«Голос памяти правдивой…» Поэма А. Т. Твардовского «По праву Памяти»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока - исследования.

«Голос памяти правдивой…»

Поэма А.Т. Твардовского «По праву

Памяти»


Эпиграф Я жил, я был - за всё на свете

Я отвечаю головой.

Твардовский.

Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти.

Д. С. Лихачёв.

Цели урока.

  1. Обобщить наши наблюдения - что такое коллективизация, зачем и кому она была необходима, как это событие отразилось в художественных исследованиях 60-80х годов;

  2. Дать обзор жизненного и творческого пути А. Т. Твардовского; определить жанровые особенности и идейное содержание поэмы «По праву памяти».

Ход урока.


  1. Вступительное слово учителя: «Лето 1929 года. Я подымаю его почти со дна моей памяти… Но памяти надёжной, за которую я готов нести прямую ответственность». Эти строки из рассказа Владимира Тендрякова «Пара гнедых». Произведение заканчивается документальной репликой: «Уинстон Черчилль вспоминает о десяти пальцах Сталина, которые тот показал, отвечая ему на вопрос о цене коллективизации. Десять Сталинских пальцев могли означать 10 миллионов раскулаченных - брошенных в тюрьмы, высланных на голодную смерть крестьян, мужчин и женщин, стариков и детей. Но есть другие цифры, 20 миллионов - это не точно, людей в России не считают. Свиней, конское поголовье - считают, а людей не считают.

  2. Беседа:

- Что же такое коллективизация? Как проводилась?

- Как это событие отразили писатели (Шолохов, Тендряков, Можаев)

Сообщение ученицы о Борисе Можаеве, о его романе «Мужики и бабы» гл.12.


  1. Произведение об этой трагедии называется «Год великого перелома» Василий Белов.

Слушая, делаем записи в тетради.

После величайшей смуты, унесшей в своём знобящем вихре миллионы жизней, не прошло и десяти лет, а Россия и Украина уже стояли вблизи очередной, не менее страшной трагедии. Казалось, все силы зла снова ополчились на эту землю.

В лето 1929 году в Филиппов пост был поставлен в Московском Кремле комиссаром над всеми христианами и землепашцами сын гродненского аптекаря Яков Аркадьевич Эпштейн.

Сонмы многих писателей вопили о кулаках и о правой опасности. Совсем недавно Россия давала третью часть мирового хлебного экспорта. Эпштейн, возглавляя сельское хозяйство великой державы, не ведал разницы между озимым и яровым севом.

14-15 декабря было заседание под комиссией, после чего были поспешно приняты предложения. Речь в этих предложениях шла о сроках раскулачивания. Они торопились, дорваться до власти! В среду, 18 декабря комиссия уже утвердила проект постановления. И в портфель Якова Аркадьевича легла папка с листами, исписанными сатанинскими знаками, которые программировали жизнь, а вернее смерть миллионов людей. Эти знаки предрекали гибельный путь для великой страны.

5 января 1930 родилось знаменитое решение ЦК «О темпах коллективизации». Нужно было в невиданно короткий срок разорить миллионы крестьянских гнёзд, требовалось натравить друг на друга, перессорить их между собой, не выпуская из рук вожжей общего руководства.

Подкомиссия «О темпах коллективизации» по часам расписала сроки всех действий. С точностью до вагона, до баржи было высчитано, сколько потребуется транспортных средств, спланирована потребность в войсках и охранников. Всех намеченных на раскулачивание разделили на три категории. Установили минимальный от общего числа раскулаченных процент для расстрелов, т. е. процент отнесённых к первой категории. Вторую категорию решено было выслать из родных мест в труднодоступные районы, третью лишить имущества и предоставить судьбе.


  1. Этот отрывок заставляет вспомнить строки Твардовского

Тут ни убавить

Ни прибавить

Так это было на Земле.


  1. Сообщение о поэте.

Он был поэтом

… правды сущей

Правды, прямо в душу бьющей

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

Его понятие Родины начиналось с малого клочка «неудоби», землицы в клочках и кустарниках, на которой стоял отцов дом. Годы и войны стёрли с лица земли смоленскую деревеньку Загорье, но она осталась жить в поэзии.

Я счастлив тем, что я оттуда,

Из той зимы, из той избы.

И счастлив тем, что я не чудо

Особой избранной судьбы.

Твардовский - сын крестьянина, который в годы коллективизации был раскулачен, а вся семья сослана.

Поэт долгие годы носил клеймо «сына кулака». Его талант, творческая активность, общественный темперамент делает его путь внешне чрезвычайно успешным.

