- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка внеклассного мероприятия
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хамидова Л.В. |
Дата | 22.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Внеклассное мероприятие на тему:
«В. Высоцкий - душа России».
Автор:
Преподаватель русского языка и литературы
ГБОУ СПО Технологического колледжа №34
Хамидова Людмила Васильевна
Содержание
-
Введение………………………………………………………………….…3
-
Методические рекомендации …………………………………………….4
-
Сценарий мероприятия................................................................................5
-
Список использованной литературы……………………………………32
-
Приложение
Введение
На данном этапе развития общества первостепенной задачей современной образовательной системы является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Существуют разные точки зрения на источники, механизмы и стадии развития духовности, но, как показывает жизненный и профессиональный опыт, духовность не может возникнуть внезапно; духовность появляется в процессе длительной и неустанной работы человека над собой. Кто же поможет нашему студенту развить в себе лучшие духовные качества? Безусловно, преподаватель, который сегодня берет на себя ответственность не только за достижения студентов в образовании, но и за их нравственное и эстетическое воспитание.
Я уверена, что на развитие духовности оказывают особое влияние как уроки литературы, так и внеклассные мероприятия по дисциплине, в частности лирика В.Высоцкого, потому что в ней ощущается высокий нравственный потенциал, который, несомненно, способствует пробуждению духовного сознания студента, развитию чувства прекрасного, желанию культивировать духовность и, как следствие, - признание общечеловеческих духовны ценностей в качестве приоритетных в жизни.
.
Методические рекомендации
Внеаудиторное мероприятие на тему: «В.Высоцкий - душа России» посвящено жизни и творчеству поэта, музыканта, актера В.Высоцкого.
Задача - создать необходимый эмоциональный настрой, побудить к размышлению о душе человеческой, о непреходящих человеческих ценностях.
Цели внеклассного мероприятия:
1. Познакомить учащихся с творчеством известного поэта, композитора и актера Владимира Высоцкого; подробнее рассмотреть аспект духовности в его творчестве.
2. Прививать любовь к литературе; развивать такие качества, как доброта, милосердие, честность.
3. Воспитывать у учащихся эстетический вкус и развивать гражданскую идейно-нравственную позицию.
4. Развивать умение слушать.
Подготовительная работа:
Выбор чтецов и ведущих;
Репетиция инсценировки песни «Диалог у телевизора»;
стихотворение Ю.Трубчанинова «Памятник»;
Песни на стихи В.Высоцкого:«Песня о Земле», «Песня о друге», «Купола», «Я не люблю», «Спасите наши души», «Две судьбы», «Сыновья уходят в бой», «Песня о судьбе», «Я несла свою беду», «Диалог у телевизора».
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер звукозаписи, кадры видеофильма, проигрыватель 70-х годов, грампластинки с записями песен и интервью В.Высоцкого о своем творчестве.
Оформление: на магнитной доске размещены фотографии Высоцкого, сделана надпись «В.Высоцкий - душа России»; на экране - баннер; оформлена выставка книг В.Высоцкого и грампластинок с исполнением его песен; у доски стоит стол с проигрывателем для прослушивания грампластинок, цветы.
Сценарий
На экране - Слайд 1: фотография В.В.Высоцкого.
Преподаватель: Сегодня в рамках Года истории России мы проводим внеклассное занятие, посвященное целой эпохе, связанной с именем великого поэта, композитора и актера Владимира Высоцкого. Невозможно на одном занятии отразить всю многогранность деятельности этого удивительного человека. Поэтому мы обратим внимание на очень важный аспект его творчества- духовность и душевность его песен, потому что сам автор считал, что «стихи должны войти не в уши, а в душу» каждого человека. В соответствии с этим определилась тема занятия: «В.Высоцкий - душа России».
Слайд 2.
-
ведущий
-Холодным зимним утром 25 января 1938 года в Москве родился выдающийся актер театра и кино, автор стихов и песен Владимир Высоцкий.
