Урок-путешествие по родному краю. Обобщающий урок в 8 классе по теме: «Обособление второстепенных членов предложения. Функционирование их в речи»

Тема: Урок- путешествие по родному краю. Обобщающий урок в 8 классе по теме: «Обособление второстепенных членов предложения. Функционирование их в речи» (по учебникам «Русский язык. Практика.» под редакцией Пичугова Ю.С. и «Русский язык. Теория»,5 -9 классы, Бабайцева В.В. ,Чеснокова Л.Д.)   Тип урока : практическое применение приобретённых знаний в новой ситуации Вид урока : комбинированный Форма: урок-путешествие.  Методы: частично-поисковый, словесно-иллюстративный, творческий, беседа. Обор...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Урок- путешествие по родному краю.

Обобщающий урок в 8 классе по теме: «Обособление второстепенных членов предложения. Функционирование их в речи»

(по учебникам «Русский язык. Практика.» под редакцией Пичугова Ю.С. и «Русский язык. Теория»,5 -9 классы, Бабайцева В.В. ,Чеснокова Л.Д.)

Тип урока : практическое применение приобретённых знаний в новой ситуации

Вид урока : комбинированный

Форма: урок-путешествие.

Методы: частично-поисковый, словесно-иллюстративный, творческий, беседа.

Оборудование, техническое оснащение: компьютеры , мультимедийный проектор, экран, школьная доска; презентации в Power Point , ЭОР, учебная статья, тексты, карточки.

Цели:

Образовательные:

- закрепить навыки постановки знаков препинания в предложении с обособленными членами;

-научить применять полученные знания на практике;

-связать изучение синтаксиса и функциональной стилистики.

Развивающие:

--развивать познавательный интерес к русскому языку;

-совершенствовать коммуникативные навыки коллективной и индивидуальной работы учащихся ;

- посредством живописи, поэзии, художественного слова развивать эстетический вкус , языковое чутье, творческие способности;

Воспитательные:

- совершенствовать навыки общения учащихся;

- воспитывать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени;

- прививать любовь к родной природе, к людям, к родине

Ход урока

Лишь раскрывая язык в процессе речевой деятельности,

мы способны вскрыть реальный механизм

общественного функционирования языка.

А.А.Леонтьев.

Люблю я всё в тебе, мой край родимый!

Ю.Ф.Старков

I. Создание эмоционального настроя .

(Отрывок из стихотворения Волхоновой Валентины Ильиничны (п.Южный) «Родному краю поклонись » читает Почепко Вова)

До солнца встать не поленись,

Родному краю поклонись!

Незабываемый с рождения,

Он необычный - чувств круженье.

Кусты, деревья кружевные

В туманном облаке с росой,

Дурманят травы медвяные

Вдоль Пижмы, тихой и лесной.

Стремлюсь сюда на возвышенье,

За солнца лучики держусь:

Деревни, поля пробужденье…

Я малой родиной горжусь.

II.Беседа:

Учитель. Ребята, посмотрите на тему урока. Как вы думаете, что нам сегодня предстоит сделать?

(Сегодня мы не только обобщим полученные сведения по теме, но и отправимся в путешествие по родному краю, нашей Тоншаевской земле.)

(обращаемся к эпиграфу №2 ,написанному на доске )

Автор этих строк - мой учитель физкультуры, Юрий Фёдорович Старков. Его , к сожалению, сейчас уже нет в живых, но жива его поэзия, его любовь к нашей родине.

-А что такое родной край для вас? (Родная природа ,наши близкие, родной дом.)

А ещё это русский язык, с помощью которого мы учимся выражать свои чувства, мысли. И не просто выражать, а выражать точно, грамотно и красиво.

(обращаемся к эпиграфу №1 )

- Какова основная мысль лингвиста А.А.Леонтьева ?

-Язык (здесь: синтаксические фигуры, т.е .обособленные члены предложения) делает речь выразительной, богатой, в стилистическом отношении разнообразной.

Учитель: Ребята, сегодня продолжим работу в группах. (Консультанты оказывают помощь, отражают в картах работу участников группы)

Вспомним правила работы групп: (На доске).

