Конспект урока русского языка на тему Синтаксическое чудо, или О пользе сложных предложений (подготовка к ЕНТ, 11 класс). Учитель Дёмина Ольга Петровна

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практикум по синтаксису и пунктуации.

Подготовка к ЕНТ.


Тема: Синтаксическое чудо, или О пользе сложных предложений.


С русским языком можно творить

чудеса и разные превращения.

К.Г. Паустовский


Лексическая тема: Человек и природа.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф.И. Тютчев.

Учитель: Мы сегодня попытаемся услышать «язык» природы, увидеть и понять, как она прекрасна; выяснить, какую роль играют сложные предложения в нашей речи и как используют сложные предложения при описании природы поэты и писатели.


Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Сложное предложение»;

подготовка к ЕНТ.


Задачи:


обучающие: закрепить знания о сложных предложениях, уметь различать их типы; отработать навык постановки знаков препинания; доказать значимость сложных предложений в речи.

развивающие: развивать практические умения и навыки; развивать коммуникативные и творческие способности.

воспитывающие: воспитывать любовь к природе; прививать интерес к изучению русского языка.


Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.


Вид урока: Урок-практикум.


Оборудование: Интерактивная доска, инструктивная карта.


Ход урока.


Организационный этап (запись темы и эпиграфа в тетрадях)


I. Синтаксическая разминка: закончить предложения.


Словосочетание и предложение изучает _________________________

Основная синтаксическая единица - ____________________________

Виды предложений по количеству грам. основ: ___________________

Предложение, имеющее в грам. основе 1 главный член,

называется _______________

Предложение, состоящее только из главных членов,

называется ______________

Виды предложений по цели высказывания: _______________________

Постановку знаков препинания изучает __________________________

СПП состоит из ______________________________________________

Союзы делятся на ____________________________________________

II. Актуализация теоретических знаний.

Учитель: «На ваших столах лежат инструктивные карты, во время выполнения этой работы заполните схему в задании №1»


Блиц-опрос.

1.Какие предложения называются сложными?

2. Какие типы сложных предложений вы знаете?

3. Какие предложения называются ССП?

4. Какие виды ССП вы знаете?

5. Какие предложения называются СПП?

6. Назовите основные виды придаточных предложений.

7. Какие виды обстоятельственных придаточных вы знаете?

(пишет на доске)


Учитель: «А теперь приведите примеры СП из домашнего задания, которое было у вас разноуровневое: выписать из поэтических произведений о природе СП разных типов».

Ученики читают эти предложения.


III. Практикум.

1. «Союзный» дождь.

Задание: распределите союзы по группам: сочинительные и подчинительные.

А теперь в инструкционной карте заполните таблицу в задании №2, распределив подчинительные союзы по видам придаточных.

Эту работу я проверю выборочно.

2. Лингвистический рассказ: развернуть схемы предложений в связную информацию.

(Чтобы = ), [ = ]

Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное, по структуре сложное, союзное, СПП, состоит из главного и придаточного, придаточное цели; 1 предложение - односоставное, 2 предложение - тоже односоставное.

[- = ], а [ - = ]

Предложение повествовательное, по интонации невосклицательное, сложное, союзное, ССП, с противительным союзом а, значение сопоставления или противопоставления, состоит из двух равноправных простых; 1 предложение - двусоставное, 2 предложение - тоже двусоставное.

[сущ., ( которую - = ), = ]

Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное, по структуре сложное, союзное, СПП, состоит из главного и придаточного, придаточное определительное, так как относится к существительному, присоединяется союзным словом «которую»: 1 предложение - двусоставное, 2 предложение - тоже двусоставное.


3. Конструирование предложений: составить из двух простых предложений сложные; начертить схему СПП.


Путешественники спешили.

Ночь в горах наступает быстро.

БСП: 1. Путешественники спешили: ночь в горах наступает быстро.

ССП: 2. Ночь в горах наступает быстро, и путешественники спешили.

СПП: 3. Путешественники спешили, потому что ночь в горах наступает быстро. [- = ], (потому что - =).

4. Путешественники спешили, так как ночь в горах наступает быстро.


Учитель: «А теперь перейдём к пунктуации в СП».


IV. Пунктуация в СП.


1. Создатель Толкового словаря В.И. Даль писал: «Знакоположение грамоты, письма заключает в себе знаки письменные, или буквы, и знаки препинания».

