- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе на тему «Бородино». Образ солдата — участника сражения. Произведения живописи, посвященные Бородинской битве ( 5 класс)
Конспект урока по литературе на тему «Бородино». Образ солдата — участника сражения. Произведения живописи, посвященные Бородинской битве ( 5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ефремова М.К. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Бородино». Образ старого солдата - участника сражения. Произведения живописи, посвященные Бородинской битве
I.«Бородино»- отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения
Расскажем ученикам, что стихотворение Лермонтова было откликом на 25-ю годовщину Бородинской битвы.
Подготовленный ученик расскажет о ходе Бородинского сражения. Хорошо, если будет возможность показать портреты героев этого сражения.
Бородинское сражение можно разделить на четыре этапа:
1)с пяти до десяти часов утра - французская армия наносит главный удар по левому флангу русских войск, однако ей не удается прорвать фронт войск генерала П.И.Багратиона;
2) с девяти до двенадцати часов - Наполеон направляет главный удар против центра русских войск в районе батареи Н.Н.Раевского, где несет огромные потери, но не может прорвать позиции русских;
3) с двенадцати до четырнадцати часов - действия русской кавалерии генерала Ф.П.Уварова и казаков атамана М.И.Платова на левом фланге и в тылу неприятельских войск с целью облегчить положение центральных позиций и дать возможность подтянуть резервы;
4) с четырнадцати до восемнадцати часов - безуспешное наступление французов против центра русской армии, борьба за батарею Раевского, окончание сражения.
Артиллерия, поставленная на подготовленных позициях, являлась опорой всего боевого порядка русских войск.
Солдатам и офицерам не уступали в мужестве крупные военачальники, личным примеров вдохновлявшие подчиненных. Генерал П.И.Багратион отбивал атаки французских колонн на Семеновские флеши и был смертельно ранен во время восьмой атаки. Под генералом М.Б.Барклаем-де-Толли было убито пять лошадей, но не было ни одного места в центре русской обороны, где он не появлялся и не ободрял солдат своими словами и примером.
Когда французы ворвались на батарею Раевского, находившиеся поблизости генерал-майор А.П.Ермолов и начальник артиллерии генерал-майор А.И.Кутайсов собрали отступающих, построили их и ударили в штыки. Батарея была отбита. А.И.Кутайсов заплатил за этот успех жизнью.
II.Выразительное чтение стихотворения «Бородино»
После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение стихотворения. Ученики слушают внимательно, обсуждают и оценивают выступления товарищей.
III.Произведения живописи, посвященные Бородинской битве
Подготовленный ученик расскажет о нескольких произведениях живописи, посвященных Бородинской битве и войне 1812 г.
IV.Образ старого солдата - участника сражения
Прочитаем материал рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с.170-171). Впервые в литературе Лермонтов показал историческое событие глазами рядового воина.
- Какие характерные черты солдата вы заметили?
Характерные черты солдата - простодушие, благородство, храбрость, отсутствие хвастовства, правдивость, преданность, любовь к Родине. Храбрость доказывает участие солдата в сражении от начала до конца, его слова: «Что тут хитрить, пожалуй к бою...» Он предан своей клятве сражаться за Отечество: «Уж постоим мы головою // За родину свою!»
Старый солдат правдив, он без хвастовства говорит о том, что к вечеру французы отступили. Он не превозносит свои подвиги, а говорит, что солдаты начали считать свои раны и убитых товарищей.
Искренность чувств, особенная правдивость описания создают впечатление, будто читатель тоже участвует в этом событии.
Два раза - в начале и в конце стихотворения - поэт устами солдата выражает гордость за ушедшее поколение и жалобу на нынешнее:
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри- не вы.
- В чем, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения?
Основная мысль стихотворения - то, что русские люди не жалеют жизни для победы над врагом, для защиты Родины. Стихотворение пронизано чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат и офицеров. Стихотворение создает торжественное настроение. Мы узнаем из стихотворения о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной.
Самостоятельная работа
Напишите ответ на один из вопросов:
- В чем заключается основная мысль стихотворения?
- Каким предстает перед нами защитник Родины?
Домашнее задание
Выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».
Индивидуальное задание
Подготовить чтение или пересказ народных преданий о кладах.