Обобщающий урок по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок Дата урока:

Тема урока: Обобщающий урок по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Цели урока: обобщить сведения учеников о романе и привести их к правильному восприятию текста произведения.

Задачи:

Образовательные:

  • помочь учащимся разобраться в тех мыслях, которые возникли в процессе анализа романа;

Воспитательные:

  • воспитать у учащихся интерес к творчеству Достоевского, воспитывать нравственные общечеловеческие ценности.

Развивающие: развитие умений анализа текста, умение работать в группе; развивать умение рассуждать, обосновывать свое мнение к тому, что происходит.

Оборудование: иллюстрации художников - современников Достоевского, портрет Достоевского, презентация, задания по группам «Стратегия «Внимательное чтение», картина К.Малевича «Черный квадрат».

ХОД УРОКА

(На доске эпиграф: "Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру" - М. Горький).

  1. Оргмомент

  2. Слово учителя:

- Каким должен быть человек?

- Каков ваш идеал человека?

Середина 19 века, Ф.М.Достоевский, он тоже пытается найти Чело Века. Лицо века. Это выражение придумал Андрей Белый.

На доске записано Жанр романа

Композиция романа

Проблематика романа

Авторская позиция

  1. Мозговой штурм. Составьте кластер по группам.

  2. Стадия осмысления. Работа по группам. Стратегия «Внимательное чтение».

Роман «Преступление и наказание»

Стратегия «Внимательное чтение»

1 группа

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий взор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, - нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

  1. Выделить ключевые символы-знаки.

  2. Какие противоречия обнаруживаются в данной микрочасти?

  3. Какой сквозной мотив обнаруживается в данной микрочасти?

  4. Какова истинная причина того, что Раскольников избегает встречи с квартирной хозяйкой?

  5. Как автор показывает внутреннюю противоречивость своего героя, его сомнения?

2 группа

Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

"На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! - подумал он с странною улыбкой. - Гм... да... все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!"

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел.

  • Выделить ключевые символы-знаки.

  • Какие противоречия обнаруживаются в данной микрочасти?

  • Какой сквозной мотив обнаруживается в данной микрочасти?

  • Как вводится в текст упоминание о внешнем облике героя?

  • С какой целью употреблено вводное слово "кстати"?

3 группа

Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой. Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице. Другое дело при встрече с иными знакомыми или с прежними товарищами, с которыми вообще он не любил встречаться... А между тем, когда один пьяный, которого неизвестно почему и куда провозили в это время по улице в огромной телеге, запряженной огромною ломовою лошадью, крикнул ему вдруг, проезжая: "Эй ты, немецкий шляпник!" - и заорал во все горло, указывая на него рукой, - молодой человек вдруг остановился и судорожно схватился за свою шляпу. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону. Но не стыд, а совсем другое чувство, похожее даже на испуг, охватило его.

- Я так и знал! - бормотал он в смущении, - я так и думал! Это уж всего сквернее! Вот эдакая какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь, весь замысел может испортить! Да, слишком приметная шляпа... Смешная, потому и приметная... К моим лохмотьям непременно нужна фуражка, хотя бы старый блин какой-нибудь, а не этот урод. Никто таких не носит, за версту заметят, запомнят... главное, потом запомнят, ан и улика. Тут нужно быть как можно неприметнее... Мелочи, мелочи главное!.. Вот эти-то мелочи и губят всегда и все...

1.Выделить ключевые символы-знаки.

2.Какие противоречия обнаруживаются в данной микрочасти?

3.Какой сквозной мотив обнаруживается в данной микрочасти?

4.Какой портретной детали автор уделяет наибольшее внимание?

5.Какие слова в размышлении героя говорят о том, что задуманное им дело - это преступление?

4 группа

Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать. Как-то раз он их сосчитал, когда уж очень размечтался. В то время он и сам еще не верил этим мечтам своим и только раздражал себя их безобразною, но соблазнительною дерзостью. Теперь же, месяц спустя, он уже начинал смотреть иначе и, несмотря на все поддразнивающие монологи о собственном бессилии и нерешимости, "безобразную" мечту как-то даже поневоле привык считать уже предприятием, хотя все еще сам себе не верил. Он даже шел теперь делать пробу своему предприятию, и с каждым шагом волнение его возрастало все сильнее и сильнее.

1. Выделить ключевые символы-знаки.

2. Какие противоречия обнаруживаются в данной микрочасти?

3. Какой сквозной мотив обнаруживается в данной микрочасти?

4. Что говорит о том, что Раскольников планирует не простое уголовное преступление (кража, грабеж), а нечто принципиально иное?

5. Как долго он находится под властью своей "мечты"?

5. «Ба! Знакомые всё лица…»
Назовите героя романа (по презентации).

6. Рефлексия по содержанию учебного материала.

Стратегия «Синквейн» по группам- 1.Родион Раскольников, 2. Алена Ивановна, 3.Соня Мармеладова, 4.Ф.М.Достоевский.

Вывод, исходя из нашего проблемного вопроса: "Человек есть тайна "

Итак, Достоевский никогда не принимал окружающую его жизнь и никогда примирялся с ней. "Лик мира сего, - писал он, - мне самому даже очень не нравится". Поэтому все творчество писателя понизано острой болью и состраданием ко всем обиженным и обездоленным. Читателей равнодушных не может быть, так как герои пробуждают чувства самого решительного протеста против бесчеловечности условий жизни в обществе Человек живет тогда, когда чего - нибудь ищет и добивается; тогда в нем проявляется естественное желание гармоничного спокойствия, а в красоте есть и гармония и спокойствие. Следуя мучительным путем познания зла, писатель тем не менее верит в торжество добра, разбуженного в сознании красотой и любовью. Идеалы действенной гуманности, духовной гармонии никогда не потеряют своего значения. Немудрено, что традиции Достоевского живо восприняты современной литературой. Достоевский и его герои, мне кажется, то и делают, что проверяют, есть ли правда на земле и мир человеческих состраданий.

Немецкий философ Кант: "Незаслуженное зло, которое ты причиняешь другому, ты причинишь и себе. . . " Зло, причиняемое другому человеку, всегда оборачивается в него, убивая часть души его. Зло, что существует, пагубно было в то время и теперь то же. Голос Достоевского продолжает и сегодня предупреждать: преступление - это гибель души, полное его одиночество, отчуждение от всей его красоты. Наша пресса (подборка газетного материала) свидетельствует, что и сегодня общество больно. Если нет критерия добра и зла, то "все дозволено".

Уходя с урока, задумайтесь над этими проблемами.

Дом/задание: написать черновики сочинений по роману «Преступление и наказание».

© 2010-2022