Слайд 3.( на фоне баннера, отражающего творческую деятельность, фотографии В.Высоцкого во время выступлений).
2-ой ведущий:
-После окончания школы Владимир поступил в Московский строительный институт имени Куйбышева на механический факультет, но его душа стремилась к искусству ,и он поступил в школу -студию при МХАТе. Появляются первые песни.
Слайд 4.
1-ый ведущий:
«Первые мои песни, говорил В.Высоцкий, - это дань времени...
В каждой из первых песен была одна, но пламенная страсть:
в них - извечное стремление человека к свободе, к любви,
к моей женщине, к друзьям, к близким людям…»
Слайд 5.
2-ой ведущий:
-Владимир Высоцкий и не предполагал, что станет всенародным любимцем. «Мне казалось, что пишу я для очень маленького круга - человек пяти-шести - своих близких друзей - и так оно и будет всю жизнь…»
Слайд 6.( на фоне баннера, отражающего творческую деятельность, фотографии В.Высоцкого во время выступлений).
1-ый ведущий:
- А В.Высоцкий не только стал широко известным поэтом, но и душой России, хотя «немногие, да и не сразу, поняли, что в России родилась поэзия высокого драматизма и мудрости» (А.Володин)
Звучит «Песня о Земле» в исполнении В.Высоцкого, записанная на грампластинке. (На экране - фотография В.Высоцкого).
Кто сказал: "Все сгорело дотла,
Больше в землю не бросите семя!"?
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет, она затаилась на время!
Материнства не взять у Земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что Землю сожгли?
Нет, она почернела от горя.
Как разрезы, траншеи легли,
И воронки - как раны зияют.
Обнаженные нервы Земли
Неземное страдание знают.
Она вынесет все, переждет, -
Не записывай Землю в калеки!
Кто сказал, что Земля не поет,
Что она замолчала навеки?!
Нет! Звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин,
Ведь Земля - это наша душа, -
Сапогами не вытоптать душу!
Кто поверил, что Землю сожгли?!
Нет, она затаилась на время...
Слайд 7.
1-ый ведущий:
-В 1964 году Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него "своим театром". В этом театре сыграно немало ролей, но самой важной для себя В.Высоцкий считал роль Гамлета.
Слайд 8.
2-ой ведущий:
-Высоцкий всегда играл «Гамлета»как в последний раз. Играл в любом состоянии здоровья. На последних спектаклях за кулисами дежурили врачи. Давайте посмотрим небольшой отрывок из спектакляи послушаем в исполнении В.Высоцкого монолог Гамлета
Слайд 9: Просмотр видеоролика Монолог Гамлета "Быть или не быть". -
Быть или не быть? Вот в чём вопрос.
Вот поле бесконечных провокаций.
Но нужно уточненье - где? кому?
Есть мир и я - в чём их соотношенье?
И кто готов принять безумный облик
Для поруганья мира? Обольстив
В миру себя, тем мудрость на безумье
Меняя в знак аскезы пред людьми,
Притворством соблазняя небеса,
Достойны ль мы небес? Низринуть гордость,
Смиренно принимать все поношенья
И выполнять презренную работу,
Всем демонстрируя неблагочестье,
Но днём… А ночью тайно обращаться
К Тому, Кто нас низринул в этот мир.
Вот этими поступками стяжать
И неподверженность соблазнам светским,
И вИдение призраков умерших,
Незримых бесов, что вокруг теснятся,
А главное - способность к обличенью
Всех грешников, от мала до велика?!
Как сможет показная бесноватость
Дарить пророческий нам дар? Иль это
Санкционированный небом подвиг
В преддверии совсем иной аскезы?
Ходить нагим, в веригах, слыть безумным,
Измазаться в грязи, вопить нещадно,
Есть крокодилов, наносить стигматы -
И я бы смог! Но даст ли это силы
Мне навзничь опрокинуть чашу мира
И стать глашатаем небесной воли,
Стать почитаемым ещё при жизни -
И это значит быть? Или не быть?