Слушать и слышать друг друга.

Не мешать другим.

Активно работать .

Прежде чем отправиться в наше путешествие, поговорим о функциях обособленных членов предложения в речи.

Перед вами - учебная статья, с которой вы должны были познакомиться дома.

III. Проверка домашнего задания. Работа с учебной статьёй «Функционирование обособленных членов предложения в речи». (приложение 1)

1)Что такое обособление? (один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания)

2) Какие второстепенные обособленные члены предложения вы знаете?

3) Какую роль в предложениях играют обособленные члены?

( Двойную: они являются второстепенными членами и одновременно выражают добавочное сообщение, при этом причастия и деепричастия выступают в качестве второстепенных сказуемых.)

4)Что можно сказать о функции обособленных оборотов в речи?

(Паузы, выделяющие обособленные обороты, как бы замедляют нашу речь, делают ее более плавной. Предложения с обособленными оборотами позволяют дать больше информации меньшим количеством предложений. )

5) Для чего употребляются обособленные определения?

( Обособленные определения нередко употребляются для усиления образной, эмоциональной значимости. Они помогают не только увидеть, но и рассмотреть диковинную (удивительную) красоту предмета, явления.)

6 )Для чего употребляются обособленные обстоятельства?

(Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, выполняют функцию выразительности, лаконичности, детального описания)

7)Какую роль в тексте играют обособленные члены?

( Использование обособленных членов предложения ведёт к разнообразию синтаксических конструкций, помогает избежать повторения, нагромождения,

делает речь выразительной, богатой)

Учитель: А теперь мысленно перенесёмся на речные, полевые, лесные просторы. У каждого есть любимый уголок в Буреполоме , Шерстках, Одошнуре. Таких красивых мест здесь много, и каждое имеет своё название.

IV. Работа с миниатюрами из « Краткого топонимического словаря Буреполома»

(Материалы проекта учащихся 8 класса)

1. Сравните два текста (приложение 2)

1. Пижма - небольшая, но очень красивая речка. Особенно хорошо на Дуге. С правого берега сбегает узкая тропинка. По ней и спускаются на приречный лужок. На левом берегу -развесистые липы. Воздух гудит от напряжённой работы пчел, а речка неторопливо несёт свои воды дальше.

2.Пижма - небольшая, но очень красивая речка. Особенно хорошо на Дуге. С правого берега , высокого и обрывистого, сбегает узкая тропинка. По ней и спускаются на приречный лужок, плавно переходящий в песчаную отмель. На левом берегу -развесистые липы, в начале июля благоухающие медовым ароматом. Воздух гудит от напряжённой работы великих тружениц-пчел, а речка , изгибаясь дугой, неторопливо несёт свои воды дальше.

- В чём отличие этих текстов?

- Какой больше нравится? Назовите обособленные члены предложения.

- Какую функцию выполняют они во втором тексте?

( функцию дополнительной информации, делают речь выразительной, богатой, в стилистическом отношении разнообразной. )

2.Угадайте, о чём идёт речь?

1-й группе

До войны это было. Там, где заканчивается сейчас Учительская улица, была пасека. Кроме семьи пасечника, здесь жила женщина с детьми. Работала она на ферме. Обычная женщина, одна воспитывающая ребятишек, скромная и трудолюбивая , она так запомнилась жителям, что место, где стоял её домик, называют теперь … (Марфа)

2-й группе

Раньше Пижма-река была довольно глубокой, а весной широко разливалась, затопляя берега. По реке сплавляли спиленный лес, а оставшийся продолжал своё плаванье до Шерстков и даже, говорят, до г.Кирова.. Сейчас здесь на берегу стоит школьный спортзал ,а за ним -трёхэтажный дом . ( Плотинка)

3-й группе

Одно из любимых мест купания буреполомцев - место слияния Юреки и Пижмы. Берег здесь низкий, а песок ,мелкий и чистый, приятно греет, прилипая к мокрому телу. После войны здесь делали топливо для грузовиков, вывозивших лес с лесной речки Студёнки. ( Уголька)

4-й группе

По Жениховскому мостику пройдите через Юреку, поднимитесь по тропинке выше, минуя вертолётную площадку, сейчас уже заросшую травой, перейдите овражек, узенький и неглубокий,- и очутитесь на полянке… Спустившись к реке, войдите в воду, голубую от отражающегося в ней неба. Здесь мелко. ( Ручеёк)

Задание : найти в тексте обособленные члены предложения, выделить в тексте, назвать их (работа в группах с прочитанными текстами и проверка задания -приложение 3 )

(Обособленные члены предложения делают описание более ярким и точным, уточняют действие, обогащают речь, позволяют передать динамичность картин).