Проблемный вопрос: Почему Даль считал знаки препинания такими же полноценными языковыми знаками, как и буквы?

Ответ: В.И. Даль считал знаки препинания полноценными языковыми знаками, потому что умение ставить знаки препинания так же важно, как и грамотно писать. Трудно себя представить текст без каких-либо знаков! Его невозможно будет ни прочитать, ни понять.

2. К.Г. Паустовский писал: «Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».

Учитель: «Что мы знаем о знаках препинания в СП?»


-Когда запятая не ставится в СП?

В ССП запятая не ставится …

В СПП запятая не ставится …



V. Практикум.


1. Найдите предложения, в которых на месте (?) запятая не нужна.


  1. Солнце пригрело (?) и в тёплом воздухе задрожали, поплыли вершины сопок.

  2. В палисаднике цветёт жёлтая акация (?) и начинает пахнуть сирень.

  3. Когда ушла гроза, над горами засияло солнце (?) и сад наполнился ароматом цветов.

  4. После грозы всё блестело и сверкало (?) и дышалось легко.


2. О М. М. Пришвине.


Учитель: «Нет, наверное, ни одного поэта и писателя, который не обращался бы к теме «человек и природа». Интересно в этом смысле, на мой взгляд, творчество М. М. Пришвина.

Готовясь к уроку, я обратилась к его произведениям и, вы не поверите, сделала удивительное открытие: есть у М. М. Пришвина пейзажные миниатюры, состоящие из одного ССП! Например, «Будущее», послушайте:

Листья опали с деревьев, но почки будущих листьев, будущей жизни определились, и на каждой почке сверкает большая светлая капля. (М. М. Пришвин)

Одно ССП - целое произведение! Когда мы будем писать научные проекты, одна из тем - «Использование СП в произведениях М. М. Пришвина». Можно написать исследование - подумайте над темой.


3. Расставить знаки препинания, найти соответствие.


1. «Правдивым сказочником» называли Михаила Пришвина: с детства он умел открывать небывалое в обыденной жизни.

2. С самого начала творчество Пришвина оказалось связано с природой.

3. В литературу М. Пришвин пришел поздно, но он успел подарить миру прекрасные книги о природе.

4. Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку, то эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.


  1. СПП

  2. ССП

  3. ПП

  4. БСП

4. Работа с текстом (текст В. Пескова).


Задание: прочитать выразительно, озаглавить;

Учитель: К чему призывает автор? (Научиться любить природу)


Списать первых два предложения, расставить знаки препинания, произвести синтаксических разбор второго предложения.

Всё живое украшает природу и делает мир, в котором мы с вами живём, красивым, ярким и интересным. Скучным бывает лес, если в нем не поют птицы и нет звериных следов.

Наблюдая зверей, вы разгадаете много интересных загадок, научитесь любить природу. Природа всегда платит добром за заботу о ней. (В. Песков)

5. Комплексный анализ текста (текст С. Огнева).


Задания:

1.Прочитайте текст выразительно.

2.Определите тему и основную мысль, озаглавьте.

3.Определите стиль и тип речи.

4.Расставьте знаки препинания, объясните, определите типы предложений.

Степь прекрасна весною, когда огромная равнина покрывается красным ковром степных маков, белой скатертью ромашек.

Когда же налетит внезапный ветер, то степь напоминает море. Серебристый ковыль волнуется и стелется мягким одеялом, под которым скрываются обитатели степных просторов. Бредешь по степи и не видишь той жизни, которая спрятана от глаз человека. Её нужно увидеть, почувствовать и сберечь для наших потомков.


6. Речевая практика (проверка д/з).


Учитель: Итак, сделаем вывод: какова роль СП в нашей речи?

Докажите значимость их своими сочинениями-эссе, которые вы писали дома.

Вывод: слова И.С. Тургенева.


«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…

Обращайтесь почтительно с этим могущественнейшим орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

VI. Домашнее задание: разноуровневое.


1) Выписать из текстов художественной литературы 7 сложных предложений разных типов, охарактеризовать их.
2) Составить тест из 5 заданий по теме: «Сложное предложение».

3) Написать сочинение-эссе «Любить и охранять природу».

VII. Оценки.


VIII. Рефлексивный этап: закончите предложение.


1. Сегодня на уроке мы узнали, что…

2. Над чем я задумался…

3. Было интересно…

4. Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся…











© 2010-2022