В чём фокус всей специфики юродства?
В динамике взаимоотношений
Властей небесных и властей земных?
И в этом - элементы провокаций:
Сознательно достичь таких условий,
Чтоб вынудить врага принять активно
Характер мной предсказанных поступков.
Он, нарушая этим status quo,
Тем самым выкажет своё начало,
В котором свили демоны гнездо. -
И в этом корень главного различья
Великого и тайного юродства
От сумасшествия, под чем скрывают
Страх пред опасностью, играя дурно
В притворной глупости свою судьбу,
В позорном избегании конфликтов.
Подобно провокациям в безумье
Библейского пророка вскрыть ли язвы,
Пороки обезумевшей державы?
Иль попирать устои вековые,
Беснуясь, словно киник, у ворот
Дворца и храма - в этом ли юродство?
Слайд 10. На фоне кадров из различных фильмов с участием В.Высоцкого
2-ой ведущий:
-Параллельно с работой в театре была и работа в кино.
Владимир Высоцкий снялся в 30-и художественных и телевизионных фильмах, в двенадцати исполнял главные роли, для пятнадцати написал песни.
В 1987году В.Высоцкому посмертно была присуждена Государственная
премия за создание образа Глеба Жеглова в фильме «Место встречи
изменить нельзя» и авторское исполнение песен
1-ый ведущий:
-Однако, не выразив себя в полной мере в качестве киноактера, Высоцкий, исполняя свои песни, становится настоящим кумиром, душой народа.
На экране портрет В.Высоцкого
-Почему Владимира Высоцкого называют душой России? Высоцкий мелькнул над землей ослепительной вспышкой, как падающая с неба звезда, сгоревшая до срока, но оставившая в наших ДУШАХ неизгладимый след. Но и сам поэт стал ДУШОЙ России, потому что в его творчестве отражена душа русского народа.
2-ой ведущий:
- Слово «душа» имеет несколько значений - это и внутренний мир человека, и сам человек с теми или иными свойствами и качествами характера.
Очень часто слово «душа» встречается в стихотворении «Купола»
1-ый чтец читает стихотворение «Купола»
Как засмотрится мне нынче, как задышится?
Воздух крут перед грозой, крут да вязок.
Что споется мне сегодня, что услышится?
Птицы вещие поют - да все из сказок.
Птица Сирин мне радостно скалится -
Веселит, зазывает из гнезд,
А напротив - тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.
Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черед -
Это птица Гамаюн
Надежду подает!
В синем небе, колокольнями проколотом,-
Медный колокол, медный колокол -
То ль возрадовался, то ли осерчал...
Купола в России кроют чистым золотом -
Чтобы чаще Господь замечал.
Я стою, как перед вечною загадкою,
Пред великою да сказочной страною -
Перед солоно - да горько-кисло-сладкою,
Голубою, родниковою, ржаною.
Грязью чавкая жирной да ржавою,
Вязнут лошади по стремена,
Но влекут меня сонной державою,
Что раскисла, опухла от сна.
Словно семь богатых лун
На пути моем встает -
То птица Гамаюн
Надежду подает!
Душу, сбитую утратами да тратами,
Душу, стертую перекатами,-
Если до крови лоскут истончал,-
Залатаю золотыми я заплатами -
Чтобы чаще Господь замечал!
1-ый ведущий:
- В стихотворении «Я не люблю» Владимир Высоцкий рассматривает душу человеческую как что-то сокровенное, присущее каждой личности. Это стихотворение можно считать программным, так как в нем отражен целый перечень ненавистных автору черт характера, присущих человеку.
Слайд 10
Звучит песня В.Высоцкого «Я не люблю»
Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда весёлых песен не пою.