V.Таланты земли тоншаевской.

Учитель: А ещё наш тоншаевский край богат талантливыми людьми : местными поэтами, живописцами, музыкантами .И о них пойдёт сегодня речь. Надеюсь, что наша маленькая родина станет для вас ещё дороже.

1.Словарная работа (индивидуальное задание Трышкину Вадиму):

- Что называется живописью?

- Что такое пейзаж?

-Что такое поэзия?

Учитель: Живопись, поэзия учит нас находить необычное в обычном, видеть в картинах, стихах красоту родной природы.

2. Индивидуальные задания - сообщения учащихся:

о Лямине Юрии Павловиче - Соловьёв Максим (слайд №1-№11 презентации « Таланты земли тоншаевской») ( 2 мин);

О Лачковой Людмиле Николаевне - Мамаева Алла (слайд №12- 21) ( 2 мин)

3. Из стихов местных поэтов (слайд №22 -24 ).

Задание группам: подобрать к предложениям соответствующие схемы обособления второстепенных членов. Какая группа быстрее и правильнее?

1) В семь цветов зажжёт мосты радуга-дуга. ( Мулина Т.Н.)

2) Белым пухом снежинки кружатся,

Щёк коснувшись, текут слезой. (Лаэтина В.Р.)

3) Люблю я русло, вьющееся змейкой,

Кустарники и камыши по берегам. ( Старков Ю.Ф.)

4) Моя печаль, тоншаевская осень,

Пронизана тоншаевским дождём. ( Дудин Б.П.)

5) Ах, ручей-ручей, журчащий весело,

Я на мосточек твой венок повесила. (Лаэтина В.Р.)

6 ) Воспетый с нежностью клочок земли родной. (Волохонова В.И.)

Схемы: […сущ- (какая?) сущ ];

[…гл, | д.о |,(когда?) гл ];

[…сущ, (какое?)|п.о |,… ];

[| |,…сущ…];

[…сущ, (какой?)|п.о |,… ];

[| п.о. | сущ ];

4. Творческие индивидуальные задания нескольким ученикам - работа с миниатюрами (по картинам Л.Н.Лачковой и Ю.П.Лямина).

Задание к первому тексту : списать, подобрав по смыслу и вставив в тексты обособленные члены предложения

1.Покоем и умиротворением веет от картины Людмилы Лачковой.

У берега - белая лошадь ,... К её тёплому боку прижался, … , малыш -…. Уставшее солнце садится за горизонт, и его прощальные лучи скользят по реке ,….

Задание ко второму тексту : списать, составив из предложенных слов предложения с обособленными членами.

2.Глядя на картину Ю.Лямина « Восходовская церковь» ,восхищаешься красотой родной природы.(Бескрайний, простор, на, привлекать, внимание, поля, простирающийся). (Все ,воздух, прозрачный, в, глубокий, расплываясь, благоухать, запахи, трав, скошенный). (Лесок, осенний, купол, церковь , расположиться , небо, уходить , высокое).

VI. Практическая работа остальных учащихся на компьютерах с ЭОР (ФЦИОР, сцена 1,2,3 и ЦОР)-под контролем консультантов ( 15 минут)

VII.Итог урока.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть презентацию и послушать песню о районном посёлке Тоншаево, о реке Пижме , о нашей малой родине, обо всей тоншаевской земле, о нашем крае ,родном и любимом. (Автор: Андрей Лузянин и Ирина Крупевич. Музыка: Андрей Лузянин. Исполняет: Андрей Лузянин)

Релаксация (заключительная).

