Конспект урока по развитию речи: Выразительные средства языка

Урок развития речи в 8 классе Тема урока: Выразительные средства языка Цели урока:   Познавательный аспект: систематизировать и углубить знания о средствах художественной выразительности, развивать умения различать средства выразительности, определять их роль в тексте; Развивающий аспект: развивать мыслительно- речевую деятельность учащихся, умения анализировать , сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи в 8 классе

Тема урока: Выразительные средства языка

Цели урока:

  • Познавательный аспект: систематизировать и углубить знания о средствах художественной выразительности, развивать умения различать средства выразительности, определять их роль в тексте;

  • Развивающий аспект: развивать мыслительно- речевую деятельность учащихся, умения анализировать , сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

  • Воспитательный аспект: развитие системы ценностного отношения к русскому языку: воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отошения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

- У нас сегодня по календарю конец зимы, погода на улице ближе к весенней. Но вспомним прекрасные зимние дни, в которых было много снега, радости и, наверное, с зимой у вас были связаны какие- то мечты, которые осуществились. И о зиме пишут композиторы, пишут поэты, говорят художники. А сейчас я вам предлагаю познакомиться с полотном, на которой изображена зима и со строками И.С.Тургенева :

2 слайд Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые…

- Вы, наверное, знаете, что на эти слова также написан романс. Расскажите , пожалуйста, при помощи чего художник создает свое произведение? ( Кисти, краски, холст).

- При помощи чего музыкант создает свое произведение? ( Ноты, музыкальные инструменты, они все вместе образуют звук)

_ При помощи чего свое произведение создает автор? ( При помощи слов)

- Ребята, послушайте слова латышского поэта Ояра Вациетиса : «Русский язык велик не только исключительным своим богатством словесного фонда, но и, что особенно важно для писателя, исключительной выразительностью». 3 слайд

- Как вы думаете, о какой выразительности говорит латышский поэт? ( О художественной выразительности языка, речи, слова).

- О чем мы сегодня будем говорить на этом уроке? ( О средствах художественной выразительности). Запишите тему урока: «Средства художественной выразительности» ( 4 слайд).

Цель нашего урока: систематизировать и углубить знания о средствах художественной выразительности ( 5 слайд).

2. Игра «Убери лишнее» (6 слайд)

  • 3. Работа с таблицей. Задание: соотнесите термины и определения( 7 слайд).

Термины

Определения

Эпитет

  • Переносное значение

Метафора

  • Художественное определение предмета, явления: слово, определяющее предмет или явление

Олицетворение

  • Образное преувеличение

Метонимия

  • Прием, в котором одно явление или понятие поясняется путем сопоставления его с другим явлением

Сравнение

  • Изображение неодушевленных предметов как одушевленных

Гипербола

  • Сближение, сопоставление понятий по смежности


Ответы на 8 слайде.

- Найдите соответствие между терминами определениями. Если кому- то сложно, то поработайте в паре, обсудите с соседом. Повернитесь к соседу, который сидит сзади вас, в четверке, внесите изменения.

- Есть ли группа, которая готова?

- С каким из этих терминов возникли наибольшие затруднения?

4. Работа с тропом метонимия. 9 слайд

Метонимия- сближение, сопоставление понятий по смежности, переименование предмета на основе сходства между:

А) предметом и материалом

Б) содержимым и содержащим

В) автором и и его произведением

Г) орудием и действием

Д) местом и людьми , находящимся в этом месте

Задание: Определите разновидность метонимии

- Итак, ребята, для чего мы изучаем с вами средства речевой выразительности?

( Чтобы наша речь была образной, красочной, для высказывания своих чувств и эмоций).

5. Работа с картиной. (11 слайд)

- Перед вами картина Ивана Ивановича Шишкина «На севре диком». Ученик так описал это полотно:

«На картине Шишкина изображена _________ сосна, её окружают только _____________ скалы. Над сосной______________ небо. И.И. Шишкин назвал картину ___________ строкой лермонтовского стихотворения».

- Скажите, пожалуйста, достаточно ли этого для описания передачи всех чувств и эмоций? Чего не хватает? ( Средств художественной выразительности). В рабочей тетради заполните строки.

6. Работа с таблицей.