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю и ещё -
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда - наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почести иглу,
Или когда всё время против шерсти,
Или когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, коль слово "честь" забыто
И коль в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне - и неспроста:
Я не люблю насилье и бессилье,
Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,
И не терплю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более - когда в неё плюют.
Я не люблю манежи и арены:
На них мильон меняют по рублю.
Пусть впереди большие перемены -
Я это никогда не полюблю!
2-ой ведущий:
- Горечь о человеческом непонимании, о тех, кто находится по ту сторону баррикад, о человеческой бестактности звучит и в стихотворении «Мне в душу ступит кто-то посторонний».
1-ый чтец читает стихотворение
Мне в душу ступит кто-то посторонний.
А может, даже плюнет. Что ему?!
На то и существует посторонний
На противоположном берегу.
Он, посторонний, - он по-ту-сторонний.
По ту, другую, сторону от нас...
Ах, если бы он был потусторонний,
Тогда б я был спокойнее в сто раз.
На фоне 11 слайда
1-ый ведущий:
-Крик о помощи, о спасении души звучит в песне В.Высоцкого «Спасите наши души». Алесь Адамович писал: «Пел как кричал? Потому что все в нем кричало…»
Звучит песня в исполнении В.Высоцкого «Спасите наши души»
Уходим под воду
В нейтральной воде.
Мы можем по году
Плевать на погоду,
А если накроют -
Локаторы взвоют
О нашей беде.
Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души!
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше -
Наш SOS всё глуше,
глуше.
И ужас режет души
Напополам...
И рвутся аорты,
Но наверх - не сметь!
Там слева по борту,
Там справа по борту,
Там прямо по ходу
Мешает проходу
Рогатая смерть!
Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души!
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше -
Наш SOS всё глуше,
глуше.
И ужас режет души
Напополам...
Но здесь мы на воле,
Ведь это наш мир!
Свихнулись мы, что ли,
Всплывать в минном поле?!
"А ну, без истерик!
Мы врежемся в берег!" -
Сказал командир.
Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души!
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше -
Наш SOS всё глуше,
глуше.
И ужас режет души
Напополам...
Всплывём на рассвете -
Приказ есть приказ!
А гибнуть во цвете
Уж лучше при свете!
Наш путь не отмечен...
Нам нечем... Нам нечем!..
Но помните нас!
Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души!
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше -
Наш SOS всё глуше,
глуше.
И ужас режет души
Напополам...
Вот вышли наверх мы...
Но выхода нет!
Вот - полный на верфи!
Натянуты нервы...
Конец всем печалям,
Концам и началам -
Мы рвёмся к причалам
Заместо торпед!
Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души!
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше -
Наш SOS всё глуше,
глуше.
И ужас режет души
Напополам...
Спасите наши души!
2-ой ведущий:
-Душа лирического героя В.Высоцкого часто страдающая, потерянная, заблудшая, но пытающаяся очиститься, найти свое место. Сам поэт считал, что только через страдания можно успокоить мятежную душу. У автора «душа» ассоциируется с такими понятиями, как совесть, правда, нравственная чистота. И душа неотделима от судьбы.
1-ый ведущий:
- Иван Бортник отмечал: «Не секрет, что душевная неустроенность почти невыразима в понятиях. Но у поэта понятие существует через поэтический образ. Ну а образ «кривая и нелегкая» уже давно живет в народной памяти, в народном языке, в фольклоре»
Звучит песня В.Высоцкого «Две судьбы»
( на экране слайд 11)
Жил я славно в первой трети
Двадцать лет на белом свете -
по влечению,
Жил бездумно, но при деле,
Плыл куда глаза глядели -
по течению.
Думал: вот она, награда, -
Ведь ни вёслами не надо,
ни ладонями.
Комары, слепни да осы
Донимали, кровососы,
да не доняли.
Слышал, с берега вначале
Мне о помощи кричали,
о спасении.
Не дождались, бедолаги, -
Я лежал, чумной от браги,
в расслаблении.