Учитель: Ребята, наш урок подходит к концу. Что вы чувствовали во время работы? Какие выводы можете сделать сейчас?

Закончите предложения:

1.Было трудно…

2.Было интересно…

3.Теперь я могу…

4.Я бы хотел …

Домашнее задание: написать сочинение на тему «Милый сердцу край!», используя обособленные члены предложения

Учитель: Спасибо всем! Урок окончен!

Приложение 1

Учебная статья «Функционирование обособленных членов предложения в речи».

Обособление - это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения с целью придать им некоторую самостоятельность в предложении, увеличить их смысловую нагрузку. Обособленные члены предложения выделяются интонацией, чем подчеркивается их особое значение среди других второстепенных членов как средства усиления выразительности речи.

В предложении обособленные члены играют двойную роль - они являются второстепенными членами и одновременно выражают добавочное сообщение, при этом причастия и деепричастия выступают в качестве второстепенных сказуемых.

Паузы, выделяющие обособленные обороты, как бы замедляют нашу речь, делают ее более плавной. Это вполне уместно, если соответствует содержанию высказывания. Предложения с обособленными оборотами позволяют дать больше информации меньшим количеством предложений. Употребление обособленных оборотов требует чувства меры. Большое количество их затрудняет восприятие основного сообщения. Обособленные обороты тяготеют к книжным стилям.

В качестве доказательства приведём примеры с обособленными членами: «огромный и величественный» (5), «перелетая с дерева на дерево», «задев крылом» (3), «в три обхвата» (8). Обособленные определения нередко употребляются для усиления образной, эмоциональной значимости. Они помогают не только увидеть, но и рассмотреть диковинную (удивительную) красоту предмета, явления.

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, - сжатая, лаконичная и очень выразительная форма, которая употребляется в книжной речи. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, выполняют функцию выразительности, лаконичности, детального описания: «колыхали, перелетая с дерева на дерево» (3), «обламывали, задев крылом» (3). Занимая позицию в конце предложения, обособленные обороты служат средством создания словесных картин, отличающихся эпическим спокойствием. Без обособленных оборотов, картина может быть беднее, но более динамичным станет повествование.

Использование в речи обособленных членов, в особенности деепричастных оборотов (кратких, лаконичных, подчеркивающих динамичность событий), вместо придаточных обстоятельственных, ведет к разнообразию синтаксических конструкций, помогает избежать повторения, нагромождения одних и тех же сложных предложений. Синонимика таких конструкций свидетельствует о богатстве синтаксических способов выражения близкой, но не тождественной семантики.

Обособление членов предложения является одним из стилистических средств, благодаря чему они становятся более значимыми, а передаваемое сообщение приобретает смысловую точность.

Приложение 2

Сравните два текста

1. Пижма - небольшая, но очень красивая речка. Особенно хорошо на Дуге. С правого берега сбегает узкая тропинка. По ней и спускаются на приречный лужок. На левом берегу -развесистые липы. Воздух гудит от напряжённой работы пчел, а речка неторопливо несёт свои воды дальше.

2.Пижма - небольшая, но очень красивая речка. Особенно хорошо на Дуге. С правого берега , высокого и обрывистого, сбегает узкая тропинка. По ней и спускаются на приречный лужок, плавно переходящий в песчаную отмель. На левом берегу -развесистые липы, в начале июля благоухающие медовым ароматом. Воздух гудит от напряжённой работы великих тружениц-пчел, а речка , изгибаясь дугой, неторопливо несёт свои воды дальше.

Приложение 3

1 группе

Марфа

До войны это было. Там, где заканчивается сейчас Учительская улица, стояла пасека. Здесь , кроме семьи пасечника, жила Марфа с детьми. Работала она на ферме. Обычная женщина, одна воспитывающая ребятишек, скромная и трудолюбивая , она так запомнилась жителям, что место, где стоял её домик, называют теперь Марфа.

