«Повесть временных лет» как начало русского летописания. Многожанровость литературного памятника. Основные принципы изображения человека

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Повесть временных лет» как начало русского летописания. Многожанровость литературного памятника. Основные принципы изображения человека

Цель:

- познакомить учащихся с жанровыми особенностями летописи, ее ролью в литературе и истории; расширить представление о жанровом своеобразии древнерусской литературы;

- развивать умение логически мыслить, чётко и кратко формулировать основную мысль;

- воспитывать любовь к историческому наследию, культуру чтения литературы прошлого.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

1. Беседа

Учащиеся зачитывают найденные ими афоризмы библейского происхождения, бытующие до наших дней.

- Ребята, объясните, пожалуйста, смысл следующих афоризмов.

Зарыть талант в землю.

Иуда, иудин поцелуй.

Тридцать сребреников.

Нести свой крест.

Блудный сын.

2. Сообщения учащихся о берестяных грамотах

Материал для учителя

Берестяны́е гра́моты, письма и записи на коре берёзы (берёсте), - памятники письменности Древней Руси XI-XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории русского языка. Берестяная письменность известна ряду культур народов мира.

Существование берестяной письменности на Руси было известно и до обнаружения грамот археологами. В обители св. Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях писаху, но на берестех» (Иосиф Волоцкий). В музеях и архивах сохранилось немало поздних документов и даже книг (XVII-XIX веков), написанных на бересте. В 1930 году на берегу Волги близ Саратова крестьяне, роя силосную яму, нашли берестяную золотоордынскую грамоту XIV века.

Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород. Новгородская археологическая экспедиция, работавшая с 1930-х годов под руководством А.В. Арциховского, неоднократно находила обрезанные листы берёзовой коры, а также писа́ла - заострённые металлические или костяные стержни, известные как инструмент для писания на воске.

26 июля 1951 года на Неревском раскопе была обнаружена берестяная грамота № 1: она содержала перечень феодальных повинностей («позёма» и «дара») в пользу некоего Фомы. Открытие показало, что, вопреки опасениям, при написании грамот почти никогда не использовались хрупкие чернила (найдено всего три таких грамоты из тысячи с лишним, в том числе большая московская грамота в 2007 г.); текст был просто процарапан на коре и прекрасно читался. В честь этой находки 26 июля в Новгороде отмечается ежегодный праздник - «День берестяной грамоты». Этот же археологический сезон принёс ещё 9 документов на бересте, опубликованных только в 1953 году.

Подобные находки обнаруживаются и в наши дни. Например, в августе 2007 года найдены первая берестяная грамота в Нижнем Новгороде, а также вторая и третья - в Москве. Причём найденная в Тайницком саду московского Кремля чернильная грамота № 3 с описью имущества стала фактически первым полноценным московским берестяным документом и самой большой из ранее известных берестяных грамот.

Берёзовая кора как материал для письма получает на Руси распространение не позднее первой четверти XI века и выходит из употребления в середине XV века в связи с распространением бумаги, которая именно около этого времени становится дешёвой. Береста рассматривалась как эфемерный, непрестижный материал для письма, непригодный для долгого хранения; её использовали в основном как материал для частной переписки и личных записей, а более ответственные письма и официальные документы писались, как правило, на пергаменте (бересте доверялись лишь их черновики). В одной из берестяных грамот, представляющей собой черновик жалобы должностному лицу, есть прямое указание переписать её текст на пергамент и только потом послать адресату. Лишь немногие грамоты, по-видимому, хранились относительно долго: это два берестяных листа огромного размера с записью литературных произведений (оба найдены в земле в развёрнутом виде), а также две берестяные книжечки: с записью молитв и с текстом заговора от лихорадки.

Целые берестяные грамоты в момент обнаружения обычно представляют собой свёрнутый свиток бересты с выцарапанным текстом на внутренней стороне коры (реже на обеих её сторонах). Меньшая часть целых документов находится в земле в развёрнутом виде. Текст помещается на бересте в строку, в подавляющем большинстве грамот (как и средневековых славянских рукописях вообще) без разделения на слова.

Кроме того, значительную долю находок составляют фрагменты берестяных грамот, нередко повредившихся уже после попадания в землю, но ещё чаще уничтоженных (разорванных или разрезанных) непосредственно перед тем, как их выбросили. Эта практика упоминается в «Вопрошании» Кирика Новгородца XII в., где спрашивается, нет ли греха в том, чтобы по разрезанным грамотам «ходили ногами». Цель уничтожения грамот понятна: адресаты писем заботились о том, чтобы ставшее ненужным письмо не прочёл посторонний. В роли такого «постороннего» и оказываются современные исследователи.