Крутанёт
ли в повороте,
Завернёт
в водовороте -
всё исправится,
То разуюсь,
то обуюсь,
На себя в воде любуюсь -
очень ндравится.
Берега текут за лодку,
Ну а я ласкаю глотку
медовухою.
После лишнего глоточку -
Глядь: плыву не в одиночку -
со старухою.
И пока я удивлялся,
Пал туман и оказался
в гиблом месте я,
И огромная старуха
Хохотнула прямо в ухо,
злая бестия.
Я кричу - не слышу крика,
Не вяжу от страха лыка,
вижу плохо я,
На ветру меня качает...
"Кто здесь?" Слышу - отвечает:
"Я, Нелёгкая!
Брось креститься, причитая, -
Не спасёт тебя Святая
Богородица:
Тех, кто руль да вёсла бросит,
Тех Нелёгкая заносит -
так уж водится!"
Я впотьмах ищу дорогу,
Медовухи понемногу -
только по сту пью.
А она не засыпает -
Впереди меня ступает
тяжкой поступью.
Вот споткнулась о коренья
От большого ожиренья,
гнусно охая.
У неё одышка даже,
А заносит ведь туда же,
тварь нелёгкая.
Вдруг навстречу нам живая
Хромоногая, кривая -
морда хитрая.
"Ты, - кричит, - стоишь над бездной,
Я спасу тебя, болезный,
слёзы вытру я!"
Я спросил: "Ты кто такая?"
А она мне: "Я Кривая -
воз молвы везу".
И хотя я кривобока,
Криворука, кривоока -
я, мол, вывезу...
Я воскликнул, наливая:
"Вывози меня, Кривая, -
я на привязи!
Я тебе и жбан поставлю,
Кривизну твою исправлю -
только вывези!
И ты, Нелёгкая маманя,
На-ка истину в стакане -
больно нервная!
Ты забудь себя на время,
Ты же толстая - в гареме
будешь первая".
И упали две старухи
У бутыли медовухи
в пьянь-истерику.
Я пока за кочки прячусь
И тихонько задом пячусь
прямо к берегу...
Лихо выгреб на стремнину:
В два гребка - на середину!
Ох, пройдоха я!
Чтоб вы сдохли, выпивая,
Две судьбы мои - Кривая
да Нелёгкая!
1-ый ведущий:
- К теме судьбы, пользуясь образами, хорошо известными в русской традиции, Высоцкий возвращался не раз. Судьба у Высоцкого чаще всего выступает как рок, как фатум. Редко герои песен противостоят судьбе, чаще судьба оказывается сильнее.
1-ый чтец читает отрывок из стихотворения «Песня о судьбе»
Куда ни втисну душу я, куда себя ни дену,
За мною пёс - Судьба моя, беспомощна, больна.
Я гнал её каменьями, но жмётся пёс к колену -
Глядит, глаза навыкате, и с языка - слюна.
Морока мне с нею -
Я оком тускнею,
Я ликом грустнею
И чревом урчу,
Нутром коченею,
А горлом немею,
И жить не умею,
И петь не хочу!
Должно быть, старею.
Пойти к палачу?
Пусть вздёрнет на рею,
А я заплачу.
Я зарекался столько раз, что на Судьбу я плюну,
Но жаль её, голодную, - ласкается, дрожит.
Я стал тогда из жалости подкармливать Фортуну -
Она, когда насытится, всегда подолгу спит.
Слайд 9. На фоне баннера, отражающего тематику Великой Отечественной войны
1-ый ведущий:
- Когда впервые читаешь стихотворения В.Высоцкого, поражаешься разносторонней тематике. Кажется, что это необыкновенно опытный человек, многогранный, разносторонний. В чем же популярность поэта? Давайте послушаем, как автор сам говорит о своем творчестве.
Звучит фонограмма с выступлением Высоцкого и его песня «А сыновья уходят в бой». (На экране портрет Высоцкого).
