Конспект урока по русскому языку Повторение и обобщение знаний по теме Что такое причастие?

Цели урока: Обучающие: закрепить и систематизировать знания о причастиях; научить определять определяемое и зависимое слова в словосочетаниях с причастиями; научить самостоятельно делать выводы и оценивать свою работу Развивающие: развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний; Воспитывающие: прививать любовь к родному краю, видеть прекрасное и чувствовать музыку.   Оборудование урока:  портрет и высказывание В.И. Даля  «Причастие – часть речи, причастная к глаголу, в ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Болоховская основная общеобразовательная школа № 3»












Конспект открытого урока

русского языка по теме:

«Повторение и обобщение знаний по теме

«Что такое причастие?»


для 6 класса + презентация к данному уроку




Выполнила

учитель русского языка:

Силкина Д.М.















Болохово 2012-2013 уч.год.

Урок

«Повторение и обобщение знаний по теме: «Что такое причастие?».

Цели урока:

Обучающие: закрепить и систематизировать знания о причастиях;

научить определять определяемое и зависимое слова в словосочетаниях с причастиями; научить самостоятельно делать выводы и оценивать свою работу

Развивающие: развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний;

Воспитывающие: прививать любовь к родному краю, видеть прекрасное и чувствовать музыку.

Оборудование урока:

портрет и высказывание В.И. Даля «Причастие - часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного», музыкальное сопровождение (Свиридова «Метель»), текст Аксакова, презентация, учебники, тетради.


(слайд № 1)

Ход урока.

(слайд № 2)

  1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас с вами будет особенный урок. Вы знаете, что на свете есть очень много разных музеев, и у нас с вами тоже будет свой музей - музей русского языка.

(слайд № 3)

«Для всех, кто любит свой язык,

Кто с русской речью дружен,

Быть равнодушным не привык,

Кому покой не нужен,

Откроет двери наш музей,

Мы с нетерпеньем ждем гостей».

- Как вы думаете, для чего нам нужно данное стихотворение?


(слайд № 4)

  1. Обратить внимание учащихся на портрет и высказывание В. И. Даля.

- Давайте, мы с вами определим цели нашего урока, исходя из высказываний В.И.Даля.

(слайд № 5)

- В нашем музее много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты: части речи, морфемы, фонемы, знаки препинания и многое другое. Мы с вами сегодня будем сотрудниками музея, работающими в зале «Причастие». Нам нужно подготовить зал к открытию и быть готовыми рассказать посетителям музея об употреблении и правописании причастий.

  1. -И начнем мы с того, что вспомним морфологические признаки причастия, а для этого я выберу «экскурсоводов», которые из карточек с морфологическими признаками разных частей речи (карточки с морф. признаками частей речи: вид, число, время, склонение, спряжение, род и т. д.) выберут те, которые относятся к причастию, распределив их на глагольные и именные признаки. (Два ученика работают у доски)


(слайд № 6)

- А вам, ребята, я предлагаю выполнить другое задание: из примеров выписать в два столбика словосочетания прич. + сущ., прилагательное + сущ.

Примеры: шумный поток - вспаханное поле; поющие птицы - золотое кольцо; другой человек - летящая стая; белый снег - белеющий цветок; синее море - синеющее небо.

(Ученики парами читают вслух и записывают, остальные проверяют и оценивают) (слайд № 7)

-После взаимопроверки предложить ученикам назвать только причастия и выделить суффиксы. (слайд № 8)

-Предоставить слово «экскурсоводам» у доски.

- Спросить у класса, нет ли вопросов.

(Оценить работу «экскурсоводов») (слайд № 9)


(слайд № 10)

Обратить внимание учащихся на портрет и высказывание В. И. Даля.

- Ребята, как вы думаете, доказали ли мы с вами высказывание В.И.Даля?


  1. - Мы должны быть готовы к разным вопросам со стороны посетителей, поэтому еще раз назовем признаки глагола и прилагательного в причастии и отметим: какие из них постоянные, а какие непостоянные. (слайд № 11)

  2. А сейчас я предлагаю вам немного расслабиться и послушать вальс Свиридова «Метель». (слайд № 12)

  3. - Перед вами лежат листочки с текстом С. Т. Аксакова «Очерк зимнего дня». Прежде чем выполнять задания, давайте с вами вспомним, кто такой С.Т.Аксаков. (слайд № 13)

- А теперь внимательно прочитайте текст и выполните сл. задание:

-выпишите из текста словосочетания с причастиями на скорость и определите, какими членами предложения они являются;

-какие изобразительные средства использовал автор для описания зимнего дня (эпитеты, олицетворение, метафоры).

(Работа выполняется в группах, группа, выполнившая задание первой, читает, а остальные проверяют; оценка работы.) (слайд № 14)

  1. - Мы с вами вспомнили морфологические признаки причастий, выписали словосочетания с причастиями, а теперь переходим в следующий зал.

Посмотрите, пожалуйста, на таблицу и определите: о чем пойдет речь в следующем зале? (о склонении причастий) (слайд № 15)

- Что мы называем склонением причастий? (слайд № 16)

(Причастия изменяются, так же как и имена прилагательные, по падежам, родам и числам и имеют такие же окончания. Этот процесс и называется склонением причастий.)

(слайд № 17) - Давайте устно просклоняем данные существительные с зависимыми причастиями и прилагательными: развевающийся синий шарф, движущаяся спортивная колонна, колышущееся яркое пламя, искрящийся костер.

(Предлагаем записать их в дательном, творительном и предложном падежах единственного числа.) (слайд № 18-21)

  1. - Наша работа в музее русского языка на сегодня закончена. (слайд № 22)

- Достигли мы своей цели? Доказали правильность высказывания В.И.Даля?

VII. Подведение итогов: выставление оценок,

(слайд № 23) домашнее задание: упражнение 399 на стр. 172


(слайд № 24)

Источники:

1.Учебник «Русский язык»Разумовская М.М. 6класс ,Москва «Дрофа»

2.Толковый словарь В.И. Даля.













Текст

Аксаков С.Т. «Очерк зимнего дня»


В 1813 году с самого Николина дня установились трескучие декабрьские морозы…Вода, взброшенная вверх из стакана, возвращалась оледенелыми брызгами и сосульками. Снегу было очень мало, и неприкрытая земля промерзла на три четверти аршина…Солнце вставало и ложилось с огненными ушами, и месяц ходил по небу, сопровождаемый крестообразными лучами…

Все молились о снеге. И вот пошли косички по небу, мороз начал сдавать. Благодатный снег начал большими клочьями опускаться на землю. Радостно смотрели крестьяне на порхающие в воздухе пушистые снежинки…Наступили длинные зимние сумерки. Падающий снег начинал закрывать все предметы и белым мраком одевал землю. Я с наслаждением ходил по дорожкам сада, осыпаемый снежными хлопьями. Засветились огоньки в крестьянских избах. Предметы смешались, утонули в потемневшем воздухе. Я вошел в дом и долго стоял у окошка, покуда уже нельзя было различить опускающихся снежинок…На следующий день я проснулся рано и вышел во двор. На дворе была полная тишина…Высыпались снежные тучи, и только изредка какие- то запоздавшие снежинки падали мне на лицо. Как хорошо, как сладко было на душе!

Задания:

  1. Прочитайте текст, выпишите из него словосочетания с причастиями и определите, какими членами предложения они являются.

  2. Какие изобразительные средства использовал автор для описания зимнего дня?



© 2010-2022