2 группе

Плотинка

Раньше Пижма-река была довольно глубокой, а весной широко разливалась, затопляя берега. По реке сплавляли спиленный лес. Чтобы часть брёвен можно было достать, была построена небольшая плотина , плотинка (Сейчас на берегу ,почти напротив Плотинки, стоит школьный спортзал ,а за ним -трёхэтажный дом). Выловленный из реки лес складывался на берегу ,а оставшийся продолжал своё плаванье до Шерстков и даже, говорят, до г.Кирова.

3 группе

Уголька

Одно из любимых мест купания буреполомцев - место слияния Юреки и Пижмы. Берег здесь низкий, а песок ,мелкий и чистый, приятно греет, прилипая к мокрому телу. Это Уголька. После войны здесь жгли уголь, использовавшийся как топливо для грузовиков, вывозивших лес с лесной речки Студёнки. С той поры так и говорят: « Пойдём на Угольку купаться»

4 группе

Ручеёк

По Жениховскому мостику пройдите через Юреку, поднимитесь по тропинке выше, минуя вертолётную площадку, сейчас уже заросшую травой, перейдите овражек, узенький и неглубокий,- и очутитесь на полянке… Спустившись к реке, войдите в воду, голубую от отражающегося в ней неба. Здесь мелко. Ручеёк…

Приложение 4

Работа с ЭОР (ФЦИОР, сцена 1,2,3 и ЦОР) Внимание! Для воспроизведения модуля необходимо установить на компьютере пользователя специальное программное обеспечение - проигрыватель ресурсов (ОМС -плеер)

Обособление определений:

fcior.edu.ru/card/28782/obosoblenie-opredeleniya.html

fcior.edu.ru/card/28835/obosoblenie-opredeleniya.html

school-collection.edu.ru/catalog/res/50c2c03f-9bfe-47fd-9aa5-062bf9765aac/?from=0194dabc-c6b3-4ebc-92ae-b64057b18a2e&interface=teacher&class=50&subject=8&rub_guid[]=0194dabc-c6b3-4ebc-92ae-b64057b18a2e

Обособление обстоятельств:

fcior.edu.ru/card/28823/znaki-prepinaniya-pri-obosoblennom-obstoyatelstve.html

fcior.edu.ru/card/28719/znaki-prepinaniya-pri-obosoblennom-obstoyatelstve.html

school-collection.edu.ru/catalog/res/a1699976-1be0-489b-ae4a-82c2c411c8a2/?from=0194dabc-c6b3-4ebc-92ae-b64057b18a2e&interface=teacher&class=50&subject=8&rub_guid[]=0194dabc-c6b3-4ebc-92ae-b64057b18a2e

Обособление приложений:

fcior.edu.ru/card/5478/obosoblenie-prilozheniy.html

fcior.edu.ru/card/9773/obosoblenie-prilozheniy.html

school-collection.edu.ru/catalog/res/69fe39fc-8fca-4b06-955f-4621b7015086/?from=0194dabc-c6b3-4ebc-92ae-b64057b18a2e&interface=teacher&class=50&subject=8&rub_guid[]=0194dabc-c6b3-4ebc-92ae-b64057b18a2e

Обособление дополнений:

fcior.edu.ru/card/28738/znaki-prepinaniya-pri-obosoblennom-dopolnenii.html

fcior.edu.ru/card/9773/obosoblenie-prilozheniy.html

school-collection.edu.ru/catalog/res/b469c84e-644c-4a2b-a147-d5f8850eb815/?from=0194dabc-c6b3-4ebc-92ae-b64057b18a2e&interface=teacher&class=50&subject=8&rub_guid[]=0194dabc-c6b3-4ebc-92ae-b64057b18a2e

Ссылки использованных иллюстративных и других материалов:

tonshaevo.ru/610-oblasti-rodnoy-okraina-detstva-kolybel-tonshaevo.html

tonshaevo.ru/222-tonshaevskijj-zhivopisec-jurijj-ljamin.html

tonshaevo.ru/403-lyudmila-lachkova-derevenskaya-xudozhnica.html

tonshaevo.ru/414-nash-rajon-tonshaevskij-milyj-serdcu-kraj.html

148.uralschool.ru/?category=33&class=rubric_articles_groups&id=215



© 2010-2022