Сегодня не слышно биенья сердец,
Оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец,
Подумать успев напоследок:
«На этот раз я не вернулся,
Я ухожу - придет другой!»
Мы не успели, не успели, не успели оглянуться -
А сыновья, а сыновья уходят в бой…
Вот кто-то решит: пусть без нас хоть потоп,
Как в пропасть шагнув из окопа.
А я для того свой покинул окоп,
Чтоб не было больше окопов.
Сейчас глаза мои сомкнутся,
Я крепко обнимусь с землей…
Мы не успели, не успели, не успели оглянуться -
А сыновья, а сыновья уходят в бой…
Кто сменит меня, кто в атаку пойдет?
Кто выйдет к заветному мосту?
И мне захотелось: пусть будет вон тот,
Одетый во все не по росту.
Я успеваю улыбнуться,
Я видел, кто придет за мной!
Мы не успели, не успели, не успели оглянуться -
А сыновья, а сыновья уходят в бой…
Разрывы глушили биенье сердец,
Мое же негромко стучало,
Что все же конец мой - еще не конец,
Конец - это чье-то начало.
Сейчас глаза мои сомкнутся,
Я ухожу - придет другой…
Мы не успели, не успели, не успели оглянуться -
А сыновья, а сыновья уходят в бой…
Слайд 13.
1-ый ведущий:
-Много песен Высоцкий посвятил теме войны. И всегда, в самые счастливые минуты, он вспоминал о страшном времени, о войне, о тех, кому плохо
2-ой ведущий :
-Стихи В.Высоцкого, полные печали и тоски, щемяще отзываются в сердцах людей, созвучны их мыслям и чувствам, вызывают слезы на глазах.
Звучит песня В.Высоцкого «Я несла свою беду» в исполнении М. Влади.
(на экране фотография В.Высоцкого и Марины Влади. )
Я несла свою Беду
по весеннему по льду,
Обломился лёд - душа оборвалася,
Камнем под воду пошла...
А Беда хоть тяжела -
А за острые края задержалася.
И Беда с того вот дня
ищет по свету меня,
Слухи ходят вместе с ней с Кривотолками.
А что я не умерла,
знала голая ветла
И ещё перепела с перепёлками.
Кто ж из них сказал ему,
господину моему, -
Только выдали меня, проболталися.
И, от страсти сам не свой,
он отправился за мной,
Ну а с ним Беда с Молвой увязалися.
Он настиг меня, догнал,
обнял, на руки поднял,
Рядом с ним в седле Беда ухмылялася...
Но остаться он не мог -
был всего один денёк,
А Беда на вечный срок задержалася...
1-ый ведущий:
- Людмила Гурченко в своих воспоминаниях отмечала народность языка поэта. В его стихах и песнях очень часто можно найти обороты, которые вначале были просто в устной речи, в каких-то наших шутках-прибаутках, играх. Например, Катя-Катерина, рвусь из всех сухожилий…», а Станислав Говорухин говорил о народном юморе его песен и стихов, который был близок и понятен каждому человеку, потому что люди видели в песнях Высоцкого знакомые картинки из собственной жизни.
Клип, на песню В.Высоцкого «Диалог у телевизора». (Сценку разыгрывают студенты)
Ой! Вань! Смотри, какие клоуны!
Рот - хоть завязочки пришей...
Ой, до чего, Вань, размалёваны,
И голос - как у алкашей!
А тот похож (нет, правда, Вань)
На шурина - такая ж пьянь.
Ну нет, ты глянь, нет-нет, ты глянь,
Я - правду, Вань!
- Послушай, Зин, не трогай шурина:
Какой ни есть, а он родня.
Сама намазана, прокурена -
Гляди, дождёшься у меня!
А чем болтать - взяла бы, Зин,
В антракт сгоняла б в магазин...
Что, не пойдёшь? Ну, я - один.