Твардовский - участник двух войн - финской и Великой Отечественной. Не смотря на все официальные признания, он переживает острый духовный кризис.

После смерти Сталина, будучи главным редактором «Нового мира» печатает радикальные по духу статьи, стихи, прозу. Снят с должности в 1954 году. С 1958-1970 снова главный редактор. Пишет сатирическую поэму «Тёркин на том свете» зло высмеивая мертвечину советского бюрократизма. В 1962 году Твардовский сумел добиться публикации рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

До конца жизни поэт так и не смог опубликовать свою поэму «По праву памяти» (1966-1969), болевой нерв которой - последствие разрыва со старой деревней, уход в город, ужас коллективизации.

Эта поэма - социальное и философское раздумье о мучительных путях истории, о драматической судьбе своей семьи, матери, братьев.

Воспоминания брата Твардовского - Ивана:

«19 марта 1931 наша семья навсегда оставила Загорье. С тех пор минуло около полувека. Но вот почему-то ничто не забыто. В памяти сохранились даже мельчайшие подробности. 19 марта 1931 года. В первой половине дня прибыл сам председатель сельсовета. С ним же были понятые:

- Ну, гражданка Твардовская… Всё! Значит слушайте. Значит…одеваться всем! Всё необходимое погрузить на подводы. Топор, пилу, лопату с собой обязательно. Продуктов в дорогу тоже. Одеваться теплее.

На двенадцатый день после отъезда в Загорье всех нас погрузили в товарные вагоны. В каждом вагоне насчитывалось со стариками и детьми до полсотни человек. За это время кормили нас только два раза: в Казани и в Свердловске приносили в вёдрах прямо в вагон суп и кашу. Нынешнее поколение, может быть, с трудом поверит в правдивость моего рассказа. Мы были голодны, одиноки, утомлены самой жизнью и жили только одного - хотя бы оказаться в тени, уснуть, забыться. Кормили плохо, условия в казарме самые ужасные: ни бани, ни постели, не тепла. Грелись мы теплом человеческих тел. У Александра Трифоновича есть точные строки в поэме «По праву памяти»:

Вам -

Из другого поколения -

Едва ль постичь до глубины

Тех слов коротких откровенье

Для виноватых без вины.

Вас не смутить в любой анкете

Зловещей некогда графой:

Кем был до вас ещё на свете

Отец ваш, мёртвый иль живой».


  1. Обращаемся к анализу поэмы, пользуясь вопросом:


  1. Расскажите о трагедии русского крестьянства и народа в 1930-40 годы, используя строки из поэмы.

  2. Как поэт рисует образ отца в поэме, какой смысл вкладывает в слово «кулак»? Почему многократно повторяются слова «сын за отца не отвечает»?

  3. Когда и как употреблены автором ключевые слова поэмы: память, правда, быль, боль? Выпишите эти определения, какие поэтические обороты можно назвать афоризмами?

Память - 1. Воспоминание о ком-чём. Хранить память о каком-нибудь событии.

2. Порядок, основанный на справедливости, честности.

Правда - то, что соответствует действительности, истина.

Быль - то, что было в прошлом (устарело). То, что было в действительности, действительное происшествие.

Боль - ощущение страдания.

Обобщение.

В статье «Не пряча глаз» Лакшин пишет: «Испытывая волнения совести…горчайшей вины перед семьёй, перед отцом с его трудовыми руками, перед задавленным Сталиным русским крестьянством, Твардовский написал поэму «По праву памяти» - своё оправдание и своё покаяние».

Читая поэму, мы убедились: все мы в долгу перед прошлым и будущим, каждый из нас отвечает за своё время, которое это будущее готовит. Но не бывает ответственности без чувства памяти, сопричастности жизни. Чтобы такого никогда не повторилось, мы должны знать правду, какой бы горькой она ни была: слишком велика плата «за эти были» - миллионы погибших. Память, убеждает нас поэт, должна уберечь от повторения страшных ошибок.

Д/з. Творческая работа: Понятны ли вам, людям из другого поколения, мысли автора, или для вас это уже «страницы далёкого прошлого».

Заключительные слова учителя: Рассеялся «чад полуночных собраний», развеялся мрак мнимонепререкаемых истин, именем которых ломались судьбы, разъединялись семьи, корёжились и плющились человеческие души. Наступило время, когда и на прошлое и на свой сегодняшний день мы можем и во имя будущего обязаны безо всяких шор, открыто и прямо.


© 2010-2022