лишнее слово :
1. с улицы, цитрус, сестрицын, цыкнуть.
2. циркуль, секция, белолицый, дикция.
3. цыган, цыпленок, цыкнуть, цитата.
Игра «Шпион»
Выпишите из каждого ряда лишнее слово :
1. с улицы, цитрус, сестрицын, цыкнуть.
2. циркуль, секция, белолицый, дикция.
3. цыган, цыпленок, цыкнуть, цитата.
Таблица «И-Ы после Ц»
И
Ц
Таблица «И-Ы после Ц»
И
Ц
Алгоритм написания букв И-Ы после Ц
В корнях пяти слов
ЦЫГАН ЦЫПЛЕНОК
НА ЦЫПОЧКАХ
ЦЫКНУТЬ
ЦЫЦ
В суффиксах прилагательных
ПТИЦЫН
ЛИСИЦЫН
В окончаниях существительных и прилагательных
ЛЕСТНИЦЫ
КУЦЫЙ
Буква Ы после Ц пишется
В остальных случаях после Ц пишется И
ЦИФРА
ПАНЦИРЬ
АВИАЦИЯ