Подвинься, Зин!..
- Ой! Вань! Гляди, какие карлики!
В джерси одеты - не в шевьёт,
На нашей пятой швейной фабрике
Такое вряд ли кто пошьёт.
А у тебя, ей-богу, Вань,
Ну все друзья - такая рвань,
И пьют всегда в такую рань
Такую дрянь!
- Мои друзья хоть не в болонии,
Зато не тащат из семьи.
А гадость пьют - из экономии,
Хоть поутру - да на свои!
А у тебя самой-то, Зин,
Приятель был с завода шин,
Так тот - вообще хлебал бензин.
Ты вспомни, Зин!..
- Ой! Вань! Гляди-кось, попугайчики!
Нет, я, ей-богу, закричу!..
А это кто в короткой маечке?
Я, Вань, такую же хочу.
В конце квартала - правда, Вань, -
Ты мне такую же сваргань...
Ну что "отстань", всегда "отстань"...
Обидно, Вань!
- Уж ты бы лучше бы молчала бы -
Накрылась премия в квартал!
Кто мне писал на службу жалобы?
Не ты?! Когда я их читал!
К тому же эту майку, Зин,
Тебе напяль - позор один.
Тебе шитья пойдёт аршин -
Где деньги, Зин?..
- Ой! Вань! Умру от акробатиков!
Смотри, как вертится, нахал!
Завцеха наш товарищ Сатюков
Недавно в клубе так скакал.
А ты придёшь домой, Иван,
Поешь - и сразу на диван,
Иль, вон, кричишь, когда не пьян...
Ты что, Иван?
- Ты, Зин, на грубость нарываешься,
Всё, Зин, обидеть норовишь!
Тут за день так накувыркаешься...
Придёшь домой - там ты сидишь!
Ну, и меня, конечно, Зин,
Всё время тянет в магазин,
А там - друзья... Ведь я же, Зин,
Не пью один!
Слайд 14.
2-ой ведущий:
-«25 июля 1980 года В.Высоцкого не стало.
Мне меньше полувека - сорок с лишним.
Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть, чем оправдаться перед Ним…»
Слайд 15. На фоне памятника В.Высоцкому
1-ый ведущий:
-Когда-то Владимир Высоцкий сказал:
«Не поставят мне памятник в сквере -
Где-нибудь у Петровских ворот».
А памятник стоит. На Ваганьковском кладбище И в любое время у могилы великого поэта живые цветы. И люди, люди...
1-ый чтец читает стихотворение Ю.Трубчанинова «Памятник».
Памятник
Ни за что б он тогда не поверил,
Что когда-нибудь время придет.
И ему будет памятник в сквере
Установлен у этих ворот.
Но иная эпоха настала,
Через толщу безудержных дней
Смотрит он на страну с пьедестала
С неизменной гитарой своей.
И весь солнцем июльским залитый,
И собой излучающий свет,
В полный рост встал на каменных плитах
Не ушедший в забвенье Поэт.
Тихий сквер. Он стоит посредине,
В окружении свежих цветов.
Нет, никто никогда не отнимет
Всенародную нашу любовь.
Над Москвой опускается вечер
Разноцветием ярких гирлянд.
Звезды, как поминальные свечи,
Над его монументом горят.
Он не в силах в такое поверить
И, пожалуй, сейчас, не поймет,
Что стоит в многолюднейшем сквере,
Как живой - у Петровских ворот.
На фоне слайда 15
1-ый ведущий
- Почему же Высоцкого считают душой России?
Юрий Трифонов отвечает на этот вопрос так: Высоцкий затронул очень важные или, лучше сказать, очень больные моменты нашей истории. Он рассказывал нам почти обо всем, чем жили мы, чем жил народ - при нем и до него. Пел о войне, о трудном послевоенном времени, когда он был мальчиком, но, как оказалось потом, все хорошо ухватил, почувствовал и понял... Пел о больших делах и стройках и о тяжких временах тридцать седьмого, о космосе и космонавтах, спортсменах и альпинистах, моряках, пограничниках, солдатах, поэтах, шоферах - о ком угодно, обо всем. Великая, фантастическая его популярность возникшая так неожиданно, объяснима: Высоцкий вошел в самую гущу народа, он был понятен многим, почти всем.