Уникальны берестяные грамоты для изучения повседневной жизни Древней Руси. Они свидетельствуют о широком распространении грамотности в Древней Руси, о том, что горожане обучались азбуке с детства и сами писали свои письма, что грамотны были и женщины; вместе с тем в ряде ситуаций (особенно в переписке высокопоставленных чиновников) уместна была и фигура писца, записывавшего под диктовку и служившего затем в роли посыльного. Семейная переписка новгородцев свидетельствует о высоком положении женщины, посылавшей мужу наказы («приказы»), вступавшей самостоятельно в денежные отношения и т. п.

Есть в берестяных грамотах и сведения о рационе древних новгородцев, их одежде, ремёслах, а также о сфере человеческих взаимоотношений, родственной и дружеской заботе, гостеприимстве, конфликтах. Исключительный интерес представляет любовное письмо девушки XI века.

III. Формирование новых понятий и способов действия

1. Словарная работа

- Берестяные грамоты, безусловно, очень важны для истории, языкознания и литературы, но, как вы уже поняли, они рассказывают главным образом о частной жизни людей прошлого. А о событиях более масштабных мы черпаем сведения из произведений другого жанра - из древнерусских летописей. Что же это за произведения? Давайте запишем в литературоведческих словарях определение этого жанра.

Летопись - повествовательный жанр древнерусской литературы в форме записей важнейших исторических событий по годам, последовательное описание событий их свидетелем или участником.

2. Слово учителя

- Как вы думает, ребята, зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого? Что она дает современному читателю?

- Прежде всего, конечно, культурный человек должен знать свою историю. Знакомство с историей учит ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения здание нашей культуры, мы обретаем «самостоянье человека» (А.С. Пушкин), осознаем себя звеном в цепи поколений.

Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами.

Летописание началось на Руси в XI в. Первым летописцем был киево-печерский монах Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тмутаракань. В конце жизни он стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, по-видимому, он и составил летопись. Ученые считают, что это был 1073 год.

Труд Никона продолжили другие, а в первой четверти XII в. монах Киево-Печерского монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» - одно из самых замечательных произведений древнерусской литературы. До нас эта «Повесть…» дошла переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Так что это произведение - плод творчества нескольких поколений летописцев.

Почему же так важно было для наших предков записать, что «в лето» такое-то произошли такие-то события? Потому что жизнь таким образом приобретала общечеловеческое значение, Русская земля осмыслялась в системе мира, русская история становилась частью истории человечества. Начинается «Повесть временных лет» от Всемирного потопа, летописец говорит о происхождении славян от Иафета - одного из сыновей Ноя. Так русская история получает осмысление как продолжение Священной истории. При этом летописец утверждает право каждого народа иметь свои обычаи, передающиеся от отцов к детям. Так проявляются патриотизм автора и одновременно его общечеловеческие идеалы.

Содержание «Повести временных лет» поражает масштабом охвата исторических событий. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях. В ней записаны легенды о происхождении славян, их расселении по Днепру и вокруг озера Ильмень, столкновении славян с хазарами и варягами, призвании новгородскими славянами варягов с Рюриком во главе (призвание варягов) и образовании государства Русь. Эти предания представляют собой практически единственный источник сведений по формированию первого древнерусского государства. Из него мы впервые узнаем имена русских князей - Рюрика, Синеуса, Трувора, Аскольда, Дира, Вещего Олега.

Велика ее роль не только для литературы, но и для истории, так как при написании летописи использовались документы из княжеского архива, что позволило сохранить до нашего времени тексты русско-византийских договоров 911, 944 и 971 годов. Часть сведений бралась из византийских источников. По словам известного русского филолога Д. С. Лихачева, «Повесть временных лет» являлась «не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной литературно изложенной историей Руси».

3. Самостоятельная работа

Учащиеся делятся на 5 групп. Каждая группа получает задание прочитать и пересказать содержание одной из повестей летописи («Смерть Олега от своего коня», «Начало княжения Святостава, сына игорева», «Осада Искоростеня», «Сказание о Кожемяке», «Об убиении Бориса»).

4. Словарная работа

Найти в словаре и записать в тетради толкования слов тризна, секира, свиток, хартия.

IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Беседа по содержанию повестей

- Как Святослав, сын Игоря и Ольги, начал битву с древлянами?

- Как Ольга отомстила жителям города Искоростеня, убившим ее мужа?

- «И стал тужить Владимир…» Почему?

- Кем был юноша, решившийся на поединок?

Хотя дружина - почетная часть общества, но среди дружинников не нашлось поединщика. А юноша - простой человек, не знатный. Уже это говорит о демократизме «Сказания…».

- Почему Владимир назвал новый город Переяславцем?

- Почему замысел Святополка назван «Каинов»?

2. Сравнительный анализ

Сравните летописное сказание о смерти Олега со стихотворением А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге». Найдите сходство и различия этих произведений.

V. Этап информации о домашнем задании

1. Прочитать «Повесть о Васильке Теребовльском».

2. Ответить на вопросы 9, 10 на стр. 30 учебник

VI. Этап рефлексии



© 2010-2022