- Мы самостоятельно употребили средства выразительности . Но очень важной и трудной задачей является найти в тексте средства выразительности речи, и чтобы их найти мы должны подобрать примеры к готовой таблице.

Термины

Примеры

Эпитет

  1. «Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит».

Метафора

  1. «О чем ты воешь, ветр ночной,

О чем ты сетуешь безумно?»

Олицетворение

3. «Они сошлись: вода и камень, стихи и проза, лед и пламень»

Метонимия

4. «не то на серебре- на золоте едал»

Сравнение

5. «сразу могла б поместиться в рот целая фаршированная тыква»

Гипербола

  1. «звенят ручьи моих стихов»

7. «белеет парус одинокий»

Ответы 13 слайд

- С какой целью остался этот лишний элемент? ( Что не только этими художественными средствами ограничивается богатство русского языка)

Антитеза - это средство создает резкое противопоставление образов, понятий, служит для обозначения контраста: «Они сошлись: вода и камень, стихи и проза, лед и пламень»

  1. Работа с текстом. Найти художественные средства в тексте.

Вы были в лесу, когда там властвует зима? Заходишь в лес и оказываешься в плену удивительных впечатлений.

С неба , как маленькие звездочки, падают снежинки. Кажется , что лес затих. Тишина не только в лесу, но и во всем мире. На деревьях столько пушистого снега, что кажется, не выдержат мелкие ветки. ( С. Львов)

- Прослушайте диалог. Чью точку зрения вы разделяете? Как вы думаете, кто же по- вашему прав? Аргументируйте свою позицию, опираясь на предыдущий текст.

8. Итог урока.

- Вернемся к началу урока , когда мы формулировали тему и цель. Достигли ли мы поставленной цели? ( Ответы учащихся)

- Почему за основу мы взяли эпиграф латышского поэта? Почему не русского поэта? ( В повседневной жизни мы не задумываемся о богатстве русского языка. Иностранцу со стороны виднее, иноязычные люди замечают богатство, красоту, выразительность нашего русского языка.

9. Рефлексия

  • Красный стикер- мне было легко

  • Жёлтый - я иногда сомневался

  • Синий- мне было сложно

- Ребята, напишите на стикерах ваши впечатления от урока. Понравился вам урок или не понравился? Спасибо большое за урок.Молодцы!






Рабочая тетрадь по развитию речи 8 класс


Тема урока:_______________________________________________________

1. Работа с таблицей. Задание: соотнесите термины и определения( 7 слайд).

Термины

Определения

Эпитет

  • Переносное значение

Метафора

  • Художественное определение предмета, явления: слово, определяющее предмет или явление

Олицетворение

  • Образное преувеличение

Метонимия

  • Прием, в котором одно явление или понятие поясняется путем сопоставления его с другим явлением

Сравнение

  • Изображение неодушевленных предметов как одушевленных

Гипербола

  • Сближение, сопоставление понятий по смежности

2. Работа с картиной. (11 слайд) Задание: Заполните пропуски художественными средствами языка.

На картине Шишкина изображена _________ сосна, её окружают только ________скалы. Над сосной______________ небо. И.И. Шишкин назвал картину ___________ строкой лермонтовского стихотворения»..


  1. Подберите примеры и соотнесите с терминами

Термины

Примеры

Эпитет

«Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит».

Метафора

«О чем ты воешь, ветр ночной,

О чем ты сетуешь безумно?»

Олицетворение

«Они сошлись: вода и камень, стихи и проза, лед и пламень»

Метонимия

«не то на серебре- на золоте едал»

Сравнение

«сразу могла б поместиться в рот целая фаршированная тыква»

Гипербола

«звенят ручьи моих стихов»

«белеет парус одинокий»


  1. Работа с текстом. Задание: Найдите художественные средства в данном тексте , подчеркните одной чертой, надпишите.

Вы были в лесу, когда там властвует зима? Заходишь в лес и оказываешься в плену удивительных впечатлений.

С неба , как маленькие звездочки, падают снежинки. Кажется , что лес затих. Тишина не только в лесу, но и во всем мире. На деревьях столько пушистого снега, что кажется, не выдержат мелкие ветки. ( С. Львов)

  1. Как вы думаете, кто по- вашему прав? Ответьте на вопрос, аргументируя свою позицию. Опирайтесь на предыдущий текст. 20 слайд.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

© 2010-2022