2-ой ведущий:
- А Александр Митта дополняет: «Высоцкий жил с таким напором и шел навстречу своей судьбе с такой открытой беззащитностью, что не надо гадать, какое у него было сердце. За это мы его и любим, и не можем забыть. Он осуществил мечту каждого человека выразиться полностью, всем существом сразу: и умом, и сердцем, и телом, и голосом, и мыслью, и страстью».
1-ый ведущий:
- Наверное, девизом всей жизни Владимира Высоцкого можно считать его слова, которые являются путеводной звездой для многих наших соотечественников:
Если трудно идешь-
По колено в грязи,
Да по острым камням, босиком по воде по студеной…
Пропыленный, обветренный, дымный,-
Огнем опаленный-
Хоть какой,-
Доберись, добреди, доползи!
Преподаватель: Завершаем наше занятие викториной, в которой могут принять участие все желающие. Победителя ждет приз.
( На фоне звучащих песен В.Высоцкого всем участникам викторины раздаются вопросы, дается время на выполнение заданий, подводятся итоги, победитель награждается книгой стихов В.Высоцкого).
Вопросы к викторине
1.Где родился В.Высоцкий?
-
В Германии
-
В Москве
-
В Ленинграде
-
В Париже
2.Думал ли В.Высоцкий о том, что станет всенародным любимцем?
-
Да, он знал об этом с детства
-
Он никогда об этом не думал
-
Ему цыганка нагадала всенародную признательность
-
Он был избранным
3. В каком театре В.Высоцкий стал своим?
-
В театре Маяковского
-
В театре на Таганке
-
В Современнике
-
В Арт-театре
4. Что было источником его вдохновения?
-
Рассказы друзей
-
Собственные фантазии
-
Сама жизнь
-
Рассказы друзей, собственные фантазии, сама жизнь.
5. За какой образ в кино В.Высоцкому была присуждена Государственная премия
-
За создание образа Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя»
-
За образ Гамлета в пьесе « Гамлет»
-
За образ Деда мороза на Новогоднем утреннике
-
За образ белогвардейца
6.Какое значение имеет слово «душа» в песнях и стихах В.Высоцкого?
-
Внутренний мир человека
-
Внешние обстоятельства
-
Человек с отрицательными качествами характера
-
Внутренний мир человека , свойства и качества характера
7. Как называет Высоцкий судьбу в своих песнях?
-
нелегкая
-
кривая
-
косая
-
нелегкая, кривая
8.Поэт считает, что душу можно успокоить через
-
Страдания
-
любовь
-
Мщение
-
пьянство
9.Какие черты характера не любит поэт?
-
Доброту
-
Все черты, которые характеризуют человека как сильную личность
-
Все черты, которые характеризуют человека как слабую личность
-
Все негативные черты характера
10. Почему в песнях Высоцкого отражаются бытовые сценки?
-
Потому что автор отражал жизнь такой , какая она есть
-
Потому что это было смешно
-
Потому что он высмеивал жизнь обывателей
-
Потому что такая тема приносила ему доход
Список использованной литературы
-
«Я, конечно, вернусь» , - сборник воспоминаний о В.Высоцком, М.,1988г
-
В.Высоцкий. Нерв:стихи, М., 2010
-
В.Высоцкий. Стихи и песни, М.,2010
-
В.Высоцкий. Ни единою буквой не лгу. М., 2010
-
kulichki.com/vv/
-
vsurikov.ru/visotsk%20s.htm
-
wologda.ru/article/222
-
visockiy.ucoz.ru/blog
31